Напоминание

Метод проектов в технологическом образовании школьников


Автор: Шевченко Наталья Владимировна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "Копьевская СОШ"
Населённый пункт: поселок Копьево
Наименование материала: статья
Тема: Метод проектов в технологическом образовании школьников
Раздел: полное образование





Назад




Метод проектов в технологическом образовании школьников

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного

образования, как отмечает И.С.Сергеев, не оставили без изменений ни одну

сторону школьного дела. «Новые принципы личностно ориентированного

образования,

индивидуального

подхода,

субъектности

в

обучении

потребовали в первую очередь новых методов обучения» [4, с.4]. Одним из

таких методов является метод проектов.

Метод проектов привлек внимание российских педагогов еще в начале

XX столетия в 1905 г. В системе отечественного школьного образования

метод проектов возродился в начале 90-х годов прошлого столетия, что было

связано с внедрением информационных технологий в процесс обучения.

Метод проектов – это комплексный обобщающий процесс рационального

сочетания репродуктивной и продуктивной деятельности, позволяющий

комбинировать и соединять формальные знания с практическим опытом. В

его

основу

положена

идея

о

направленности

учебно-познавательной

деятельности школьников на результат, который получается при решении

той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной

практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным

достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и

ценности.

Проектная

деятельность

основана

на

более

глубокой

организации

процесса обучения учащихся. В результате проектной деятельности полнее

обеспечиваются

современные

требования

к

развитию

личности

обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности,

выполняются и осваиваются ими не только конкретные трудовые действия,

но и в системе решаются разнообразные конструкторско-технологические и

технологические задачи. В России в начале ХХ в. Большое значение методу

проектов уделял С.Т. Шацкий. По его мнению, индивидуальный подход в

обучении заключался в том, что здесь можно «…нащупать для каждого

ученика в отдельности наиболее целесообразный для него темп и способ

работы».

Развитие метода проектов в школах России связано с именами таких

педагогов, как В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина, Б.В.Игнатьев и другие. До

использования метода проектов «обучение в школе основывалось на идее о

том, что знание является побочным продуктом деятельности. То, что

изучалось, должно быть полезным, значимость каждого элемента была

встроена

в

саму

систему.

Школа

представала

как

активная

жизнедеятельность в настоящем, а не подготовка к будущему» [6, с. 90].

«Одной из организационных форм учебных занятий был бригадно-

лабораторный метод» [1, с. 21]. Поэтому назрела необходимость внедрения

новых технологий способствующих всестороннему развитию личности.

Под методом проектов понимается способ организации познавательно-

трудовой деятельности учащихся с целью решения проблем, связанных с

проектированием, созданием и изготовлением реального объекта (продукта

труда).

Метод проектов позволяет школьникам в системе овладеть организацией

практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке – от

идеи до ее реализации в модели, изделии (продукте труда). Он ориентирован

на самостоятельную деятельность учащихся или группы под руководством

(или с помощью) учителя (мастера производственного обучения).

В

образовательной области «Технология» В.Д.Симоненко классифицирует

проекты по их содержанию:

«-интеллектуальные (вносящие изменения в существующие конструкции,

способы, программы для ЭВМ, дизайн интерьера, любых изделии; при этом

особые

надежды

связываются

с

присущим

молодым

неожиданным,

нестандартным взглядом на существующее положение вещей);

-

материальные

(подразумевается

изготовление

инструментов,

приспособлений,

наглядных

пособий,

средств

малой

механизации

и

автоматизации,

изделия

художественно-прикладного

и

технического

творчества учащихся);

- экологические (осуществление экспертной оценки воздушно-газовой

среды, состояния водоемов и почв, распространение эрозии и облесения;

изучение

возможности

сбора

и

использования

вторичного

сырья,

регенерации различных пластполимеров, применение этих материалов для

изготовления объектов труда учащихся);

-

сервисные

(накопление,

подбор,

оформление

и

представле6ние

информации);

-

комплексные,

включающие

интеллектуальные,

материальные,

экологические и сервисные составляющие» [5, с. 15].

Из этого следует вывод, что в образовательной области «Технология»

метод проектов – это комплексный процесс, формирующий у школьников

общеучебные умения, основы технологической грамотности, культуры труда

и основанный на овладении ими способами преобразования материалов,

энергии, информации и технологиями их обработки. Метод проектов

позволяет активно развивать у учащихся основные виды мышления,

творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя

творцом

при

работе

с

различными

инструментами,

материалами,

конструкциями,

технологическими

системами.

Одна

из

конкретных

возможностей метода проектов – использовать жизнь для воспитательных и

образовательных

целей.

Таким

образом,

он

расширяет

горизонты

в

педагогической теории и практике, открывает путь, показывающий, как

перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой

жизнью. Структура проекта включает в себя:

- аргументацию актуальности принятого исследования; - определение

темы исследования, его предмета и объекта;

- обозначение задач исследования в последовательности принятой

логики,

- определение методов исследования, источников информации; -

определение методологии исследования;

- выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы; - определение

путей ее решения, в то числе экспериментальных, опытных; - обсуждение

полученных результатов исследования» [3, с. 10].

Результатами

проектов

могут

быть

изделия,

услуги,

системы,

технологии, разработки по благоустройству окружающей среды и др.

Для выполнения того или иного проекта, по мере необходимости,

учащиеся получают навыки работы с материалами, инструментами и

информацией.

Метод проектов – это то дидактическое средство, которое способствует

формированию навыков целеполагания и позволяет учащимся находить

оптимальные

пути

достижения

сформулированных

целей

при

соответствующем руководстве со стороны педагога. Его можно применять и

при

коллективной,

и

при

индивидуальной

работе

учащихся.

При

дидактически правильном использовании метода в полной мере реализуется

развивающая

и

воспитывающая

составляющие

учебного

процесса.

Применение

метода

проектов

как

ведущего

на

уроках

технологии

способствует реализации дидактических функций.

Образовательная функция подразумевает знакомство учащихся с

основными технологическими знаниями, умениями и терминологией. Перед

учителем не стоит задача ознакомления учащихся с жестко заданным

набором технологий.

Реализация образовательной функции технологии позволит учащимся

с помощью проектной деятельности увидеть глубокие связи абстрактных

способов

обработки

материалов

с

возможностями

удовлетворить

определенные

потребности

личности

и

общества;

позволит

самореализоваться и подготовится к интеграции в ту социально-трудовую

среду, в которой они окажутся после окончания школы.

Воспитательная функция использования метода проектов состоит в

развитии личностных качеств учащихся: деловитости, предприимчивости,

ответственности, выработки навыков разумного риска и др. Проектная

деятельность позволит реализовать их интересы и способности, приучит к

ответственности за результаты своего труда, сформирует убеждение, что

успех в деле зависит от личного вклада каждого.

Развивающая функция использования метода проектов состоит в том,

что

школьники

осознают

возможности

применения

абстрактных

технологических знаний и умений для анализа и решения практических

задач.

У учащихся развиваются навыки выбора одного решения из множества

альтернативных и осознание всех краткосрочных и долгосрочных проблем

этого выбора.

«Проектный

метод

ориентирован

на

творческую

самореализацию

развивающейся личности, развитие воли, находчивости целеустремленности»

[2, с. 251].

Организация проектной деятельности на уроках технологии способствует

развитию творческого потенциала учащихся; проведению самостоятельных

исследований; принятию решений; развитию умений работать в команде и

отвечать за результаты коллективного труда; проведению экономической и

экологической оценок процесса и результатов труда; формирует привычку к

анализу потребительских, экономических и технологических ситуаций.

Введение метода проектов ставит перед учителем ряд проблем, среди

которых можно выделить следующие:

содержание задания для проектов;

методика выполнения проектов учащимися разных возрастов;

знания и умения, которыми должен обладать учитель, чтобы

помочь школьникам разработать проект, а затем контролировать

его выполнение;

знания и умения, которыми должны обладать учащиеся для

успешного выполнения проектов.

Учителю необходимо останавливать выбор учащихся на таких проектах,

которым присуща возможность дальнейшего развития. Например, если

девочка выполнила пого, то вскоре она захочет смастерить весь комплект

хакасских национальных украшений и т. п. А для этого будет необходимо

получить

дополнительную

информацию,

ознакомится

с

новыми

материалами, овладеть новыми умениями и т. д.

Формирование устойчивого интереса у учащихся к данной форме учения

является обязательной педагогической задачей, которую необходимо решить.

Навыки ученического самоуправления, формируемые и совершенствуемые

при

коллективных

формах

деятельности,

создают

предпосылки

для

максимального использования умственных способностей каждого учащегося,

позволяют

проявить

ему

свою

неповторимую

индивидуальность

на

отдельных этапах деятельности. При этом учащиеся сами определяют круг

возможных проблем для индивидуального и для коллективного погашения

возникающих

проблем.

Идеальным

педагогическим

вариантом

можно

рассматривать деятельность учащихся по методу проектов, когда она

согласуется с индивидуальными мотивами и потребностями ученика, что в

реальном

педагогическом

процессе

трудно

осуществимо.

Но

такую

возможность учащимся следует предоставлять хотя бы эпизодически,

например, по методу проектов создать необходимое для ученика учебное

оборудование, приспособление и т. п. Учитель разрабатывает ясные и

понятные как для него самого, так и для учащихся цели и задачи обучения

(учения) на каждом конкретном этапе учебного процесса. Контроль и

самоконтроль обеспечивают эффективность освоения необходимых знаний.

Образовательные, воспитательные и развивающие функции обучения в

комплексе могут быть реализованы на фоне высокой эмоциональной

активности учащихся. В этом смысле целесообразно всеми методами

привлекать

внимание

к

человеческим

факторам

преобразовательной

деятельности, к ее мотивации, жизненной необходимости, удовлетворяемым

потребностям,

эстетическим

и

эргономическим

составляющим,

к

созидательным, а не разрушительным аспектам отношений. Эмоциональная

окрашенность процесса учения способствует созданию работоспособных

творческих

коллективов

учащихся,

объединенных

единой

целью,

мотивированных на достижение этой цели в заданные сроки. Формируется

чувство ответственности перед педагогом и одноклассниками, способность к

самооценке собственных достижений и к выработке индивидуальных

технологий учения. Школьники действуют на основе положительных

установок, они способны к переживанию и сопереживанию успехов и неудач.

Посредством метода проекта на уроке удается установить прочные связи

между

теоретическими

знаниями

учащихся

и

их

практической

преобразовательной

деятельностью.

Гуманистическая

направленность

деятельности учащихся на основе учета человеческих факторов созидания

создает предпосылки для формирования у школьников таких качеств

личности, как решимость и воля в процессе внедрения собственных

разработок в практику. При использовании метода проектов возникает явно

выраженное

противоречие

между

необходимостью

повышать

общеобразовательный уровень учащихся и их личными потребностями и

интересами. Нужно разрешать учащимся выбирать задания, моделирующие

интересующие их жизненные ситуации, но при обязательном условии

согласования целей проектной деятельности со структурой образовательной

программы.

Педагогическая

технология

«Метод

проектов»

является

открытой и, развивающей системой, которая может совершенствоваться на

основе учета передового педагогического опыта. Структура мыслительной

деятельности учащихся при решении проблем методом проектов аналогична

мыслительной

деятельности

профессионального

проектировщика

с

добавлением этапа осуществления проекта на практике путем делания.

Уместно отметить, что моделирующая деятельность педагога является

ведущей и имеющей направленность на воссоздание (моделирование) в

учебном процессе структуры и содержания изучаемой (осваиваемой)

учащимися технологии. На первом этапе все предстоящие действия

проектируются

учащимися

в

теоретическом

виде

с

обязательным

выявлением возможных проблем и противоречий и с разработкой вариантов

их преодоления. На втором этапе все идеи проверяются (реализуются) в

практической деятельности. Все практические действия осуществляются на

основе выработанной стратегии деятельности. По мере реализации проекта

теоретические построения учащихся могут уточняться и конкретизироваться,

в них могут вноситься коррективы. Неизменной остается общая структура

деятельности, воссоздающая (моделирующая) основные закономерности

технологии проектирования.

«Совершенно очевидно, что метод проектов открывает перед каждым,

школьником возможности проявить себя, выявить свои способности,

наметить

будущую

профессиональную

деятельность.

Проще

говоря,

школьнику представляются возможности самому попробовать и испытать

себя

в

разных

сферах,

выявить

что-то

близкое

и

интересное

и

сконцентрировать на этом свои желания, силы, способности. Это позволяет

включить в учебный процесс самое важное: активность, интерес и

сознательную самореализацию главного участника – обучаемого. И, самое

важное: вся деятельность школьника ориентируется на формирование его

мышления, в основе которого лежит личный опыт. Он сам разделяет

ответственность

за

собственное

развитие,

уровень

подготовки

к

самостоятельной деятельности в будущем» [6, с. 101].

Таким образом, использование метода проектов в технологическом обучении

школьников – это не пассивное усвоение знаний

и даже не живой

самостоятельный эксперимент, но акт сознательной целеустановки и живая

деятельность в достижении намеченных целей.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1.

Кальней, В.А. и др. Структура и содержание проектной деятельности.

– Стандарты и мониторинг в образовании №4, 2004г.с.21-26.

2.

Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом

[Текст] /.Г.И Кругликов.- М.: ACADEMA, 2002, 251с.

3.

Новые педагогические и информационные технологии в системе

образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и

системы повышения квалификации педагогических кадров [Текст] /

Под редакцией Е.С. Полат. – М.: Издательский центр Академия, 1999г.

4.

Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся

[Текст]

/

И.С.Сергеев:

Практическое

пособие

для

работников

общеобразовательных учреждений.- М.: АРКТИ, 2004, - 80с.

5.

Симоненко, В.Д. Методика обучения учащихся технологии: Книга для

учителя [Текст] / В.Д. Симоненко . – Брянск: Ишим, 1998. – 58с.

6.

Чистякова, С.Н.[и др.]. Профильное обучение и новые условия

подготовки [Текст] / С.Н. Чистякова. Школьные технологии. – 2003.-

№3. -101с.



В раздел образования