Автор: Шевченко Наталья Владимировна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "Копьевская СОШ"
Населённый пункт: поселок Копьево
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Организация проектной деятельности учащихся по теме: "Хакасское национальное платье"
Раздел: полное образование
Организация
проектной
деятельности
учащихся
по
теме:
«Хакасское национальное платье»
В
соответствии
с
календарно-тематическим
планированием
рабочей
программы мною были составлены уроки, где каждый урок содержит
упражнения направленные на развитие у учащихся интереса к национальной
культуре и приобретение ими навыков проектирования.
Прежде чем приступить к проектированию и изготовлению хакасского
национального платья дети были ознакомлены с источниками и методами
поиска информации. Это было сделано с целью пополнения учащимися
имеющихся у них знаний по разрешению выбранной проблемы. Это
следующие источники:
книги, журналы, справочники, энциклопедии, газеты;
аналоги
хакасского
национального
платья,
находящиеся
в
эксплуатации;
эксперты (в данном случае ими являлись: Ульчугачева А.Г. и Вяткина
Ольга Егоровна, Янгулова Наталья Ильинична, Саможикова Валентина
Иннакентьевна и др.);
потребители.
Собирать необходимую информацию учащимся предстояло самостоятельно,
поэтому
они
были
ознакомлены
с
методами
поиска
необходимой
информации. Это:
библиотечные каталоги;
компьютерные базы данных и сеть Интернет;
изучение и описание подобных изделий (аналогов);
интервью с информаторами;
изучение потребностей рынка в подобном изделии.
Использование вышивки для оформления хакасского национального платья
являлось основой для творческого проекта «Проектирование и изготовление
хакасского платья» и это помогло детям более полно выразить свой
творческий
замысел,
придать
изделию
большую
индивидуальность.
Проект состоял из следующих этапов:
I Поисково – исследовательский
1.На первом этапе учащимися учились брать интервью:
Фрагмент урока
Упражнение 1. Как проводить интервью
Цель: научиться брать интервью у разных людей, для того чтобы
проектируемое
изделие
в
наибольшей
степени
соответствовало
их
потребностям.
Форма активизации занятия: групповая
Материалы: ручка, бумага
Дополнительные сведения
Когда вы проектируете какое-либо изделие, вы должны как можно больше
узнать о жизни тех людей, для которых вы будете создавать это изделие.
Один из общепринятых способов – это интервью. Данное упражнение
поможет вам научиться планировать и брать интервью.
Этапы работы
Ваше
будущее
изделие
–
хакасское
национальное
платье.
Учитель
определяет потенциальных потребителей будущего изделия (музей, туристы,
местные жители, коллекционеры и.т.д.). Вы должны продумать, о чем вы
будете спрашивать выбранного человека. Примерный порядок действий:
1.
В первую очередь разбейтесь на группы. Работая в группе, составьте
список вопросов.
2.
Начните с простых вопросов. Используйте вопросы, на которые можно
ответить «да» или «нет». Такие вопросы называются закрытыми, с их
помощью вы получите факты. Это следующие вопросы: «Хотели ли вы
иметь в гардеробе изделия декоративно – прикладного творчества?»,
«Вам приятно было бы получить подарок, изготовленный своими
руками?», «Считаете ли вы необходимым, чтобы школьники обучались
народному ремеслу?» и.т.д.
3.
Открытые вопросы задают для того, чтобы узнать мнение людей. Они
могут быть сформулированы следующим образом: «Что из хакасской
одежды вы хотели бы приобрести для музея? Для себя лично? Для
своих родственников?».
4.
Сравните перечень ваших вопросов с вопросами, составленными
учащимися других групп.
5.
Задайте друг другу составленные вопросы в процессе ролевой игры.
Способы предоставления результата
Запишите перечень вопросов. Составьте улучшенный вариант вопросника
в тетради после того, как вы опробовали его.
2.Определять потребности людей.
Фрагмент урока
Упражнение 2 Определение потребностей людей
Цель: Ознакомиться с одним из возможных подходов к обсуждению
потребностей людей
Форма активизации занятия: индивидуальная
Материалы: карандаш, таблица
Дополнительные сведения
У каждого есть потребности. Потребность – это нехватка чего-либо в
соответствии с культурным уровнем человека. Потребности людей могут
быть
интеллектуальными,
эмоциональными,
физиологическими,
социальными и др.
Этапы работы
Выполняя упражнение, придерживайтесь предложенного плана.
1.
Внимательно
рассмотрите
каждую
картинку
(хакасское
национальное платье, блюдо хакасской национальной кухни, пого,
вышитый орнамент, рынок, концертный зал, и.т.д.).
2.
Выпишите в графы таблицы («Потребности») названия нескольких
изделий, изображенных на картинках, которые удовлетворяют те
или иные потребности человека.
3.
Запишите в графах таблицы, какие именно потребности людей, по
вашему мнению, удовлетворяются с помощью этих изделий.
4.
Сравните ваши результаты с результатами соседа по парте.
Потребности
изделие
Потребности
физиологические
интеллектуальны
е
эмоциональные
социальные
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
2.Формулировка задачи. Поиск и анализ темы предложенного проекта
(объекта проектной деятельности).
Фрагмент урока
Упражнение 3 Краткая формулировка задачи (1)
Цель: Понять, что такое краткая формулировка задачи
Форма активизации занятия: индивидуальная
Материалы: карандаш, бумага
Дополнительные сведения
Все изделия спроектированы и изготовлены для удовлетворения конкретных
потребностей людей. Обычно перед дизайнером ставят задачу, указывая, что
необходимо спроектировать и для кого. Например: «Разработать
и
изготовить фартук для работы дома на кухне» или «Разработать и изготовить
костюм для солиста танцевальной группы».
Этапы работы
Посмотрите на картинки и подумайте, какая задача была поставлена перед
дизайнером по отношению к каждому изделию.
1.
шкатулка с хакасским орнаментом
2.
бутерброд
3.
сумочка
4.
журнал мод
5.
хакасское национальное платье
6.
хакасская национальная вышивка
7.
хакасский национальный орнамент
Способы предоставления результата
Поясните для каждого изображения: «Разработать и изготовить (укажите, кто
будет использовать это изделие и как его можно использовать)».
Упражнение 4 Краткая формулировка задачи (2)
Цель: Научиться составлять краткую формулировку задачи
Форма активизации занятия: групповая
Материалы: карандаш, бумага
Дополнительные сведения
Все
изделия
созданы
для
удовлетворения
потребностей
людей.
Мы
проектируем и изготовляем изделия, чтобы сделать жизнь людей лучше.
Открытая формулировка задачи: Разработать и изготовить декоративную
отделку для хакасского платья.
Закрытая формулировка задачи: Спроектировать и изготовить элемент
хакасского национального костюма.
Этапы работы
Выполняя упражнение, придерживайтесь плана.
1.
Разбейтесь на группы по три-четыре человека.
2.
Посмотрите на предложенные картинки (например: солист вокальной
группы в хакасском платье, украшенном вышивкой) В каждом случае у
людей существуют потребности, которые могут быть удовлетворены с
помощью различных изделий.
3.
Для
каждой
картинки
сформулируйте
закрытую
и
открытую
формулировки задачи.
4.
Каждая группа должна предоставить свои результаты классу.
Способы предоставления результата. Каждая группа поясняет свои мысли к
каждой картинке, используя следующую последовательность:
Какова потребность, которую следует удовлетворить;
Какую функцию должно выполнять изделие;
Кто будет использовать изделие
3.Сбор, изучение, исследование и обработка необходимой информации,
проработка оптимальной идеи.
Фрагмент урока
Упражнение 5. Выработка идей
Цель: Научиться вырабатывать оригинальные идеи
Форма активизации занятия: индивидуальная
Материалы: карандаш, бумага
Дополнительные сведения
Каждый дизайнер иногда, несмотря ни на какие усилия. Не может придумать
оригинальную
идею.
Чтобы
разблокировать
творческий
потенциал,
профессиональные дизайнеры используют разные методы. Эти упражнения
помогут вам выработать идеи.
Этапы работы
Используя трафареты алынча ульгу (представляют собой разрозненные
выкройки элементов хакасского орнамента кызыльцев), соединяя которые в
определенный рисунок, создается узор вышивки) разработайте орнамент
наплечников или обшлагов, для вышивки хакасского национального платья.
Предложите свое цветовое решение, используя таблицу «Сочетание цветов в
хакасской вышивке».
Способы представления результата
Зарисуйте на формате А 4 получившиеся эскизы, обсудите их в классе
4. Планирование проектной деятельности:
а) определение критериев, которым должно соответствовать проектируемое
изделие;
Фрагмент урока
Упражнение А 6 Составление краткого перечня критериев
Цель: Научиться составлять краткий перечень дизайн – критериев для
изделия.
Форма активизации занятия: групповая
Материалы: карандаш, бумага
Дополнительные сведения
Краткая формулировка задачи – это своего рода указание «разработать и
изготовить что-то для человека или группы людей, которые будут это
использовать». Обычно требуется большое количество информации, чтобы
не потратить много времени, разрабатывая изделие, которое не соответствует
потребностям заказчика/пользователя.
Перечень критериев представляет более детальные требования к изделию.
Он может включать в себя следующее:
Какие функции должно выполнять изделие;
Как изделие должно выглядеть;
Сведения о размерах;
Какие материалы и отделка могут быть использованы и др.
Этапы работы
1.
Разбейтесь на группы по три-четыре человека.
2.
Рассмотрите
хакасскую
вышивку
кызыльцев
и
хакасскую
вышивку качинцев (сагайцев) или хакасское национальное
платье кызыльцев и хакасское национальное платье качинцев.
3.
Обсудите в группах, какие критерии могли быть даны для того,
чтобы разработать представленные изделия.
4.
Сравните ваши результаты с результатами полученными в
других группах
Фрагмент урока
Упражнение А 7 Составление полного перечня критериев
Цель: Научиться составлять перечень инструкций или критериев для
изделия.
Форма активизации занятия: групповая
Материалы: Образец изделия, карандаш, бумага
Дополнительные сведения
Полный перечень критериев включает в себя:
Перечень функций изделия (для чего предназначено);
Внешний вид изделия (как оно должно выглядеть);
Специальные пожелания по использованию изделия;
Юридические или природоохранные требования, которым должно
отвечать изделие.
Этапы работы
Внимательно посмотрите на изделие, находящееся перед вами (хакасское
национальное платье). Обсудите с членами вашей группы, каково может
быть содержание перечня критериев для него. В работе вам помогут изделия
имеющиеся в кабинете технологии. Ответьте на следующие вопросы.
1.
Что это за изделие (название или тип)?
2.
Каковы его функции (для чего предназначено)?
3.
Кто его будет использовать?
4.
Кто может его купить?
5.
Это единичное изделие, изделие мелкой партии или массового
производства?
6.
Прокомментируйте размеры изделия.
7.
Из каких материалов оно будет сделано?
8.
Определите методы изготовления (ручная работа, штамповка и др).
9.
Опишите внешний вид изделия.
10.Назовите основные детали изделия.
11.Определите стиль и вид отделки.
12.Прокомментируйте, насколько безопасно для здоровья использование
изделия.
13.Прокомментируйте вопросы, непосредственно связанные с охраной
окружающей среды при изготовлении или использовании изделия.
14.Какие еще требования вы можете назвать
Способы представления результата
Напишите полный перечень критериев изделия.
Б) исследование вариантов конструкции объекта труда на основе требований
дизайна, экономической оценки состояло из следующих этапов; выбор и
проработка наиболее оптимального варианта конструкции и технологии
изготовления изделия.
1.Выполнения эскиза задуманного изделия (хакасское национальное
платье):
2.Изучения и выбора швов хакасской национальной вышивки;
3.Обоснования подбора тканей и нитей;
4.Детальной проработки изделия (узора);
5.Составления эскиза вышивки;
6.Экономического расчета;
7.Переноса узора на ткань;
8.Выполнения вышивки.
Во время организационно-подготовительного этапа выполнения проекта при
выборе вышивки (оформления швейного изделия) дети учились учитывать:
9.Точный размер изделия (платье);
10.Вид ткани для его выполнения ;
11.Особенности вида вышивки (односторонняя цветная гладь,
тамбурный шов и т. п.);
12.Подбор ниток, проработку швов;
13.Окончательное оформление изделия.
Далее, выбрав понравившийся узор, учащиеся изучали его композиционное
построение и цветовое решение, приемы вышивания и возможность его
использования
при
оформлении
хакасского
национального
платья.
Знакомились с особенностями хакасской
вышивки, технологией ее
изготовления (этот материал является хорошим дополнением творческого
проекта), учитывали целесообразность использования выбранного узора в
сочетании с современными направлениями моды, делали обзор книг и
журналов по хакасской вышивке.
II Технологический
В ходе технологического этапа выполнения проекта дети учились точно
следовать
технологическому
процессу,
изготовления
хакасского
национального платья:
рассчитать прямые материальные расходы (на приобретение ткани,
ниток, игл, пялец и т. п.);
косвенные (на расход электроэнергии при освещении рабочего места).
1.Составлению конструкторской и технологической документации.
2.Выполнению
запланированных
тренировочных
упражнений
и
технологических операций, необходимых для качественного изготовления
изделия.
3. Подбору необходимых материалов, инструментов, приспособлений и
оборудования в соответствии с возможностями и имеющимися ресурсами.
4. Внесению, при необходимости, изменений в конструкцию и технологию.
5. Соблюдению технологической дисциплины, культуры труда.
6. Текущий контроль качества выполнения изделия, операций.
III. Заключительный
Во время заключительного этапа учащиеся стараются проконтролировать
выполненные
операции,
оформить
альбом,
создать
презентацию.
При выполнении проекта, создавая художественное произведение, важно
помнить об экономии средств. Дети учатся определять стоимость своего
изделия:
1.Оценка качества реализации проекта (изготовление объекта труда),
включая его влияние на окружающую среду.
Упражнение 8 Анализ пользователя (проводится когда изделие выполнено)
Цель: Научиться анализировать и оценивать изделие с точки зрения
пользователя.
Форма активизации занятия: групповая
Материалы: карандаш, бумага, изделия выполненные учащимися 8 класса.
Дополнительные сведения
Оцените выполненное вами изделие. Подумайте, насколько хорошо оно
выполняет свои функции, насколько удобно им пользоваться.
Способы представления результата
Заполните графы таблицы, ответив на вопросы
параметры
оценка
комментарий
1
2
3
Выполняет ли изделие
свои функции?
Удобно ли им
пользоваться?
Качественно ли оно
сделано?
Хорошо ли оно
выглядит?
Хотели бы вы иметь
такое изделие?
Упражнение 9 Диаграмма «паучок»
Цель: Научиться оценивать изделия, сравнивая мнения разных людей
Форма активизации занятия: групповая
Материалы:
незаполненная
диаграмма
«паучок»,
цветные
карандаши,
готовое изделие для оценки
Дополнительные сведения
Различные люди по-разному оценивают качество того или иного изделия.
Иногда бывает полезно сравнить несколько мнений. Используя диаграмму
«паучок», вы сможете это сделать и представить результаты в графической
форме.
Этапы работы
Выполняя упражнение, придерживайтесь предложенного плана.
1.
Разбейтесь на группы по три-четыре человека.
2.
обменяйтесь своими изделиями.
3.
Учащиеся
каждой
группы
должны
определить
шесть-восемь
параметров, важных для анализа данного изделия. Они могут включать
в себя внешний вид, затраты (соответствует ли качество цене),
удобство
использования,
экологические
характеристики,
цвет,
экономичность, материал, размер. Каждая группа должна решить, что
важно для оценки данного изделия.
4.
Запишите параметры, придуманные вашей группой на диаграмме
«паучок».
5.
Затем каждый член группы попробует воспользоваться изделием.
6.
Все учащиеся самостоятельно отметят свои выводы на диаграмме
«паучок»: 5-наивысший бал, 1- низший бал. Пусть каждый член
группы возьмет карандаш своего цвета, чтобы соединить точки на
диаграмме, тогда у каждого получится своя «паутина».
7.
Обсудите сходство и различия в оценке разных членов группы. Каковы
причины разницы в оценках?
8.
Есть ли совпадение в оценке? Видна ли закономерность? Есть ли у вас
предложения, как усовершенствовать это изделие?
2.Анализ
результатов
выполнения
темы
проекта
(объекта
проектной
деятельности), испытание его на практике, защита (презентация).
Упражнение 10. Оценка результатов проекта
Цель: научиться проводить оценку своего проекта
Форма активизации занятия: индивидуальная
Материалы: карандаш, бумага
Дополнительные сведения
Когда вы завершили проект, вам необходимо его оценить. При этом важно
оценить как само изделие, так и качество проектирования. Это поможет вам
учиться не только на своих успехах, но и на ошибках!
Этапы работы и способы представления результата
Ответьте на предложенные ниже вопросы на отдельной странице в тетради
творческих работ. Попытайтесь свести слова к минимуму и использовать
эскизы, где это возможно.
Оценка изделия
1.
вернитесь назад, к первоначальной формулировки потребности: почему
вы стали проектировать и изготовлять это изделие? Отвечает ли оно
потребностям людей?
2.
Теперь вернитесь к перечню критериев. Определите, насколько
изготовленное вами изделие соответствует этим критериям.
3.
Запишите впечатления потребителей, которые пользовались вашим
изделием. Или ваших знакомых, которые его видели. А также
результаты испытаний (как изделие функционирует на практике).
4.
Какие улучшения можно внести в ваше изделие и /или какие
направления для дальнейшего исследования возможно наметить?
Оценка качества проектирования
1.
Удалось ли вам составить четкую формулировку задачи по
выполнению проекта?
2.
Насколько хорошо было проведено исследование?
3.
Были ли максимально использованы результаты анализа?
4.
Насколько точно был составлен перечень критериев?
5.
В каких пунктах он должен быть изменен или улучшен?
6.
Насколько широк был перечень ваших первоначальных идей,
относящихся к проекту?
7.
Проводили ли вы необходимую экспериментальную работу с
материалами?
8.
Обосновывали ли вы свои решения на каждом этапе выполнения
проекта?
9.
Была ли стадия разработки изделия достаточно сфокусирована?
10.Основательно ли вы проработали свой проект?
11.Соответствуют
ли
ваши
чертежи
и
технологические
карты
реальному процессу изготовления изделия?
12.Качественно ли изготовлено изделие?
13.Что могло бы быть сделано лучше?
14.Были ли проведены необходимые испытания изделия?
15.Насколько
хорошо
вы
использовали
время,
отведенное
на
изготовление изделия?
16.Что бы вам хотелось сделать по-другому, если бы вы начали работу
по выполнению проекта сначала?