Напоминание

«Народное искусство и нематериальное культурное наследие России"


Автор: Голикова Ольга Дмитриевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ №9
Населённый пункт: город Батайск, Ростовская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Народное искусство и нематериальное культурное наследие России"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№9 (МБ ДОУ №9)

Россия, Ростовская область, г.Батайск, ул, Фрунзе 277 тел.8(86354)5-03-62

Педагогический проект:

«Народное искусство и нематериальное

культурное наследие России»

Автор проекта:

воспитатель средней группы:

Голикова Ольга Дмитриевна

г. Батайск

2022

1

Актуальность.

2022 год – объявлен Президентом Российской Федерации В.В.

Путиным как годом Народного искусства и нематериального культурного

наследия России.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя

заново

открываем

и

переоцениваем.

Это

относится

и

к

прошлому

нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство людей, к

сожалению, поверхностно знакомо с народной культурой.

Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их

радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем

украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие

праздники?

Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен,

вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской

народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и

частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в

детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре,

помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю

и культуру своего народа и создан проект «Народное искусство и

нематериальное культурное наследие России»

Главной идеей данного проекта является воспитание дошкольников

средствами народной культуры, развитие у детей интереса к народной

культуре, потребности приобщения к народным традициям, формирование

интересов

и

вкусов

детей,

воспитание

личности

дошкольника

средствами народного творчества.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно

дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное

восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и

эстетического воспитания.

Именно в этот период происходит бурное

накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного.

Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может

приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не

наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для

становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и

нравственных нормах поведения и взаимоотношений. В своей работе с

детьми дошкольного возраста я убедилась, что положительные качества

личности ребенка можно развивать с помощью ознакомления дошкольников

с устным народным творчеством, с обычаями и традициями русского

народа. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно

и

реализовать

свою

творческую

активность.

Особенно

активен

и

заинтересован ребенок будет, если изучать историю, традиции, обычаи и

культуру он будет вместе с родителями, которые в свою очередь должны

быть активными помощниками и наставниками для своих детей на

протяжении всего проекта.

2

Паспорт проекта

Проблема: Отсутствие знаний исторического наследия, культуры, традиций

и обычаев русского народа у воспитанников, а также диалога между

родителями и детьми на указанные темы.

Цель: Углубить и расширить знания детей 4-5 лет о русских праздниках и

обычаях, знаний истории, традиции русской культуры;

сформировать

понятие о русском народном творчестве; создать условия для формирования

основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей

у

детей

дошкольного

возраста (4-5лет) через

знакомство

с

историей

и культурой России, через потенциал русских народных произведений и

художественных промыслов.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие

задачи:

1.

Способствовать

формированию

патриотических

чувств

у воспитанников - любви к родине, уважения к традициям народной

культуры и истории через знакомство детей с русским фольклором, с жанром

устного народного творчества.

2. Знакомить воспитанников с народным декоративно – прикладным

искусством.

3. Создать условия для активации творческого мышления

воспитанников посредствам народных игр, которые призваны развивать

память, внимание, сообразительность, дружелюбие.

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 месяца).

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.

Вид проекта: творческий проект.

Гипотеза проекта:

Чем больше дети будут вовлечены в процесс самостоятельной

исследовательской,

познавательной

и

продуктивной

деятельности

(по познанию истории и культуры русского народа), при постоянном

сотрудничестве с родителями, тем бережнее будут относиться к своей

Родине. Будут чтить, и знать историю, культуру, традиции и обычаи своей

страны.

Методы и приемы:

метод

обследования,

наглядности (рассматривание

подлинных

изделий, иллюстраций, альбомов, видеофильмов, презентаций и т.д.)

словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения)

практический (самостоятельное

выполнение

детьми

работы,

использование

различных

инструментов

и

материалов

для

изображения)

проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет

включения проблемной ситуации в ход занятия)

сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка, родителя и ребенка

в едином творческом процессе).

3

Проект состоит из 3 этапов:

1 этап - подготовительный

Составление плана основного этапа проекта.

Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме

проекта.

Подбор материалов по теме проекта.

Организация предметно - развивающей среды в группе, в соответствии с

планом основного этапа реализации проекта.

Взаимодействие с родителями с целью создания условий для реализации

проекта, обеспечения предметами народного быта и культуры.

2 этап

- основной

Рассматривание иллюстраций, беседы:

«Знакомство

с

народными

инструментами»:

гусли,

дудочка,

ложки,

трещотка, бубен.

«Русская народная игрушка», «Народные мастера» - игрушки из глины:

дымковская, филимоновская; деревянные игрушки - свистульки, матрешки,

волчки; народные куклы ручной работы и т. д.

«Традиционно-бытовая культура русского народа».

Задачи: Познакомить детей с русской избой, с предметами старинного

русского быта (печь, лавка, прялка, самовар, и др.); Продолжать

знакомить детей с русскими народными играми, пословицами,

поговорками. Развивать связную монологическую речь через устное

народное творчество; Развивать коммуникативные умения с помощью

народных игр. Воспитывать интерес к традициям и обычаям русского

народа, к русскому фольклору.

Подвижные игры:

«Салки»,

«Гуси,

гуси..»,

«Кошки

мышки»,

«У

медведя

во

бору».

Хороводные игры:

«Каравай», «Карусели».

Знакомство с фольклором:

Потешки, загадки, считалки, частушки, пословицы, поговорки.

Чтение художественной литературы:

Русские народные сказки: «Репка», «Маша и медведь», «Пузырь, соломинка

и лапоть», «Волк и семеро козлят».

Непосредственная

образовательная

деятельность

по

рисованию

«Веселые матрешки».

3 этап

- заключительный

- Выставка детских рисунков.

- Презентация на тему: «Русская изба»

- Выставка-музей предметов народного быта и культуры.

4

«Народное искусство и нематериальное

культурное наследие России»

1.

Просмотр презентации «Экскурсия в русскую крестьянскую

избу»,

сопровождающийся

беседой

«Как

выглядел

дом русского

крестьянина».

Цель:

1. Закрепить с детьми понятие изба.

2. Познакомить с традициями строительства избы, её внешним и внутренним

убранством.

3. Словарная работа: изба, сруб, наличники, половицы, конёк, горница,

кровля, крыльцо.

2. Декоративное рисование «Славянские узоры на рубашке».

Цель:

1. Закреплять знания о русских народных промыслах.

2. Учить составлять узор, используя элементы славянской росписи, ее

колорит.

3.

Закреплять

умение

рисовать

концом

кисти

геометрические

фигуры (ромбы, квадратики, спирали).

4. Формировать представление о народном костюме.

5. Воспитывать уважительное отношение к прошлому России.

3. Подвижные русские народные игры.

Цель:

1. Познакомить детей с играми.

2. Приучать детей поочерёдно выполнять разные действия (убегать, ловить).

4. Прослушивание и пение русских народных песенок, закличек.

Цель:

Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.

5. Аппликация «Русские узоры»

Цель:

1. Ознакомить детей с русским народным орнаментом, раскрыть его

характерные черты.

2.

Учить

композиционному

построению

аппликации

орнаментов

из

геометрических элементов.

3. Развивать интерес к народному творчеству, изделиям народного искусства.

4. Воспитывать у детей любовь к культуре своего народа.

6. Народная игрушка «Фольклор»

Цель:

1. Знакомство с народными игрушками, беседа.

2. Усвоить первоначальное представление о возникновении игрушек на Руси.

3. Через игрушку познакомить с историей и традициями на Руси.

4. Познакомить детей с игрушками, сделанными из глины, соломы, дерева.

7. Дидактическая игра «Что спрятано в сундуке».

Цель:

1. Закрепить полученные ранее знания детей о народной игрушке - матрёшке.

5

2. Декоративное рисование «Весёлые матрёшки»

Знакомство с русскими художественными произведениями

1. Чтение русских народных сказок, потешек, небылиц.

2. Создание необходимых условий для знакомства со сказками.

3. Развитие познавательных способностей ребенка - любознательности,

творческого воображения, памяти, фантазии.

4. Пробуждать интерес к сказкам.

5. Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения

применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний.

Познавательная викторина «Что за прелесть, эти сказки?»

Цели и задачи:

•воспитание устойчивого интереса к художественной литературе;

•создание условий для обобщения знаний дошкольников по образовательной

области «Речевое развитие» (приобщение к художественной литературе,

знакомство с устным народным творчеством);

•закрепление знаний русских народных сказок;

•приобретение опыта участия в выполнении тестовых заданий, умении

выбирать правильный ответ из нескольких предложенных;

•развитие

познавательных

способностей

детей

дошкольного

возраста,

расширение кругозора.

Разучивание элементов русского народного танца.

«Предметы старины».

Цели и задачи:

создание

условий

для

совершенствования

и

обобщения

знаний

дошкольников

по

патриотическому

воспитанию

(ОО «Познавательное

развитие», «Речевое развитие»);

• повышение интереса дошкольников к истории и культуре русского народа;

• воспитание патриотических чувств, любви к родине, гордости за свою

страну и народ;

• приобретение опыта участия в выполнении тестовых заданий, умении

выбирать правильный ответ из нескольких предложенных;

• развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста,

расширение кругозора.

Планируемый результат:

Познакомить детей с «русской избой», с предметами старинного

русского быта;

Продолжить

знакомить

детей

с

русскими

народными

играми,

формировать

умение

в

них

играть,

знакомить

с

народными

пословицами, поговорками;

Расширить представление о народном искусстве;

Формировать

понятие

о

жанре

русского

народного

творчества

«сказка».

Воспитывать интерес к фольклору, разучить детские частушки,

потешки.

6

Организовать, совместно с родителями, в группе выставку – музей

предметов народного быта и культуры.

Интеграция областей:

Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально

- коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.

По реализации проекта были получены следующие результаты:

Дети познакомились с «русской избой», с предметами старинного

русского быта;

Продолжили знакомиться с русскими народными играми, научились в

них играть.

Познакомились с народными пословицами, поговорками;

У детей сформировалось понятие о жанре русского народного

творчества «сказка».

У

детей

расширились

представления

о

народном

искусстве

(игрушках, музыкальных инструментах, посуде, предметах быта и т.

д.);

Продолжает воспитываться интерес к фольклору,

дети разучили

детские частушки, потешки;

Совместно с родителями в группе организована выставка – музей

предметов народного быта и культуры.

Работа над проектом позволила мне сформировать у детей необходимые и

доступные представления о быте русского народа и культуре в целом:

пополнились знания о декоративно – прикладном искусстве России,

расширились знания о традициях русского народа, изучения устного

народного творчества – былин.

Мероприятия, которые были проведены в ходе проекта: беседы, выставки,

тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей, получили

положительный результат.

Проделанная работа показала, что у детей появился живой интерес к

изучению истоков народной культуры.

7

Список литературы

1.

Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [текст]:

методические рекомендации/ Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с.

2.

Антонова Г.А., Ельцова О.М., Николаева Н.Н. «Воспитание духовности

через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре

русского народа»

3.

Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. [текст]: пособие

для педагогов дошкольных учреждений/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.:

издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.

4.

Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-

разному [текст]: нейропедагогика - учителям, воспитателям, родителям,

школьным психологам / В.Д. Еремеева. – Учебная литература, 2008. – 160 с.

5.

Из

«Сказаний

русского

народа»,

собранных

И.П.

Сахаровым

«Народные праздники и обычаи». Москва «Дружба народов» 1991г.

6.

Князева О.Л., Маханева М.Д., Приобщение детей к истокам русской

народной культуры, Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС,2020

7.

Народное искусство детям (под ред. Т.С. Комарова). Издательство

МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва 2016.

8.

Наша родина-Россия. Москва РОСМЭН 2016,

9.

Природа России. Москва РОСМЭН 2016,

10.

Российская академия наук. Музей антропологии и этнографии им.

Петра Великого (Кунсткамера) РАН Центр коренных народов Ленинградской

области. О.И. Конькова, Л.С. Лаврентьева, Л.А. Сакса «коренные народы

Ленинградской области» справочно-информационное издание для детей

Санкт-Петербург 2014 год.

8

Приложение

9

Русские народные сказки

Цель: Формировать у детей понятие о жанре русского народного творчества

«сказка», учить понимать смысл прочитанного, понимать основную мысль,

отвечать на вопросы.

«Репка» — русская народная сказка, которая знакома каждому ребенку с

малых лет. Записанная и опубликованная в 1863 году «Репка» А.

Афанасьевым имеет цепочные действия, ясные даже малышу, поэтому

можно читать сказку с раннего возраста. Произведение рассказывает о том,

как важная работа заставляет взглянуть друг на друга по-другому. Она

научит юного читателя не стесняться просить о помощи, помогать тем, кто

слабее, и даст понять, что вместе с любой задачей справиться легче.

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая.

Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может!

Позвал дед бабку:

бабка за дедку,

дедка за репку —

тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала бабка внучку:

внучка за бабку,

бабка за дедку,

дедка за репку —

тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала внучка Жучку:

Жучка за внучку,

внучка за бабку,

бабка за дедку,

дедка за репку —

тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала Жучка кошку:

кошка за Жучку,

Жучка за внучку,

внучка за бабку,

бабка за дедку,

дедка за репку —

тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала кошка мышку:

мышка за кошку,

кошка за Жучку,

Жучка за внучку,

внучка за бабку,

бабка за дедку,

дедка за репку —

тянут-потянут, — вытянули репку!

10

«Гуси-лебеди» — русская народная сказка

Жили мужик да баба. У них были дочка да сынок маленький.

– Доченька, – говорила мать, – мы пойдём на работу, береги братца! Не ходи

со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек.

Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила

братца на травку под окошко, сама побежала на улицу, заигралась,

загулялась.

Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.

Вернулась девочка, глядь – братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда – нету!

Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с

матерью, – братец не откликнулся. Выбежала она в чистое поле и только

видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за тёмным лесом.

Тут она догадалась, что они унесли её братца: про гусей-лебедей давно шла

дурная слава – что они пошаливали, маленьких детей уносили. Бросилась

девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела – стоит печь.

– Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Печка ей отвечает:

– Съешь моего ржаного пирожка – скажу.

– Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся…

Печка ей не сказала.

Побежала девочка дальше – стоит яблоня.

– Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

– Поешь моего лесного яблочка – скажу.

– У моего батюшки и садовые не едятся…

Яблоня ей не сказала.

Побежала девочка дальше. Течёт молочная река в кисельных берегах.

– Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?

– Поешь моего простого киселька с молочком – скажу.

– У моего батюшки и сливочки не едятся…

Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего

– надо идти домой. Вдруг видит – стоит избушка на курьей ножке, об одном

окошке, кругом себя поворачивается. В избушке старая баба-яга прядёт

кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками.

Девочка вошла в избушку:

– Здравствуй, бабушка!

– Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?

– Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.

– Садись покуда кудель прясть.

Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядёт – вдруг из-под печки

выбегает мышка и говорит ей:

– Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.

Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:

11

– Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит,

зажарит и съест, сама на твоих костях покатается.

Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять:

– Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.

Девочка взяла братца и побежала.

А баба-яга подойдёт к окошку и спрашивает:

– Девица, прядёшь ли?

Мышка ей отвечает:

– Пряду, бабушка…

Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого.

Баба-яга закричала:

– Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!..

Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит – летят гуси-лебеди.

– Речка, матушка, спрячь меня!

– Поешь моего простого киселька.

Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла её под кисельным бережком.

Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.

Девочка с братцем опять побежала. А гуси-лебеди воротились, летят

навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня…

– Яблоня, матушка, спрячь меня!

– Поешь моего лесного яблочка.

Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня её заслонила ветвями,

прикрыла листами. Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.

Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-

лебеди увидели её, загоготали – налетают, крыльями бьют, того гляди братца

из рук вырвут.

Добежала девочка до печки:

– Печка, матушка, спрячь меня!

– Поешь моего ржаного пирожка.

Девочка скорее – пирожок в рот, а сама с братцем – в печь, села в устьице.

Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к

бабе-яге.

Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой.

А тут и отец с матерью пришли.

Сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть»

Соломинка и лапоть идет для самых маленьких читателей, тем не менее,

наполнена большим смыслом. Сюжет простой – трое друзей пузырь,

соломинка и лапоть не могли перебраться на другой берег реки. После

размышлений решили так: соломинка перетянулась через реку как мостик, да

пока по ней шел лапоть, переломилась. Лапоть упал в реку, а пузырь так

хохотал, что лопнул. Мораль сказки – если нет взаимопомощи и

взаимовыручки, то беда, кто посмеялся над бедой друга, грош цена такому

12

человеку. Общую проблему нужно решать сообща, придумывать разные

варианты, участвовать всем, а не думать, как бы только одному было хорошо.

Жили-были пузырь, соломинка и лапоть.

Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти

через реку.

Лапоть говорит пузырю:

— Пузырь, давай на тебе переплывем!

— Нет, лапоть! Пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, мы

по ней перейдем.

Соломинка перетянулась с берега на берег. Лапоть пошел по соломинке, она

и переломилась. Лапоть упал в воду.

А пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул.

«Волк и семеро козлят»

Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» рассказывает историю

мамы козочки, ежедневно уходившей на рынок за продуктами. Оставляя

детишек, коза, строго-настрого запрещала открывать входную дверь,

неважно кто за ней стоит: только на опознавательный знак – песенку, дети

могли открыть ее. Однажды разговор матери с детьми подслушал хитрый,

коварный волк и задумал обмануть козлят, чтобы съесть их. Добрая мама не

догадывалась о коварных намерениях серого хищника..

Жила-была коза с козлятами. Уходила коза в лес есть траву шелковую, пить

воду студеную.

Как только уйдет - козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят.

Воротится коза, постучится в дверь и запоет:

- Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла - молока принесла;

Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю!

Козлятки отопрут дверь и впустят мать. Она их покормит, напоит и опять

уйдет в лес, а козлята запрутся крепко-накрепко.

Волк подслушал, как поет коза. Вот раз коза ушла, волк побежал к избушке и

закричал толстым голосом:

- Вы, детушки!

Вы, козлятушки!

Отопритеся,

Отворитеся,

Ваша мать пришла,

Молока принесла.

13

Полны копытцы водицы!

Козлята ему отвечают:

- Слышим, слышим - да не матушкин это голосок! Наша матушка поет

тонюсеньким голосом и не так причитает.

Волку делать нечего. Пошел он в кузницу и велел себе горло перековать,

чтоб петь тонюсеньким голосом. Кузнец ему горло перековал. Волк опять

побежал к избушке и спрятался за куст.

Вот приходит коза и стучится:

- Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла - молока принесла;

Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю!

Козлята впустили мать и давай рассказывать, как приходил волк, хотел их

съесть.

Коза накормила, напоила козлят и строго-настрого наказала:

- Кто придет к избушечке, станет проситься толстым голосом да не переберет

всего, что я вам причитываю, - дверь не отворяйте, никого не впускайте.

Только ушла коза, волк опять шасть к избушке, постучался и начал

причитывать тонюсеньким голосом:

- Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла - молока принесла;

Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю!

Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу и всех козлят съел.

Только один козленочек схоронился в печке.

Приходит коза; сколько ни звала, ни причитывала - никто ей не отвечает.

Видит - дверь отворена, вбежала в избушку - там нет никого. Заглянула в

печь и нашла одного козленочка.

Как узнала коза о своей беде, как села она на лавку - начала горевать, горько

плакать:

- Ох вы, детушки мои, козлятушки!

На что отпиралися-отворялися,

Злому волку доставалися?

Услыхал это волк, входит в избушку и говорит козе:

- Что ты на меня грешишь, кума? Не я твоих козлят съел. Полно горевать,

пойдем лучше в лес, погуляем.

Пошли они в лес, а в лесу была яма, а в яме костер горел. Коза и говорит

волку:

- Давай, волк, попробуем, кто перепрыгнет через яму?

Стали они прыгать. Коза перепрыгнула, а волк прыгнул, да и ввалился в

14

горячую яму. Брюхо у него от огня лопнуло, козлята оттуда выскочили, все

живые, да - прыг к матери! И стали они жить-поживать по-прежнему.

Подвижные игры для средней группы

15

Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с

народными играми; развивать двигательную активность, закреплять умение

бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в

пространстве»

Подвижная игра «У медведя во бору»

Цель: Приучать детей поочерёдно выполнять разные функции (убегать и

ловить) .

Описание игры: Определяется берлога медведя (на конце площадке) и дом

детей на другой. Дети идут в лес гулять и выполняют движения

соответственно стиху, который произносят хором:

У медведя во бору,

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит

И на нас рычит.

Как только дети закончили говорить стихотворение, медведь с рычанием

встаёт и ловит детей, они бегут домой.

«Салочки»

Правила игры

Игра начинается с того, что выбирается водящий (методом считалки, по

вытянутому жребию, по договоренности). Принцип того, как играть в

пятнашки, прост: водящий – салка, стремится догнать других участников и

осалить. Салить – значит прикоснуться к другому игроку рукой или

предметом, участвующим в игре (платком, мячом, ленточкой и другими

подобными). Главное условие – касание должно быть легким, нельзя хватать

игрока и тащить за собой.

«Осаленный» игрок становится новой салкой, а бывший «Вода» вновь

становится членом команды.

Игра уникальна: при соблюдении условий, может никогда не закончиться.

Играющие ребята могут бесконечное количество раз обмениваться ролями и

продолжать играть. Игроки, которые убегают от водящего, могут

передвигаться только по оговоренной заранее территории, выбежавший же за

установленные границы игрок автоматически получает штраф, становясь

новым водящим. При смене воды, новый «салка» должен громким голосом

объявить, что ситуация изменилась.

В облегченной версии игры для убегающих участников допускается создать

«домик» для отдыха (начертить мелом, обозначить предметами, сложить

руки над головой и другими способами), куда можно входить перевести дух

или спастись от подбегающего салки. Однако долго в убежище находиться

запрещено, а тот, кто пренебрегает правилом, также получает штрафную

санкцию и сменяет ведущего.

16

Кто придумал игру пятнашки – история возникновения

Детская игра пятнашки зародилась в СССР еще в старину, правила игры

имеют схожесть с взаимодействием народа и диких животных – наподобие

самых простых действий с бегом и ловлей друг друга (по типу догонялок,

ловишек, салочек), где главное – выигрывать схватку.

Просуществовав много тысяч лет на Руси, старинные игры-догонялки не

утратили популярность, а только укрепили свои позиции, ведь передаваясь от

поколения к поколению, они перенимали в себя самые интересные народные

традиции, сохраняя народность. Кроме того, эти игры являлись и

отражением человеческих взаимоотношений – проигрывая действия,

мальчики и девочки учились взаимодействовать в группе, считывать эмоции

друг друга, соревновались кто быстрее, она позволяла придумывать и

создавать свое собственное описание игры и развивать спортивные качества.

Разнообразие форм игры

Салочки имеют несколько форм игры:

«Пятнашки» (с применением различных заданий) – догонялки,

развивающие быстроту в беге, координацию в пространстве, ловкость и

способность уворачиваться.

«Переходные игры» – действия переходят из самостоятельного лидерства в

групповое взаимодействие.

«Ловля парами, цепочками» – такая разновидность обучает

согласованности в действиях между участниками, развивает командную

составляющую.

«Командные» – когда в действиях присутствует элемент состязания между

полноценными командами.

Подвижная игра «Гуси-гуси»

с использованием физических упражнений

в средней группе

Цель:

- Развивать ловкость, быстроту реакции;

- Закреплять умение выполнять действия взятой на себя роли;

- Согласовывать слова с игровыми действиями;

- Вызвать у детей эмоциональный отклик на участие в игре.

Атрибуты :

- мел;

- маска волка;

- эмблемы гусей;

- шапочка для пастуха.

Предварительная работа: Чтение сказки «Гуси –

лебеди», рассматривание иллюстраций с изображением, знакомство с

профессией «Пастух», заучивание потешек.

17

Словарная работа: пастух, гусыня, луг.

Ход занятия.

Вводная часть:

Воспитатель: хлопает в ладоши (зазывает детей на игру)

Воспитатель: Дети, вы играть любите? (да)

Сегодня мы с вами будем не ребятами, а «Гусятами». Покружились,

покружились и в «Гусей» мы превратились! (дети кружатся, им надевают

эмблемы с изображением гуся, воспитатель – маску «Гусыни»)

Воспитатель: Сегодня мы с вами поиграем в игру «Гуси- гуси».

(выбираются дети, исполняющие роли волка и пастуха, те дети, на

которых нет эмблем «Гуся»).

Воспитатель: Здесь у нас будет наш дом - дом гусей (обозначаю мелом,

а на этой стороне (группы, участка) будет место пастуха (обозначаем

макетом). Сбоку – логово, в котором живет волк. Остальное – луг.

Основная часть:

Воспитатель: Я, ребята «мама-гусыня», а вы мои «Гусята».

Воспитатель: Сейчас нас пастух выгонит на луг гулять.

Пастух: «Кыш-кыш, кыш (пастух похлопывает в ладоши - выгоняет гусей

на луг, они пасутся).

- Вышли «Гуси» погулять, свои лапки поразмять (дети идут по кругу).

- По лужку гуляли, лапки поднимали.

дети идут, поднимая колени высоко (1, 2, 3, 4, 5 на носках идем гулять).

- А теперь, гусятки, мы идем на пятках. (Ходьба на пятках).

Пастух: Гуси, гуси!

Гуси : Га-га-га!

Пастух: Есть хотите?

Гуси : Да-да-да!

Пастух: Так летите.

Гуси : Нам нельзя, серый волк под горой не пускает нас домой!

Пастух: Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!

Гуси, расправив крылья, летят, а волк старается их поймать.

После нескольких перебежек подсчитывается количество пойманных.

По желанию детей игра повторяется 2-3 раза.

Потешки

18

Цель: формировать любовь к устному народному творчеству.

Зайка серый наряжается,

Видно в гости собирается.

Вымыл носик, вымыл лобик,

Вымыл ухо, вытер сухо.

Надел бантик, стал он франтик.

***

Сорока – белобока

Летела издалёка

К малым птенчикам,

К своим детушкам.

Детки малые пищат,

Есть хотят, пить хотят.

***

Мишка – топтыжка

По лесу гулял.

Мишка – топтыжка

Малину искал.

Сердится мишка,

Рычит и топочет:

Нету малины,

А кушать он хочет!

***

Лисонька – лисичка,

Ты где была?

В деревне.

Лисонька – лисичка,

Что ты там делала?

Стерегла уточек,

Стерегла курочек.

***

Зайчишка-трусишка

По полю бежал,

В огород забежал,

Морковку нашёл,

Сидит грызёт.

Ай, кто-то идёт!

***

Как у Яшки у кота

Шубка очень хороша:

На груди манишка,

На ногах штанишки,

На пушистых лапках

19

Коготки - царапки.

Яша – котик озорной,

Он веселый и смешной:

Любит мячик он гонять,

На подушечке лежать.

***

Как у нашей Манечки

Розовые маечки.

В одной маечке ходила

Наша Манечка, бродила,

Заболела Маня наша-

Есть не хочет Маня каши!

Что нам делать, как помочь ей?

Как вернуть улыбку дочке?

Созовем совет скорей.

Папа скажет у дверей:

«Надо нам врача просить,

Нашу Манечку лечить».

***

Вот журчит водица,

Мыльце пузырится.

Ты, журчи - водица,

Деткам дай умыться.

***

Дождик капнет на ладошку,

Все увидят каплю - крошку.

Если он польёт сильней,

Побегут ручьи быстрей.

Солнышку и детям отдыхать пора.

Вот они все вместе уходят со двора.

Пообедать надо, надо им поспать,

А проснувшись, снова можно всем играть.

***

" Мы проснулись "

Мы проснулись, мы проснулись

И друг другу улыбнулись.

Ножки поднимаем,

Ручками вращаем.

Повращаем раз - другой

Сон уходит вон - долой.

Водой будем умываться,

Потом дружно одеваться.

***

Солнышко устало на облачке сидеть.

20

Выходите, дети, спинки свои греть.

Поиграем вместе в "Каравай" и "Чехарду",

А, потом вы спрячетесь, а я вас - найду.

***

Не плачь, не плач

Куплю калач.

Не ной дорогой,

Куплю другой.

Ой не плачь, не кричи

Куплю тебе три.

***

У киски боли,

У собачки боли,

А у моего малыша

Заживи-заживи-заживи.

Ах, капля – мокля,

Глазоньки промокли.

Кто будет детку обижать,

Того коза будет бодать.

***

Баю, баю, баю, бай

Ты собачка не лай.

Бело лапа не скули,

Нашу дочку не буди.

Темна ноченька, не спится,

Наша доченька боится.

Баю-баю-байки

Прилетели чайки.

Стали крыльями махать

Нашу Катю усыплять.

***

Вот лежат в кроватке

Розовые пятки.

Чьи это пятки –

Мягки да сладки?

Прибегут гусятки,

Ущипнут за пятки.

Прячь скорей, не зевай,

Одеяльцем накрывай!

***

За окошком вечер,

А на небе месяц.

Спит малыш в кроватке,

В стойле спит лошадка,

21

Белочка - в дупле,

Собачка - в конуре.

Ну а солнышко проснется,

Малыш маме улыбнется.

Будет день веселым.

Расти малыш здоровым.

***

Свети, свети, солнышко,

Красное ведрышко!

Рано-рано вставай,

Своих деток согревай!

Дождик, дождик, посильней -

Будет травка зеленей,

Вырастут цветочки

На нашем лужочке.

Дождик, дождик, пуще,

Расти, трава, гуще.

***

Дождик, дождик,

Кап-кап-кап!

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять –

Мы промочим ножки.

***

Маша варежку сняла:

-Поглядите, я нашла!

Ищешь, ищешь — и найдешь.

Здравствуй, пальчик!

- Как живешь?

***

Ты мне ручки подай,

Да с кровати вставай,

Умываться пойдём,

Где водичка найдём!

***

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

***

Ай, лады, лады, лады

Не боимся мы воды,

22

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Знаем, знаем, да-да-да

Где ты прячешься, вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку

По-нем-ножку.

Лейся, лейся, лейся

По-сме-лей -

Детка умывайся веселей!

***

Знаем, знаем – да-да-да!

В кране прячется вода!

Выходи, водица!

Мы пришли умыться!

Лейся понемножку

Прямо на ладошку!

Будет мыло пениться

И грязь куда-то денется!

Мышка

Серенькая мышка

Хвостиком виляла.

Серенькая мышка

В речку упала.

Добрые детишки

Помогите мышке

Выбраться наружу

Из воды на сушу!

Фольклорные загадки

23

Золотой ушел,

серебряный пришел.

Солнце и месяц

Дарья и Марья видятся,

Да не сходятся.

Пол и потолок

В новой стене,

В круглом окне

Днем стекло разбито,

За ночь вставлено.

Прорубь

Мать толста,

Дочь красна,

Сын — бес,

Долетел до небес.

Печь, огонь, дым

Маленький Ерофейка

Утонул до шейки.

Гвоздь

Зелененький,

Маленький,

По полу елозит,

Себя не занозит.

Обежал весь теремок

И опять встал в уголок.

Веник

Черный конь

Прыгает в огонь.

Кочерга

Горенка нова,

Головка черна,

Шапочка золоченая.

Свечка

Сама не ест, а других кормит.

Ложка

На четырех ногах и руки в боках.

Самовар

В печке белые овечки.

Узнать ответ

Не сеют, не сажают, а сами вырастают.

Узнать ответ

Стоят столбы беленые,

На них шапочки зеленые.

Березы

24

Лежит брус – через всю Русь.

Дорога

На потолке, в уголке

Висит сито – не руками свито.

Паутина

Три братца

Пошли купаться.

Два купаются,

Третий на берегу валяется.

Искупалися,

Вышли,

На третьем повисли.

Коромысло и ведра

Зацепилась за карниз

И растет не вверх, а вниз.

Сосулька

Старик у ворот все тепло уволок.

Сам не бежит и стоять не велит.

Мороз

Плаваю под мостиком —

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть, да не говорю,

Глаза есть — не мигаю,

Крылья есть — не летаю.

Рыба

На всякий зов даю ответ,

А ни души, ни тела нет.

Эхо

Народные считалки

25

Считалками пользовались дети как в далёкие времена, так и сейчас.

Самое главное её назначение: она является любимым помощником в

распределении ролей в прятках, в пятнашках, в «волках и овцах» и в

других играх. Иногда играющие, которые хотят начать игру первыми,

кричат: «Чур, я – первый!». Но многие из детей хотят быть первыми или

наоборот.

Что так нравится детям в считалках? Их предназначение сохранилось,

ведь на кого падёт выбор, тому и повезёт. Любая считалка учит детей

следовать правилам игры, ведь водящий выбирает по воле случая. Детские

считалки вырабатывают в характере такие качества, как чувство

товарищества и честность.

Все участники игры встают в круг, в ряд или садятся на скамейки, на

траву, один из них выходит на середину и громко, четко выговаривая

слова, произносит нараспев считалочку. Тот, кто произносит считалку,

при каждом слове, а иногда и слоге прикасается поочередно рукой к

играющим, не исключая и самого себя. Тот, на кого выпадает последнее

слово, становится водящим.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть,

К нам сорока подлетела

И тебе водить велела.

Раз, и два, и три, и десять,

Выплывает белый месяц.

Кто до месяца дойдет,

Тот и прятаться пойдет.

Лиса по лесу ходила.

Лиса голосом вопила,

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела -

Мужу двое, себе трое

И детишкам по лаптишкам!

Кто лаптишки найдет,

Тот водить пойдет.

Цынцы-брынцы, балалайка,

Цынцы-брынцы, поиграй-ка,

Цынцы-брынцы, не хочу,

Цынцы-брынцы, спать хочу.

Цынцы-брынцы, куда едешь?

Цынцы-брынцы, в городок,

Цынцы-брынцы, чего купишь?

Цынцы-брынцы, балычок

За морями, за горами,

За высокими лесами

На полянке теремок,

На дверях висит замок.

Ты за ключиком сходи

И замочек отопри.

Раз, два - в лесу трава,

Три, четыре - круг пошире,

Пять, шесть - сушки есть,

Семь, восемь - в гости просим,

Девять, десять - земляника…

Ну-ка, Даша, поводи-ка!

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять,

десять.

Выплывает новый месяц.

Кто до месяца достанет,

тот и прятаться не станет.

Раз, два, три, четыре,

Пять, шесть, семь,

Восемь, девять, десять.

Выплывает белый месяц!

Кто до месяца дойдет,

Тот и прятаться пойдет!

Аты-баты — шли солдаты

Аты-баты — на базар,

Аты-баты — что купили?

Дора, Дора, помидора,

Мы в саду поймали вора.

Стали думать и гадать,

26

Аты-баты — самовар,

Аты-баты — сколько стоит?

Аты-баты — три рубля.

Аты-баты — кто выходит?

Аты-баты — это я.

Как же вора наказать.

Мы связали руки, ноги

И пустили по дороге.

Вор шел, шел, шел

И корзиночку нашел.

В этой маленькой корзинке

Есть рисунки и картинки.

Раз, два, три, кому хочешь, - дари!

Сива, ива,

Дуба, клен,

Шуга-юга,

Вышел вон!

Мы собрались поиграть,

Ну, кому же начинать?

Раз, два, три,

Начинаешь ты

Раз, два, три, четыре, пять,

Негде зайчику скакать,

Всюду ходит волк, волк,

Он зубами- щелк, щелк!

А мы спрячемся в кусты,

Прячься, заинька, и ты.

Ты, волчище, погоди,

Как попрячемся-иди!

Конь ретивый,

Долгогривый

Скачет полем,

Скачет нивой.

Кто коня

Того поймает,

С нами в салочки

Играет

Раз, два, голова;

Три, четыре, прицепили;

Пять, шесть, сено везть;

Семь, восемь, сено косим;

Девять, десять, деньги весить;

Катилось яблоко

Мимо сада,

Мимо сада,

Мимо града.

Кто поднимет,

Тот и выйдет.

Русские народные частушки

ЧАСТУШКИ ПРО ПИРОГИ

Пироги-то печь

27

Все ушли давно,

Мне б тебя завлечь,

Да ты глядишь в окно.

***

Вы пеките пироги

И не лезьте, мама!

Встали вы не с той ноги, -

Зять твердил упрямо.

***

Приходи ко мне любимый,

Пирогами накормлю.

Даже, если очень сивый,

Все равно тебя люблю.

***

Народ масленицу любит,

Весело гуляет!

На морозе пироги

Лихо уплетает.

***

Милый ходит все кругами.

Ничего не говорит...

Накормила пирогами -

У него живот болит!

***

Гостям жарила котлеты -

Получились пироги.

Но никто не догадался,

За минуту все смели!

ВЕСЕЛЫЕ И СМЕШНЫЕ ЧАСТУШКИ

Мы частушек много знаем

И хороших, и плохих.

Интересно тем послушать,

Кто не знает никаких.

***

Эх, подружка дорогая,

Про нас знает весь народ.

Без тебя никто не спляшет,

Без меня — не запоет.

***

Я частушку на частушку,

Как на ниточку, вяжу.

Ты досказывай, подружка,

Если я не доскажу.

28

***

Не смотрите на меня,

Что я худоватая.

Мамка салом не кормила,

Я не виноватая.

ЧАСТУШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Ходи, хата, ходи, хата,

Ходи, курица, хохлата,

Ходи, сени и порог,

И сметана, и творог.

***

Утром маме наша Мила

Две конфетки подарила.

Подарить едва успела,

Тут же их сама и съела.

***

Поленился утром Вова

Причесаться гребешком,

Подошла к нему корова,

Причесала языком!

***

С горки ехала Иришка -

Самой быстрою была;

Ира даже свои лыжи

По пути обогнала!

***

Кабы, кабы да кабы

На носу росли грибы,

Сами бы варилися

Да и в рот катилися.

Викторина «Что за прелесть эти сказки!»

Цель:

Выяснить знание детей народных и литературных сказок;

воспитывать любовь к сказкам через художественное слово;

29

развивать речь, логическое и образное мышление, память;

закрепить умение обыгрывать сказки с помощью импровизированного

театра.

Предварительная работа:

Чтение народных и литературных сказок;

анализ поступков персонажей сказки и высказывание своего отношения к

ним;

обыгрывание сказки «Морозко» с помощью самих детей.

Материал

:

Декорации к сказке «Морозко»

Ход занятия

Викторина проводится в группе. Ребята сидят за столиками. Появляется

ведущая в костюме Феи.

Фея: Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня

мы с вами приглашены в гости к Сказке. Да, да! Именно она, Сказка, будет

сегодня гостеприимной хозяйкой нашей викторины «Что за прелесть эти

сказки!». А я помогу вам, ребята, чтобы вы были веселыми,

любознательными и остроумными. И начнем мы нашу викторину с разминки.

Разминка

Ну что, ребята, поиграем?

Я начну, а вы кончайте,

Только в рифму отвечайте!

В сказке — лошадь не простая :

Чудо-грива золотая,

По горам парнишку носит,

Да никак его не сбросит.

Есть у лошади сынок —

Удивительный конек,

Удивительный конек,

По прозванью. (Горбунок)

Перед волком он дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался. (Колобок)

Про уютный некий дом

Разговор мы заведем.

Там богатая особа

Проживала, чай пила.

Чай пила, жевала сдобу.

К сожаленью, у особы

Дом весь выгорел дотла.

Что ж, подумайте немножко.

Верно, это тетя. (Кошка)

В реках Африки давно

30

Злое плавает бревно.

Кто б навстречу ни поплыл,

Всех проглотит. (Крокодил)

Всех на свете он добрей.

Лечит он больных зверей.

А однажды бегемота

Вынимал он из болота.

Добротою знаменит,

Это доктор. (Айболит)

Он со всеми неизменно

Вежлив, кто б ни приходил.

Догадались? Это Гена,

Это Гена. (Крокодил)

Фея: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо знаете сказочных героев.

Настало время сказочной викторины. Вам предлагается ответить на два

вопроса: о какой сказке идет речь. Итак, внимание!

(Выходят дети, задающие вопросы).

Столяр Джузеппе Сизый нос —

Полено как-то в дом принес.

Он начал ножку мастерить

Для кресла или стула.

Полено стало говорить

И за нос его ущипнуло.

(«Буратино», А. Н. Толстой)

Собрались на именины гости:

Много и больших, и малышей.

Вдруг явился к ним, трясясь от лютой злости,

Жуткий и коварнейший злодей.

Да, злодей умел ужасно злиться,

Он хозяйку чуть не погубил.

Прилетел тогда бесстрашный рыцарь

И злодею голову срубил!

(«Муха-Цокотуха», К. Чуковский)

Кто-то пасть свою открыл.

Кто-то что-то проглотил.

Потемнело все вокруг,

Ой, какой везде испуг!

(«Краденое солнце», К. Чуковский)

Скорей бы приблизился вечер

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золоченой карете

Поехать на сказочный бал.

(«Золушка», Ш. Перро)

Сейчас потолкуем о книжке другой:

31

Тут синее море, тут берег морской.

Старуха заставит -

Старик выйдет к морю,

Он невод забросит,

Кого-то поймает

И что-то попросит.

(«Сказка о рыбаке и рыбке», А. Пушкин)

Фея: Молодцы, ребята! Оказывается, вы действительно любите и

знаете сказки. И все-таки я чуть-чуть сомневаюсь в ваших знаниях.

Предлагаю вам немного поиграть. Первая игра называется «Узнай сказку по

отрывку». Слушайте внимательно! (Выходят дети).

Петушок-петушок, золотой гребешок.

Масляна головушка, шелкова бородушка,

Выгляни в окошко, дам тебе горошку.

(«Петушок ЗОЛОТОЙ гребешок»)

Красна девица грустна —

Приближается весна.

Ей на солнце тяжко.

Слезы льет, бедняжка.

(«Снегурочка»)

А дорога - далека,

А корзинка - нелегка.

Сесть бы Мишке на пенек,

Съесть бы вкусный пирожок.

(«Маша и медведь»)

Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца.

(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

Колотил да колотил

По тарелке носом,

Ничего не проглотил

И остался «с носом».

(«Лиса и Журавль»)

Фея: Молодцы! С первой игрой справились, а теперь я посмотрю, как вы

справитесь со второй игрой, которая называется «Волшебный ларец».

Помощницей у меня будет Алена. Она из этого волшебного сундучка

будет доставать предметы, а вы должны узнать из каких они сказок.

Проводится игра.

Фея: Дети! Пока мы с вами здесь играли, к нам в гости пришла Курочка

Ряба! Посмотрите, какие у нее пушистые перышки, красивый гребешок. Ой,

ребятки, а курочка-то снесла яички, да не простые, а золотые,

волшебные. (Рассматривает их в руках). Внутри что-то есть? Какая-то

32

бумажка? Дети! Это Курочка Ряба хочет сама убедиться в том, что вы

хорошо знаете сказки, и подготовила для вас вопросы. Ну что? Справитесь?

Тогда начнем! (фея зачитывает вопросы).

Фея: Да, таких прекрасных знатоков сказок я еще не видела! Предлагаю

вам последнюю викторину. Давайте посмотрим отрывок из сказки, а вы

угадайте, что это за сказка. («Морозко»).

Ребята показывают фрагмент из сказки.

Звучит запись метели.

Из-за елок появляется Дед Мороз.

Дед Мороз: Слышу, слышу, кто-то плачет в моих владениях, а это

непорядок – это нехорошо! (Видит Настеньку). Это ты плачешь?

Настенька: Здравствуй, Дедушка Мороз! Ты не сердись на меня,

пожалуйста, просто мне холодно на пеньке сидеть, я замерзаю.

Дед Мороз: А зачем ты пришла одна в лес?

Настенька: Матушка выгнала из дому. Не хочет меня больше видеть.

Дед Мороз: Ай-яй-яй. Да разве так можно? Вижу, вижу, что ты славная

девочка, добрая и вежливая. За твое доброе сердце и вежливые слова дарю я

тебе теплую шубку да теплую шапку, а еще теплые сапожки, чтобы не было

холодно тебе в моем лесу гулять.

Настенька (кланяется Деду морозу). Спасибо, Дедушка Мороз, за добрые

слова и за подарки.

Фея: Что это за сказка?

Дедушка Мороз, а детки-то наши без подарков остались? Это же

нехорошо!

Они же такие молодцы! Все сказки знают!

Дед Мороз: Да, это нехорошо! Ну, я это сейчас исправлю! (колдует над

корзиной). Вот дети и вам дарю я подарки за ваши хорошие знания.

Угощайтесь! (Раздает конфеты).

Фея: Спасибо Дедушка Мороз! На этом наша викторина закачивается.

Мне пора отправляться домой к своим сказкам. До свидания дорогие дети!

33

Фотоотчет

Рассматривание иллюстраций, беседы:

«Знакомство

с

народными

инструментами»:

гусли,

дудочка,

ложки,

трещотка, бубен.

34

Цель:

Познакомить

детей

с

русскими

народными

инструментами.

Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре.

«Русская народная игрушка», «Народные мастера» - игрушки из глины:

дымковская, филимоновская; деревянные игрушки - свистульки, матрешки,

волчки; народные куклы ручной работы и т. д.

Цель:

Приобщение

к

русскому

народному

искусству.

Расширить

представление о том, чем играли наши бабушки и дедушки?

Непосредственная образовательная деятельность по рисованию «Веселые

матрешки».

Цель: познакомить детей с матрешкой как видом народной игрушки.

Задачи: Учить расписывать матрешку красками. Развивать глазомер, чувство

цвета, формы, ритма, пропорции. Воспитывать интерес к народной культуре,

эстетический вкус.

35

Декоративное рисование «Славянские узоры».

Цель: Закреплять знания о русских народных промыслах. Учить составлять

узор, используя элементы славянской росписи, ее колорит. Закреплять

умение рисовать концом кисти геометрические фигуры (ромбы, квадратики,

спирали). Формировать представление о народном костюме.

Просмотр презентации «Экскурсия в русскую крестьянскую избу»,

сопровождающийся беседой «Как выглядел дом русского крестьянина».

Цель: Закрепить с детьми понятие изба. Познакомить с традициями

строительства избы, её внешним и внутренним убранством. Словарная

работа: изба, сруб, наличники, половицы, конёк, горница, кровля, крыльцо.

36

Подвижные русские народные игры.

Цель: Познакомить детей с играми. Приучать детей поочерёдно выполнять

разные действия (убегать, ловить).

37



В раздел образования