Напоминание

"Роль инновационной деятельности в работе педагога"


Автор: Иванова Татьяна Анатольевна
Должность: заведующая центра развития детей дошкольного возраста, методист
Учебное заведение: МБОУ ДО "Дом детского творчества Рудничного района г. Кемерово"
Населённый пункт: Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: "Роль инновационной деятельности в работе педагога"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Роль инновационной деятельности в работе педагога» Методист Иванова Т.А. Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), о сво ению, использованию и распространению новшеств. Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития. Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т.е. системой обучающих умений, позволяющих е м у о су щ е с т вл я т ь у ч е б н о - во с п и т ат е л ь н у ю д е я т е л ь н о с т ь н а профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям. В педагогической науке инновационная деятельность понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики. К основным функциям инновационной деятельности относится изменение компонентов педагогического процесса: целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления и т.д. Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы, если в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, если она не способствует развитию личности самого педагога. Без творчества нет педагога-мастера. Конечно, характер инновационной деятельности педагога зависит и от существующих в конкретном образовательном учреждении условий, но прежде всего от уровня его личностной готовности к этой деятельности. Под готовностью к инновационной деятельности мы понимаем совокупность качеств педагога, определяющих его направленность на совершенствование собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива, а
также его способность выявлять актуальные проблемы образования, находить и реализовать эффективные способы их решения. Инновации могут быть представлены в виде: абсолютной новизны (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов); относительной новизны (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику). Источниками инновационных идей могут быть: - неожиданное событие (успех или провал, как толчок к развитию или расширению деятельности или к постановке проблемы); - различные несоответствия (между истинными мотивами поведения детей, их запросами и желаниями и практическими действиями педагога); - потребности педагогического процесса (слабые места в методике, поиск новых идей); - появление новых образовательных моделей; - демографический фактор; - изменения в ценностях и установках детей (изменение отношения детей к образованию, к значимым ценностям влечёт за собой поиск новых форм общения и профессионального поведения); - новые знания (новые концепции, подходы к образованию, конкретные методики и технологии). Отличительные черты инновационной деятельности педагога: 1. новизна в постановке целей и задач; 2. глубокая содержательность; 3. оригинальность применения ранее известных и использование новых методов решения педагогических задач; 4. разработка новых концепций, содержания д е я т е л ь н о с т и , п е д а го г и ч е с к и х т е х н о л о г и й н а о с н о в е г у м а н и з а ц и и и индивидуализации образовательного процесса; 5. способность сознательно изменять и развивать себя, вносить вклад в профессию. Главная цель инновационной деятельности – развитие педагога как творческой личности, переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания. За любой инновацией предполагается наличие инновационно- педагогической деятельности конкретного педагога. Следовательно, необходимо создание условий для педагогического творче ства,
совершенствования форм и методов обучения и воспитания, необходимо обеспечение вариативности в отборе содержания. Участие педагога в инновационной деятельности противоречиво. С одной стороны, это должно быть полезно для его профессионального развития, так как позволяет освоить новые педагогические технологии, приобрести новый педагогический опыт, а с другой — инновация — деятельность, сопряженная с преодолением ряда типичных трудностей, способных привести педагога к кризису профессионального развития. Наблюдения показывают, что для эффективного обеспечения процесса непрерывного профессионального развития педагога — как преподавателя- специалиста в предметной области, как педагога-воспитателя, как педагога- исследователя, наконец как педагога-новатора — необходимы по крайней мере следующие два основных фактора: 1) психологическая готовность педагога к инновационной деятельности, особая группа навыков и умений рефлексивно-аналитического и деятельностно-практического порядка; 2) переориентация всех форм профессионального образования, повышения квалификации педагога на задачи поддержки его как педагога-профессионала в стремлении к непрерывному профессиональному росту. Высокие достижения педагога в учебной деятельности являются фактором, существенно развивающим личность. Занимаясь инновационной деятельностью, развивая инновационную активность, создавая что-то значительное, новое, достойное внимания, педагог и сам растет, поскольку "в творческих, доблестных делах человека — важнейший источник его роста".
Список использованной литературы Гнездилова О.Н. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 4. - С. 61-65 Гуров В. Инновационная деятельность педагога // Дополнительное образование и воспитание. - 2008. - № 2. - С. 9-15 Калачикова О.Н. Исследование содержания и этапов вхождения педагогов в инновационную деятельность // Вестник Томского государственного университета. - 2008. - № 316. - С. 174-177 Разина Н.А. Профессионально-личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения // Современные наукоемкие технологии. - 2008. - № 1. - С. 14 Сластенин В.А., Подымова Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 42-49


В раздел образования