"Роль инновационной деятельности в работе педагога"
Автор: Иванова Татьяна Анатольевна Должность: заведующая центра развития детей дошкольного возраста, методист Учебное заведение: МБОУ ДО "Дом детского творчества Рудничного района г. Кемерово" Населённый пункт: Кемерово Наименование материала: статья Тема: "Роль инновационной деятельности в работе педагога" Раздел: дополнительное образование
«Роль инновационной деятельности в работе педагога»
Методист Иванова Т.А.
Понятие
“инновация“
в
переводе
с
латинского
языка
означает
“обновление, новшество или изменение.
В
целом
под
инновационным
процессом
понимается
комплексная
деятельность
по
созданию
(рождению,
разработке),
о сво ению,
использованию и распространению новшеств.
Особую
роль
в
процессе
профессионального
самосовершенствования
педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление
готовности
педагога
к
ней
является
важнейшим
условием
его
профессионального развития.
Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть
педагогической техникой, т.е. системой обучающих умений, позволяющих
е м у
о су щ е с т вл я т ь
у ч е б н о - во с п и т ат е л ь н у ю
д е я т е л ь н о с т ь
н а
профессиональном
уровне
и
добиваться
более
или
менее
успешного
обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является
готовность педагога к инновациям.
В
педагогической
науке
инновационная
деятельность
понимается
как
целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении
(рефлексии)
своего
собственного
практического
опыта
при
помощи
сравнения
и
изучения,
изменения
и
развития
учебно-воспитательного
процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового
знания, качественно иной педагогической практики.
К основным функциям инновационной деятельности относится изменение
компонентов
педагогического
процесса:
целей,
содержания
образования,
форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления и т.д.
Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится
только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы, если в ней
не используются объективно существующие возможности для достижения
более высоких результатов образования, если она не способствует развитию
личности самого педагога. Без творчества нет педагога-мастера.
Конечно,
характер
инновационной
деятельности
педагога
зависит
и
от
существующих
в
конкретном
образовательном
учреждении
условий,
но
прежде всего от уровня его личностной готовности к этой деятельности.
Под готовностью к инновационной деятельности мы понимаем совокупность
качеств педагога, определяющих его направленность на совершенствование
собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива, а
также его способность выявлять актуальные проблемы образования, находить
и реализовать эффективные способы их решения.
Инновации могут быть представлены в виде:
абсолютной новизны (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов);
относительной
новизны
(внесение
некоторых
изменений
в
имеющуюся
практику).
Источниками инновационных идей могут быть:
-
неожиданное
событие
(успех
или
провал,
как
толчок
к
развитию
или
расширению деятельности или к постановке проблемы);
- различные несоответствия (между истинными мотивами поведения детей,
их запросами и желаниями и практическими действиями педагога);
- потребности педагогического процесса (слабые места в методике, поиск
новых идей);
- появление новых образовательных моделей;
- демографический фактор;
- изменения в ценностях и установках детей (изменение отношения детей к
образованию, к значимым ценностям влечёт за собой поиск новых форм
общения и профессионального поведения);
-
новые
знания
(новые
концепции,
подходы
к
образованию,
конкретные
методики и технологии).
Отличительные черты инновационной деятельности педагога:
1.
новизна в постановке целей и задач;
2.
глубокая содержательность;
3.
оригинальность применения ранее известных и использование новых
методов решения педагогических задач;
4.
разработка
новых
концепций,
содержания
д е я т е л ь н о с т и ,
п е д а го г и ч е с к и х
т е х н о л о г и й
н а
о с н о в е
г у м а н и з а ц и и
и
индивидуализации образовательного процесса;
5.
способность сознательно изменять и развивать себя, вносить вклад в
профессию.
Главная цель инновационной деятельности – развитие педагога как
творческой
личности,
переключение
его
с
репродуктивного
типа
деятельности
на
самостоятельный
поиск
методических
решений,
превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик и
реализующих их средств обучения, развития и воспитания.
За
любой
инновацией
предполагается
наличие
инновационно-
педагогической
деятельности
конкретного
педагога.
Следовательно,
необходимо
создание
условий
для
педагогического
творче ства,
совершенствования
форм
и
методов
обучения
и
воспитания,
необходимо
обеспечение вариативности в отборе содержания.
Участие
педагога
в
инновационной
деятельности
противоречиво.
С
одной
стороны,
это
должно
быть
полезно
для
его
профессионального
развития,
так
как
позволяет
освоить
новые
педагогические
технологии,
приобрести
новый
педагогический
опыт,
а
с
другой
—
инновация
—
деятельность,
сопряженная
с
преодолением
ряда
типичных
трудностей,
способных привести педагога к кризису профессионального развития.
Наблюдения
показывают,
что
для
эффективного
обеспечения
процесса
непрерывного профессионального развития педагога — как преподавателя-
специалиста в предметной области, как педагога-воспитателя, как педагога-
исследователя, наконец как педагога-новатора — необходимы по крайней
мере следующие два основных фактора:
1)
психологическая
готовность
педагога
к
инновационной
деятельности,
особая
группа
навыков
и
умений
рефлексивно-аналитического
и
деятельностно-практического порядка;
2) переориентация всех форм профессионального образования, повышения
квалификации педагога на задачи поддержки его как педагога-профессионала
в стремлении к непрерывному профессиональному росту.
Высокие достижения педагога в учебной деятельности являются фактором,
существенно
развивающим
личность.
Занимаясь
инновационной
деятельностью,
развивая
инновационную
активность,
создавая
что-то
значительное, новое, достойное внимания, педагог и сам растет, поскольку "в
творческих, доблестных делах человека — важнейший источник его роста".
Список использованной литературы
Гнездилова
О.Н.
Психологические
аспекты
инновационной
деятельности
педагога // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 4. - С. 61-65
Гуров
В.
Инновационная
деятельность
педагога
//
Дополнительное
образование и воспитание. - 2008. - № 2. - С. 9-15
Калачикова О.Н. Исследование содержания и этапов вхождения педагогов в
инновационную
деятельность
//
Вестник
Томского
государственного
университета. - 2008. - № 316. - С. 174-177
Разина
Н.А.
Профессионально-личностное
развитие
педагога
в
условиях
инновационной деятельности образовательного учреждения // Современные
наукоемкие технологии. - 2008. - № 1. - С. 14
Сластенин
В.А.,
Подымова
Л.С.
Готовность
педагога
к
инновационной
деятельности // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 42-49