Напоминание

"Сложноподчинённое предложение с придаточными определительными"


Автор: Ушницкая Вероника Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Мюрюнская СОШ №2"
Населённый пункт: село Борогонцы, Усть Алданский район, республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Сложноподчинённое предложение с придаточными определительными"
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Мюрюнская средняя общеобразовательная школа №2»

«Сложноподчиненное предложение с придаточным

определительным»

Составила: Ушницкая Вероника Николаевна –

учитель русского языка и литературы

с. Борогонцы

Содержание

Характеристика урока

Технологическая карта

План-конспект

Учебно-методические средства обучения

Приложение 1

Приложение 2

Мультимедийная презентация урока

Характеристика урока

Данная

методическая

разработка

предназначена

для

проведения

урока-

консультации по русскому языку в 10 классе по теме «Сложноподчиненные предложения

с придаточными определительными» - подготовка к выполнению экзаменационного

задания №18 ЕГЭ по русскому языку.

Цель занятия: обобщение и систематизация знаний о сложноподчиненных предложениях

с придаточными определительными.

Результаты освоения учебного материала урока.

Предметными

результатами

изучения

данной

темы

является

сформированность

следующих умений:

распознавание

сложноподчиненных

предложений

с

придаточными

определительными в тексте;

умение

находить

придаточные

определительные

в

сложноподчиненном

предложении по характерным признакам;

правильное употребление в речи;

умение расставлять знаки препинания;

умение составлять схемы предложений с придаточными определительными.

Личностные УУД:

испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка;

уметь видеть прекрасное в языке, художественном творчестве;

осознавать роль сложноподчиненных предложений в устной и письменной речи;

понимать эмоции других людей, сопереживать;

обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других

людей.

Регулятивные УУД:

самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать

и оценивать;

владеть

приёмами

языкового

анализа

и

синтеза,

сравнения,

обобщения,

классификации.

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою

деятельность;

Средством

формирования

регулятивных

УУД

служит

проблемно-диалогическая

технология и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД;

находить ответы на вопросы;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; групповой

работы;

преобразовывать информацию из одной формы в другую:

Средством формирования познавательных УУД служат предложения, обеспечивающие

формирование функциональной грамотности.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

учиться работать в группе;

умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология сотрудничества и

организация работы в парах и малых группах.

Тип урока – урок-консультация (закрепление изученного материала).

Вид урока – комбинированный.

Выбранная структура урока наиболее рациональна для достижения поставленной

цели. Введение в урок языкового материала позволяет быстро проверить знания, умения и

навыки и подготовить учащихся к итоговой аттестации.

Введение в урок заданий творческого характера позволяет учащимся проявить свои

творческие способности, данный вид работы реализует дифференцированный подход.

Использование

информационно-коммуникационных

технологий

на

уроке

значительно повышает наглядность обучения, активизирует процесс овладения знаниями

и формирования навыков и умений, помогает обеспечить индивидуализацию обучения,

организовать самостоятельную работу учащихся.

Активизация

мыслительной

деятельности

учащихся

достигается

благодаря

быстрой смене форм работы на уроке.

Технологическая карта занятия:

Дидактическая

структура урока

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

Задания для

учащихся,

выполнение

которых

приведет к

достижению

планируемых

результатов

Планируемые

результаты

Время

Предметные

УУД

Организационный

момент

Приветствие.

Проверка готовности

учащихся к уроку.

Подведение к определению

темы; цели; задач;

мотивация их принятия;

планируемые результаты.

Создание ситуации успеха и

эмоционального

настроения.

Приветствие

Настрой на

рабочий лад

Запись даты и

темы в рабочую

тетрадь

Коммуникативные

3 мин.

Проверка усвоения теоретических

знаний

Проверка ЗУН:

1.Организация работы

по заполнению «Слепой»

таблицы

(Сложноподчинённое

предложение)

2. Нахождение

соответствий. Групповая

работа.

Индивидуальная

работа

Работа в

группах

заполнение

таблицы (на

карточках).

Взаимопроверка

Вспомнить

части

сложноподчинё

нного

предложения,

знаки

препинания в

СПП,

синтаксический

разбор.

Наблюдение

над языковым

материалом.

Знание

частей

сложноподчи

нённого

предложения

;

знаки

препинания в

СПП.

регулятивные

познавательные

5 мин.

Изучение нового

материала

1. Объяснение материала

Разбор

сложноподчинё

нных

предложений

Составление

алгоритма

выполнения

задания №18

умение

работать в

группах

Личностные

коммуникативн

10 мин.

ФИЗМИНУТКА

2 мин.

Обобщение и

систематизациязнаний

Организация работы по

закреплению

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Закрепить

изученное

Умение

делать

разбор СПП

умение

ставить

запятые

в

СПП

регулятивные

познавательные

22 мин.

Задание на дом

Выставление оценок

Психологическая разгрузка

Запись задания в

дневник

Умение ставить

запятые в СПП

Личностные

познавательные

коммуникативн

3 мин.

Рефлексия

План-конспект урока:

Ход урока:

1. Оргмомент.

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые коллеги! Мы начинаем урок русского

языка. Сегодня нам понадобится хорошее настроение и ваше желание учиться. Все

готовы?

Как вы думаете, что означает эта схема?

______ , который не _______ , что _______ _______ _._._._ , _ _________ .

Перед вами высказывание русского писателя Максима Горького. Давайте попытаемся

восстановить его содержание.

«Человек, который не знает, что он сделает завтра, — несчастный». Максим Горький

Приём «Да, нет»

Я задаю вопросы, а вы отвечаете на них только словами «да» или «нет».

- это простое предложение? (нет)

- в этом предложении 3 грамматические основы? (да)

- в этом предложении 1 главное предложение, 2 придаточных предложения? (да)

- это сложносочинённое предложение? (нет)

- предложение «который не знает» - придаточное определительное? (да)

Итак, по заданным вопросам и вашим ответам можно догадаться, какая тема сегодня нас

будет интересовать?

- Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

А с какой целью нас будет интересовать эта тема? Знание строения сложноподчинённого

предложения с придаточными определительными, умение ставить запятые в указанном

предложении поможет вам справиться с выполнением задания №18 на ЕГЭ по русскому языку.

Значит, какую цель урока мы поставим сегодня?

-Вспомним строение СПП с придаточными определительными,

закрепим умения и

навыки

распознавания

таких

предложений,

поработаем

над

постановкой

знаков

препинания и составлением схемы.

А девизом нашего урока будут служить слова ирландского писателя Джорджа

Бернарда Шоу «

Деятельность — единственный путь к знанию». Итак, давайте приступим к

нашей деятельности, которая поможет вам справиться с заданием №18 на «отлично».

II. Проверка знаний, умений и навыков по теме «Сложноподчиненные предложения».

Перед обобщением знаний по теме урока, мы должны вспомнить то, что нам уже

известно о СПП. Для этого вам предлагаются следующие задания.

Задание 1. Заполните «слепую» таблицу (1 уч. идет к доске)

Сложноподчинённое предложение

?

Главное предложение

?

Устно сделайте вывод, объясняющий теоретические сведения, записанные в

графическом виде. Расскажите о том, из каких частей состоит СПП, при помощи чего

придаточная

часть

связывается

с

главным

предложением.

(Это задание служит не только развитию монологической речи, но и умению

систематизировать и обобщать материал, самим делать выводы.)

Задание 2. Нахождение соответствий. Групповая работа. Кто быстрее и правильнее

сделает? (Каждая группа получает карточку с заданием –Приложение 1.)

Найдите в правой части таблицы формулировки, которые соответствуют данным

терминам. Соедините их между собой стрелками.

1. Сложноподчиненное

предложение

Это

зависимая

часть

главного

предложения

в

сложноподчинённом предложении

2. Главное предложение

Предложение, в котором одно простое предложение

подчинено по смыслу другому и связано с ним

подчинительными союзами или союзными словами

3. Придаточное предложение

Независимая часть сложноподчинённого

предложения

Взаимопроверка: все 4 группы обмениваются между собой сделанными заданиями

для проверки.

(Это один из так называемых альтернативных приемов выполнения работы, помогающий

школьникам эффективно вырабатывать навыки распознавания различных грамматических

явлений, а учителю – быстро осуществить так называемую «обратную связь» и при

необходимости скорректировать неправильно усвоенное).

Итак, вы – молодцы, помните все, что связано с темой, мы это повторили и можем

продолжить нашу деятельность.

III. Изучение нового материала:

1. В японских садах часто используются камни причудливая форма

которых

напоминает о вечности.

2. Машина которую Мария купила в Японии была надежной и экономичной.

Объяснение материала урока проводится на основе разбора данных двух СПП.

Порядок разбора СПП:

- выделить грамматические основы предложений

- определить границы предложений

- найти союзное слово

- определить главное и придаточное предложения

- в главном предложении найти слово, которое требует определения

- поставить от определяемого слова вопрос к придаточному предложению

- определить вид придаточного предложения

- сделать схему предложения

Содержание задания №18 экзаменационной работы на ЕГЭ звучит так:

Расставьте знаки препинания:

укажите все цифры, на месте которых в

предложении должны стоять запятые.

Для выполнения задания 18 вы

должны разбираться в строении

сложноподчиненного

предложения.

Место

придаточного

предложения

по

отношению к главному предложению может

меняться. В последнее время часто в этом

задании разработчики тестов стали «ставить

капкан»:

союзное

слово

не

начинает

придаточное, так как союзное слово или союз

перенесено в середину предложения.

Например: В Петербурге, (население которого

составляло в двадцатые годы 19-го столетия

полмиллиона человек), имелось всего лишь

десять приходских училищ.

Алгоритм действий

1. Выделить грамматические основы.

2. Выделить союз или союзное слово.

3. Определить границы главного и придаточного предложений.

4. Проставить знаки препинания

5. Выписать все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Физминутка:

Встают те, кто понял содержание задания №18

Садятся те, кто умеет находить грамматическую основу предложения

Поднимают правую руку те, кто считает, что слово который – союзное слово

Поднимают левую руку те, кто уверен, что справится с выполнением задания №18

Поднимают обе руки те, кто умеет отличить главное предложение от придаточного

Встают те, у кого есть желание работать дальше

Спасибо, все садимся

И продолжаем нашу деятельность.

IV. Обобщение и систематизация знаний.

Задание №1.

В предложении выделите грамматические основы, средство связи, обозначьте

границы главного и придаточного предложений.

- выделите главное предложение

- выделите придаточное предложение

- каким союзным словом придаточное предложение связано с главным?

- где находится придаточное предложение?

- составьте схемы данных предложений

Каждому человеку соответствует определенный род деятельности, который делает его

полезным для общества и одновременно приносит ему счастье. (Морис Баррес - французский

писатель 18-19 вв)

Самые лучшие наши дела те, которые совершаются по доброй воле и в соответствии с

природными склонностями. (Шарль Луи Монтескье – французский писатель, правовед и

философ).

Задание №2.

Проверочный диктант: в сложноподчинённых предложениях расставьте знаки

препинания.

1. В редком ельнике перед усадьбой метались в траве три мотоцикла пулеметы которых

торопливо били куда-то вверх.

2. Дорога бежала в выемке по обе стороны которой высились песчаные откосы с соснами.

3. Здесь начинался старинный графский парк в густой зелени которого были разбросаны

красивые дачи, цветники, оранжереи и фонтаны.

4. Надя повернула голову, увидела шёлковую штору и окно сквозь которое уже синели

зимние сумерки.

5.

Роза

первые упоминания о которой относятся к V веку до н.э. описана в

древнеиндийских сказаниях.

6. Логин сидел у Анатолия Петровича Андозерского в кабинете убранство которого

обличало тщетные претензии на вкус и оригинальность

7. Мелкое болотистое озеро

по берегу которого мы пробирались ещё белело меж

деревьев.

8. Мы давно ехали узкой дорожкой две-три колеи которой чуть-чуть взрезали зелёную

целину роскошного луга

9.Часы тягостного ожидания в течение которых Мишка безуспешно пытался забыть все

свои неприятности тянулись, казалось, вечность.

10. Немного поодаль парило плотное облако в глубине которого загорались и гасли

красные искорки.

Задание №3.

Пользуясь данным алгоритмом, расставляем запятые в СПП с придаточным

определительным и выписываем все цифры, на месте которых в предложении должны

стоять запятые.

1. Гринёв (1) попадает в самый центр восстания (2) предводителем (3) которого (4)

оказался таинственный вожатый.

2. Лёгкая светская комедия представляет собой пьесу (1) интрига (2) которой (3) весьма

изящна.

3. Древовидные пионы (1) листья (2) которых облетают на зиму (4) со временем

превращаются в раскидистые кусты.

4. Чеховские мечты о будущей жизни говорят о высокой культуре духа, о Мировой Душе,

о новой прекрасной жизни (1) для создания (2) которой (3) нам надо (4) ещё двести,

триста, тысячу лет работать, трудиться, страдать.

5. Роза (1) первые упоминания (2) о которой (3) относятся к V веку до н.э. (4) описана в

древнеиндийских сказаниях.

6. Учёные создали уникальный материал (1) гранулы (2) которого (3) обладают

способностью (4) удерживать огромное количество влаги.

7. Первым этапом деловых бесед или переговоров (1) может быть ознакомительная

встреча (2) в процессе (3) которой (4) уточняется предмет переговоров, а также решаются

организационные вопросы.

8. В одной из бухт Тихого океана (1) был обнаружен гигантский кальмар (2) диаметр глаза

(3) которого (4) равен полутора метрам.

9. Это была поэтесса (1) в чарующих стихах (2) которой (3) скрывалась некая загадка.

10. Однажды в Царском Селе (1) медвежонок сорвал цепь со столба (2) возле которого (3)

была устроена его будка (4) и побежал в сад.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

1

14

1

14

1

2

2

1

24

V. Рефлексия

Спасибо вам, ребята, за урок. Мне было очень приятно с вами работать. Надеюсь и

вы извлекли из нашего урока много полезного для себя. Сегодня можно поставить

следующие оценки.

VI. Запишите домашнее задание:

Усвоить теоретический материал темы. Выполнять из типовых тестовых заданий

Егораевой Г.Т. задания №18.

Урок окончен. До свидания.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

1.

Русский язык: Пособие для 9 кл. (С.В.Драбкина, Д.И.Субботин) – М., «Интеллект-

Центр»; 2017

2.

Русский язык: Пособие для 11 кл. (С.В.Драбкина, Д.И.Субботин) – М., «Интеллект-

Центр»; 2017

3.

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык 11 класс. –Г.Т.Егораева.

4.

Интернет-ресурсы

Приложение 1.

1. Сложноподчиненное

предложение

Это

зависимая

часть

главного

предложения

в

сложноподчинённом предложении

2. Главное предложение

Предложение, в котором одно простое предложение

подчинено по смыслу другому и связано с ним

подчинительными союзами или союзными словами

3. Придаточное предложение

Независимая часть сложноподчинённого

предложения

Приложение 2

Алгоритм действий

1. Выделить грамматические основы.

2. Выделить союз или союзное слово.

3. Определить границы главного и придаточного предложений.

4. Проставить знаки препинания

5. Выписать все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.



В раздел образования