Автор: Апкаликова Мария Викторовна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: ГКОУ "Созвездие" Населённый пункт: Волгоград Наименование материала: конспект Тема: "Комплексный анализ текста" Раздел: полное образование
Цели:
1) обобщить и систематизировать знания учащихся о синтаксических
единицах речи: тексте, предложении, словосочетании;
2) формировать навык по определению основной мысли текста, его
стиля и типа;
3)
воспитывать интерес к родному языку, изучаемому предмету.
Задачи:
1) опираясь на текст В. П. Вомперского, поразмышлять о вкладе
М. В. Ломоносова в реформирование и развитие русского языка;
2) составить целостное представление о лингвистическом и языковом
анализе текста.
Ход урока
Он был «первым нашим университетом»
А. С. Пушкин.
1. Организационный момент.
2. Наш сегодняшний урок необычен: он предполагает не только
знакомую Вам работу в рамках комплексного анализа текста, когда мы
рассматриваем текст с точки зрения его языковых особенностей, но и будем
размышлять о личности М. В. Ломоносова – реформатора, о его роли в
преобразовании родного языка.
Итак, сегодня мы учимся доказывать, что перед нами текст, определять
его основную мысль, стилевые особенности, а также тип. И еще рассмотрим
некоторые виды лингвистического разбора.
Обратите внимание на доску. Перед Вами эпиграф.
– Как Вы его понимаете?
Действительно М. В. Ломоносов преуспел во всех областях наук. Был он
и основоположником науки о русском языке. Обратимся к тексту, который это
и подтверждает.
Перед каждым учеником лежит текст.
Текст
Основ…положником науки о русском языке первым
нашим
лингвистом был М.В. Ломоносов. Он всю жизнь просл…влял русский
язык вид…л в нем «вел…колепие
гишпанского
живость
французского
крепость
немец...кого
нежность италианского, сверх того, богатство и
сильную в изобр…жжениях краткость греческого и латинского языка».
Ломоносовым написан…а первая «Российская грам..атика» (1755) и
книга
по
ораторскому
ис..кус..тву
«Р..торика» (1748).
Сравнивая
язык
с «безмерно широким полем или лучше сказать едва пр..делы имеющим
морем » Ломоносов создал новый литературный язык соч..тая
книжнославянские слова с народно-разговорной речью. Словарный состав
грам..атические
особен..ости языка Петровской эпохи предст..вляли собой
довольно пеструю картину — бурно разв..вались торговля
промышленность культура созд..вались новая армия и флот — все это
требовало новых форм выр..жения.
Описание
норм
литературного
языка
сделан..ое Ломоносовым вн..сло порядок в п..строту слов и форм речи того
времени.
Реформа
Ломоносова ок..зала гр..мадное воздействие на судьбы
русского
язык..знания
и
русской
литературы.
(По В.П. Вомперскому.)
Учитель читает текст.
Докажите, что это – текст.
В этом нам поможет схема. Схема изображена на центральной части
доски.
1.
Предложения связаны по смыслу, то есть для текста характерно
тематическое единство.
2.
Значит, в тексте можно выделить основную мысль.
Учитель. – Какова основная мысль данного текста? (Реформа М. В.
Ломоносова оказала большое воздействие на судьбу русского языкознания и
литературы).
ПРИЗНАКИ
ТЕКСТА
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СВЯЗАНЫ ПО
СМЫСЛУ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ЕДИНСТВО
(ОСНОВНАЯ
МЫСЛЬ)
СТИЛЕВОЕ
ЕДИНСТВО
КОМПОЗИ
ЦИОННОЕ
ЕДИНСТВО
ПРИНАДЛЕЖ
НОСТЬ К ТИПУ
ТЕКСТ МОЖНО
ОЗАГЛАВИТЬ
Запишем основную мысль данного текста в тетрадь.
3.
Текст можно озаглавить.
Учитель. – Как озаглавим данный текст? (М. В. Ломоносов –
создатель нового литературного языка). Запишем заглавие.
4.
Для данного текста характерно композиционное единство, то есть
текст логически завершен.
Учитель . – Докажите.
Учащиеся доказывают текстом.
5.
Этот текст обладает и стилевым единством.
Учитель . – К какому стилю отнесем этот текст? (К публицистическому).
– В какой форме написан этот текст? (В форме публицистической
статьи).
– Какова цель статьи? (Цель статьи – информировать, передать
общественно-значимую информацию и тем самым воздействовать на
читателя). Делаем записи в тетрадь.
– Теперь вспомним типы текста и их признаки.
Ответы учащихся. (Повествование, описание, рассуждение).
6.
– Учитывая, особенности типов, как бы вы определили тип
данного текста? (Повествование с элементами описания).
–Докажите. Делаем запись в тетрадь.
Во время выделения признаков текста, учитель постоянно обращает
внимание учеников на схему.
Итак, мы доказали, что перед нами текст: основную мысль выделили,
тип и стиль определили. Теперь поговорим о его языковых особенностях.
–Давайте, найдем ключевое слово в этом тексте.
Ответ учащихся. Ключевое слово в этом тексте – язык.
Учитель. Правильно. Оно употребляется здесь 8 раз. Рассмотрим это
слово с точки зрения фонетики, лексики и морфологии.
Двое учащихся вызываются к доске для фонетического (язык) и
морфологического (о языке) разбора.
– Пока ребята трудятся возле доски, мы с вами определим, в каком
значении слово «язык» употреблено в тексте? (Язык – система звуковых,
словарных и грамматических средств, воплощающая работу мышления и
являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания
людей в обществе).
Учитель. – А какие еще значения слова «язык» вам известны? (Язык – 1.
Орган речи. 2. Орган животного как кушанье. 3. В колоколе. 4. Пленный, от
которого можно добыть сведения). Таким образом, слово «язык» –
многозначное.
Учитель. – Обращаем внимание на доску. Проверяем разборы
фонетический и морфологический.
3. Итак, сегодня мы с вами провели работу, связанную с комплексным
анализом текста, но она еще далеко не закончена. Поэтому домашнее задание
связано с продолжением работы над текстом.
Домашнее задание: Вставить буквы, расставить знаки препинания,
сделать синтаксический разбор первого предложения.