Напоминание

"Комплексный анализ текста"


Автор: Апкаликова Мария Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГКОУ "Созвездие"
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: конспект
Тема: "Комплексный анализ текста"
Раздел: полное образование





Назад





Тема урока: «Комплексный анализ текста»

Цели:
1) обобщить и систематизировать знания учащихся о синтаксических единицах речи: тексте, предложении, словосочетании; 2) формировать навык по определению основной мысли текста, его стиля и типа; 3) воспитывать интерес к родному языку, изучаемому предмету.
Задачи:
1) опираясь на текст В. П. Вомперского, поразмышлять о вкладе М. В. Ломоносова в реформирование и развитие русского языка; 2) составить целостное представление о лингвистическом и языковом анализе текста.
Ход урока
Он был «первым нашим университетом» А. С. Пушкин. 1. Организационный момент. 2. Наш сегодняшний урок необычен: он предполагает не только знакомую Вам работу в рамках комплексного анализа текста, когда мы рассматриваем текст с точки зрения его языковых особенностей, но и будем размышлять о личности М. В. Ломоносова – реформатора, о его роли в преобразовании родного языка. Итак, сегодня мы учимся доказывать, что перед нами текст, определять его основную мысль, стилевые особенности, а также тип. И еще рассмотрим некоторые виды лингвистического разбора. Обратите внимание на доску. Перед Вами эпиграф. – Как Вы его понимаете? Действительно М. В. Ломоносов преуспел во всех областях наук. Был он и основоположником науки о русском языке. Обратимся к тексту, который это и подтверждает. Перед каждым учеником лежит текст.
Текст
Основ…положником науки о русском языке первым нашим лингвистом был М.В. Ломоносов. Он всю жизнь просл…влял русский язык вид…л в нем «вел…колепие гишпанского живость французского крепость немец...кого нежность италианского, сверх того, богатство и сильную в изобр…жжениях краткость греческого и латинского языка».
Ломоносовым написан…а первая «Российская грам..атика» (1755) и книга по ораторскому ис..кус..тву «Р..торика» (1748). Сравнивая язык с «безмерно широким полем или лучше сказать едва пр..делы имеющим морем » Ломоносов создал новый литературный язык соч..тая книжнославянские слова с народно-разговорной речью. Словарный состав грам..атические особен..ости языка Петровской эпохи предст..вляли собой довольно пеструю картину — бурно разв..вались торговля промышленность культура созд..вались новая армия и флот — все это требовало новых форм выр..жения. Описание норм литературного языка сделан..ое Ломоносовым вн..сло порядок в п..строту слов и форм речи того времени. Реформа Ломоносова ок..зала гр..мадное воздействие на судьбы русского язык..знания и русской литературы. (По В.П. Вомперскому.) Учитель читает текст. Докажите, что это – текст. В этом нам поможет схема. Схема изображена на центральной части доски. 1. Предложения связаны по смыслу, то есть для текста характерно тематическое единство. 2. Значит, в тексте можно выделить основную мысль.
Учитель.
– Какова основная мысль данного текста? (Реформа М. В. Ломоносова оказала большое воздействие на судьбу русского языкознания и литературы).
ПРИЗНАКИ

ТЕКСТА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

СВЯЗАНЫ ПО

СМЫСЛУ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ЕДИНСТВО

(ОСНОВНАЯ

МЫСЛЬ)

СТИЛЕВОЕ

ЕДИНСТВО

КОМПОЗИ

ЦИОННОЕ

ЕДИНСТВО

ПРИНАДЛЕЖ

НОСТЬ К ТИПУ

ТЕКСТ МОЖНО

ОЗАГЛАВИТЬ

Запишем основную мысль данного текста в тетрадь. 3. Текст можно озаглавить.
Учитель.
– Как озаглавим данный текст? (М. В. Ломоносов – создатель нового литературного языка). Запишем заглавие. 4. Для данного текста характерно композиционное единство, то есть текст логически завершен.
Учитель
. – Докажите. Учащиеся доказывают текстом. 5. Этот текст обладает и стилевым единством.
Учитель
. – К какому стилю отнесем этот текст? (К публицистическому). – В какой форме написан этот текст? (В форме публицистической статьи). – Какова цель статьи? (Цель статьи – информировать, передать общественно-значимую информацию и тем самым воздействовать на читателя). Делаем записи в тетрадь. – Теперь вспомним типы текста и их признаки. Ответы учащихся. (Повествование, описание, рассуждение). 6. – Учитывая, особенности типов, как бы вы определили тип данного текста? (Повествование с элементами описания). –Докажите. Делаем запись в тетрадь. Во время выделения признаков текста, учитель постоянно обращает внимание учеников на схему. Итак, мы доказали, что перед нами текст: основную мысль выделили, тип и стиль определили. Теперь поговорим о его языковых особенностях. –Давайте, найдем ключевое слово в этом тексте. Ответ учащихся. Ключевое слово в этом тексте –
язык.

Учитель.
Правильно. Оно употребляется здесь 8 раз. Рассмотрим это слово с точки зрения фонетики, лексики и морфологии. Двое учащихся вызываются к доске для фонетического (язык) и морфологического (о языке) разбора. – Пока ребята трудятся возле доски, мы с вами определим, в каком значении слово «язык» употреблено в тексте? (Язык – система звуковых, словарных и грамматических средств, воплощающая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе). Учитель. – А какие еще значения слова «язык» вам известны? (Язык – 1. Орган речи. 2. Орган животного как кушанье. 3. В колоколе. 4. Пленный, от которого можно добыть сведения). Таким образом, слово «язык» – многозначное. Учитель. – Обращаем внимание на доску. Проверяем разборы фонетический и морфологический. 3. Итак, сегодня мы с вами провели работу, связанную с комплексным анализом текста, но она еще далеко не закончена. Поэтому домашнее задание связано с продолжением работы над текстом.
Домашнее задание: Вставить буквы, расставить знаки препинания, сделать синтаксический разбор первого предложения.


В раздел образования