Напоминание

Санитарно-гигиенические условия, охранительный режим как средство проектирования и организации образовательной среды обучающихся с особыми образовательными потребностями.


Автор: Денисенко Алёна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ"С(К)ОШИ № 12 г.Челябинска"
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Санитарно-гигиенические условия, охранительный режим как средство проектирования и организации образовательной среды обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Раздел: среднее образование





Назад




Санитарно-гигиенические условия, охранительный режим как средство

проектирования и организации образовательной среды обучающихся с особыми

образовательными потребностями.

Выполнила:.

Денисенко А.А.

Челябинск

2022 г.

1

Оглавление

Введение

Глава 1.

Охранительный режим как средство проектирования и

организации образовательной среды обучающихся с особыми

образовательными потребностями

1.1 Охранительный педагогический режим

1.2

Гигиенические критерии рациональной организации урока

1.3

Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и

уровни гигиенической рациональности урока

1.4 Виды здоровьесберегающих технологий

Глава 2. Санитарно-гигиенические условия

2.1 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации

обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную

деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам

для обучающихся с ОВЗ

2.2 Облегченный учебный день

2.3 Организация режима дня

2.4 Ступенчатый режим обучения

Заключение

Список литературы

2

Введение

Инклюзивное образование:

Французский - inclusif – «включающий в себя»,

Латинский - include – «заключаю, включаю».

«Включенное» образование – термин, используемый для описания процесса

обучения детей с особыми потребностями в образовании в условиях

общеобразовательных (массовых) школ

"Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять,

выпестовать в каждом ученике

его неповторимо-индивидуальный талант -

значит поднять личность на высокий уровень

расцвета человеческого достоинства"

В. А. Сухомлинский

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети-инвалиды,

либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном

порядке

детьми-инвалидами,

но

имеющие

временные

или

постоянные

отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в

создании специальных условий обучения и воспитания.

К основным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья

относятся:

1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

3. Дети с нарушением речи (логопаты);

4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

5. Дети с умственной отсталостью;

6. Дети с задержкой психического развития;

7. Дети с нарушением поведения и общения;

3

8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так

называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети

с умственной отсталостью).

В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с

ограниченными возможностями здоровья. По состоянию на 1 января 2018 года

в Республике Башкортостан проживало 15 973 детей-инвалидов. В ФЗ №273 от

29.12.2012 г. «Об образовании в РФ» глава 1.,ст.2,3,5) говорится, что должны

создаваться

необходимые

условия

для

получения

без

дискриминации

качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья,

для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней

коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и

наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и

условия, в максимальной степени способствующие получению образования

определенного уровня и определенной направленности, а также социальному

развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного

образования лиц с ограниченными возможностями здоровья; отмечено, что

дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на получение

качественного образования».

Перед педагогическим сообществом ставится задача создания «Новой школы».

Школы,

которая

будет

соответствовать

предъявляемым

требованиям

Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС

общего образования.

Любой учитель, имеющий опыт обучения детей с различными возможностями

в обычном классе, скажет, что включение таких детей – это комплексный и

сложный процесс.

Чтобы добиться успеха, учителя должны быть высококвалифицированными и

мотивированными специалистами.

Сегодня коррекционная работа является основной специфической задачей

не только специальных (коррекционных) образовательных учреждений, но и

общеобразовательных, где обучаются инклюзированные дети. Она нацелена на

устранение,

а

если

это

невозможно,

то

на

смягчение

дефектов

в

психофизическом развитии аномальных детей, и содействует возможно

большему приближению их развития к уровню нормальных школьников.

Коррекционный процесс сливается с учебно-воспитательным.

Соблюдение охранительного режима-это один из принципов коррекционно-

воспитательной деятельности в системе организации работы с детьми,

имеющими нарушения психофизического здоровья.

4

1.1 Охранительный педагогический режим

Охранительный педагогический режим – это деловой, спокойный и

привычный для ребенка распорядок дня. Режим предусматривает тщательное

планирование всех мероприятий, которые направляют деятельность учащихся,

определяют их поведение.

Влияние учебной нагрузки и режима обучения отражается в течение

учебного года не только на нервно-психической сфере учеников. Но и на

других

показателях

состояния

здоровья.

Четкий,

последовательный,

привычный и щадящий режим облегчает работу ученика, создает условия для

проявления

его

здоровых

начал:

активности,

интереса

к

учению,

работоспособности. Он приучает ребенка к определенному жизненному ритму,

создает у него ровное, бодрое настроение. Такой режим сохраняет, экономит,

восстанавливает нервные силы ребенка, успокаивает его, способствует общему

укреплению нервной системы и всего организма в целом. В условиях

охранительного

режима

ученик

становится

более

восприимчивым

и

трудоспособным, у него быстрее и устойчивее воспитываются и закрепляются

необходимые

в

жизни

навыки.

Охранительный

педагогический

режим

укрепляет нервную систему ребенка, он дает возможность предъявить к нему

повышенные требования, которые в свою очередь, способствуют ослаблению

недостатков и продвижению вперед. Как показал опыт, ученики, воспитанные в

условиях режима, скорее и правильнее «входят» в жизнь, растут более

активными,

уравновешенными,

трудолюбивыми;

они

умеют

не

только

преодолевать встающие перед ними трудности, но и благотворно влиять на

окружающих.

Типичные затруднения у детей с ОВЗ

1.Отсутствует

мотивация

к

познавательной

деятельности,

ограниченны

представления об окружающем мире;

2. Темп выполнения заданий очень низкий;

3. Нуждается в постоянной помощи взрослого;

4.

Низкий

уровень

свойств

внимания

(устойчивость,

концентрация,

переключение);

5. Низкий уровень развития речи, мышления;

6. Трудности в понимании инструкций;

5

7. Инфантилизм;

8. Нарушение координации движений;

9. Низкая самооценка.

10. Повышенная тревожность, Многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной

впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса,

отмечается малейшее изменение в настроении;

11. Высокий уровень психомышечного напряжения;

12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;

13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они

быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом

сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес,

отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате

утомления возникает двигательное беспокойство;

14. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство,

склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.

Охранительный режим – режим, щадящий нервную систему ребенка с

ограниченными возможностями здоровья и оберегающий его от излишнего

перевозбуждения и утомления включает в себя:

взвешенный распорядок дня и полноценное питание;

правильное чередование труда и отдыха учащихся, умственного и

физического труда;

предотвращение перегрузок;

создание благоприятного климата на уроке и во внеурочное время,

создание в школьном коллективе атмосферы принятия ребенка с ОВЗ;

систематический режим двигательной активности;

культурный отдых учеников (посещение мероприятий и участие в них);

коррекционно-развивающую направленность уроков и мероприятий;

ориентацию учеников на здоровый образ жизни; профилактику опасного

поведения и снятие конфликтных ситуаций.

Ответственность за выполнение ОПР лежит на всех сотрудниках школы и в

первую очередь на педагогах.

ОПР предполагает:

6

учет периодов работоспособности детей на уроках и занятиях (период

врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения

продуктивности с признаками утомляемости);

учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях

(количество видов деятельности, их продуктивность…);

наличие эмоциональных разрядок на занятиях и уроках;

использование физических пауз.

Основным режимным моментом в школе является урок. Еще до начала

первого урока в классе должна быть создана спокойная и рабочая обстановка.

Урок должен начинаться в нормальных условиях, организованными самими

детьми: приготовлены учебники, подточены карандаши и т.д. Необходимо

учитывать, что дети с ОВЗ с трудом освобождаются от влияния шумной и

многолюдной перемены, организацию урока необходимо начитать с первой

минуты. Первые 2-5 минут – врабатывание. Но этот период можно сократить,

если сразу создать ситуацию интереса, игры, сконцентрировать и привлечь

внимание детей к предстоящей работе. Затем – период самой высокой

работоспособности. Он продолжается 10-15 минут, но этот период можно

удлинить, если чередовать виды деятельности, поддерживать интерес, высокую

мотивацию.

Далее

наступает

период

компенсаторная

перестройка,

необходимо

помнить,

что

однообразная

умственная

работа

вызывает

длительное раздражение отдельных участков коры мозга, что влечет за собой

охранительное торможение, вследствие чего ухудшается внимание, понижается

работоспособность, об этом сигнализирует «двигательное беспокойство».

Весьма утомительно для школьников с ОВЗ длительное сохранение рабочей

позы, выносливость к статическим нагрузкам у них еще невелика. Для

поддержания оптимального функционального состояния детей важно, чтобы

плотность урока (процент чистого времени на уроке, затраченного на учебную

работу) составлял не менее 60% и не более 80%.

Двигательное беспокойство – это защитная реакция организма, он как бы

отключается, давая отдых, не доводя свой организм до утомления. Пора дать

детям возможность передохнуть, отвлечься. Предотвращает утомление и

способствует сохранению работоспособности и укреплению здоровья в целом

регулярное проведение физминуток. Учителю следует помнить, что физпаузы в

стихотворной, развлекательной форме позволяют быстрее снять с учеников

усталость

и

восстановить

силы

для

последующей

работы

на

уроке.

Привлечение

детей

к

проведению

физминуток

способствует

развитию

активности. Подвижности и инициативности ребенка. Короткий активный

отдых можно организовать по-разному.

7

После письма, когда устали руки, полезно выполнить несколько движений

пальцами и кистями рук. Движения необходимо повторять 5 – 6 раз в среднем

темпе.

Наилучшие физиологические и гигиенические условия для работы учащихся за

партой:

- хорошее зрительное восприятие,

- свободное дыхание,

- нормальное кровообращение – создаются при выработке у школьников

прямой посадки.

Ученик должен глубоко сидеть за партой на стуле, ровно держать корпус и

голову, лишь немного наклонить ее вперед. При этом расстояние от глаз да

книги или тетради сохраняется в 35 см. между туловищем и краем парты

остается свободное пространство в 4 см, ступни ног опираются на пол или

подножку, предплечья свободно лежат на столе. Учитель должен постоянно

обращать внимание детей на правила посадки и указывать на ошибки

положения корпуса туловища за столом, если это необходимо.

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и

3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая

соответствия мебели их росту.

Планируя урок или занятие, педагог должен учитывать, что самые

трудные уроки – русский язык, математика и чтение, а наиболее напряжение

организма вызывают непосредственно письмо и решение задач. Специальными

исследованиями установлено, что продолжительность непрерывного чтения не

должна превышать 10 минут. Оптимальная продолжительность непрерывного

письма – 2 мин 50 сек в начале урока и 1 мин 50 сек – в конце. Установлено,

что общая продолжительность письма на уроке для детей 6-летнего возраста

не должна превышать – 8 мин, в возрасте 7-8 лет – 10 минут.

По данным исследований психологов люди запоминают только 20% того,

что видят, 30% того, что слышат, 50% того, что видят и слышат и 80% того что

они видят, слышат и делают одновременно. Желание педагога повысить

эмоциональность урока, изменить форму работы, переключить внимание

учащихся

вполне

реализуется

при

использовании

различных

ТСО:

интерактивной доски, телевидения, кинофильмов, звукозаписи. Но все хорошо

в меру. Применение ТСО создает повышенную нагрузку на ЦНС, а длительное

использование этих средств сильно утомляет. Поэтому существуют научно

обоснованные нормы использования ТСО. Например, в нач. кл. длительность

просмотра кинофильмов 15-20, а телепередач – 15 минут, безопасная

длительность

применения интерактивной доски на уроках в 1-3-х классах

составляет не более 20 минут, а начиная с 4-го класса – не более 30 минут.

8

1.2 Гигиенические критерии рациональной организации урока

№ Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

Рациональный

недостаточно

рациональный

Нерациональны

й

1

Количество видов

учебной

деятельности

4-7

2-3

1-2

2

Средняя

продолжительност

ь различных видов

учебной

деятельности

не более 10

мин.

11-15 мин.

более 15 мин.

3

Частота

чередования

различных видов

учебной

деятельности

смена не позже

чем через 7-10

мин.

смена через 11-15

мин.

смена через 15-

20 мин.

4

Количество видов

преподавания

не менее 3-х

2

1

5

Чередования

видов

преподавания

не позже чем

через 10-15

мин.

через 15-20 мин.

не чередуется

6

Наличие

эмоциональных

разрядок (кол-во)

2-3

1

Нет

7

Место и

длительность

применение ТСО

в соответствии

с

гигиеническим

и нормами

с частичным

соблюдением

гигиенических норм

в произвольной

форме

8

Чередование позы поза

чередуется в

соответствии с

видом работы.

Учитель

имеются случаи

несоответствия

позы виду работы.

Учитель иногда

контролирует

частые

несоответствия

позы виду

работы.

Познание не

9

наблюдает за

посадкой

учащихся

посадку учащихся

контролируется

учителем

9

Наличие, место,

содержание и

продолжительност

ь

физкультминуток

на 20 и 35 мин.

урока по 1 мин.

из 3-х легких

упражнений с

3-4

повторениями

каждого

1 физкультминутка

с неправильным

содержанием или

продолжительность

ю

Отсутствуют

1

0

Психологический

климат

преобладают

положительные

эмоции

имеются случаи

отрицательных

эмоций. Урок

эмоционально

индифферентный

преобладают

отрицательные

эмоции

1

1

Момент

наступления

утомления

учащихся по

снижению

учебной

активности

не ранее 40

мин.

не менее 35-37 мин.

до 30 мин.

10

1.3 Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и

уровни гигиенической рациональности урока

Критерии здоровьесбережения

Характеристика

Обстановка и гигиенические

условия в классе

Температура и свежесть воздуха,

освещение класса и доски, монотонные

неприятные звуковые раздражители

Количество видов учебной

деятельности

Виды учебной деятельности: опрос,

письмо, чтение, слушание, рассказ,

ответы на вопросы, решение примеров,

рассматривание, списывание и др.

Средняя продолжительность и

частота чередования видов

деятельности

Количество видов преподавания

Виды преподавания: словесный,

наглядный, самостоятельная работа,

аудиовизуальный, практическая работа.

Чередование видов преподавания

Наличие и место методов,

способствующих активизации

мыслительной деятельности

Метод свободного выбора (свободная

беседа, выбор способа действия,

свобода творчества).

Активные методы (ученик в роли:

учителя, исследователя, деловая игра,

дискуссия).

Методы, направленные на

самопознание и развитие (интеллекта,

эмоций, общения, самооценки,

взаимооценки).

Место и длительность применения

ТСО

Умение учителя использовать ТСО как

средство для дискуссии, беседы,

обсуждения.

Поза учащегося, чередование позы Правильная посадка ученика, смена

11

видов деятельности требует смены

позы.

Наличие, место, содержание и

продолжительность на уроке

моментов оздоровления

Физкультминутки, динамические

паузы, дыхательная гимнастика,

гимнастика для глаз, массаж активных

точек.

Наличие мотивации деятельности

учащихся на уроке

Внешняя мотивация: оценка. Похвала,

поддержка, познавательный момент.

Стимуляция внутренней мотивации:

стремление больше узнать, радость от

активности, интерес к изучаемому

материалу.

Психологический климат на уроке Взаимоотношения на уроке:

-учитель-ученик (комфорт-напряжение,

сотрудничество-авторитарность. Учет

возрастных особенностей);

-ученик-ученик(сотрудничество-

соперничество,дружелюбие-

враждебность,активность-пассивность,

заинтересованность-безразличие).

Эмоциональные разрядки на уроке Шутка, улыбка, юмористическая или

поучительная картинка, поговорка.

Афоризм, музыкальная минутка.

четверостишие

Момент наступления утомления и

снижения учебной активности

Определяется в ходе наблюдения:

момент наступления и снижение

учебной активности (пассивные

отвлечения)

Дыхательная

гимнастика

В различных формах

оздоровительной работы

на уроках

Обеспечить проветривание

помещения, педагогу дать

рекомендации об обязательной

гигиене носа

Динамические паузы На уроках и во

внеклассной работе

В форме физкультминуток,

переключающих ребёнка на

12

разные виды деятельности,

снимающие напряжение и

усталость

Релаксация

В зависимости от

состояния детей и целей,

педагог сам определяет

интенсивность

технологии. Для всех

возрастных групп, во

время уроков

и внеклассных занятий.

Можно использовать

спокойную классическую

музыку(Чайковский,

Рахманинов,Вивальди), звуки

природы

Самомассаж

В зависимости от

поставленной педагогом

целей, в

различных формах

оздоровительной работы

Необходимо объяснить ребёнку

серьёзность процедуры и под

руководством педагога

провести оздоровительный

сеанс

Пальчиковая

гимнастика

На уроках и внеурочной

работе

Рекомендуется всем детям,

особенно с ДЦП и речевыми

проблемами. Проводится в

любой удобный отрезок

времени (на любом этапе

урока).

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 минут

в любое свободное

время. В зависимости от

интенсивности

зритетельной нагрузки

Рекомендуется использовать

наглядный материал, показ

упражнений педагогом

Игротерапия

В свободное время от

занятий, во время

уроков. Время строго не

фиксируется, в

зависимости от

поставленных задач

Игра может быть организована

незаметно для ребёнка на

любом этапе урока,

посредством включения детей в

игровую деятельность

13

Сказкотерапия

Начиная с 1 класса 2-4

занятия в месяц (урок,

просмотр и чтение

сказки, поход в театр и

т.д)

Занятия используют для

психолого-терапевтической и

развивающей работы, создание

положительного

эмоционального настроя.

Фонетическая

ритмика

На уроках чтения и

русского языка 5-10

минут

Рекомендованы в классах для

детей с задержкой в развитии, с

проблемами слуха и речи, для

коррекции речевых нарушений.

1.4 Виды здоровьесберегающих технологий

14

Здоровьесберегающ

ие технологии

Здоровьеразвивающие

технологии

Здоровьесозидающие

технологии

-соблюдение

температурного

режима -

создание условий

для

психологического

комфорта

- соблюдение

правил по технике

безопасности для

учащихся.

-развитие двигательных

навыков

-формирование навыков

правильной осанки

-развитие

пространственной

ориентации

-обеспечение

эмоциональной

комфортности -

формирование навыков

партнёрства и

сотрудничества

-развитие внимания

-формирование

творческих способностей.

-формирование знаний о

здоровом образе жизни

-обеспечение личностного

комфорта -

использование разнообразных

видов деятельности

-соблюдение гигиенических

требований.

Учителю

необходимо

знать

влияние

здоровья

ученика

на

работоспособность и утомляемость организма, что приводит к повышению или

понижению эффективности урока и всего процесса в целом.

При изготовлении самодельных наглядных пособий цифровые и текстовые

надписи рекомендуется делать черной тушью на белой бумаге, придерживаясь

следующих размеров цифр и букв: для младших классов - 4 - 5 см, для старших

- 2,5 - 3,5 см, а в начале учебного года для первого класса - примерно 8 см.

Расстояние между буквами делают обычно около 1/3, 1/2 их высоты, а толщину

штрихов - в 1, 1,4 см.

Правильное оформление наглядных пособий облегчает восприятие и помогает

учителю воспитывать у детей внимание и зрительную память.

Глава 2. Санитарно-гигиенические условия

15

2.1 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации

обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную

деятельность по адаптированным основным общеобразовательным

программам для обучающихся с ОВЗ

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от

10.07.2015 N 26

«Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-

эпидемиологические требования к условиям и организации обучения

и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную

деятельность по адаптированным основным общеобразовательным

программам для обучающихся с ограниченными возможностями

здоровья» (вместе с "СанПиН 2.4.2.3286-15. Санитарно-

эпидемиологические правила и нормативы...")

Ввести в действие санитарно-эпидемиологические правила и

нормативы с 01.09.2016

Учебные помещения для обучающихся начального общего, основного общего и

среднего общего образования с нарушениями опорно-двигательного аппарата,

слепых и слабовидящих, умственно-отсталых обучающихся рекомендуется.

Общие положения и область применения

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее -

санитарные правила) направлены на охрану здоровья детей с ограниченными

возможностями

здоровья

в

период

пребывания

их

в

организациях,

осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным

общеобразовательным

программам

для

обучающихся

с

ограниченными

возможностями здоровья (далее - обучающиеся с ОВЗ). Санитарные правила

распространяются

на

организации,

осуществляющие

образовательную

деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам

для обучающихся с ОВЗ (далее - организации для обучающихся с ОВЗ) с

дневным

или

круглосуточным

(круглогодичным)

пребыванием

в

них

обучающихся с ОВЗ, а также распространяются на отдельные классы и/или

группы для обучающихся с ОВЗ, в том числе группы продленного дня,

организованные в образовательных организациях.

1.2.

Санитарные

правила

устанавливают

санитарно-эпидемиологические

требования к: - условиям размещения организации для обучающихся с ОВЗ; -

оборудованию

и

содержанию

территории

организации;

-

зданию

и

16

оборудованию помещений; - воздушно-тепловому режиму; - естественному и

искусственному освещению; - водоснабжению и канализации; - организации

образовательной

деятельности

и

режиму

дня;

-

условиям

проживания

обучающихся с ОВЗ в организации; - организации питания; - организации

медицинского обслуживания обучающихся с ОВЗ; - санитарному состоянию и

содержанию помещений; - прохождению профилактических медицинских

осмотров, гигиенического воспитания и обучения, личной гигиене персонала.

1.3. Санитарные правила распространяются на действующие, проектируемые,

строящиеся и реконструируемые организации для обучающихся с ОВЗ

независимо от типа организационно-правовых форм и форм собственности.

Ранее построенные здания организаций для обучающихся с ОВЗ, а также

здания, приспособленные для обучающихся с ОВЗ, эксплуатируются в

соответствии с проектами, по которым они были построены.

1.4. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения

всеми

гражданами,

юридическими

лицами

и

индивидуальными

предпринимателями,

деятельность

которых

связана

с

проектированием,

строительством,

реконструкцией

и

эксплуатацией

организаций

для

обучающихся с ОВЗ.

1.5. При реализации в организациях для обучающихся с ОВЗ адаптированных

образовательных программ дошкольного образования для детей с ОВЗ должны

соблюдаться

санитарно-эпидемиологические

требования

к

устройству,

содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных

организаций

1.6. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляется в

соответствии

с

законодательством

Российской

Федерации

органами,

уполномоченными

на

осуществление

федерального

государственного

санитарно-эпидемиологического надзора. размещать в составе жилого блока в

пределах одного этажа.

2.2 Облегченный учебный день

17

Для предупреждения переутомления в течение недели для обучающихся с

ОВЗ должны иметь облегченный учебный день в среду или четверг.

Продолжительность учебной нагрузки на уроке не должна превышать 40

минут, за исключением первого класса.

Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10

минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 20 - 30 минут. Вместо

одной большой перемены допускается после 2-го и 3-го уроков

устанавливать две перемены по 20 минут каждая.

Продолжительность

перемены

между

урочной

и

внеурочной

деятельностью должна составлять не менее 30 минут (за исключением

категории обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной

отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития),

обучение которых осуществляется по специальной индивидуальной

программе развития.

Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой

целью, при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется

увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из

которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-

активных

видов

деятельности

обучающихся

на

спортплощадке

организации.

18

2.3 Организация режима дня

Продолжительность ночного сна для обучающихся 7 - 10 лет должна

составлять не менее 10 часов, для обучающихся 11 - 14 лет - не менее 9

часов, для обучающихся 15 - 17 лет - не менее 8,5 часов.

Для

обучающихся

начального

общего

образования,

перенесших

заболевание, а также в период адаптации к обучению показан дневной сон

длительностью в 1 - 2 часа. Дневной сон может быть рекомендован по

медицинским показаниям и более старшим обучающимся. Между ужином

и сном рекомендуется организовывать прогулки на воздухе или тихие

игры в помещении, а также режим проветривания спальных помещений

Продолжительность прогулки должна составлять в течение дня для

обучающихся 7 - 10 лет не менее 3,5 ч, для обучающихся 11 - 14 лет - не

менее 3 часов, для обучающихся 15 - 17 лет - не менее 2,5 часов. Время

прогулки

рекомендуется

распределять

в

течение

дня

следующим

образом: до начала занятий - 20 - 30 минут; после учебных занятий - 1 -

1,5 ч; перед приготовлением домашних заданий - 1 ч; после ужина - 1 ч.

Для поддержания необходимого уровня умственной работоспособности в

течение учебного дня для обучающихся 1 - 9 классов в середине учебных

занятий рекомендуется проводить динамическую паузу на свежем

воздухе продолжительностью 45 минут

Правильный режим дня

обязательный дневной сон (1.5-2 часа);

питание должно включать много витаминов, соков;

не следует позволять ребёнку пить на ночь много жидкости;

избегать длительного переохлаждения и перегревания, длительного

пребывания в душных помещениях, транспорте;

приступать

к

выполнению

домашнего

задания

только

после

предварительного отдыха;

полноценный ночной сон,

правильное сбалансированное питание,

регулярное наблюдение и лечение основного заболевания

19

2.4 Ступенчатый режим обучения

Обучение в первом (первом дополнительном) классе осуществляется

с соблюдением следующих дополнительных требований:

использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии

(в сентябре, октябре - по 3 урока в день до 35 минут каждый, в

ноябре - декабре - по 4 урока до 35 минут каждый; январь - май - по 4

урока до 40 минут каждый);

обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся

и домашних заданий;

организуются дополнительные недельные каникулы в середине

третьей четверти при традиционном режиме обучения

20

Заключение

Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимо

предоставление особых условий по сравнению с их одноклассниками, в

частности, изменения организации учебного места, подачи учебного материала,

сроков сдачи, формы выполнения задания,

его организации, способов

представления

результатов.

Учащиеся

с

ограниченными

возможностями

здоровья нуждаются в изменении способов преподнесения информации или

модификации

учебного

плана

с

целью

более

успешного

освоения

общеобразовательной программы. Примером модификации может служить

частичное либо упрощённое выполнение учащимся общеобразовательной

программы, применение гибкого расписания.

Педагогам необходимо ежедневно находить возможность говорить с

детьми на любые темы, которые их интересуют или беспокоят. Учитель должен

показывать, что ценит каждого ребенка, открыто хваля индивидуальные усилия

каждого и достижения класса в целом, также призывая класс развивать эти

достижения.

Необходимым условием в работе с «особенными» является применение

технологий достижения результатов (успеха). С этой целью уместно отмечать

достижения ребенка относительно его прошлых успехов, а также его

нестандартные достижения.

О том, как лучше организовать обучение детей рассуждал К.Д. Ушинский

в своем педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном

значении». В этой работе К.Д. Ушинский пришел к выводу, что только успех

поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется

только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении

знаниями. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не

переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание,

интерес учиться. Первой заповедью обучения и воспитания К.Д. Ушинский

считал необходимость дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в

их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения.

Успех

рождает

сильный

дополнительный

импульс,

содействует

становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к

учению, школе, труду как таковому. Таким образом, ситуация успеха

становится фактором развития личности. Ситуация успеха субъективна и

индивидуальна. Её переживает как ученик слабой успеваемости, так и ученик

высокой продуктивной деятельности.

Следует использовать возможности внешкольной работы, например, во

время занятий в кружках, такие виды декоративно-прикладного творчества, как

бумагопластика,

квиллинг, оригами, плетение и т.д. помогают решать

педагогические задачи: развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания,

усидчивости, аккуратности, сотрудничество и многое другое. Развивается ряд

психологических процессов: мышление, память, восприятие. Уделять обучению

21

изобразительному искусству, музыке, драматическому искусству, танцам и

физкультуре не меньше внимания, чем другим предметам, так как навыки и

достижения в этих областях, и как следствие этого, самооценка, ведут к

достижению больших успехов по всем предметам.

И помните, «Понимание, великодушие,

милосердие, терпимость

и вера в ребёнка - вот

наши главные лекарства.

И ещё – яркая, наполненная трудом,

общением и заботой о других, жизнь»

Дубровский А.А.

22

Список литературы

1.Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от

29 декабря 2012 года.

2. Акимова О.И. Инклюзивное образование как современная модель

образования лиц с ограниченными возможностями здоровья // Инклюзивное

образование: методология, практика, технологии: Материалы междун. науч.

практ. конф. / Под. Ред. С.В. Алехиной. – М.: Изд-во Мос. Гор. Психолого-пед.

ун-та, 2011.

3.Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – 527 с.

4.Грановская Р.М., Никольская И.М. Психологическая защита у детей. СПб.:

Речь, 2000. – 96 с.

5.Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для

студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева;

Под ред В.А. Сластенина. -- 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2002. - 272 с.

6.Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные

тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная

педагогика и специальная психология»/ Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова.

– М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2001. – 448 с

7. Загуменнов, Ю.Л. Инклюзивное образование: создание равных возможностей

для всех учащихся / Ю.Л. Загуменнов // Минская школа сегодня. - 2008.

8. «Комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с

ОВЗ в условиях введения ФГОС ОО»: методические рекомендации для

педагогов С/К/ОУ/ авт.сост. И.М.Чернова, Е.И.Шевченко, О.П.Зверева; под ред.

Г.В.Яковлевой. – Челябинск: ЦИЦЕРО, 2013.

9. Сборник методических материалов по обучению детей с ограниченными

возможностями здоровья в режиме инклюзии/ И.М. Чернова, Е.И. Шевченко,

О.П. Зверева, Белозёрова Л.И., И.А. Гребенюк, Алдакушева Е.С., Малашкина

С.В., Мещерякова А. О., Якимова Е.В., Белозерова Л. И., Рудовская О. В./ под

общей ред. Г.В. Яковлевой- Челябинск, Цицеро, 2015.

10. Презентация «Сопровождение детей с ОВЗ с учетом их

психофизиологических особенностей», учитель начальных классов: Власовец

С.И., МОУ «Сланцевская СОШ № 6»,2017 год.

23



В раздел образования