Напоминание

«Использование технологии театрализованной деятельности, как фактора успеш«Использование технологии театрализованной деятельности, как фактора успешного речевого развития дошкольников в условиях ФГОС ДО»ного речевого развития дошкольников в условиях ФГОС ДО»


Автор: Давыдова Светлана Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Звездочка"
Населённый пункт: Тоцкое Второе Оренбургская обл
Наименование материала: опыт работы
Тема: «Использование технологии театрализованной деятельности, как фактора успеш«Использование технологии театрализованной деятельности, как фактора успешного речевого развития дошкольников в условиях ФГОС ДО»ного речевого развития дошкольников в условиях ФГОС ДО»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема опыта «Использование технологии театрализованной

деятельности, как фактора успешного речевого развития дошкольников

в условиях ФГОС ДО»

Василий Александрович Сухомлинский отмечал, что хорошая речь

— важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.

Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои

мысли, тем активнее осуществляется его психическое и речевое развитие.

Актуальность опыта. Проблема речевого развития была и остается на

сегодняшний день одной из актуальных проблем системы дошкольного

образования. Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие

мышления, творчества, носитель памяти, информации. Овладение связной

монологической речью является высшим достижением речевого воспитания

дошкольников.

Дети

овладевают

родным

языком

через

речевую

деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно

создавать условия для развития связной речевой деятельности детей, для

общения, для выражения своих мыслей.

К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям

заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет.

Вследствие

чего,

неуклонно

увеличивается

количество

детей

с

несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все

более актуальной проблемой в нашем обществе.

Работая с детьми 4-5 лет, в мае 2016 года я решила провести

диагностику, чтобы проанализировать и выявить, насколько эффективны

выбранные мною методы и приемы реализации образовательной программы.

В результате выявилось следующее: во всех образовательных областях,

кроме «речевого развития» прослеживалась положительная динамика,

соответствующая

возрасту

воспитанников

и

задачам

образовательной

программы. Речевые же навыки остались почти на том же уровне, что и в

начале года. У 80% тестируемых, развитие речи оставалось на низком и

среднем уровне. Дети не могли составить описательный рассказ даже при

помощи воспитателя. На вопросы не давали развернутых ответов, отвечали

односложно.

При

изложении

повествования

наблюдалось

нарушение

логической последовательности, скудность изложения, ограниченность и

неполноценность лексических средств языка. Таким образом, выявилась

проблема: развитие речи не соответствует возрасту.

Оценка

исходного

состояния

выявленной

проблемной

ситуации,

определило необходимость поиска новых форм работы. Такой формой мною

была выбрана театрализованная деятельность, как сильное, но ненавязчивое

1

педагогическое средство. В основе, которой лежит игра. Ценно то, что в

процессе

театрализованной

игры

активизируется

и

совершенствуется

словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп,

выразительность речи.

Данная проблема определила цель углубленной работы:

развитие

-

,

речи детей дошкольников средствами театральной деятельности

.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

Обогащать активный словарь детей, совершенствовать навык грамматически

правильной, диалогической и монологической речи.

Способствовать формированию выразительности речи воспитанников,

эмоционального восприятия, эмпатии в процессе театрализованной

деятельности.

Создавать условия для развития воображения, самостоятельной творческой

деятельности детей.

Взаимодействовать с родителями посредством вовлечения их в проектную

деятельность.

Работа проводилась в три этапа: 1этап-подготовительный.

На первом подготовительном этапе своей работы, я изучила методический

материал, предметно – развивающую среду группы. В ходе всей работы

были выявлены следующие проблемы:

- недостаточное методическое обеспечение по развитию речи детей;

- информированность о новых педагогических технологий;

- низкая компетентность родителей в вопросах речевого развития.

Провела обследование состояния сформированности

речи детей, целью

которого было выявление уровня развития речи дошкольника. Анализ

результатов по средней группе показал, что уровень речевого развития в

основном соответствуют низкому и среднему показателю.

Итак,

результаты

диагностического

этапа

позволили

мне

определить

следующие этапы работы:

1.

Разработать образовательный проект

2.Создать развивающею предметно-пространственную среду для реализации

театрализованной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста

3.оптимизировать работу с родителями по данному вопросу с помощью

традиционных и нетрадиционных форм сотрудничества.

Для реализации поставленных задач

приобрела и

изучила методическую

литературу

следующих

авторов:

Антипина

Е.А.

«Театрализованная

деятельность в детском саду. Игры, упражнения, сценарии», Доронова Т.Н.

«Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет», Кудрявцева

2

Н.Ю. «Готовимся к празднику», Новиковская О.А. «Конспекты занятий по

сказкам с детьми 4-5 лет», Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества

дошкольников».

2. Мною был разработан образовательный проект

«

В театр играем – речь

развиваем».

В котором определила

место театральной деятельности в

учебном - воспитательном процессе в режимных моментах и виде

факультатива. Для реализации проекта был составлен перспективный план

проведения театрализованных игр и мероприятий, досугов с родителями,

который включает в себя разнообразные формы и методы. Разработала и

подобрала игры на развитие слуха, звукоподражание, формирование речи,

пальчиковую, артикуляционную и дыхательную гимнастики. Подготовила и

провела родительские собрания по темам «Роль семьи в речевом развитии

ребёнка 4-5 лет», «Театр наш друг и помощник», доклад к родительскому

собранию на тему: «Развитие речи у детей дошкольного возраста»

3. Была создана необходимая развивающая предметно-

пространственная среда для реализации театрализованной деятельности

.

Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и

свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения,

в центре театрализованной деятельности я разместила разные виды театра. В

нашей группе функционирует центр по развитию речевой активности

«Речевичок», в который совместно с детьми мы решили поместить:

художественную литературу, альбомы с иллюстрациями знакомых

произведений, картотеку артикуляционной гимнастики и пальчиковых

упражнений, потешек. Где дети, как с воспитателем, так и самостоятельно

могли заняться пальчиковыми играми, артикуляционной гимнастикой.

Пересказать знакомые потешки.

2-й этап – содержание работы.

В организации театрализованных игр широко использовала практические и

игровые методы обучения: метод игровой импровизации (служащий мостом

между играми ребенка в быту и искусством актера), упражнения, метод

действенного анализа (этюдная методика), инсценировки и драматизация.

Из словесных методов применяла рассказ, чтение, рассказ детей, беседы,

разучивание произведений устного народного творчества. Названные методы

и приемы использовала в комплексе для развития внимания памяти,

творческого воображения.

С детьми среднего дошкольного возраста начала работу с чтения

художественных произведений. При этом старалась использовать средства

интонационной выразительности. Для развития у воспитанников умения

внимательно слушать, запоминать последовательность событий, свободно

3

ориентироваться в тексте, были использованы специальные упражнения,

проблемные ситуации.

Заимствуя из сказок образные выражения, меткие слова, обороты речи,

пословицы и поговорки, дети обогащают свою речь, делая её образной и

выразительной.

Когда текст хорошо усвоен, приступала к обучению детей средствам

выразительности (интонация, мимика, жесты).

Передать характер персонажей в движении помогает и использование

музыки.

Итогом нашей работы в средней группе был показ сказки «Колобок» для

детей младших групп, а также на родительской конференции.

В старшей группе для обучения детей средствам речевой выразительности

использовала более сложные упражнения. Например, предлагала произнести

с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси»,

«помоги» (приветливо, небрежно, просяще, требовательно). Затем

разыгрывались небольшие сценки. Совершенствованию навыка

диалогической речи воспитанников способствовало рассматривание

иллюстраций к русским народным сказкам художников И.Хохлова,

Т.Мавриной, В.Лебедева, Е.Рачева, беседы об особенностях

иллюстрирования художниками драматических моментов сказки.

Заключительным и самым значимым для детей этапом является постановка

сказок.

Выбор роли осуществлялся при помощи карточек (каждому ребёнку

достаётся карточка, на которой схематично изображён персонаж), по

желанию детей.

Большое значение имеет также использование ИКТ. Театрализованная

деятельность с использованием презентационного материала,

мультимедийных пособий, приобретает новую окраску, проходит более

эмоционально, выразительно.

3-й этап –

итоговый.

По окончанию второго этапа было проведено

повторное диагностирование детей и анкетирование родителей.

Анализ результатов развития детей по данному направлению показал

положительную динамику речевого развития детей. Высокий уровень вырос:

2016 г., сентябрь –25 %, 2017 г., май - 38 %

2017 г., сентябрь – 43 %, 2018г, май –58%; 2018 г., сентябрь – 67 %, 2019 г. –

73%

4

Мониторинг речевого развития детей

-

2,00

4,00

6,00

8,00

10,00

12,00

14,00

16,00

высокий

средний

низкий

Итак,

проведенное

мною

исследование,

направленное

на

изучение

театрализованной

деятельности

как

средства

развития

речи

детей

дошкольного

возраста,

даёт

основание

сделать

вывод:

благодаря

проделанной работе, дети стали более сознательно и уверенно пользоваться

коммуникативными средствами в различных ситуациях речевого общения,

повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному

познанию и размышлению, что позволило перейти в новую социальную

ситуацию развития. Театрализованная деятельность это та деятельность, в

которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Мой

опыт работы показывает, что с помощью театрализованной деятельности

можно реализовать задачи образовательной области « речевое развитие».

Мои воспитанники на протяжении этого времени являлись активными

участниками и дипломантами конкурсов различного уровня.

5



В раздел образования