Напоминание

" Что такое речь"


Автор: Большова Наталья Валерьевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР д\с 139"
Населённый пункт: Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: " Что такое речь"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

Выполнила:

Учитель-логопед: Большова Н.В.

Что такое речь

?

«А как речь-то говорит, словно реченька журчит…»

Любой человек представляет собой своеобразный мир – со своими чувствами, знаниями

и представлениями. И для него жизненно необходимо уметь передать эти знания и

чувства другим людям – тем, кто живёт, учится, работает рядом ним, а также будущим

поколениям.

Вся история цивилизации – это история общения людей и человеческих сообществ.

Человеку важно удовлетворить свою вечную потребность в передаче и получении

информации. Как это сделать?

Природа способствовала этому процессу. Мы люди, горды тем, что наша речь

членораздельна, в отличие от животных, которым не дано соединять звуки по своему

желанию, произносить слова и предложения.

С момента появления на свет ребёнок постепенно овладевает речью. Вначале он

произносит короткие, простые слова, затем фразы и предложения. Ребёнок растёт – его

речь развивается. В школьном курсе есть специальные занятия по развитию речи.

Дадим понятие речи.

Речь – умение, способность человека говорить.

Речь – это определённая технология создания, выражения мысли посредством языка.

Речь – это действие с использованием звуков, совершаемое человеком для передачи

информации.

Если спросить психолога, что такое речь, то он скажет, что речь, прежде всего — это

одна из высших психических функций человека, во всем охвате ее взаимосвязей с

важными психическими функциями – мышлением, эмоциями, памятью.

Язык и речь

Речь напрямую связана с языком. Язык являет собой оригинальную по сложности и

совершенству систему знаков, передающих информацию как в устной, так и в

письменной форме.

Язык и речь – понятия близкородственные, но это не одно и то же. Язык должен

использоваться в целях общения — только тогда возникает речь. Язык становится

недееспособным после того, как люди перестают на нем общаться.

Речь – это язык в действии, то есть язык, используемый для выражения определённых

идей, эмоций, чувств.

Основная единица речи – это слово.

Берегите речь

Жизнь показывает, насколько велика приверженность маленьких детей ко

всевозможным перевёртышам, потешкам, небылицам, небывальщинам. Всем известна

детская манера коверкать речь, подражать взрослым, передразнивать животных, болтать

на секретных языках, баловаться с речью. Но детям можно, их взрослению сопутствует

повышенный интерес к звуковой стороне речи.

Но шалости с речью в более позднем возрасте зачастую неуместны. Берегите речь!

Стремитесь к тому, чтобы не использовать в речи мусорные слова. Есть такая хорошая

дисциплина – «риторика». Она учит нас речевому поведению, учит общаться. Риторика –

наша помощница

правильном выборе словесных средств, в решении коммуникативных.

Особенности речевого развития детей 5-6 лет.

Лексика.

В речи ребенка этого возраста появляются собирательные

существительные. (Существительные, обозначающие совокупность лиц, предметов,

явлений как единство, как одно неделимое целое. Они не могут употребляться во

множественном числе.) Например, родня, детвора, листва, бельё и пр.)

Ребенок вводит в речь прилагательные, обозначающие состав, состояние предметов

(деревянный, замёрзший...), а также отвлечённые, абстрактные понятия (добрый,

душевный...).

Дети шестого года жизни владеют обобщающими понятиями Имеют представление

- о сезонных изменениях в природе;

- о выращивании овощей и фруктов;

- о лесных ягодах и грибах;

- о хищных и травоядных, домашних и диких животных;

- о насекомых и птицах, рыбах.

Ориентируются в пространстве (право, лево, сзади...) и времени (вчера, сегодня,

ночью...).

Знают

- названия месяцев, дней недели, части суток;

- название своей страны и столицы государства;

- географические понятия: море, река, горы, пустыня, лес;

- правила дорожного движения для пешеходов.

Грамматический строй речи.

Ребенок правильно употребляет в речи простые и сложные

предлоги (из, из-под...);

- правильно изменяет имена существительные по числам и падежам;

- правильно согласовывает в речи существительные с числительными (пять ложек, пять

яблок, груш, конфет);

- согласовывает прилагательные с именами существительными в роде числе и падеже

(море синее, стулья деревянные, кукле новой);

- образовывает притяжательные прилагательные (медвежья, собачьи, папин...);

- правильно по смыслу применяет все части речи.

Связная речь.

Без дополнительных вопросов дети могут пересказать сказку или рассказ

из 40-50 предложений. То есть владеют одной из самых сложных речевых форм –

монологической.

В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развернутые

ответы. К концу дошкольного периода дети владеют развернутой фразовой речью,

фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.

Звукопроизношение.

Пятилетние дети воспроизводят слова различной слоговой структуры и

звуконаполняемости. Если у кого–то и возникают при этом ошибки, то они касаются

наиболее трудных, мало употребительных и чаще всего незнакомых для них слов.

Достаточно исправить ребенка, дать образец ответа и немного «поучить» его правильно

произносить слово, и малыш быстро введет это новое слово в самостоятельную речь.

Бурное речевое развитие детей в этом возрасте базируется на готовности

артикуляционного аппарата (губ, языка, щёк, мягкого неба, нижней челюсти) к

производству полноценных звуков речи. К шести годам дети овладевают

произношением всех звуков речи, однако у некоторых детей усвоение звуков может

проходить неравномерно или неверно.

От того, как вы будете разговаривать с ребенком, насколько интонационно

выразительна, мелодична, эмоционально окрашена будет ваша речь, зависит и качество

речи вашего малыша. Поправляя ошибки в его речи (в звукопроизношении, в

грамматическом оформлении словосочетаний, предложений) вы заботитесь о его

интеллектуальном развитии. Так как правильно оформленная, красивая, чисто звучащая

речь является не только средством общения, но и орудием мышления.

Советы родителям!!!!

Для того чтобы ребенок научился хорошо говорить:

1. У ребенка должен быть стимул для разговора (это может быть Ваш вопрос, просьба

о чем-то рассказать). При этом взрослый действительно заинтересован услышать ответ,

рассказ ребенка. Можно предложить ребенку поделиться своими впечатлениями от

просмотра мультфильма, от совместной прогулки, посещения спектакля, музея,

выставки и т.д.

2. Рассматриваете ли Вы картинку, слушаете ли сказку, обращайте внимание ребенка

на редко встречающееся слово, меткое, образное выражение - это приучит его

«вслушиваться» в речь, осмысленно использовать слова в своем рассказе. Для развития

речи ребенка можно использовать любую ситуацию: поездку в транспорте, прогулку и

т.д. В литературе можно встретить множество игр на развитие словаря, разговорной речи

дошкольников. Это такие, как: «Назови любимые игрушки», «Каких животных ты

знаешь?», «Скажи по-другому», «Опиши свою одежду» и многие другие. Поиграйте с

детьми.

3. В каждой семье есть детская литература. Ее можно использовать для развития

детской речи. Прочитайте с детьми книгу, разберите новые (сложные, непонятные)

слова, встреченные в тексте, попросите ребенка рассказать понравившийся эпизод,

рассмотрите вместе иллюстрации в книге и попросите рассказать, что на них

изображено. А потом предложите нарисовать понравившегося героя. Важно, чтобы такая

работа по развитию речи была систематической. Взрослые должны постоянно помнить:

речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от

окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей

речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые создавали эту речевую среду для

постоянного общения с ребенком. Помните об этом, уважаемые взрослые!!!

4. Не торопитесь все рассказать и объяснить сами (взрослые это очень любят). Дайте

ребенку возможность самому рассказать, объяснить, не торопите его. Взрослый может

подсказать необходимое слово, поправить произношение, но всегда нужно дать

выговориться ребенку и поучиться внимательно его слушать, не перебивая, не торопя, не

Отвлекаясь

Особенности речевого развития детей 6-7 лет.

Возраст до 7 лет – самое благоприятное время для развития речи ребенка. В этот

период дети хорошо усваивают родной язык, активно подражают речи окружающих. У

ребенка 6 - 7 лет продолжается дальнейшее развитие речи: увеличивается и обогащается

ее словарный состав, усложняется фразовая речь и грамматический строй, усваивается

правильный литературный язык. Словарь ребенка, поступающего в школу, содержит

примерно от 4 до 7 тысяч слов, в отдельных случаях до 10 тысяч слов. Словарь насыщен

обобщающими существительными. Ребенок обозначает свойства, названия действий и

их качества. Использует активно синонимы и антонимы, в состоянии объяснить

неизвестные значения знакомых многозначных слов, сочетать слова по смыслу. В речи

ребенка присутствуют образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни

свет, ни заря; на скорую руку и др.). Осознанно употребляет родовые и видовые понятия.

Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни достигает довольно

высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно

произносит фразы. Полностью усваивается слоговая структура слов. У ребенка хорошо

развит фонематический слух. Он самостоятельно определяет наличие звука в слове,

отбирает картинки, придумывает слова с заданным звуком, выделяет ударный гласный,

первый и последний звуки в слове. На седьмом году ребенок практически полностью

овладевает грамматическим строем речи и пользуется им достаточно свободно.

Правильно изменяет и согласовывает слова в роде, числе, падеже; точно спрягает часто

употребляемые глаголы; может образовывать трудные грамматические формы

существительных, прилагательных, глаголов. Самостоятельно образует слова, подбирая

однокоренные. На седьмом году речь ребенка становится все более точной в

структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При

пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность

высказываний. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно давать описания

игрушки, предмета, раскрывать содержание картинки, пересказать не только о том, что

изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до или после

увиденного.

В процессе речевого общения дети употребляют как простые, так и сложные

предложения. Для связи простых предложений они используют соединительные,

противительные и разделительные союзы, иногда в сложные предложения включают

причастные и деепричастные обороты. У ребенка хорошо развита диалогическая речь:

отвечает на вопросы, подает реплики, задает вопросы. Способен построить краткие

сообщения. В зависимости от ситуации ребенок может говорить громко, тихо и даже

шепотом; умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко

произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуется

интонационными средствами выразительности. Таким образом, к концу седьмого года

жизни ребенок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он владеет

правильным звукопроизношением, выразительной и эмоциональной речью, имеет

необходимый для свободного общения со взрослыми и сверстниками словарный запас,

грамматические формы. Его высказывания становятся содержательнее, точнее,

выразительнее.

Советы родителям!!!!

1. Развитие лексической стороны речи. - Много рассказывать и показывать ребенку,

читать познавательную литературу, проводить наблюдения, внимательно рассматривать

отдельные объекты и предметы. При этом желательно учитывать познавательные

предпочтения (интересы) своего ребенка. - Рассказывать ребенку о родственниках

(где они живут, кем работают, какие они замечательные люди, кем они приходятся

ребенку); о своей работе или учебе, о тех людях, которые вас окружают. Очень

привлекательны для детей воспоминания близких об их детстве; об играх, в которые они

играли. Продолжать семейную традицию ежедневных бесед о прожитом дне. Обсуждать

и планировать все совместные мероприятия вместе с ребенком. - Продолжать работу

со словами-антонимами и синонимами. Упражнять ребенка в умении вычленять в

разнообразных предметах части и называть их.

2. Формирование грамматического строя речи. - Упражнять детей в правильном

употреблении глаголов. В повседневном общении с ребенком создавать речевые

ситуации, позволяющие ребенку согласовывать существительные с числительными.

- Следить за тем, как ребенок употребляет сложные формы существительных

множественного числа в родительном падеже (много яблок, много вёдер). - Поощрять

стремление ребенка использовать в речи сложные типы предложений

(сложносочиненные и сложноподчиненные).

3. Развитие и совершенствование звуковой культуры речи.

- Для развития фонематического слуха упражнять ребенка в выделении первого

звука в своем имени, в имени окружающих, в названии любимой игрушки, а затем в

определении последовательности звуков в этих словах; делить слова на слоги и

определять их последовательность. - Следить за правильным ударением при

произнесении слов. - Закреплять произносительную сторону речи с помощью

чистоговорок, скороговорок.

4. Развитие связной речи детей. - Обучать ребенка быть вежливым и

тактичным при участии в диалоге со взрослыми и детьми. Во время бесед с ребенком

демонстрировать культуру ведения диалога. Показать пример, как нужно вести диалог за

столом, в гостях, при разговоре по телефону. - Продолжать семейную традицию

ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, о семейных и детсадовских

мероприятиях и др., где вопросы задает не только взрослый ребенку, но и ребенок

взрослому. Обсуждать с ребенком совместные мероприятия. - Закреплять

полученные в детском саду навыки по составлению связных монологических

высказываний через: составление рассказов по семейным фотографиям; рассказы по

сериям картинок. Упражнять в составлении элементарных описаний. - Поощрять

попытки ребенка сочинять сказки и рассказы. Следить за соблюдением

прависоставления связных высказываний. Обыгрывать детские сочинения

театрализованными средствами



В раздел образования