Напоминание

Формирование у детей раннего возраста восприятия смысла сказок, стихов, рассматривание картинок


Автор: Скачкова Владлена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ № 11 Структурное подразделение "Детский сад "Сказка"
Населённый пункт: Новокуйбышевск, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование у детей раннего возраста восприятия смысла сказок, стихов, рассматривание картинок
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Формирование у детей раннего возраста восприятия смысла сказок,

стихов, рассматривание картинок»



Скачкова Владлена Александровна, воспитатель Структурное

подразделение

«Детский

сад

«Сказка»

ГБОУ

ООШ

№11

г.о.

Новокуйбышевск
Формирование у детей раннего возраста восприятия смысла сказок, стихов, рассматривание картинок наиболее существенное значение имеет развитие речи и мышления. Конкретными задачами в этом возрасте являются: 1. дальнейшее развитие понимания назначений предметов, действий, качеств, целых предложений и небольших рассказов; 2. развитие наглядно-действенного мышления, развитие обобщения предметов и действий; развитие ориентировочно-познавательной деятельности 3. дальнейшее развитие подражания сначала отдельных слов, а затем и предложений: 4. обогащение активного словаря и формирование в речевом общении; 5. формирования у ребенка внимания слушать речь взрослого, выполнять словесные поручения, отвечать на вопросы воспитателя; 6. расширение ориентировки в окружающем (формировать у детей умение различать и называть окружающие предметы и их основные свойства - цвет, величину, форму, некоторых животных, их отличительные признаки, овощи, различать понятия «мальчик», «девочка», «бабушка», «дедушка» и др.) Для развития понимания речи, разговаривая с ребенком, нужно устанавливать непосредственную связь слова с предметом или действием. При кормлении следует говорить о еде, при одевании называть части тела, одежды и т.п. На протяжении второго года с детьми в основном следует говорить о том, что они непосредственно в данный момент воспринимают. После 1 года 6 месяцев можно и нужно говорить о том, что ребенок видел на прогулке. Употреблять слова необходимо в разных связях и сочетаниях: «Кошка спит,
и девочка тоже спит», Это обогащает смысловое содержание слов. Помогает сравнивать и обогащать. Нужно не столько развивать понимание, но и обязательно учить ребенка говорить. Для развития активной речи у ребенка необходимо совершенствовать у ребенка способность подражать слышимым словам, простым предложениям. Надо формировать у него умение слушать и воспроизводить слышимое. Для этого в течение трех месяцев следует стимулировать лепет ребенка, устанавливая с ним перекличку звуками, вызывать подражание легким звукосочетаниям («топ-топ», «куп-куп») и подговаривание («шу-у, полетели, да-да»), формировать умение по просьбе взрослого повторять и отвечать «дождик кап-кап, «как часики тикают?» если ребенок молчит, то дать образец ответа: «скажи: тик-так!». Для того чтобы вызвать у ребенка подражание слов, можно называть ему облегченные слова: «биби» - машина, «куп-куп» - купаться, «ав-ав» - собачка и тд., но такие слова нужно произносить всегда в сопровождении правильных (например: «Ляля спит- бай-бай». Как только ребенок начинает подражать облегченным словам (примерно с 1 года 3-4 месяцев), в общении с ним надо перейти к обычной правильной речи. К ребенку более старшего возраста нужно обращаться с различными словесными поручениями, давая образец для подражания; «пойди, позови Дашу. Скажи: Сережи, иди гулять!». Часто речевое общение взрослого с ребенком по разнообразным поводам вызывает у него потребность обращаться к взрослому по аналогичным поводам. Любое обращение ребенка должно быть не просто удовлетворено, но обязательно выражено словами и использовано для формирования активной речи. В этом возрасте более эффективной является индивидуально обращенная речь взрослого, рассчитанная на уровень развития ребенка.
Занятия по развитию речи


Для развития речи и расширения ориентировки в окружающем с детьми второго года провожу следующие занятия: 1. показ предметов с названием их; 2. организованное наблюдение за животными, рассматривание предметов повседневной обстановки;
3. показ действий с игрушками; 4.показ картинок, изображающих отдельные предметы, а затем и действия; 5. рассказывание коротких стихов для слушания и подражания типа «гуси- гуси!» Га-га-га. Есть хотите? Да! Да! Да! 6. положительное значение тикают и такие игры, как «послушай и скажи, как лает собачка, тикают часики, плачет Ляля», игра – поручений («принеси», «найди», «унеси, поставь туда-то»), занятия по развитию подражания речи др. При проведении занятий большую роль играет эмоциональная выразительность голоса воспитателя. Я стараюсь общаться с детьми взглядом, улыбкой, разделяя их радость, часто обращаюсь, называя их детей по имени. Слежу за поведением детей и еще раз повторяю то, что очень нравится детям или то, что они не поняли. Показывая игрушки, часто вынимаю из мешочка, и расставляю перед ними на столе. Для занятий подбираю игрушки, сходные которыми дети играют, но имеющие другой внешний вид. Игрушки и картинки подбираю такие, которые наиболее радуют детей (кукла, машина, зайка, петушок, собачка и т.п.) Для первых занятий игрушки и особенно картинки должны резко различаться по внешнему виду и звучанию их названий. Так, ребенку легче различать по названию и виду, например собачка («ав-ав») и куколку («Ляля») и трудно разобрать такие близкие по звучанию слова, как «баба» (матрешка) и «га-га» (гусь), или отличить петушка от курочки. Число предметов или картинок, показываемых на одном занятии, постепенно, по мере различения их детьми, увеличивается до 10. Продолжая увеличивать число понимаемых слов и упражнения в умении слушать и смотреть, перехожу к новым задачам: формирую у детей умение узнавать предметы, а также их изображения независимо от внешнего вида (размер, окраска и другие признаки), развиваю обобщение и вызываю подражание звукам и легким простым словам, называть знакомые предметы «Скажи, кто (или что) это? Как кричит?», т.е. развиваю активную речь ребенка. После нескольких показов тех или других предметов привлекаю внимание детей к различным действиям с ними. В конце показа разрешаю детям тут же за столом поиграть этими игрушками. Во время указанных действий
разговариваю с каждым ребенком, спрашивая, что он принес или вынул из мешочка, как лает собачка, как кудахчет курочка, предлагая повторить: «скажи: ко-ко». Формируя у детей умение, слушать, надо приучать их сидеть спокойно. С этой целью разговор с детьми следует перемежать с коротким слушанием: « А теперь, дети, послушайте, что я вам скажу». Во втором полугодии 2-го года содержание и цель указанных занятий усложняются. Увеличивается количество показываемых объектов и действий, устанавливаются элементарные связи между ними. Детям показывают несложные сюжеты, разыгрываемые с помощью игрушек (например; собачка ушибла лапку, надо ее смазать зеленкой, завязать; Катя пошла, гулять, стала кататься на санках, а собачка за ней бегает, просит покатать). В процессе показа детям предлагаю кого-нибудь позвать или что-нибудь сказать по ходу действия. Становится возможным пересказ по картинке простых сюжетов (« Катя пришла в детский сад»), коротких стихов («Игрушки» А.Барто), проведение бесед-рассказов без иллюстрации о том, с чем дети много раз встречались в своей жизни (что они только что видели на прогулке, какие игрушки есть дома). Усложняются занятия с картинками. Например, детям даю парные картинки с изображением одинаковых предметов, но в разных действия (девочка смеется и девочка плачет) или разного размера (собачка большая и маленькая), предлагаю найти соответствующие картинки, сказать, что на них изображено.


В раздел образования