Формирование у детей раннего возраста восприятия смысла сказок, стихов, рассматривание картинок
Автор: Скачкова Владлена Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ ООШ № 11 Структурное подразделение "Детский сад "Сказка" Населённый пункт: Новокуйбышевск, Самарская область Наименование материала: статья Тема: Формирование у детей раннего возраста восприятия смысла сказок, стихов, рассматривание картинок Раздел: дошкольное образование
Новокуйбышевск
Формирование у детей раннего возраста восприятия смысла сказок,
стихов, рассматривание картинок наиболее существенное значение имеет
развитие речи и мышления.
Конкретными задачами в этом возрасте являются:
1.
дальнейшее
развитие
понимания
назначений
предметов,
действий,
качеств, целых предложений и небольших рассказов;
2.
развитие
наглядно-действенного
мышления,
развитие
обобщения
предметов
и
действий;
развитие
ориентировочно-познавательной
деятельности
3.
дальнейшее развитие подражания сначала отдельных слов, а затем и
предложений:
4. обогащение активного словаря и формирование в речевом общении;
5.
формирования у ребенка внимания слушать речь взрослого, выполнять
словесные поручения, отвечать на вопросы воспитателя;
6. расширение ориентировки в окружающем (формировать у детей умение
различать и называть окружающие предметы и их основные свойства - цвет,
величину, форму, некоторых животных, их отличительные признаки, овощи,
различать понятия «мальчик», «девочка», «бабушка», «дедушка» и др.)
Для
развития
понимания
речи,
разговаривая
с
ребенком,
нужно
устанавливать непосредственную связь слова с предметом или действием.
При кормлении следует говорить о еде, при одевании называть части тела,
одежды и т.п.
На протяжении второго года с детьми в основном следует говорить о том,
что они непосредственно в данный момент воспринимают. После 1 года 6
месяцев
можно и нужно говорить о том, что ребенок видел на прогулке.
Употреблять слова необходимо в разных связях и сочетаниях: «Кошка спит,
и девочка тоже спит», Это обогащает смысловое содержание слов. Помогает
сравнивать и обогащать.
Нужно не столько развивать понимание, но и обязательно учить ребенка
говорить.
Для развития активной речи у ребенка необходимо совершенствовать у
ребенка способность подражать слышимым словам, простым предложениям.
Надо формировать у него умение слушать и воспроизводить слышимое. Для
этого
в течение
трех месяцев следует стимулировать
лепет ребенка,
устанавливая с ним перекличку звуками,
вызывать подражание легким
звукосочетаниям («топ-топ», «куп-куп») и подговаривание («шу-у, полетели,
да-да»), формировать умение по просьбе взрослого повторять и отвечать
«дождик
кап-кап, «как часики тикают?»
если ребенок молчит, то дать
образец
ответа:
«скажи:
тик-так!».
Для
того
чтобы
вызвать
у
ребенка
подражание слов, можно называть ему облегченные слова: «биби» - машина,
«куп-куп» - купаться, «ав-ав» - собачка и тд.,
но такие слова
нужно
произносить всегда в сопровождении правильных (например: «Ляля спит-
бай-бай».
Как
только
ребенок
начинает
подражать
облегченным
словам
(примерно с 1 года 3-4 месяцев), в общении с ним надо перейти к обычной
правильной речи.
К ребенку более старшего возраста нужно обращаться с различными
словесными поручениями, давая образец для подражания; «пойди, позови
Дашу. Скажи: Сережи, иди гулять!».
Часто речевое общение взрослого с ребенком по разнообразным поводам
вызывает у него потребность обращаться к взрослому
по аналогичным
поводам. Любое обращение ребенка должно быть не просто удовлетворено,
но обязательно выражено словами
и использовано для
формирования
активной речи. В этом возрасте более эффективной является индивидуально
обращенная речь взрослого, рассчитанная на уровень развития ребенка.
Занятия по развитию речи
Для развития речи и расширения ориентировки в окружающем с детьми
второго года провожу следующие занятия:
1. показ предметов с названием их;
2. организованное
наблюдение за животными, рассматривание предметов
повседневной обстановки;
3. показ действий с игрушками;
4.показ картинок, изображающих отдельные предметы, а затем и действия;
5. рассказывание коротких стихов для слушания и подражания типа «гуси-
гуси!» Га-га-га. Есть хотите? Да! Да! Да!
6. положительное значение тикают и такие игры, как «послушай и скажи, как
лает собачка, тикают часики, плачет Ляля», игра – поручений («принеси»,
«найди», «унеси, поставь туда-то»), занятия по развитию подражания речи
др.
При
проведении
занятий
большую
роль
играет
эмоциональная
выразительность
голоса
воспитателя.
Я
стараюсь
общаться
с
детьми
взглядом, улыбкой, разделяя их радость, часто обращаюсь, называя их детей
по имени. Слежу за поведением детей и еще
раз повторяю то, что очень
нравится детям или то, что они не поняли.
Показывая игрушки, часто вынимаю из мешочка, и расставляю перед ними
на столе. Для занятий подбираю игрушки, сходные которыми дети играют, но
имеющие
другой
внешний
вид.
Игрушки
и
картинки
подбираю
такие,
которые наиболее радуют детей (кукла, машина, зайка, петушок, собачка и
т.п.)
Для
первых
занятий
игрушки
и
особенно
картинки
должны
резко
различаться по внешнему виду и звучанию их названий. Так, ребенку легче
различать
по
названию
и
виду,
например
собачка
(«ав-ав»)
и
куколку
(«Ляля») и трудно разобрать такие близкие по звучанию слова, как «баба»
(матрешка) и «га-га» (гусь), или
отличить петушка от курочки. Число
предметов или картинок, показываемых на одном занятии, постепенно, по
мере различения их детьми, увеличивается до 10.
Продолжая увеличивать число понимаемых слов и упражнения в умении
слушать и смотреть, перехожу к новым задачам: формирую у детей умение
узнавать предметы, а также их изображения независимо от внешнего вида
(размер, окраска и другие признаки), развиваю
обобщение и
вызываю
подражание звукам и легким простым словам, называть знакомые предметы
«Скажи,
кто
(или
что)
это?
Как
кричит?»,
т.е.
развиваю
активную
речь
ребенка.
После нескольких показов тех или других предметов привлекаю внимание
детей к различным действиям с ними. В конце показа разрешаю детям тут
же за столом поиграть этими игрушками. Во время указанных действий
разговариваю с каждым ребенком, спрашивая, что он принес или вынул из
мешочка,
как
лает
собачка,
как
кудахчет
курочка,
предлагая
повторить:
«скажи: ко-ко».
Формируя у детей умение, слушать, надо приучать их сидеть спокойно. С
этой целью разговор с детьми следует перемежать с коротким слушанием: «
А теперь, дети, послушайте, что я вам скажу».
Во втором полугодии 2-го года содержание и цель указанных занятий
усложняются.
Увеличивается
количество
показываемых
объектов
и
действий,
устанавливаются
элементарные
связи
между
ними.
Детям
показывают
несложные сюжеты, разыгрываемые с помощью игрушек (например; собачка
ушибла лапку, надо ее смазать зеленкой, завязать; Катя пошла, гулять, стала
кататься на санках, а собачка за ней бегает, просит покатать). В процессе
показа детям предлагаю кого-нибудь позвать или что-нибудь сказать по ходу
действия.
Становится возможным пересказ по картинке простых сюжетов (« Катя
пришла в детский сад»), коротких стихов («Игрушки» А.Барто), проведение
бесед-рассказов без иллюстрации о том, с чем дети много раз встречались в
своей жизни (что они только что видели на прогулке, какие игрушки есть
дома). Усложняются занятия с картинками. Например, детям даю парные
картинки с изображением одинаковых предметов, но в разных
действия
(девочка смеется и девочка плачет) или разного размера (собачка большая и
маленькая), предлагаю найти соответствующие картинки, сказать, что на них
изображено.