Автор: Фомина Мария Владимировна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа № 57" Населённый пункт: г. Ульяновск Наименование материала: методическая разработка Тема: Методика анализа пробных сочинений по литературе Раздел: среднее образование
итогового сочинения по литературе в 11 классе
Учитель: Фомина М.В.
Дата проведения – 28 октября 2014 года.
1
2
3
Количество учащихся в классе
Выполняли работу
Получили зачёт
Не получили зачёт
26+3
28
11
17
4
% успеваемости
39
5
% качества
39
6
СОУ
47,8
Пояснительная записка
В 11 классе учащиеся писали итоговое сочинение.
Время написания сочинения - 3 часа 55 минут
Написание сочинения проверяет умение создавать собственное связное
высказывание на заданную тему с опорой на литературный материал. При
этом особое внимание уделяется умению выпускника грамотно
аргументировать свои мысли и утверждения.
Подходы к разработке формулировок тем итогового сочинения определяются
задачами:
1.
Выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность,
личностную зрелость и умение рассуждать по выбранной теме.
2.
Проверить речевые компетенции обучающегося, умение обращаться к
литературному материалу, выбирать наиболее соответствующее
проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия
темы.
3.
Оценить практическую грамотность выпускника и фактическую
точность его письменной речи.
Исходя из задач, формируются цели :
1.
Проверка широты кругозора, умения мыслить и доказывать свою
позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения
отечественной и мировой литературы.
2.
Владение речью.
3.
Содействие формирования самосознания учащегося, развитие его
речевой и читательской культуры.
Итоговое сочинение являются допуском к государственной итоговой
аттестации (оценка школой в системе «зачет-незачет»).
Работы проверялись в соответствии с критериями оценивания,
утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере образования и
науки.
Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный
результат по трем критериям (по критериям №1 и №2 – в обязательном
порядке) и выполнить следующие условия: выдержать объем (не менее 250
слов) и написать работу самостоятельно.
Критерии №1 и №2 являются основными, если по ним поставлено 0 баллов,
то сочинение дальше не проверяется: по всем остальным критериям
выставляется 0 баллов.
Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в
подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа
считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество
слов в сочинении не устанавливается.
К сожалению, 2 работы не были допущены к проверке, так как объём был
менее 250 слов.
Критерии оценивания сочинения
1. Глубина раскрытия темы (содержательный критерий)
2 балла - Обучающийся раскрывает тему сочинения и /или отвечает на
поставленный вопрос, аргументирует свои тезисы в соответствии с
формулировкой темы, тезисы аргументированы обращением к тексту
литературного произведения и/или фактам истории, культуры, обращение к
тексту того или иного литературного произведения и/или к тому или иному
факту истории, культуры оправдано логикой и содержанием сочинения.
1 балл - Обучающийся раскрывает тему сочинения поверхностно и
/или отвечает на поставленный вопрос, и/или аргументирует свои тезисы в
соответствии с формулировкой темы, но не обращается к тексту
литературного произведения или фактам истории, культуры, и/или обращение
к тексту литературного произведения и/или фактам истории, культуры не
оправдано логикой и содержанием сочинения.
0 баллов - Обучающийся не раскрывает тему сочинения, не даёт ответа
на вопрос, и/или обращение к тексту литературного произведения и/или
фактам истории, культуры отсутствует.
2. Знание текста художественного произведения и/или фактов истории,
культуры
2 балла - Обучающийся показывает знание текста, апеллирует к тексту
в своих суждениях (интерпретирует, цитирует, комментирует, пересказывает,
анализирует) текст художественного произведения, и/или обнаруживает
знания фактов истории и культуры (интерпретирует, анализирует,
комментирует их). Фактические ошибки и неточности отсутствуют.
1 балл - Обучающийся показывает недостаточное знание текста и/или
неумение его анализировать и интерпретировать, подменяя анализ и
интерпретацию пересказом и/или допускает не более 3 фактических ошибок
в знании текста или фонового материала.
0 баллов - Обучающийся показывает незнание текста, неумение его
анализировать и интерпретировать и/или допускает более 3 фактических
ошибок.
3. Культурологическая и/или филологическая компетентность
1 балл - Обучающийся применяет термины и понятия
литературоведения, культурологии, искусствоведения в качестве инструмента
интерпретации и анализа.
0 баллов - Обучающийся не применяет термины и понятия
литературоведения, культурологии, искусствоведения.
4. Композиционная цельность и логичность изложения
2 балла - Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его
части логично связаны, внутри смысловых частей нет нарушений
последовательности и необоснованных повторов.
1 балл - Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его
части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть
нарушения последовательности и необоснованные повторы и/или в
сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения
композиционной связи между смысловыми частями, и/или мысль
повторяется и не развивается.
0 баллов - В сочинении не прослеживается композиционного замысла;
допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания,
существенно затрудняющие понимание смысла сочинения.
5. Следование нормам речи
2 балла - Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 речевых
ошибок.
1 балл - Допущены 3 - 4 речевые ошибки.
0 баллов - Допущено 5 и более речевых ошибок -
Максимально возможный балл за сочинение - 10 баллов
Анализ сочинений
В работах выделены следующие виды ошибок :
1)
несоответствие содержания сочинения теме или подмена темы- 10;
2)
фактические ошибки, связанные с отсутствием у пишущего
достоверной информации по обсуждаемой теме, незнанием (или
слабым знанием) текста художественных произведений, историко-
литературного и культурно-исторического контекста, неверным или
неточным использованием терминов и понятий - 11;
3)
логические ошибки, связанные с нарушением законов логики как в
пределах одного предложения, суждения, так и в пределах целого
текста, например: сопоставление (противопоставление) различных по
объему и содержанию понятий, использование взаимоисключающих
понятий, подмена одного суждения другим, необоснованное
противопоставление, установление неверных причинно-следственных
связей, несоответствие аргументации заявленному тезису;
неправильное формирование контраргументов; отсутствие связи между
сформулированной проблемой и высказанным мнением в связи с
обозначенной в сочинении проблемой; неиспользование или
неправильное использование средств логической связи, неправильное
деление текста на абзацы - 16;
4)
речевые (в том числе стилистические) ошибки, нарушение стилевого
единства текста -20;
5)
грамматические ошибки - 17;
6)
орфографические и пунктуационные ошибки - 22;
7)
несоблюдение требуемого объема - 2.
Анализ сочинений по критерию №1 «Соответствие теме»
Критерий №1 является важнейшим: выпускник должен откликнуться на
предложенную задачу, избежать ее подмены, выбрать свой путь рассуждения,
сформулировав тезисы, которые предстоит аргументировано раскрыть. С этой
задачей справились 14 человек, выпускники размышляют над предложенной
проблемой, строят высказывание на основе связанных с темой тезисов,
опираясь на художественные произведения, избегая при этом пересказа.
Литературный материал используется как основа для собственных
размышлений.
13 человек по данному критерию получили незачёт . Эти сочинения
либо не соответствуют теме, либо в них не прослеживается конкретной цели
высказывания. В некоторых работах происходит подмена одной темы другой
(«Духовные отношения матери и сына» подменяются «Проблемой
поколений», тема «Умеет ли дружить Печорин?» подменяются на тему
«Одиночество Печорина»).
Анализ сочинений по критерию №2
«Аргументация. Привлечение литературного материала»
Критерий №2 – один из двух важнейших параметров оценивания
сочинений. Без зачета по этому критерию невозможно получить
положительную оценку сочинения.
По этому критерию зачёт получили 19 человек . Выпускники
обстоятельно аргументирует свои тезисы на основе двух литературных
произведений. Уместное упоминание имен персонажей, микротем, значимых
деталей, эпизодическое использование сжатого пересказа свидетельствует о
хорошем знании текстов произведений. В некоторых работах
прослеживается умение выпускников осмысливать поставленную перед ними
проблему сквозь призму литературного произведения, через его героев и
события.
8
человек
по
данному
критерию
получили
незачёт.
Тезисы,
которые
приводят
выпускники,
о стаются
нераскрытыми,
примеры
н е
прокомментированы. Некоторые работы представляют собой пересказ текста.
Литературный материал привлечен формально. Аргументация подменяется
общими словами, штампами. Очевидно использование заготовок под другие
темы, которые выпускники решили применить и для
написания данного
сочинения.
В
некоторых
работах
имеются
фактические
ошибки,
которые
иногда
приводят к существенному искажению литературного материала. («Отцы и
дети» написал Достоевский, «Гроза» - рассказ, Базаров заразился тифом и
т.д. )
Фактические
ошибки
можно
разделить
на
грубые
и
негрубые.
Если
экзаменуемый
утверждает,
что
автором
«Евгения
Онегина»
является
Лермонтов, или называет Татьяну Ларину Ольгой – это грубые фактические
ошибки.
Если
же
вместо
«Княжна
Мери»,
выпускник
написал
«Княжна
Мэри», то эта ошибка оценивалась как фактическая неточность или описка и
не учитывалась при оценивании работы.
Анализ
сочинений
по
критерию
№3
«Композиция
и
логика
рассуждения» .
По
этому
критерию 14 работ были зачтены. Сочинения в
основном построены логично, выдержано соотношение между тезисами и
доказательствами.
В
первом
абзаце
высказаны
тезисы
общего
характера.
Второй и третий абзацы посвящены анализу конкретных примеров. Следует
отметить логику рассуждений, связанных общей идеей и опирающихся при
этом
на
несколько
художественных
произведений.
Вступление,
тезисно-
доказательная часть, заключение тесно связаны между собой.
Однако
в
некоторых
зачтённых
работах
можно
выделить
несколько
композиционных
недостатков.
Имеются
логические
ошибки,
нарушена
последовательность
мыслей.
(Разговор
о
произведении
«Прощание
с
Матерой»
неожиданно
обрывается
и
автор
сочинения
без
достаточной
мотивировки
делает
переход
к
анализу
произведения
Д.
И.
Фонвизина).
Вступление в некоторых работах представляется слишком абстрактным, во
многих работах есть неоправданные повторы мысли.
Не все ученики чувствуют авторскую позицию, не задумываются о ней,
подменяя ее собственным примитивным пониманием. В некоторых работах
суждения
очень
поверхностны,
отличаются
прагматичностью
и
свидетельствуют о смещении нравственных оценок.
Первый абзац не всегда
логически сопряжен с остальными. Ответа на
вопрос темы и заключения в некоторых сочинениях нет.
К характерным логическим ошибкам экзаменуемых относятся:
1) нарушение последовательности высказывания;
2) отсутствие связи между частями высказывания;
3) неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
4) несоразмерность частей высказывания;
5) отсутствие необходимых частей высказывания и т. п.;
6) нарушение причинно-следственных связей;
7) нарушение логико-композиционной структуры текста.
Анализ сочинений по критерию №4 «Качество письменной речи»
По
данному
критерию
были
зачтены 20 работ . Выпускники в целом
понятно выражают мысли, используя необходимую лексику и различные
грамматические конструкции.
Ученики демонстрируют богатство лексики, разнообразие синтаксических
конструкций.
Но в некоторых работах следует отметить примитивность речи, наличие
речевых штампов.
Имеются
также
и
речевые
ошибки:
неудачное
словоупотребление,
избыточное усложнение фразы, не соответствующее стилю остальной работы
и т.п.
7
работ
не
получили
зачёт.
Эти
работы
слабые
по
всем
параметрам
оценивания,
в
том
числе
по
критерию
№4.
Отмечается
неверное
словоупотребление,
бедность
лексики,
речевые
штампы,
однообразие
синтаксических
конструкций,
низкое
качество
речи,
что
приводит
к
существенному затруднению понимания смысла сочинения.
Типичные речевые ошибки:
1) употребление слова в несвойственном ему значении;
2)
неуместное
использование
экспрессивных,
эмоционально
окрашенных
средств;
3)
немотивированное
применение
диалектных
и
просторечных
слов
и
выражений;
4) нарушение лексической сочетаемости;
5) употребление лишнего слова (плеоназм);
6) повторение или двойное употребление в словесном тексте близких по
смыслу синонимов без оправданной необходимости (тавтология);
7) необоснованный пропуск слова;
8) бедность и однообразие синтаксических конструкций;
9) порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения.
Анализ сочинений по критерию №5 «Грамотность»
По данному критерию 22 работы были зачтены, 5 получили незачёт.
В работах имеются грамматические, орфографические и пунктуационные
ошибки (более 5 ошибок на 100 слов).
Сочинения
изобилуют
орфографическими,
пунктуационными,
грамматическими ошибками (более 5 ошибок на 100 слов). Работы с низким
уровнем грамотности часто и по другим параметрам также имеют низкие
результаты.
Среди орфографических ошибок следует выделить:
1) написание большой буквы в составных собственных наименованиях
(Великая Отечественная война) - 3;
2) н и нн в прилагательных, причастиях, отглагольных прилагательных
(раненый, наполненный, избалованный, истинный) -5;
3) раздельное и слитное написание не с наречиями (независимо, недаром,
недолго) -5;
4) не с глаголами (не было) -2;
5) приставки на з и с (бесчувственно) - 4;
6) приставки на пре и при (преемник) - 3;
7) написание производных предлогов (несмотря на…, вследствие, ) - 5;
8) написание окончаний существительных, прилагательных, наречий (в
эпопее) - 3;
9) тся и ться в глаголах (добиться, обходиться, старается относиться) -4;
10) чередование корней (вырастает, расти, взрастило) -7
11) слитное написание союзов (чтобы, поэтому) - 5
12)
непроверяемая
гласная
в
корне
слова
(отразить,
патриотизм,
интеллигент, оккупация, мировоззрение ) - 9
В
отдельную
категорию
выделяются графические
ошибки ,
т. е .
различные
описки,
вызванные
невнимательностью
пишущего
или
поспешностью написания. Например, неправильные написания, искажающие
звуковой облик слова (рапотает вместо работает, мемля вместо земля). Эти
ошибки связаны с графикой, т.е. средствами письменности данного языка,
фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи.
К
графическим
средствам
помимо
букв
относятся
различные
приемы
сокращения
слов,
использование
пробелов
между
словами,
различные
подчеркивания и шрифтовые выделения.
Одиночные графические ошибки не учитываются при проверке, но если
таких
ошибок
больше
5
на
100
слов,
то
работу
следует
признать
безграмотной.
Подготовила: Фомина М.В.