Напоминание

"Психолого-педагогические условия формирования устойчиво позитивного отношения к учебной деятельности в ДМШ"


Автор: Бургардт Мария Эвальдовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "Районная школа искусств"
Населённый пункт: пгт. Октябрьское
Наименование материала: Доклад
Тема: "Психолого-педагогические условия формирования устойчиво позитивного отношения к учебной деятельности в ДМШ"
Раздел: дополнительное образование





Назад





Тема доклада: «Психолого-педагогические условия формирования

устойчиво позитивного отношения к учебной деятельности в ДМШ».

ПЛАН.

Вступление:
Усиление роли дополнительного образования.
Основная часть:
1. Развитие познавательной активности учащихся как фактор устойчиво позитивного отношения к учебной деятельности. 2. Психолого-педагогические условия и пути их формирования. 3. Взаимодействие преподавателя и учащегося при передаче и усвоении знаний.
Заключение:
Личность учащегося – центр музыкально-педагогического процесса. 2

Вступление.
Развитие системы образования на современном этапе характеризуется усилением роли дополнительного образования детей в жизненном становлении и профессиональном самоопределении ребенка. Одна из основных задач учреждений дополнительного образования – раскрыть творческий потенциал ребенка, его природные способности. Этим в значительной степени определяются характеристики образовательного процесса в данных учреждениях. Обучающемуся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы, организуется творческое сотрудничество детей и взрослых. Закон об образовании РФ подтверждает: «Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства».*
1.

Развитие познавательной активности учащихся как

фактор

устойчиво позитивного отношения к учебной деятельности.
О с н о в н ы м н ап р а вл е н и е м д е я т е л ь н о с т и Д М Ш я в л я е т с я общеразвивающее эстетическое образование всех желающих, а также выявление способных учащихся для дальнейшего обучения в специализированных учебных заведениях. В традициях отечественной педагогики музыкального образования, видами учебной деятельности учащихся в ДМШ принято считать разновидности исполнительской и композиторской деятельности: пение, игру на музыкальных инструментах, импровизацию и сочинение музыки, ритмику, а также слушание музыки. В контексте работоспособности, необходимая составная часть всех видов учебной деятельности в ДМШ – трудовая деятельность. Её формирование требует физических, психологических и временных затрат. Сложный процесс освоения инструмента требует от учащегося огромной эмоциональной увлечённости и умственной сосредоточенности. Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных, т.к. активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности. *Федеральный закон. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». – Издательство «Ось-89», 1997,с.22. 3
Психологи считают, что младший школьный возраст несет в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Плодотворной почвой для этого является учебная деятельность, как источник для целенаправленной работы мысли, развития жизненно важных свойств личности и активности ребенка. Потребность саморазвития и способность удовлетворять ее посредством учения характеризует школьника, который является субъектом учения. Субъектом учения ребёнка делает обладание таким качеством как познавательная активность. Проблема развития познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов. Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Ж-Ж. Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление учащихся к познанию. Современные отечественные исследователи изучали особенности познавательной деятельности и способы её активизации у школьников. Это А.К. Маркова, В.И.Лазовая, Ж.Н.Тельнова, Г.И.Щукина. После анализа литературы по данной теме мы остановились на следующем определении познавательной активности. Познавательную активность определили как постоянно меняющееся свойство личности, которое означает глубокую убежденность ученика в необходимости познания, творческого усвоения системы научных знаний, что находит проявление в осознании цели деятельности, готовности к энергичным действиям и в самой непосредственной познавательной деятельности. Нужно помнить, чтобы все компоненты познавательной активности ребёнка развивались, необходимо тщательно продумывать систему взаимодействия педагога и ребёнка и детей в коллективе, т.к. очень важно:  Мнение каждого ребёнка  Чувства, которые он испытывает, выполняя ту или иную деятельность. Это даёт ему возможность осознавать цели деятельности и не бояться активно действовать. В современном обществе остро стоит проблема развития познавательной активности, т.к. это влияет на личность в целом. Учитывая то, что в младшем школьном возрасте многие проблемы обучения связаны с недостаточной сформированностью мышления, внимания и памяти, мы находим важным создание коррекционной программы, направленной на развитие познавательных процессов. Так как познавательные процессы функционируют взаимосвязано, то воздействие на память, внимание и мышление будет отражаться на познавательной активности младшего школьника. Принципиальное отличие дополнительного образования от общего заключается в том, что, благодаря отсутствию жёстких образовательных 4
стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимися способы деятельности (знания- умения-навыки) из
цели
обучения в
средство
развития способностей учащихся. Целью в этом случае становится создание
развивающей

образовательной

среды
, которая обеспечила бы каждому учащемуся проявить заложенное в нем от природы творческое начало, т.е. обрести способность быть творческим
субъектом
своего развития.
2.

Психолого-педагогические условия и пути их формирования.
Устойчивое отношение к учебной деятельности – есть личностное свойство учащегося, конструктивно взаимодействующего с преподавателем и адекватно оценивающего свои достижения. На формирование устойчивого отношения к учебной деятельности влияют самые разнообразные факторы. Известное высказывание – «в обучении нет мелочей» - подразумевает равным влияние всех фактором. Для определения важности того или иного фактора необходимо иметь общий базис, то есть назначение обучения – ради чего оно осуществляется.
Условие
– есть обстоятельство, от которого что-либо зависит, а также обстановка, в которой что-либо происходит или осуществляется. Без создания надлежащих психолого-педагогических условий обучения, обеспечения его необходимыми средствами, без применения эффективных технологий, методов обучения невозможен сложный процесс становления и воспитания личности учащегося. Речь идёт о таком содержании занятий, о таком характере практических заданий и о таком подходе к учебному процессу, которые не навязывая ученику чужих решений и ответов, детерминируют поведение учащихся и их отношение к учебной деятельности. Формирование устойчивого отношения к занятиям зависит от того, как и на каких основаниях складывается образовательная ситуация, становится ли она для учащегося собственной, целенаправленной, регулируемой им самим учебной деятельностью: «учёба – моё личное дело», «мне это интересно, надо», «я понимаю, что и зачем делаю», «я знаю, как добиться результата». Учащийся должен осознавать, зачем и для чего он занимается каким-либо видом деятельности. Проблема обеспечения эмоционально позитивно окрашенного отношения к учебной деятельности в ДМШ – одна из острейших. Умение преподавателей создавать ситуации увлечённости учебно-музыкальной деятельностью и эмоционально значимый для учащихся фон освоения знаний способствует их заинтересованности, формированию устойчивого отношения к учебной деятельности. Устойчивое отношение к учебной 5
деятельности формируется лишь там, где учащиеся испытывают удовольствие и радость от самой деятельности, которая им удается. Естественное увлечение музыкой у человека связано с перинатальной особенностью развития, подкрепляемой в раннем возрасте, поэтому привить любовь к музыке и регулярным занятиям в ДМШ не сложно при отсутствии негативных впечатлений от обучения и предварительной подготовки к музыкальной школе. Мощным и неизменно эффективным рычагом регуляции и коррекции эмоциональных состояний учащихся является педагогическая оценка. Позитивная, поощрительная оценка повышает активность маленького музыканта, существенно поднимая его эмоциональный тонус. Отрицательные оценки выступлений наносят ему болезненные психические травмы, порождая состояние фрустрации и отказ от дальнейшего продолжения занятий в ДМШ. Безусловно, в процессе обучения преподавателю иногда необходимо выразить неудовлетворённость действиями учащегося, поэтому возникает необходимость выработки приёмов воздействия, которые позволили бы преподавателю, не унижая чувство собственного достоинства учащегося, достигать нужных целей. В каждом конкретном случае есть немало поведенческих нюансов, гибких вариантов оценочных действий, адекватных ситуаций (смена эмоциональной «тональности» в общении, изменение интонации речевого общения и др.) позволяющих выйти за узкие рамки констатации успеха или неуспеха конкретного учащегося. Даже если не всё удалось реализовать хорошо, разбирая итоги конкретного исполнения, в первую очередь следует отметить то, что получилось. Что сделано хорошо или отлично, и только после этого указать на допущенные ошибки. Намечая пути их исправления.
3.

Взаимодействие

преподавателя

и

учащегося

при

передаче

и

усвоении знаний.
Дидактические способности заключаются в умении передавать учащимися знания о предмете. Какой бы учебный предмет ни преподавал тот или иной учитель, он должен знать основные педагогические теории. На основании которых строится процесс обучения. Особенностью талантливых педагогов, добивающихся больших результатов в обучении своих учеников является то, что они умеют одно и то же знание предлагать учащимся по- разному, в зависимости от уровня их подготовки, психологических особенностей, содержания других предметов обучения. Коммуникативные способности включают в себя: способность к эмпатии, сопереживанию духовного мира ученика, умение тонко чувствовать 6
его настроение в данный момент; умение чётко и ясно выражать как содержание преподаваемого им предмета, так и свои собственные чувства и настроения. Для того чтобы учитель смог воспитать гармоничного в своих отношениях с миром другого человека, он по возможности должен сам находиться в гармоничных отношениях с этим миром. Согласно концепции американского психотерапевта Эрика Берна, каждый человек выносит из своего детства особый сценарий своей будущей жизни. В её основе лежит положительное или отрицательное представление о самом себе и об окружающем мире. Как показывают специальные психологические исследования, успешность, с которой ученик осваивает предметы в школе, зависит от его самооценки. Для формирования у своего ученика высокой самооценки работа учителя должна быть направлена на развитие у него:  Позитивных представлений о самом себе;  Способность к самопониманию и самосознанию;  Готовность взять ответственность на себя в ситуации морального выбора;  Потребность в самовыражении и в самораскрытии. Учитель не должен бояться открытия негативных сторон в ребёнке и без критики воспринимать то, с чем воспитанник делится с ним. В то же время учителю необходимо предоставить своему ученику обратную связь о его личных представлениях.
Заключение.
Исходя из вышесказанного, психолого-педагогические условия есть комплекс факторов, влияющих на формирование устойчивого отношения к учебной деятельности. К ним относятся: организационно-педагогическое влияние (профессиональная деятельность преподавателей, организация учебного процесса в ДМШ, методы и приёмы, социальная ситуация развития), способности и возможности учащихся. Для формирования устойчивого отношения к учебной деятельности в ДМШ, необходимо, чтобы центром музыкально-педагогического процесса стала личность учащегося, а взаимодействие между преподавателями и учащимися осуществлялось, как диалог равноправных партнёров, основанный на доверии и сотрудничестве. Это предполагает знание личностных особенностей и типологии учащихся ДМШ, учёт сензитивных периодов и социальной ситуации развития, поддержание благоприятного эмоционального климата; стимулирования процессов самопознания и создание адекватной самооценки, чему способствует внедрение в практику разноуровневых программ, включающих 7
традиционно академическое образование и произведения современных композиторов. Список использованной литературы: 1. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М. 1978 2. Загвязинский В. Методология и методы психолого-педагогического исследования - «Академия» 2005 3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М. 2005 4. Минияров В.М. Педагогическая психология. – М. 2005 5. Педагогический поиск – антология передового опыта педагогов – сост. Баженова И. – Педагогика. 1987 6. Ружникова И.Г. Е-mail: gabdulovna@gmail. com 7. Смирнов С. Педагогика – «Академия» 2000. 8


В раздел образования