Автор: Герфанова Майя Венеровна
Должность: студентка
Учебное заведение: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
Населённый пункт: Башкортостан , Уфа
Наименование материала: статья
Тема: внедрение технологий бережливого производства в систему образовательного процесса
Раздел: высшее образование
Герфанова М. В., студентка
БГПУ им. Аккмулы, г. Уфа
Внедрение бережливых технологий в организации.
Внедрение в организации концепции бережливого производства
подразумевает
формирование
общекорпоративной
культуры,
предполагающей
высокий
уровень
самоорганизации
сотрудников,
разделяющих и развивающих единую систему ценностей, к которым, в
первую очередь, относятся обеспечение безопасности, жизни и здоровья
работников
организации,
ориентация
на
потребителя,
непрерывное
улучшение и оптимизация всех процессов, повсеместное сокращение потерь
и другие. В настоящее время все больше предприятий и организаций в
России
и
других
странах
мира
осознают
эффективность
концепции
бережливого производства, используют лежащие в ее основе принципы и
подходы
в
своей
работе,
а
также
проводят
обучение
сотрудников
соответствующим методам.
Вместе с тем, опыт стран, в которых технологии бережливого
производства применяются в различных сферах деятельности на протяжении
нескольких десятилетий, показывает, что наиболее эффективно подходы и
принципы данной концепции в своей практической работе используют люди,
сознание
и
система
жизненных
установок
которых
изначально
формировались на основе «бережливых» ценностей. Указанные сотрудники
ориентированы
на
достижение
качественного
результата
в
любой
выполняемой ими работе, быстрее адаптируются в новых условиях, открыты
для самосовершенствования и развития. Человек, привычно применяющий
принципы бережливого производства каждый день во всех сферах своей
жизнедеятельности, более внимателен ко всему, что находится вокруг него:
наличию любых видов потерь, неоправданных затрат, невостребованных
запасов материалов, неэффективных процессов и бесполезно приложенных
усилий. Учитывая, что развитие такого важного качества, как бережное
отношение
ко
всему
окружающему,
закладывает
базовые
основы
самоорганизации ребенка, его умение и навык оптимального распределения
временных,
материальных
и
других
имеющихся
ресурсов,
можно
констатировать,
что
знакомство
и
принятие
ценностей
бережливого
производства
в
раннем
возрасте
способствует
достижению
наиболее
эффективного результата в будущем. Например, сокращая потери времени
школьников на переодевание в гардеробе и при организации питания в
столовой, мы с детства приучаем ребенка к адекватной оценке временных
затрат
на
простейшие
операции.
Предлагая
оптимальные
алгоритмы
действий, мы создаем систему личностного выбора, которая впоследствии
станет основой поведения. Освоение учащимися ценностей и подходов
бережливого производства в образовательном учреждении, способствующее
формированию у них особого «бережливого» сознания, позволяет повысить
эффективность
учебного
процесса,
скорость
и
качество
освоения
образовательной
программы.
Одновременно,
практическое
применение
инструментов и методов бережливого производства содействует развитию у
учащихся
системного
и
логического
мышления,
навыков
анализа
и
структурирования задач и процессов, разработки и использования правил
коллективной работы и оптимального планирования собственного времени.
В настоящее время рынок труда предъявляет все новые требования к
личностным характеристикам работника. Кроме профессиональных знаний,
умений
и
навыков
современный
работник
должен
проявлять
самостоятельность, творческий подход к делу и гибкость в способах
мышления.
Формируемые у учащихся в рамках освоения бережливых
технологий
качества
и
навыки,
включая
способность
анализировать
проблемные ситуации, выявлять их первопричины и оперативно принимать
корректирующие решения, умение постоянно учиться и обновлять свои
знания в будущем позволят значительно усилить конкурентные позиции
выпускников и их востребованность на рынке труда, в том числе на ведущих
предприятиях и организациях России и мира, использующих в своей работе
принципы бережливого производства.
Изучение в общеобразовательном
учреждении методов и инструментов бережливых технологий возможно в
рамках отдельного факультативного курса, а также может быть организовано
в ходе реализации программ дополнительного образования учащихся. Вместе
с тем, особое внимание необходимо уделить применению принципов и
подходов бережливого производства в процессе преподавания различных
предметных
дисциплин
основной
учебной
программы,
проведении
практических занятий, а также при организации внеурочной деятельности.
Наряду с выбором формы изучения, ключевое значение в эффективности
освоения и восприятия ценностей любой концепции имеет соответствие ей
параметров среды окружения учащегося. Дети и подростки обучаются, в том
числе,
методом
подражания,
и
в
данном
случае
подтверждением
«бережливого
сознания»
для
них
является
«бережливое
поведение»
окружающих людей, прежде всего взрослых. Так, важным условием,
определяющим
возможность
формирования
«бережливого»
сознания
учащегося, является использование принципов бережливого производства
как
при
организации
текущего
функционирования
образовательного
учреждения (работа администрации, столовой, составление учебных планов
и прочее), так и в практической деятельности преподавателей и сотрудников
(порядок проведение урока, работа с наглядными пособиями, изложение
материала и так далее). Нужно учитывать, что среда образовательного
учреждения не является единственной, сознательно формируемой для
воспитания ребенка. Значимыми факторами являются уклад жизни в семье,
социально-бытовые
условия,
экономическая
ситуация
в
обществе
и
государстве. В данной связи, задача формирования «бережливого» сознания
учащегося должна решаться педагогами совместно с родителями и другими
представителями близкого окружения ребенка. Следует также отметить
заинтересованность самих родителей в изучении школьниками инструментов
и
методов
бережливого
производства,
способствующих
повышению
успеваемости и дисциплинированности детей, соблюдению ими порядка на
рабочем месте и в собственной комнате, более эффективному планированию
времени и так далее. Со стороны классных руководителей образовательного
учреждения целесообразно проведение соответствующей разъяснительной
работы с родителями по данному вопросу, их ознакомление с основами
бережливого
производства,
обеспечение
необходимой
литературой
и
методическими пособиями.
Таким
образом,
практическое
применение
технологий
бережливого
производства в высших учебных заведениях предполагает улучшение всего
процесса обучения, тем самым создавая фундамент для формирования
культуры бережливого управления в университете. Необходим комплексный
аспект в оценке и применении стандартов бережливого производства, что
позволит создать гибкую концепцию, направленную на формирование
ценностей для потребителя, уменьшению различных издержек, непрерывном
совершенствовании
многих
видов
деятельности
на
всех
уровнях
образовательной организации, повышении квалификации сотрудников и рост
качества практико-ориентированной подготовки с целью удовлетворения
потребителей.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Бурнашева
Э.П.
Использование
инструментов
бережливого
производства в проектировании образовательного процесса // Интеграция
образования. - №1. – 2016. – С. 105–111.
2. Тариева, В. А. Самостоятельная работа студентов как важнейшая
форма организации учебного процесса в рамках компетентностной модели
образования / В. А. Тариева // Научный поиск в современном мире :
сборник
материалов
VIII
Международной
научно-практической
конференции, Махачкала, 31 января 2015 г. – Махачкала : Апробация,
2015. – С. 232–233
3. Вумек, Дж. П. Бережливое производство: как избавиться от потерь и
добиться процветания вашей компании / Дж. Вумек, Д. Джонс ; перевод с
английского С. Турко. – 6-е изд. – Москва : Альпина Паблишер, 2011. –
470 с. – ISBN 978-5-9614-1654-1.
4. Синго, С. Изучение производственной системы Тойоты с точки зрения
организации производства : перевод с английского / С. Синго. – 2-е изд.,
перераб. – Москва : Ин-т комплексных стратегических исслед., 2010. – 280
с. – ISBN 978-5-903148-35-6.
5. ГОСТ Р 56020–2014. Бережливое производство. Основные положения
и словарь : национальный стандарт Российской Федерации : дата введения
2015-03-01 / Федеральное агентство по техническому регулированию и
метрологии. – Москва : Стандартинформ, 2015. – 20 с.
6. ГОСТ Р 56407–2015. Бережливое производство. Основные методы и
инструменты : национальный стандарт Российской Федерации : дата
введения
2015-06-02
/
Федеральное
агентство
по
техническому
регулированию и метрологии. – Москва : Стандартинформ, 2015. – 17 с.
7. ГОСТ Р 56906–2015. Бережливое производство. Организация рабочего
пространства (5S) : национальный стандарт Российской Федерации : дата
введения
2016-10-01
/
Федеральное
агентство
по
техническому
регулированию и метрологии. – Москва : Стандартинформ, 2017. – 14 с.
8.
Полянчикова, М. Ю. Применение активных методов обучения в
высшем
профессиональном
образовании
/
М.
Ю.
Полянчикова
//
Инновационные информационные технологии : материалы международной
научно-практической конференции, Прага, 22–26 апреля 2013 г. В 4 т. Т. 2.
– Москва : МИЭМ НИУ ВШЭ, 2013. – C. 87–88.
9. Селезнева, А. В. Анализ существующих потерь в процессе обучения в
вузе в соответствии с концепцией бережливого производства / А. В.
Селезнева, А. А. Кочнева // Master's Journal. – 2014. – № 2. – С. 104–109.
10. Шешукова, С. Д. Повышение качества образования через реализацию
проекта «бережливый вуз». Опыт применения симуляционных технологий
в обучении применения инструментов бережливого производства в
медицинской практике/ С. Д. Шешукова, Л. М. Железнов, С. П.
Ашихмин // Оренбургский медицинский вестник. – 2018. – Т. VI. № 4 (24).
– С. 74–79.