Автор: Назаренко Карина Сергеевна Должность: магистрант Учебное заведение: СГУ им Н.Г Чернышевского Населённый пункт: саратов Наименование материала: статья Тема: Статья - исследование. Психология подростков. Раздел: высшее образование
Статья - исследование. Психология подростков.
В подростковом возрасте отмечается четкое направление сознания на самого себя.
Осознание себя личностью происходит у подростков в первую очередь в процессе общения с
ровесниками. В связи с этим ряд психологов считают общение в подростковом возрасте одним из
ведущих типов деятельности. Самопознание себя, выделение и сопоставление своего «Я» с
другими создают условия для самосовершенствования. Подросток, оценивая способности, успехи,
внешнюю привлекательность, моральный облик, свою социальную роль в коллективе, свои
недостатки, эмоционально переживает все это и стремится завоевать уважение и доверие
окружающих. На основе отношений между уровнем требований и реальными успехами у него
формируется соответственно высокое или низкое самоуважение. Оно в большей степени зависит
и от оценки подростка окружающими. У подростков обычно отмечается завышенная самооценка и
уровень требований, что при неудаче в учебной, спортивной и других видах деятельности часто
приводит к аффективным реакциям. Поэтому учитель обязан своевременно регулировать
адекватность самооценки подростка без ущерба для формирования его личности.
Негативную роль может сыграть и переоценка себя подростком, так как способствует
формированию зазнайства, самодовольства, стремлению противопоставить себя коллективу.
Уровень самосознания у подростка колеблется в широком диапазоне и зависит от многих
факторов (микросоциальной среды, возраста, уровня развития интеллекта и т.д.). Уровень
самосознания у подростков, как правило, достигает высших форм тогда, когда он осознает себя
членом общества в целом и сознательно подчиняет свою деятельность его целям. Высшие формы
самосознания формируются позже.
Стремления подростка - недостаточно осознанные потребности - рассматриваются в
психологии не как врожденные факторы поведения, а как этап в формировании мотива. Позывы
(пищевые, половые и т. д.) могут угасать или осознаваться и трансформироваться в желание, а
желание, при активности воли, - в стремление как мотив деятельности.
Стремление может проявляться в намерении, мечты, идеале. Поэтому важно знать, какой
идеал формируется у подростка, которому образцу он стремится - к образцу нравственной
воспитанности или к образу ведущего приспособленца. Идеал у подростка вызывает желание
трудиться, приблизиться к нему, но может выражаться в пассивно-наблюдательном отношении
образца. В формировании идеала подростка многое могут сделать учителя, которые могут
предсказать дальнейший путь подростка.
Воспитание в широком плане можно рассматривать как формирование потребностей.
Формы проявления потребностей могут быть представлены в мотивах интересов, идеала,
мировоззрения, убежденности и др.. Как известно, потребности у человека могут быть
наследственными, в виде органических позывов: голод, жажда, половые позывы, позывы к
активности и т. д.; материальными, духовными и общественными. От того, какие потребности
будут преобладать в жизнедеятельности подростка, будут зависеть и особенности формирования
личности. Поэтому воспитание потребностей у подростка требует непрестанного попечения
взрослых.
В учебной деятельности подростка большую роль играет мотивационный компонент.
Мотивы учения могут быть связаны с его результатами. В таком случае, от ученика требуются
немалые волевые усилия, как при положительной мотивации, так и при отрицательной. Чтобы
достичь цели, подросток вынужден и в первом и во втором случаях заставлять себя учиться.
Поэтому необходимо добиться того, чтобы подростки осознавали полезность знаний, а успехи в
учебе соответственно поощрялись. Мотивы учебной деятельности непостоянны и могут меняться.
Как и в любой другой деятельности, в учебной деятельность могут переплетаться общие,
социальные, познавательные, а также узколичностные мотивы. Так, большую роль в
формировании мотива играет оценка учебной деятельности подростка учителем. К сожалению,
это не всегда учитывается в педагогическом процессе. Следует отметить, что желание подростка
приобрести знания может совпадать с негативным отношением к учебе по причине отсутствия у
него положительной мотивации, недостаточности умений, навыков, неразвитости волевых
качеств. Это негативное отношение может быть связано с различными дефектами преподавания.
Начальные признаки педагогической запущенности обычно проявляются в различных
изменениях эмоциональной сферы - неустойчивости эмоций, сниженном настроении,
раздражительности, негативном отношении к предмету, в котором подросток не имеет успеха, в
учителе - предметнике и т.д. Хроническая эмоциональное напряжение в подобных случаях обычно
находит выход в усиленном общении с ровесниками вне школы. Постепенно меняется характер
подростка, приобретается отрицательный опыт и личность может в целом измениться в
отрицательном направлении.
Характер имеет большое значение, как для самого человека, так и для общества.
Общеизвестно, какие сложности возникают на предприятии, в семье (конфликтность,
дезорганизация), когда сбоку человек с "тяжелым" характером. Конечно, характер не есть нечто
неизменное. Одни черты могут быть более устойчивыми, а другие более переменными,
пластичными, гибкими.
Характер в подростковом возрасте проявляется весьма разнообразно. У подростка могут
быть выражены доброжелательность и жестокость, требовательность и покладистость,
принципиальность и беспринципность, коллективизм и индивидуализм, ответственность и
безответственность, скромность и самоуверенность и т. д., по сути, все признаки, которые имеют
место быть и у взрослых.
Своеобразие характера в подростковом возрасте обычно проявляется в его «обострении»,
акцентуации, которая обусловлена социальными факторами - усложнением взаимоотношений с
окружающими и биологическими сдвигами - нейроэндокринной перестройкой, которая лежит в
основе полового созревания. Недостаточный учет особенностей характера в пубертатном периоде
способствует возникновению напряженных, конфликтных отношений в семье и школе.
Восприятие и понимание друг друга зависят от многих причин: возраста, индивидуальных
особенностей, опыта, интересов, характера, профессий, психического состояния в момент
общения. Младшие подростки преувеличивают значение внешних признаков и однозначно
связывают их с особенностями личности, которую воспринимают, тогда как старшие подростки
способны более дифференцированно и адекватно воспринимать внутренний мир окружающих.
Восприятие и понимание учителем учащихся также могут быть неполными. Одни учителя
осложняют, вторые упрощают всю информацию. Одни держат в памяти "все мелочи" об ученике,
другие - только отдельные особенности его личности: одни педагоги обладают выраженной
симпатией (пониманием состояния ученика, временным эмоциональным сравнением с ним) и
находят эмоциональный отклик для ученика, другие воспринимают учеников холодно и
рассудительно.
Учитель должен тонко чувствовать отношения в группе, вовремя предупредить
эмоциональную напряженность, переключить эмоциональный заряд на решение учебных,
трудовых, общественных задач. Вот почему необходимо установить доверительные отношения с
учениками и умело управлять своим общением. Общение с подростком предполагает хороший
контакт с его семьей.
Важным фактором управления подростками является формирование коллективистских
чувств. Насколько удается воспитать чувство взаимной ответственности, когда твой класс
становится референтной группой, настолько можно рассчитывать на эффективность воспитания
каждого подростка. Следует отметить, что коллективистские отношения могут сформироваться
только в том случае, когда интересы и цели деятельности каждого подростка, который входит в
разные группы, не считая школьного класса (кружки спортивные, художественной
самодеятельности, технического творчества и т.д.), выходят из рамки этих групп и сливаются с
интересами, целями общества в целом. Если же интересы и цели замкнутся в одной группе, то
даже при хорошей результативности (учебной, трудовой, спортивной и иной деятельности)
возможно формирование группового эгоизма, что может негативно отразиться на формировании
личности.
Общение должно строиться с учетом того, какой психологический климат в группе и в
каких отношениях подросток находится с ровесниками, в какой степени он включен в коллектив
класса и доволен учебной деятельностью, какую роль играет в классе, его активность как
организатора (или дезорганизатора) или он совсем отчужден. Если находятся нежелательные
межличностные отношения в классе, учитель должен выявить причину конфликтов и исправить
положение.
Программа воспитания должна учитывать не только состояние подростка в коллективе
класса, но и то, какая группа для него референтна. Важным также является знание
неофициального лидера (вожака) микрогруппы (в классе, вне школы), в которую входит
подросток. Необходимо знать, какова направленность группы: социально позитивная, социально
негативная или неопределенная, совпадают цели неофициальных лидеров с целями официальных
организаторов (старосты, заместителя), так как в одной и той же группе не всегда совпадают
интересы и цели неофициального лидера и организатора. Если есть разногласия между целями
организаторов и неофициальных лидеров микрогрупп класса, то ученический коллектив не будет
тесным. Также следует учитывать, что постоянное назначение и выбор официальных
организаторов на долгое время могут способствовать формированию отрицательных черт
характера (избыточность и т.д.)
Очень важным моментом является выявление неофициального лидера с антисоциальной
направленностью. В таких случаях он скрывает свое лидерство и внешнюю роль лидера играет
подставное лицо. Следовательно, необходимо выявить скрытого лидера-дезорганизатора и
подорвать его влияние на членов группы. Здесь нужно противопоставить его тем ценностям,
которые осуждаются в данной группе, а не тем, которые приняты (курение, употребление
спиртных напитков и т.д.). Надо знать интересы, традиции группы, чтобы использовать социально-
психологические закономерности (механизмы сочувствие, сопереживание и т.д.) в достижении
учебно-воспитательных целей.
Назаренко Карина Сергеевна
магистрант СГУ им Н.Г Чернышевского (г.Саратов)