Автор: Жулькина Марина Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "2 Пристанский детский сад "Полянка"
Населённый пункт: д. Пристань 2,Кемеровская область
Наименование материала: конспект занятия по математическому развитию в подготовительной группе
Тема: Состав числа 5.
Раздел: дошкольное образование
Конспект ООД по математическому развитию
.Тема: Занятие 2 Состав числа 5.
Программное содержание:
Учить составлять число 5 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших
числа;
Познакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 15;
Совершенствовать умение строить сериационный ряд по весу предметов;
Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги и отражать в речи пространственное
расположение предметов словами: вверху, внизу, слева, справа, посередине.
.
Демонстрационный материал. Полоска бумаги, 15 кругов, фланелеграф, магнитная
доска, 10 счетный палочек в пучке, корзина, 10 морковок, 10 свекол, 5 разных по весу
баночек, картинки с изображением овощей (свекла, морковь, капуста, картофель, лук)
Раздаточный материал. Счетные палочки (по 15 шт. для каждого ребенка, резинки,
карточки с цифрами от 0 до 9, листы бумаги, наборы геометрических фигур (красный,
желтый, зеленый круги, треугольник, квадрат).
Ход ООД.
1.Организационный момент.
2.Основная часть.
Игровая мотивация: Ребята сегодня к нам в гости пришел Незнайка.
-Ой, посмотрите какой он грустный
-Что с тобой?
-Он просит нашей помощи, и принес задания, что бы мы ему помогли, поможем (да)
Игровое упражнение «Поможем Незнайке сосчитать фрукты».
На маг. доске 10 кругов. Воспитатель говорит детям, что это апельсины, которые
приготовил Незнайка. Воспитатель предлагает отсчитать столько же счетных палочек и
пересчитать их. Он просит детей перевязать палочки резинкой и поясняет, что у них
получился пучок, из десяти палочек. «Сколько пучков у вас получилось?» - уточняет
воспитатель. – Сколько палочек в пучке? Один пучок называется десятком. Очень давно
его называли дцать. Обозначьте один десяток цифрой и назовите число». Воспитатель
отделяет 10 кругов вертикальной полоской и рядом кладется еще один круг. Он поясняет,
что дальше Незнайка считать не умеет, и предлагает детям вместе с ним научиться
считать дальше. Воспитатель уточняет у детей: «Сколько еще апельсинов принес
Незнайка? (Дети кладут на пучок еще одну палочку.)Сколько у нас десятков (Один
десяток) Сколько единиц над десятком? (Одна единица) Воспитатель называет
новое число: «Один-на-дцать» Дети обозначают число с помощью цифр и уточняют,
сколько в нем десятков и единиц. Вызванный ребенок выполняет задание на доске.
Воспитатель выкладывает на фланелеграф еще один круг. Дети добавляют еще одну
палочку и отвечают на вопросы: «Сколько еще апельсинов принес Незнайка ? Сколько у
нас десятков? (Один десяток). Сколько единиц над десятком? (Две единицы) Какое число
у нас получилось? Обозначьте его цифрами» (Две-на-дцать) Таким образом дети
считают до 15.
Игровое упражнение « Незнайка готовит салат»
Воспитатель сообщает детям, что Незнайка хочет приготовить салат из 5 овощей.
Воспитатель выкладывает на магнитной доске 4 моркови и 1 свеклу и спрашивает у детей:
«Сколько всего овощей взял матроски? Сколько каких овощей он взял? Как вы
составили число пять? Затем выкладывает 10 морковок и 10 свекол и предлагает детям
по-другому составить число 5. Все варианты выкладываются на магнитной доске (4 и 1, 3
и 2, 2 и 3, 1 и 4)
Игровое упражнение «Поможем Незнайке записать рецепт салата». У детей
наборы цифр. Воспитатель предлагает записать рецепт салата, используя для обозначения
ингредиентов две цифры. Воспитатель обсуждает возможные варианты записи рецепта
салата.
Физкультминутка. Будем прыгать и скакать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
Игровое упражнение «Незнайка расставляет баночки с медом по весу)
На столе у воспитателя 5 баночек с «медом». Он обращает внимание детей на то, что
все они разные по весу, и просит расставить баночки, начиная с самой легкой и
заканчивая самой тяжелой. Незнайка показывает самую легкую баночку, обозначенную
цифрой 1. Вызванные дети сравнивают ее с остальными, взвешивая на руках, и
убеждаются, что она самая легкая. Затем двое детей берут по две баночки и выбирают из
них самые легкие. Третий ребенок сравнивает выбранные баночки, определяет самую
легкую и ставит рядом с первой. Таким же образом из оставшихся банок дети выбирают
самые легкие и расставляют их в ряд. Вместе с Незнайкой дети называют вес каждой
баночки: «Легкая, тяжелее, еще тяжелее… и самая тяжелая».
Игровое упражнение «Раскладываем геометрические фигуры». У детей альбомные
листы и геометрические фигуры. Дети раскладывают фигуры , выполняя задание
воспитателя.
3.Заключительная часть. Итог
- Чему мы с вами сегодня научились? -Из каких двух меньших чисел можно
составить число 5