Напоминание

Буквенные обозначения как универсальное средство для освоения нотной грамоты на уроках сольфеджио


Автор: Чертушкина Ирина Федоровна
Должность: преподаватель сольфеджио
Учебное заведение: МБУДО ДШИ №1 им. С.Прокофьева
Населённый пункт: город Владивосток, Приморский край
Наименование материала: методическое пособие
Тема: Буквенные обозначения как универсальное средство для освоения нотной грамоты на уроках сольфеджио
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей

«Детская школа искусств №1 им. С.Прокофьева г.Владивостока»

Методическое пособие

Буквенные обозначения как универсальное

средство для освоения нотной грамоты на

уроках сольфеджио

Подготовила преподаватель

Чертушкина И.Ф.

Владивосток

2022

Издревле музыка передавалась от человека к человеку на слух с помощью голоса

или музыкального инструмента. Но при такой передаче любая мелодия постепенно

изменялась, теряла первоначальный облик. Запись музыки, или нотное письмо, –

великое изобретение, позволяющее сохранить во времени музыкальное наследие

человечества.

В Древней Греции мелодии записывали с помощью букв греческого алфавита,

которые указывали высоту звука, но не указывали их продолжительность. К тому же

древние музыканты являлись одновременно и композиторами, и исполнителями, а в

исполнении главным было импровизационное начало, которое просто невозможно

было зафиксировать. Таким образом, древнегреческие музыкальные «документы» –

всего лишь приблизительная копия того, что звучало в действительности.

В средние века для записи духовной музыки использовалось невменное письмо.

Невмы состояли из графических значков – черточек, точек, запятых – и их

разнообразных сочетаний. Они проставлялись над словесным текстом и обозначали

отдельные звуки, мелодические обороты (ходы голоса вверх, вниз, повторение звука),

а также характер исполнения. Невмы наглядно изображали мелодическую линию, не

указывая точной высоты звуков, и служили для напоминания знакомой мелодии.

Одна из разновидностей невменного письма – русское знаменное письмо (от слова

«знамя» – знак).

Гвидо Ареттинский начал отмечать звуки нотами (от латинского слова «nota» – знак).

Ноты - заштрихованные квадратики - размещались на нотном стане, состоящем из

четырех параллельных линий. Гвидо использовал красные, черные и желтые линии.

Таким образом он создал понятный и наглядный музыкальный алфавит.

Так появился единственный на земле международный язык — язык нот, который

ныне понимают все музыканты мира: ДО—РЕ—МИ—ФА—СОЛЬ—ЛЯ—СИ.

Но система буквенного обозначения звуков тоже не ушла в небытие - она

применяется до сих пор. Семь нот, составляющие современный музыкальный

звукоряд, имеют не только слоговые названия, но и обозначаются с помощью букв

латинского алфавита: ля – а, си – h, до – с, ре – d, ми – е, фа – f, соль – g. Эти буквы

используются для обозначения тональности и аккордов.

Интересно, что в то время, когда формировалась буквенная система,

музыкальный звукоряд начинался со звука ЛЯ, а не со звука ДО. Именно

поэтому, первой букве алфавита A соответствует именно звук ЛЯ, а не ДО.

Еще одной особенностью этой старой системы является звук СИ-БЕМОЛЬ

в основном звукоряде, он обозначается буквой B. А за нотой СИ,

являющейся основной ступенью современного звукоряда, позже была

закреплена буква H.

Звуки современного звукоряда имеют следующее произношение:

Повышенные и пониженные ступени, то есть диезы и бемоли, тоже можно

изобразить в буквенной системе звуков. Для того чтобы сказать о диезе, к

букве ноты прибавляется суффикс IS (ис). А для бемолей используется

другой суффикс – ES (эс). Например, ДО-ДИЕЗ – CIS (цис), а ДО-БЕМОЛЬ –

CES (цес).

Для названия тональности используются два элемента: имя тоники и имя

лада. Иногда даже так и говорят, что «ТОНАЛЬНОСТЬ = ТОНИКА + ЛАД».

Эта схема действует и при буквенном обозначении тональностей. Сначала

называется тоника, затем прибавляется слово, которое должно определять

лад: DUR -мажор, MOLL- минор.

КАКОЙ БУКВОЙ ОБОЗНАЧИТЬ ТОНИКУ?

Тоникой может стать практически любой звук – основная ступень или её

производный вариант (диез, бемоль). Для буквенной записи музыкальных

звуков нам понадобятся первые восемь знаков латинского алфавита (a b c d

e f g h) и суффиксы –is (диез) и –es (бемоль). Можно зарисовать себе такую

табличку для памяти:

c d e f g a h

КАК ОБОЗНАЧИТЬ ЛАД?

Мажорный лад обозначается словом dur (дур), а минорный лад – словом

moll (моль). Эти сокращённые латинские слова durus (твёрдый) и mollis

(мягкий), которые приспособили для нужд музыкальной теории. Примеры:

C-dur, c-moll – до мажор и до минор Es-dur, es-moll – ми-бемоль мажор и ми-

бемоль минор; Fis-dur, fis-moll – фа-диез мажор и фа-диез минор.

Мажорные диезные Минорные диезные

тональности

C – dur a – moll

G – dur e – moll

D – dur h – moll

A – dur fis –moll

E – dur cis –moll

H – dur gis –moll

Fis –dur dis –moll

Cis –dur ais –moll

Мажорные бемольные Минорные бемольные

тональности

C – dur a – moll

F – dur d – moll

B – dur g – moll

Es –dur c – moll

As–dur f – moll

Des–dur b – moll

Ges–dur es –moll

Ces-dur as - moll

Дубль диез - isis Дубль бемоль - eses

исис есес

fisis -

фа дубль диез

eses –

ми дубль бемоль

Но музыканты упростили обозначение тональностей и стали их записывать

только буквами, не применяя слова dur и moll. Мажорные тональности заглавными

латинскими буквами, а минорные – прописными. Например,

C – до мажор, Es – ми-бемоль мажор, Fis – фа-диез мажор, h – си минор,

cis – до-диез минор, f – фа минор.

По буквенной системе можно обозначать звуки в разных октавах.

Как же в буквенной системе различить звуки малой октавы и, например, второй, или

первой и большой. Оказывается, все предусмотрено, и для обозначения разных октав в

буквенной системе есть свои правила. Только многие почему-то о них забывают, а иные и

вовсе о том не слышали. Давайте разберемся.

Здесь все на самом деле довольно просто. Правила следующие: звуки большой октавы

пишутся заглавными, большими буквами. Звуки малой октавы пишутся, наоборот,

строчными, малыми буквами. Для обозначений звуков первой, второй, третьей и

последующих верхних октав используют малые буквы, к которым прибавляются либо

верхние индексы с номером октавы, либо штрихи-черточки, располагаемые сверху над

буквой. При этом количество штрихов соответствует номеру октавы (один штрих – первая

октава, два штриха – вторая и т.д.). Для обозначения звуков контроктавы и

субконтроктавы

используются

большие,

то

есть

заглавные

буквы,

к

которым

прибавляются либо числа 1 или 2 (1 для контроктавы и 2 для субконтроктавы) в нижнем

индексе, либо тоже черточки-штрихи, только, снизу.

В рамке, расположенной ниже, можно посмотреть примеры звука ЛЯ с разным

обозначением октав. Кстати этот же октавный принцип имеет точно такое же действие и в

слоговой системе обозначения звуков. Поэтому примеров обозначения будет сразу

несколько.

В современной музыкальной практике буквенную запись используют для обозначения

аккордов. Часто можно услышать, как их называют аккордами для гитары, но это не

совсем так, «гитарные» аккорды на пианино или синтезаторе, естественно, тоже можно

играть. Самые простые аккорды – это трезвучия. В цифровой записи не обозначают все

ноты аккорда, а обозначают только первую ступень. Например, аккорд До-мажор будет

обозначаться просто буквой С. Чтобы обозначить минорный аккорд, к ноте добавляется

маленькая буква m. То есть До-минор будет выглядеть так: Сm. Привожу для примера

самые простые аккорды (на примере ноты С): С - До-мажор (До – Ми - Соль) Cm – До

минор (До – Ми-бемоль – Соль).

Обозначение нот буквами в сольфеджио исторически возникло в музыкальной среде

довольно-таки давно. За счет того, что такой язык удобен, музыканты не перестают

записывать ноты, используя буквенные аббревиатуры. Руководствуясь ими, можно

перенести на бумагу за исключением звуков, еще и гораздо более сложные вещи, такие,

как аккорды, тональности, лады.

Это универсальный язык, понятный ученикам музыкальных школ по всему миру, и тем,

кто планирует сделать музыку своей профессией, изучать его обязательно для того,

чтобы уметь читать по нотам любое произведение.

Когда же надо начинать обучение буквенных обозначений? На этот счет нет единого

мнения. В разных программах предлагается вводить буквенные обозначения со второго

или с четвертого класса, или даже с шестого. Но на самом деле ребята впервые могут

услышать латинские названия тональностей до обучения в школе, например, на

концертах нам объявляют: звучит Токката и фуга d – moll Иоганна Себастьяна Баха или

Соната g – moll Вольфганга Амадея Моцарта. Хорошо, если ребенку кто – то может

объяснить, что означают эти названия? Поэтому начинать знакомство с латинскими

обозначениями лучше с первого класса, но делать это надо постепенно, без принуждения.

Дело в том, что ноты – это записанные звуки. Точно так же как в речи, буквы – это

записанные звуки. Потому и в языке, и в музыке, сначала нужно хотя бы немного

познакомиться именно со звуками, и только потом с их начертаниями. В данной работе

предлагается выучить ноты и латинские обозначения звуков в несколько этапов. Такая

работа подходит как для обучения детей, так и для самостоятельного освоения нотной

грамоты взрослыми. С младшими школьниками знакомство с нотами и их обозначением

лучше проводить в игровой форме, с применением дидактического материала (наглядных

пособий, стихов о музыке, музыкальных сказок и игр, самостоятельных заданий).

Пример музыкальной сказки:

Поселилась в лесу Музыка. (Звучит: «Сладкая греза» из Детского альбома

П.И.Чайковского ). Каждый, кто ее слышал, непременно хотел петь, но не умел. И

решила музыка подарить всем по одному звуку.

Музыка зазвучала. (На фортепиано играется звук с

1

) «Ой!», - обрадовалась большая

тучка и стала проливать на землю крупные капли дождя, которые звенели как нота ДО

(До-до-до – это дождь).

(На фортепиано играется звук d

1

) «Ой! Это я так журчу!» - обрадовалась речка.

(Ре-ре-ре – это речка).

(На фортепиано играется звук е

1

) услышал этот звук мышонок и запищал: «Ми-ми-ми».

Он был маленький и вместо «пи-пи-пи» у него получилось «ми-ми-ми».

(Ми-ми-ми – это мышонок).

(На фортепиано играется звук f

1

) «Можно я возьму этот звук себе?» - вежливо

попросил мудрый филин и зафыркал.

(Фа-фа-фа – это филин).

(На фортепиано играется звук g

1

) «Это мой звук, я слышу в нем мое имя» -

обрадовался соловей.

(Соль-соль-соль – это соловей).

«Ля-ля-ля!» - запела лягушка в пруду. (На фортепиано играется звук а

1

).

(ЛЯ-ля-ля – это лягушка).

«СИ-си-си!» - подхватила юркая синичка, прыгая с ветки на ветку. (На фортепиано

играется звук h

1

).

(Си-си-си – это синичка).

За всем этим наблюдала тучка, которая пролив дождь, уменьшилась в размере. И ей

еще раз захотелось спеть, но капельки были маленькие и зазвучали выше, чем крупные.

(На фортепиано играется звук с

2

)

Все звуки тоже захотели повторить свое пение и разом запели. (На фортепиано

звуки в хаотичном порядке). Какая неразбериха началась в лесу! Каждый хотел

доказать, что его звук самый главный. Музыка взяла в руки волшебную палочку и

начала дирижировать, чтобы все звуки пели по очереди: с

1

– дождь, d

1

– речка, е

1

-

мышонок, f

1

- филин, g

1

- соловей, a

1

- лягушка, h

1

- синичка, c

2

- дождик.

Решила Музыка остаться в лесу с друзьями – нотами. Где же ей жить? На небе у

тучки? В норке у мышки? В пруду у лягушки? И все вместе решили построить ей

домик. Вот такой!

Домик был просторным и для каждой нотки нашлось свое место. Следить за

порядком стал Скрипичный ключ. И только он мог открыть дверь музыкального

домика, чтобы впустить тех, кто дружит с музыкой.

1 этап – базовое представление о высоких и низких музыкальных звуках.

Музыка – это искусство, а каждое из искусств говорит на своём собственном языке.

Так, языком живописи являются краски и линии, языком поэзии – слова и рифмы, для

танца важны движения и мимика. Язык музыки – это музыкальные звуки. Записанный на

бумаге музыкальный звук называют нотой. Музыкальных звуков существует очень много,

они разные – высокие и низкие. Если выстроить все звуки подряд, начиная с низких

звуков и до самых высоких, то получится музыкальный звукоряд. В таком звукоряде все

звуки выстроились словно «по росту»: низкие – это большие, рослые нотки, как

медвежата, а высокие – маленькие, как птички и комарики. Звукоряд может быть

большим по составу – звуков в нем просто море. Например, на клавиатуре фортепиано

можно взять и сыграть 88 звуков. Причем, если мы играем на фортепиано ноты подряд,

то нам кажется, будто бы мы поднимаемся по ступенькам музыкальной лестницы.

У рояля много клавиш!

Ты их все звучать заставишь.

В крайних слева бас гудит,

Будто он всегда сердит.

В крайних справа звук высок,

Будто птичий голосок.

В средних клавишах как раз

Тот же голос, что у нас.

(Н. Кончаловская

)

2 этап – проговаривание названий нот вслух.

В звукоряде 7 главных звуков – это ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Их названия знают

почти все люди. Эти 7 звуков постоянно повторяются, только на новой высоте. И каждое

такое повторение называется октавой. Звукоряд, разделенный на октавы, в которых

постоянно повторяются 7 звуков, напоминает по своему устройству многоэтажный дом.

ДО – Дом убирает и охраняет,

РЕ – на Речке весь день пропадает,

МИ – Миндаль в саду собирает,

ФА – Фасолью Фасад украшает,

СОЛЬ – СОЛЬю с хлебом знакомых встречает,

ЛЯ – гуЛЯет всегда на поЛЯне,

СИ – Сидит целый день на диване,

ДО – в Домике весело нотам живётся –

Видно не зря он ОКТАВОЙ зовётся.

Каждая новая октава – это новый этаж, а семь основных звуков – это музыкальная

лестница с одного этажа на следующий. Ученикам можно предложить завести альбом

для рисования или даже просто папку для рисунков. И выполнить следующие упражнения:

1)

нарисовать на листе многоэтажный дом, внутри – лесенки по семь ступенек. Можно

включить фантазию и придумать для ребенка какую-нибудь историю – например,

про школьника Васю, который решил помочь котенку, забравшемуся на чердак. Цель

такого задания – несколько раз подняться и спуститься по музыкальной лестнице. Дело

в том, что ряд «до-ре-ми-фа-соль-ля-си», как правило, без труда проговаривают все

дети, а вот в обратную сторону «си-ля-соль-фа-ми-ре-до» – совсем немногие. Данное

упражнение это дело легко поправит, а поправить – очень важно! Для той же цели

можно использовать и известные всем «считалочки»: « До, ре, ми, фа, соль, ля, си –

Кошка села на такси! Си, ля, соль, фа, ми, ре, до – Кошка села на метро!»

2)

после того, как ученик начал легко справляться с первым упражнением, можно

усложнить задачу и предложить выполнить ту же работу, но с латинскими

обозначениями ступенек. Многие ребята обладают хорошей зрительной памятью и

быстро запомнят буквенные названия нот.

3 этап – лесенка на фортепиано.

Теперь нужно снова обратиться к фортепиано, важно установить слуховые ассоциации.

Упражнение с лесенками нужно проделать за фортепиано, с настоящими звуками. Заодно

попутно запоминается расположение нот на клавиатуре фортепиано.

Здесь мы клавиши рояля

Для тебя нарисовали,

Ноты выучив, теперь

У рояля их проверь.

Какое же это расположение? На фортепиано есть белые и черные клавиши. Все белые

идут подряд без каких-либо особенностей в своем порядке. А вот черные идут

маленькими группами – то две клавиши, то три, то две, то снова три и т.д.

Ориентироваться на клавиатуре пианино нужно по черным клавишам – там, где две

черных клавиши, слева от них, внизу всегда находится нота ДО. Дальше можно попросить

ученика найти все нотки ДО на клавиатуре, причем важно не перепутать их с клавишами

ФА, которые будут встречаться в начале групп из трех черных клавиш. Затем от нотки ДО,

можно выстроить ряд всех остальных звуков и играть этот ряд вверх и вниз, интонируя

ноты слоговыми и буквенными названиями.

4 этап – запись нот на нотном стане.

Для записи букв и цифр есть специальные тетрадочки – в клетку или в линейку, а для

записи нот тоже есть специальная тетрадь – с нотными станами. Необязательно сразу

учить ребят запоминать ноты на нотном стане, сначала нужно просто потренироваться в

написании нот. В рабочей тетради Г.Ф.Калининой ученикам 1 класса предлагается

сначала научиться написанию нот на линейках, между ними, под и над нотным станом.

Нотный стан состоит из пяти линеек, ноты можно писать: а) на линейках, насаживая их

как бусинки на ниточку; б) в промежутках между линейками, над и под ними; в) подряд –

на линейках и между ними без пропусков; г) на добавочных маленьких линеечках и между

ними. Все эти способы написания нот нужно обязательно попробовать. Правда следует

объяснить самый главный принцип – высокие ноты располагаются выше, чем низкие (тот

же принцип лесенки).

Мы в тетради на листочке

Пять линеек начертим:

На линейках ноты-точки

По порядку разместим.

С ноты ДО урок начнется,

Но линеек только пять,

И для ноты ДО придется

Нам линейку добавлять.

И для ноты ЛЯ добавим –

Сверху мы ее поставим.

Пять линеек нотной строчки

Мы назвали – нотный стан,

И на нем все ноты-точки

Разместили по местам.

5

этап

– изучение скрипичного ключа и расположения нот на нотоносце.

На этом этапе занятий музыкальной грамотой можно вводить скрипичный ключ.

Как по нотам нам узнать,

Где на клавишах играть?

Вот задача, вот загадка,

Но к загадке есть отгадка.

Ключ к загадке отыскался,

Этот ключ – КЛЮЧОМ назвался.

Чтобы помнить постоянно,

На второй линейке стана,

Завитой, красивый знак

Нарисуем мы вот так:

Сначала можно просто порисовать скрипичный ключ. Попутно нужно объяснить, что по-

другому скрипичный ключ также называют КЛЮЧОМ СОЛЬ, так как его начинают писать

со второй линейки, то есть с той же линейки, где пишется нота СОЛЬ первой октавы. Но

первоклассникам часто трудно дается написание скрипичного ключа, поэтому есть два

способа рисования скрипичного ключа: начинать со второй линейки и заканчивать, не

отрывая руки, крючочком внизу или начинать писать его с крючка, а затем круг на второй

линейке и соединить вверху с длинным крючком. Оба этих способа можно показать

ученикам, попробовать порисовать на бумаге, в воздухе, а затем уже оставить какой-то

один, наиболее удобный способ.

Ноту СОЛЬ мы вас попросим

На рояле отыскать:

Слева ровно двадцать восемь

Белых клавиш отсчитать.

В ноте – СОЛЬ, в последней ноте,

Ключ скрипичный вы найдете.

Он помощник наш отличный,

Мы зовем его – КЛЮЧ СОЛЬ,

Все нам скажет КЛЮЧ СКРИПИЧНЫЙ –

Нотной азбуки король!

Следующий шаг – это изучение нот на нотном стане, начинать можно с ноты СОЛЬ,

которая пишется на второй линейке. А затем следует снова обратиться к музыкальной

лесенке и выяснить, какие нотки соседствуют с СОЛЬ, какие располагаются выше ее и

ниже. Эти же ноты (ФА и ЛЯ) будут соседями СОЛЬ и на нотном стане. Дальнейшее

изучение нот можно построить по такому сценарию: назвать и записать пять нот, которые

встретятся нам, если мы будем подниматься по музыкальной лесенке вверх от СОЛЬ (это

СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО, РЕ). ДО и РЕ в данном случае – это уже ноты второй октавы,

возможность перехода в следующую октаву нужно объяснить. Назвать и записать пять

нот, которые встретятся, если спускаться по музыкальной лесенке вниз от СОЛЬ (СОЛЬ,

ФА, МИ, РЕ, ДО). Здесь следует

обратить внимание на ноту ДО, которой не хватило места на нотном стане, и потому она

пишется на добавочной линейке. Ученик должен запомнить ноту ДО как необычную ноту и

впоследствии сразу ее распознавать. Назвать и записать ноты первой октавы, которые

пишутся на линейках (ДО, МИ, СОЛЬ и СИ). «До, ми, соль, си – на линеечках сидят» – есть

такая попевка. Назвать и записать ноты первой октавы, которые пишутся между

линейками (РЕ, ФА, ЛЯ, ДО). Таким образом, постепенно, не в тот же день и не за один

раз можно освоить ноты второй октавы. Слишком торопиться не стоит, чтобы не пропал

интерес.

6 этап – работа с «музыкальной азбукой».

Если освоение нотной грамоты идёт тяжело, то имеет смысл на некоторое время

отвлечься и разбавить серьезность занятий красивыми наглядными материалами.

Музыкальную азбуку можно изготовить вместе с учениками. Каждой ноте можно посвятить

отдельный листок альбома – на нем нужно красиво написать название ноты слоговое и

буквенное, ее положение на нотном стане рядом со скрипичным ключом, а затем

дополнить эту основу чем-нибудь интересным – стихами, словами, которые начинаются с

названий нот, рисунками. Например:

Семь всего лишь нот на свете:

До, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Ты запомни ноты эти

И в тетрадку занеси:

До, ре, ми, фа, соль, ля, си,

До, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Или:

Зазвучали ноты ми, ре:

"Засыпайте, люди, в ми-ре",

А за ними следом до, ре:

"Пусть исчезнет в мире го-ре"

А потом все вместе – до, ре, ми:

"Пусть все люди будут доб-ры-ми!"

Подхватили песенку фа и соль:

"Звездочки рассыпаны, как фа-соль".

"А над ними кружится Зем-ля", –

Дружно подтянули си и ля.

Замигал троллейбус фа-ра-ми –

Отозвались ноты: фа, ре, ми...

(Е. Григорьева)

Для каждой ноты можно взять слова из мюзикла «Звуки Музыки» Ричарда Роджерса:

1 вариант:

ДО - наш дом, наш милый дом,

РЕ - ребячья болтовня.

МИ - микстура перед сном,

ФА - фантазия моя.

СОЛЬ - в солонке на столе,

ЛЯ - лягушки под кустом.

СИ - сигнал на корабле,

Что плывёт обратно к ДО-о-о-о (3 раза).

ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО...

2 вариант:

ДО – воробышка гнездо,

РЕ – деревья во дворе,

МИ – котенка покорми,

ФА – в лесу кричит сова,

СОЛЬ – играет детвора,

ЛЯ – запела вся земля,

СИ – поем мы для того,

Чтобы вновь вернуться в ДО…

7 этап – развитие навыка чтения нот.

Тренировкой навыка чтения нот на начальном этапе освоения нотной грамоты нужно

заниматься регулярно. Методы работы здесь могут быть разные – обыкновенное

прочитывание нотного текста с названием всех нот по порядку, переписывание нот в

нотную тетрадь, обозначение латинскими буквами всех нот перенесенной мелодии в

тетрадь. Примеры для чтения можно найти в любом учебнике по сольфеджио. Как

правило, примеры в учебниках сольфеджио небольшие по объёму (1-2 строчки), это очень

удобно. Во-первых, ученик не утомляется при занятии и может довести работу до конца.

Во-вторых, на проработку одного-двух номеров уходит совсем немного времени, именно

это позволяет обращаться к данному виду деятельности два-три раза за один день.

8 этап – закрепление знаний.

Одним из способов закрепления выученных нот могут стать разнообразные письменные

и творческие задания. Хорошая подборка увлекательных заданий для разучивания и

запоминания нот первой и второй октавы содержится в рабочей тетради по сольфеджио

для 1 класса Г. Калининой.

Приложение

1)

Наглядное пособие для работы на уроке.

2)

Игра на быстрое запоминание нот:

1.

Показать все ноты «с» на фортепиано. Сколько их?

2.

Быстро проговорить 5 нот через одну ступень в восходящем движении.

(c – до; e – ми; g – соль; h – си; d – ре)

3.

Написать латинскими буквами нисходящий звукоряд от ноты с

2

(c-h-a-g-f-e-d-c)

4.

Пропеть ноты через одну ступень в восходящем движении от с

1

до с

2

(c-e-g-h)

5.

Сыграть на фортепиано ноты разных октав: d

1

, f

2

, G, c

3

, h.

Литература

1.

Вахромеев В. Элементарная теория музыки. М., 1967

2.

Фролова.Ю. Занимательное сольфеджио. Ростов-на-Дону, 2014

3.

Калинина Г. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 1 класс. М., 2011

4.

ДПОП в области теория и история музыки. М., 2012

5.

Первозванская Т. Теория музыки для маленьких музыкантов и их

родителей. С.-П., «Композитор»,1999

6.

Жигалко Е., Казанская Е. Музыка, фантазия, игра. С.-П., «Композитор»,

2017

7. Хролова Ю. Занимательное сольфеджио. М.,Феникс, 2014

8. Энциклопедия для детей. т.7. Искусство. Ред.Володин В. М., Аванта+,

2000

9. Спенс К. Все о музыке. Белфакс, 1993

10. Энциклопедия Я познаю мир. Музыка. Ред. Залесская М. М., Астрель,

2004



В раздел образования