календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс ФГОС по учебнику Коровиной
Автор: Кушниренко Марина Анатольевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ СОШ № 6 Населённый пункт: г. Выборг Ленинградская область Наименование материала: методическая разработка Тема: календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс ФГОС по учебнику Коровиной Раздел: среднее образование
ФГОС к учебнику В.Я.Коровиной
Учитель русского языка и литературы
Кушниренко М. А.
МБОУ СОШ № 6 г. Выборг
1
Настоящая
программа
по
литературе
для
7
класса
создана
на
основе
федерального
компонента
государственного
стандарта
основного
общего
образования
и
программы
общеобразовательных
учреждений
«Литература»
под
редакцией
В.Я.
Коровиной.
Рабочая
учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных
учреждений под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2012 г.) и учебника «Литература
7
класс.
Учебник-хрестоматия»
для
общеобразовательных
учебных
заведений
(авторы
–
В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. -
М.: «Просвещение», 2015г.). Программа детализирует и
раскрывает
содержание
стандарта,
определяет
общую
стратегию
обучения,
воспитания
и
развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы,
которые определены стандартом.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий
пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного
курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с
высокими
нравственными
идеалами
и
эстетическими
потребностями
имеет
художественная
литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью,
единства
формы
и
содержания,
историзма,
традиций
и
новаторства,
осмысления
историко-
культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий
теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные
произведения,
овладения
богатейшими
выразительными
средствами
русского
литературного
языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной
школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание
духовно-развитой
личности,
осознающей
свою
принадлежность
к
родной
культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским
сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре,
уважения
к
литературам
и
культурам
других
народов;
обогащение
духовного
мира
школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие
познавательных
интересов,
интеллектуальных
и
творческих
способностей,
устной
и
письменной
речи
учащихся;
формирование
читательской
культуры,
представления
о
специфике
литературы
в
ряду
других
искусств,
потребности
в
самостоятельном
чтении
художественной
литературы,
эстетического
вкуса
на
основе
освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении;
о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных
произведениях зарубежной классики;
овладение
умениями
творческого
чтения
и
анализа
художественных
произведений
с
привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять
в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться
русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству
русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и
изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах
слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу
произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины
проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой
основы
на
всех
этапах
изучения
литературы
в
школе.
Чтобы
чтение
стало
интересным,
продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное
восприятие
обучающихся,
научить
их
грамотному
анализу
прочитанного
художественного
произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже –
2
вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени
эстетического,
историко-культурного,
духовного
развития
школьника.
Отсюда
возникает
необходимость
активизировать
художественно-эстетические
потребности
детей,
развивать
их
литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу
художественного произведения.
Цели
изучения
литературы
могут
быть
достигнуты
при
обращении
к
художественным
произведениям,
которые
давно
и
всенародно
признаны
классическими
с
точки
зрения
их
художественного
качества
и
стали
достоянием
отечественной
и
мировой
литературы.
Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить
учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими
художественными
достоинствами,
выражающими
жизненную
правду,
общегуманистические
идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Курс
литературы
строится
с
опорой
на
текстуальное
изучение
художественных
произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и
письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от
фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков.
Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – художественное произведение и автор,
характеры героев. Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и
в
конце
учебного
года.
Одним
из
признаков
правильного
понимания
текста
является
выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения
способствует изучение литературы в 5-6 классах.
В
7
классе
продолжает
формироваться
и
развиваться коммуникативная,
языковая,
лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и
основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования
языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых
знаний по литературе; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение
словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу
и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение
пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной
культуры,
взаимосвязи
литературы
и
истории
народа,
национально-культурной
специфики
русской литературы, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального
общения.
Метапредметные результаты изучения :
Регулятивные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернатив-
ные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познава-
тельных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответ-
ствии с изменяющейся ситуацией;
3
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осо-
знанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделен-
ных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
умение устанавливать целевые приоритеты;
умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вно -
сить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реали -
зации;
умение основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процес-
са.
Познавательные:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифици -
ровать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавли-
вать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (ин-
дуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для ре-
шения учебных и познавательных задач;
владение основами проектно-исследовательской деятельности;
умение проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов биб -
лиотек и Интернета;
умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
умение объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследова -
ния;
умение структурировать тексты,включаяумение выделять главное и второстепенное, глав-
ную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
умение работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и
употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении
слов.
Коммуникативные:
у мениеорганизовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работатьиндивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргумен-
тировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей де -
ятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в со -
трудничестве;
умение
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координиро -
вать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в сов-
местной деятельности;
умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения
и делать выбор;
умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враж -
дебным для оппонентов образом;
4
умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и со-
трудничества с партнёром;
умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую вза -
имопомощь;
умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникатив -
ных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное вы -
сказывание;
умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстника -
ми, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие
способы работы;
умение осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать.
Личностные результаты:
представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и обще -
ства, для жизни в современном поликультурном мире;
приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его по-
знанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
освоение
гуманистических
традиций
и
ценностей,
становление
которых
началось
в
Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных на -
родов;
опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и истори-
ческим источникам, способам изучения и охраны;
знание основных исторических событий развития государственности и общества;
осознание целостности мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собствен-
ные мировоззренческие позиции;
аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситу-
ациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;
основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отно-
шений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политиче-
скими событиями;
уважение к истории, культурным и историческим памятникам.
Содержание литературного образования
Содержание
литературного
образования
разбито
на
разделы
согласно
этапам
развития
русской
литературы.
Программа
включает
в
себя
перечень
выдающихся
произведений
художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом, детализируется обязательный
минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества
писателя,
важнейшие
аспекты
анализа
конкретного
произведения
(раскрывается
идейно-
художественная
доминанта
произведения);
включаются
историко-литературные
сведения
и
теоретико-литературные
понятия,
помогающие
освоению
литературного
материала.
Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются
одной общей аннотацией.
Теоретико-литературные
понятия
предложены
в
виде
самостоятельной
рубрики,
в
отдельных случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и
рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.
Программа
курса
включает
в
себя
произведения
русской
и
зарубежной
литературы,
поднимающие
вечные
проблемы
(добро
и
зло,
жестокость
и
сострадание,
великодушие,
прекрасное к природе и человеку и т.д)
В 7 классе рассматривается одна из ведущих проблем - особенности труда писателя, его
позиция изображение человека как важнейшая проблема литературы,
Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес
5
школьников
к
нравственно-философской
проблематике
произведений
и
психологическому
анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных
родов и жанров, а также художественных направлений.
В
результате
изучения
литературы
на
базовом
уровне
ученик
должен
овладеть
следующими ЗУН:
знать /понимать :
образную природу словесного искусства;
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обяза-
тельному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных
направлений;
понимать героя, сюжет, композицию художественного произведения.
уметь:
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть,
соблюдая нормы литературного произношения;
правильно, бегло и выразительно читать вслух;
воспроизводить содержание литературного произведения;
работать с книгой
владеть различными видами пересказа;
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных
родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и
аргументировано отстаивать свою.
писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;
писать развернутый ответ на вопрос;
письменно составлять план сочинения;
писать рассказ-характеристику;
свободно владеть письменной речью.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи:
словарная работа,
различные виды пересказа,
устные и письменные сочинения,
отзывы, доклады, диалоги, творческие работы,
произведения для заучивания наизусть,
списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 34 рабочие недели, итого 68 часов.
Основное содержание тем, изучаемых в 7 классе
Жанры УНТ: былина, пословица, поговорка (своеобразие жанров)
6
Жанры ДРЛ: летопись, поучение. Основы христианской морали
Основные сведения о М.В. Ломоносове, Г.Р. Державине. Новаторство поэтов 18 века в
стихотворстве
Основные этапы жизненного пути А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С.
Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, И.А. Бунина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова.
Проблематика произведений: человек и мир, человек и общество, человек и история. Свобода и
ответственность личности. Обращение русских писателей к историческому прошлому Отечества.
Размышления о национальном характере. Нравственный смысл исторических сюжетов.
Основные этапы жизненного пути М.Горького, Л.Андреева, А. Платонова, Е. Носова, Ф.
Абрамова, Ю. Казакова и др. Годы военных испытаний и их отражение в литературе.
Утверждение нерушимости нравственных устоев в сложных жизненных обстоятельствах.
Знакомство с авторами зарубежной литературы 20 века и их произведениями (Дж. Олдридж, О.
Генри)
Изучение творчества Р.Гамзатова
Основные этапы жизненного пути Р.Бернса, д.Г.Байрона, О.Генри, Р.Бредбери и др. Японская
поэзия.
Список используемой литературы.
1.
Программы для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной (М.
«Просвещение», 2008 г.)
2.
Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений
(авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2008г.).
3.
Коровина В.Я. Методические советы/В.Я . Коровина.- М.: Просвещение, 2003.
4.
Дидактические материалы для 7 кл. “Читаем, думаем, спорим”. Русское народное поэтиче-
ское творчество / под ред. А. М. Новикова
5.
Уроки литературы с применением информационных технологий. 6-10 классы. Методиче-
ское пособие с электронным приложением / Н.П. Архипова. – М.: Глобус, 2009
Тематическое планирование
№
п/п
Тема
Кол-во
часов
Сроки
реализации
программы
1
Устное народное творчество
6
2
Древнерусская литература
5
3
Произведения русских писателей
18 века
3
4
Произведения русских писателей
19 века
43
5
Произведения писателей 20 века
33
6
Литература народов России
1
7
Зарубежная литература
7
Итого:
68
График контрольных работ
№
Тема
Дата
Дата
7
по
плану
по
факту
1
Контрольная работа №1. Сочинение на тему «Мудрость
народа в былинах, пословицах, сказаниях»
2
Контрольная работа №2 по творчеству А.С.Пушкина и
М.Ю. Лермонтова
3
Контрольная работа №3. Тестирование по литературе XIX
века.
4
Контрольная работа №4 по изученным темам.
8
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема урока
Элементы
содержания /
Вид контроля
Познавательные
УУД
Регулятивные
УУД
Коммуникативн
ые УУД
Личностные УУД
Домашнее
задание
Дата
фак
т
1
Введение.
Изображение
человека как
важнейшая
идейно-
нравственная
проблема
литературы
Конспект
лекции, работа
с книгой,
пересказ
Знают образную
природу
словесного
искусства. Умеют
составлять
тезисы и план
прочитанного;
владеть
различными
видами пересказа
Выбирают
действия в
соответствии с
поставленной
задачей и
условиями её
реализации.
Осознанно строят
сообщения в
устной форме,
формулируют
собственное
мнение и
позицию
Формирование
положительного
отношения к
учебной
деятельности;
возможность для
формирования
этического
оценивания
С. 7-10
Тв. Задание с. 6,
написать
«Советы
читателю»
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
2
Предания как
поэтическая
автобиография
народа.
Исторические
события в
преданиях,
пересказ
одного из
преданий/
текущий
контроль
Знают термин
«предание, умеют
осуществлять
поиск нужной
информации в
учебнике;
понимать
заданный вопрос,
в соответствии с
ним строить
ответ в устной
форме.
Учатся
понимать
выделенные
учите лем
ориентиры
действия в
учебном
процессе
Получают
возможность
научиться
адекватно
воспринимать
оценку своей
работы учителем,
товарищами.
Положительное
отношение к
познавательной
деятельности;
на основе анализа
ситуаций
формируются
интерес к учебному
материалу; чувства
сопричастности и
гордости за свою
Родину, народ и
историю.
С. 8 вопросы
3
Прославление
мирного труда в
былине «Вольга
и Микула
Селянинович»
Понятие о
былине.
Нравственные
идеалы народа
в былинах.
Знают
своеобразие
былин как
героических
песен эпического
Принятие и
сохранение
учебной
задачи,
соответствующ
Формулировать
собственное
мнение и
позицию, строить
понятные
Целостный,
социально
ориентированный
взгляд на мир в
единстве и
С.37 Проект
«Былины»
9
текущий
контроль
характера. Умеют
воспринимать и
анализировать
поэтику былин.
ей этапу
обучения.
высказывания;
разнообразии
природы, народов,
культур и религий,
- эмпатия как
понимание чувств
других людей и
сопереживание им.
4
Киевский цикл
былин об Илье
Муромце.
Новгородский
цикл былин
«Садко»
Особенности
былинного
стиха, роль
гиперболы в
былине.
тест
Знают
своеобразие
былинного эпоса.
Умеют
воспринимать и
анализировать
поэтику
героического
эпоса народа.
Проводят
сравнение,
обобщение,
установление
причинно-
следственных
связей.
Умеют задавать
вопросы;
анализировать,
сравнивать,
группировать
различные
объекты, явления,
факты.
Наличие
положительного
отношения к
познавательной
деятельности,
интереса к
учебному
материалу.
С. 62, 67, 68 тв.
Задание
5
М
уд
ро
ст
ь
на
ро
да
в
по
сл
ов
иц
ах
и
по
Собиратели
пословиц.
Особенности
смысла и языка
пословиц.
текущий
контроль
Знают
своеобразие
данного жанра
фольклора.
Умеют
объяснить
пословицу и
поговорку
Умеют принимать
и сохранять
учебную задачу,
планировать свои
действия в
соответствии с
поставленной
задачей и
условиями её
реализации
Научатся
принимать
участие в
работе
группами,
допускать
существование
различных
точек зрения;
договариваться,
приходить к
общему
решению.
Мотивация
учебной
деятельности
(социальная,
учебно-
познавательная и
внешняя,
осознание своей
этнической
принадлежности)
Читать «Повесть
временных лет»
10
го
во
рк
ах
.
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
6
Нравственные
идеалы и заветы
Древней Руси в
«Повести о
Февронии и
Петре
Муромских».
Высокий
моральный
облик героини.
Прославление
любви и
верности/
фронтальный
опрос
Владеть общим
приёмом анализа
литературного
произведения
Выполнять
учебные действия
в
материализованн
ой,
гипермедийной,
громкоречевой и
умственной
формах,
использовать
речь для
регуляции своего
действия.
Осознанно и
произвольно
строить
сообщения в
устной форме, в
том числе
творческого
характера.
Доброжелательно,
эмоционально-
нравственно
отзываться на
чувства других
людей, уметь
сопереживать и
проявлять свои
чувства в добрых
поступках.
Составить план
пересказа
повести
7
«Поучение
Владимира
Мономаха» как
образец
древнерусской
литературы.
Нравственные
заветы
Древней Руси
(отрывок «О
пользе
книг»). /
текущий
контроль
Формирование
традиции
уважительного
отношения к
книге, поиск
необходимой
информации для
выполнения
учебных заданий
с использованием
учебной
литературы.
Выделяют
учебную задачу
на основе
соотнесения
известного,
освоенного и
неизвестного,
выбирать
действия в
соответствии с
поставленной
задачей и
условиями её
реализации.
Строить речевое
высказывание в
устной форме,
проявлять
активность во
взаимодействии
для решения
коммуникативных
и познавательных
задач
Гражданская
идентичность в
форме осознания
«Я» как
гражданина
России, чувства
сопричастности и
гордости за свою
Родину, народ и
историю; наличие
познавательных
интересов, учебных
мотивов.
С. 73, ТВ.
Задание
составить
поучение
младшему брату,
сестре или
другу
11
8
Контрольная
работа №1 по
древнерусской
литературе
Развитие речи/
контрольная
работа
Оформить устное
высказывание в
письменной
форме, четко
ответить на
поставленный
вопрос
Планировать
поиск
информации,
формулировать
поисковые
запросы;
вносить
необходимые
коррективы в
действие после
его
завершения на
основе его и
учёта
характера
сделанных
ошибок.
Готовить план
выступления на
основе заданной
цели;аргументиров
ать свою позицию
и координировать
её с позициями
партнёров в
сотрудничестве
при выработке
общего решения в
совместной
деятельности
Наличие
положительного
отношения к
познавательной
деятельности,
интереса к
учебному
материалу.
Индивидуальное
задание
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА
9
Роль личности в
произведениях
М.В. Ломоносова
«К статуе Петра
Великого». «Ода
на день
восшествия…»
Слово о поэте
и ученом.
Мысли автора
о Родине,
российской
науке и ее
творцах.
Теория «трех
штилей»./
текущий
контроль
Осознанно
высказываются в
устной форме о
том, в чём видят
своеобразие
композиции
стихотворения
Рефлексия
способов и
условий
действий;
контролировать
и оценивать
процесс и
результат
деятельности.
Использовать
доступные речевые
средства для
передачи своего
впечатления.
Мотивация учебной
деятельности
(социальная,
учебно-
познавательная и
внешняя, осознание
своей этнической
принадлежности)
Сообщения о Г.
Р. Державине
10 Философские
размышления о
смысле жизни и
Знакомство с
личностью и
поэзией
Осуществляют
поиск
необходимой
Обращаться к
способу
действия,
Научатся
адекватно
использовать
Наличие
положительного
отношения к
С. 93 – 94 читать
поэму
«Полтава»
12
свободе
творчества в
лирике
Г.Р.Державина.
Г.Р.Державина,
новаторство в
стихотворной
деятельности./
Тест
информации;
извлекают
необходимую
информацию из
рассказа учителя.
оценивая свои
возможности;
осознавать
уровень и
качество
выполнения.
речь для
планирования и
регуляции своего
действия.
познавательной
деятельности,
интереса к учебному
материалу.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
11 Изображение
Петра1 в поэме
А.С.Пушкина
«Полтава»
Слово о поэте.
Интерес
Пушкина к
истории
России/
выразительно
е чтение
Использовать
поиск
необходимой
информации для
выполнения
учебных заданий
с использованием
учебной
литературы и
других
источников.
Обращаться к
способам
действий,
оценивая свои
возможности;
определять
последователь
ность
действий для
решения
предмет ной
задачи.
Действуют с
учётом
выделенных
учителем
ориентиров,
адекватно
воспринимают
оценку учителя.
Проявлять
активность во
взаимодействии
для решения
коммуникативных
и познавательных
задач
Задания с. 97,
98 ; 4
12 Тема и идея
поэмы
А.С.Пушкина
«Медный
всадник»
(отрывок).
Историко-
литературное и
жанровое
своеобразие
«Медного
всадника».
Прославление
деяний Петра I.
/ текущий
контроль
Оценивать свои
достижения,
участвовать в
аналитической
беседе,
соотносить
изученные
понятия с
примерами.
Формулироват
ь и удерживать
учебную
задачу,
применять
правила в
планировании
способа
решения.
О бмениваются
мнениями,
слушают друг
друга, строят
понятные
речевые
высказывания
Ставить вопросы,
обращаться за
помощью,
формулировать
свои затруднения,
предлагать помощь
и сотрудничество.
Читать «Песнь о
вещем Олеге»,
отрывок
наизусть
13 «Песнь о вещем
Олеге»
А.С.Пушкина и
ее летописный
Историческая
основа
«Песни»,
определение
Поиск и
выделение
необходимой
информации из
Выбирать
действия в
соответствии с
задачей и
Формулировать
собственное
мнение и
позицию; прояв
Формулировать
собственное
мнение и позицию,
задавать вопросы,
Причитать
отрывок из
драмы «Борис
Годунов»,
13
источник.
понятия
«баллада»,
особенности
содержания.
Смысл
сопоставления
Олега и волхва .
/чтение
наизусть
различных
источников в
разных формах.
условиями её
реализации,
определять
последователь
ность целей и
действий с
учётом
конечного
результата
-лять интерес и
уважение к
различным
точкам зрения
строить понятные
высказывания.
задание стр. 118
14
Анализ отрывка
«Сцена в
Чудовом
монастыре» из
трагедии
А.С.Пушкина
«Борис
Годунов»
Образ
летописца
Пимена.
Значение труда
летописца в
истории
культуры
/текущий
контроль
Узнавать,
называть и
определять
объекты и
явления
окружающей
действительности
в соответствии с
содержанием
учебного
предмета.
Ставить новые
учебные
задачи в
сотрудничеств
е с учителем,
принимать и
понимать
алгоритм
выполнения
заданий.
Осознанно и
произвольно
строить
сообщения-
рассуждения в
устной форме, в
том числе
творческого и
исследовательског
о характера.
Осознают свои
возможности в
учении; способны
адекватно судить о
причинах своего
успеха или
неуспеха в учении,
связывая успехи с
усилиями,
трудолюбием
С. 120 творческое
задание
Читать
«Станционный
смотритель»
15 Тема «отцов и
детей» в повести
А.С.Пушкина
«Станционный
смотритель»
Изображение
«маленького
человека», его
положения в
обществе.
Гуманизм
повести
/ текущий
контроль
Участие в
обсуждении
содержания
прочитанного,
следить за
действиями
других
участников в
процессе
коллективной
деятельности.
Составлять
план и
последовательн
ость действий.
выбирать
наиболее
эффективные
способы
решения задач.
Договариваться о
распределении
функций и ролей
в совместной
деятельности.
Социальная
компетентность как
готовность к
решению
моральных дилемм,
осознание
ответственности
человека за общее
благополучие
Подготовка к
тесту, с. 135
16 Дуня и Минский.
Анализ эпизода
Практикум.
Анализ
Использовать
поиск
Обращаться к
способам
Выстраивать
устное
Осознание
ответственности
Характеристика
героев
14
«Самсон Вырин у
Минского».
Развитие понятия
о повести
эпизода,
сопоставление
повести и
притчи о
блудном сыне/
Тест
необходимой
информации для
выполнения
учебных заданий
с использованием
учебной
литературы и
других
источников.
действий,
оценивая свои
возможности;
осознавать
уровень и
качество
выполнения
работы
высказывание,
аргументировать
свою точку
зрения.
человека за общее
благополучие,
самостоятельность
и личная
ответственность за
свои поступки.
17 Нравственный
поединок
Калашникова с
Кирибеевичем в
поэме
М.Ю.Лермонтова
«Песня про царя
Ивана
Васильевича,
молодого
опричника и
удалого купца
Калашникова».
Картины быта
XVI века, их
роль в
понимании
характеров и
идеи поэмы .
Причины
обращения
поэта к давно
минувшим
временам,
историю
создания
«Песни…»
Тест
Уметь узнавать,
называть и
определять
объекты и явления
окружающей
действительности в
соответствии с
содержанием
учебного предмета.
Выбирать
действия в
соответствии с
поставленной
задачей и
условиями её
реализации,
определять
последовательно
сть
промежуточных
целей и
соответствующи
х им действий с
учётом
конечного
результата.
Выступать перед
аудиторией
сверстников,
опираясь на
результаты
частичного поиска
на основе заданной
цели.
Внутренняя
позиция ученика
на основе
положительного
отношения к
школе.
Задания по
группам,
подготовить
сообщения по
вопросам и
заданиям
рубрики
«Литература и
другие виды
искусства»
18 Особенности
сюжета,
нравственная
проблематика,
жанровое
своеобразие
«Песни…»
Фольклорные
начала в
«Песне…». /
Фронтальный
опрос
Уметь определять
причины и
следствия
явлений, событий
- делать выводы
на основе
обобщения
Выделять
учебную
задачу на
основе
соотнесения
известного,
освоенного и
Проявлять
активность во
взаимодействии
для решения
коммуникативны
х и
познавательных
Осознавать себя
гражданином
России;
объяснять , что
связывает
гражданина с
историей,
Подготовка к
контрольной
работе
15
знаний
неизвестного.
задач.
культурой, судьбой
народа России.
19 Контрольная
работа №2 по
творчеству
А.С.Пушкина и
М.Ю.
Лермонтова
Урок
контроля
Самостоятельно
анализировать
текст, создавать
собственное
высказывание
Выполнять
учебные
действия,
использовать
речь для
регуляции
своего
действия.
Мотивация учебной
деятельности.
Прочитать
стихотворения М.
Ю. Лермонтова
20 Проблема
гармонии
человека и
природы в
стихотворении
М.Ю.Лермонтова
«Когда волнуется
желтеющая
нива…»
Знакомство со
стихами поэта,
навыки
анализа
лирических
произведений./
Выразительн
ое чтение
Самостоятельно
создавать
алгоритмы
деятельности при
решении
поставленной
задачи.
Выполнять
учебные
действия,
используя
письменную
речь для
регуляции
своего
действия.
Формулировать
собственное
мнение и
позицию.
Осознавать себя
гражданином
России;
объяснять, что
связывает
гражданина с
историей,
культурой, судьбой
народа России
Стихотворение
наизусть «Когда
волнуется
желтеющая
нива…»
21 Историческая и
фольклорная
основа повести
Н.В.Гоголя
«Тарас Бульба».
Нравственный
облик Тараса и
его товарищей:
героизм,
самоотвержен
ность,
верность
боевому
товариществу,
подвиг во имя
родной земли./
Проверка
стихотворени
я
Работа над
статьей учебника,
обучение
письменному
высказыванию,
составлению
плана.
Осознанно и
произвольно
строить
сообщения в
устной форме;
смысловое
чтение текста;
выбирать вид
чтения в
зависимости
от цели.
Координировать
и принимать
различные
позиции во
взаимодействии.
Целостный,
социально
ориентированный
взгляд на мир в
единстве и
разнообразии
природы.
Проект «Повесть
Н. В. Гоголя
«Тарас Бульба» в
произведениях
книжной
графики»
16
22 Смысл
противопоставле
ния Остапа и
Андрия.
Работа по
сравнительно
й
характеристи
ке главных
героев.
Узнавать,
называть и
определять
объекты и
явления
окружающей
действительности
в соответствии с
содержанием
учебного
предмета.
Выбирать
действия в
соответствии с
поставленной
задачей и
условиями её
реализации,
определять
последователь
ность
промежуточны
х целей и
соответствую
щих им
действий с
учётом
конечного
результата.
Формулировать
собственное
мнение и
позицию,
задавать вопросы,
строить понятные
высказывания.
Положительная
мотивация учебной
деятельности;
принятие образа
«хорошего
ученика»;
концентрация воли
для преодоления
интеллектуальных
затруднений.
Характеристики
героев
23 Запорожская
Сечь. Ее нравы и
обычаи.
Патриотически
й пафос
повести.
Глубина и
трагизм
конфликта
отца и сына,
отношение
автора к
героям./
Характеристи
ка героев
Поиск и
выделение
необходимой
информации из
различных
источников.
Уметь отбирать
материал для
сравнительной
характеристики
,
самостоятельн
о создавать
алгоритмы
деятельности
при решении
проблем
различного
характера;
контролироват
ь и оценивать
Уметь слушать
собеседника,
формулировать
свои затруднения,
уметь
использовать
письменную речь
для регуляции
своего действия.
Навыки
сотрудничества в
разных ситуациях,
умение не
создавать
конфликтов и
находить выход из
спорных ситуаций,
этические чувства,
прежде всего
доброжелательност
ь и эмоционально –
нравственная
отзывчивость.
С. 237 творческое
задание
17
процесс и
результат
деятельности
24 Особенности
изображения
природы и людей
в повести Н.В.
Гоголя «Тарас
Бульба».
Художественн
ые приемы,
описывающие
природу/
Индивидуаль
ный опрос
Ориентироваться
в разнообразии
способов
решения задач,
устанавливать
причинно -
следственные
связи.
Составлять
план и
последователь
ность
действий,
адекватно
использовать
речь для
планирования
и регуляции
своей
деятельности.
Координировать и
применять
различные
позиции во
взаимодействии,
использовать
доступные
речевые средства
для передачи
своего
впечатления.
Проявление
чувства эмпатии
как понимания
чувств других
людей и
сопереживания им.
Описание
природы в
повести.
Подготовка к
контрольной
работе
25 Контрольная
работа №3 по
повести
Н.В.Гоголя
«Тарас Бульба».
Развитие речи
Ориентироваться
в разнообразии
способов
решения задач,
выбирать вид
чтения в
зависимости от
цели.
Ставить новые
учебные
задачи в
сотрудничеств
е с учителем;
принимать и
выполнять
алгоритм
выполнения
заданий.
Адекватно
оценивать
собственное
поведение и
поведение
окружающих,
оказывать в
сотрудничестве
взаимопомощь;
соблюдать
правила речевого
этикета.
Социальная
компетентность как
готовность к
решению
моральных дилемм.
Домашнее
сочинение по
теме
26 Нравственные
проблемы
рассказа
И.С.Тургенева
«Бирюк».
Цикл
рассказов
«Записки
охотника» и их
гуманистическ
ий пафос.
Использовать
поиск
необходимой
информации при
комментированно
м чтении для
Формулироват
ь и удерживать
учебную
задачу,
адекватно
использовать
Уметь слушать,
извлекать пользу
из опыта
одноклассников,
сотрудничать с
ними при
Обладать
способностью
признавать свои
плохие поступки и
отвечать за них.
Пересказ текста
18
Мастерство
И.С. Тургенева
в изображении
картин
природы./
Проверка
сочинений
выполнения
проблемных
учебных заданий
речь для
планирования
и регуляции
своей
деятельности
участии в
коллективном
диалоге.
27 Стихотворения в
прозе
И.С.Тургенева
«Русский язык»,
«Близнецы», «Два
богача».
Авторские
критерии
нравственност
и в
стихотворения
х в прозе.
Чтение
наизусть
стихотворения
в прозе
«Русский
язык»/
Пересказ
текста
Делать выводы на
основе
обобщения
знаний;
определять
последовательнос
ть действий для
решения
предметной
задачи.
Обращаться к
способу
действия,
оценивая свои
возможности
Подтверждать
аргументы
фактами;
аргументировать
свою точку
зрения при
участии в
учебном диалоге.
Осознание
ответственности
человека за общее
благополучие,
гуманистическое
сознание.
С. 251 «Русский
язык» наизусть
28 Судьба русской
женщины в
поэме Н.А.
Некрасова
«Русские
женщины»
Историческая
основа поэмы.
Величие
русской
женщины.
Обучение
выразительном
у чтению /
Чтение
наизусть
Овладение
способностью
понимать
учебную задачу
урока и
стремление её
выполнить.
Оценивать
свои
достижения,
отвечать на
вопросы,
соотносить
изученные
понятия с
примерами.
Формировать
готовность
слушать
собеседника и
вести диалог,
владеть
диалогической
формой речи,
вступать в речевое
общение,
пользоваться
учебником.
Гражданская
идентичность в
форме осознания
«Я» как
гражданина
России, чувства
сопричастности и
гордости за свою
Родину, народ и
историю; наличие
познавательных
интересов, учебных
Выразительное
чтение
19
мотивов.
29 Образ Родины и
народа в
стихотворении
Н.А.Некрасова
«Размышления у
парадного
подъезда».
Навыки
работы со
стихотворным
текстом, с
научно-
популярными
текстами,
усвоение
теоретических
понятий./
Выразительн
ое чтение
Определяют
элементы сатиры
на барскую Русь.
Воспринимают
и сохраняют
учебную
задачу.
Обмениваются
мнениями,
принимают
различные позиции
при решении
проблемных
заданий
Положительная
мотивация учебной
деятельности;
принятие образа
«хорошего
ученика»;
концентрация воли
для преодоления
интеллектуальных
затруднений.
Наизусть
отрывок
30 Правда и
вымысел в
исторической
балладе
А.К.Толстого
«Василий
Шибанов».
Факты жизни
и творческой
деятельности
А.К. Толстого,
жанровое
своеобразие
исторических
баллад/
Чтение
наизусть
Овладение
способностью
понимать
учебную задачу
урока и
стремление её
выполнить.
Действуют с
учётом
выделенных
учителем
ориентиров,
адекватно
воспринимают
оценку
учителя.
Формировать
готовность
слушать
собеседника и
вести диалог,
владеть
диалогической
формой речи,
вступать в
речевое общение
Проявление
чувства эмпатии
как понимания
чувств других
людей и
сопереживания им.
Выразительное
чтение
31 Сатирическое
изображение
нравственных
пороков
общества в
повести М.Е.
Салтыкова-
Щедрина
«Повесть о том
как мужик двух
«Сказки для
детей
изрядного
возраста»
Нравственное
превосходство
человека из
народа и
авторское
осуждение
Использование
различных
способов поиска ,
сбора, анализа
полученной
информации в
соответствии с
коммуникативны
ми и
познавательными
Осознавать
уровень и
качество
выполнения
работы.
Координировать
и принимать
различные
позиции во
взаимодействии.
Определять
общую цель и
пути её
достижения.
Навыки
сотрудничества в
разных ситуациях,
умение не
создавать
конфликтов и
находить выход из
спорных ситуаций
Инсценированное
чтение сказки
Подготовка к
контрольной
работе
20
генералов
прокормил».
покорности./
Выразительн
ое чтение
задачами .
32 Контрольная
работа №4 по
произведениям
Н.В.Гоголя,
И.С.Тургенева,
Н.А.Некрасова,
М.Е.Салтыкова-
Щедрина
Разбор сказки
после
самостоятельн
ого прочтения.
Понятие о
гротеске. /
Контрольная
работа
Осуществляют
поиск
необходимой
информации,
анализируют её,
строят
рассуждения в
форме связи
суждений об
объекте, делать
выводы на основе
обобщения
знаний
Осуществляют
пошаговый
контроль
своих
действий,
овладевают
способностью
понимать
учебную
задачу урока и
стремятся её
выполнить.
Формулировать
собственное
мнение и
позицию, строить
монологическое
высказывание.
Устойчивое
следование в
поведении
социальным
нормам, осознание
ответственности
человека за общее
благополучие,
гуманистическое
сознание.
Прочитать
повесть Л. Н.
Толстого
«Детство»
33 Автобиографичес
кий характер
повести Л.Н.
Толстого
«Детство»
Сложность
взаимоотноше
ний взрослых
и детей.
Главный герой
повести, его
чувства,
поступки,
духовный мир.
/
Фронтальный
опрос
Знать содержание
повести;
нравственную
проблематику
повести; владеть
различными
видами
пересказа,
участвовать в
диалоге по
прочитанному
произведению.
Выбирать
действия в
соответствии с
поставленной
задачей,
преобразовыва
ть
практическую
задачу в
познавательну
ю.
Задавать вопрос,
формулировать
собственное
мнение и
позицию, строить
монологическое
высказывание,
слушать и
понимать речь
других.
Социальная
компетентность как
готовность к
решению
моральных дилемм,
устойчивое
следование в
поведении
социальным
нормам
С. 324 вопросы,
Прочитать А. П.
Чехов
«Хамелион»
34 Живая картина
нравов в рассказе
А.П.Чехова
«Хамелеон».
Осмеяние
душевных
пороков.
Средства
создания
Осуществление
поиска
необходимой
информации.
Действуют с
учётом
выделенных
учителем
ориентиров,
Определять
общую цель и
пути её
достижения.
Положительная
мотивация учебной
деятельности;
принятие образа
«хорошего
С. 332 вопросы
21
комического в
рассказе.
Смысл
названия
рассказа./
Текущий
контроль
воспринимают
оценку,
ориентируютс
я в учебнике.
ученика»;
концентрация воли
для преодоления
интеллектуальных
затруднений.
35 Два лица России
в рассказе
А.Чехова
«Злоумышленник
»
Выразительное
чтение рассказа
«Злоумышленн
ик», анализ
рассказа./
Фронтальный
опрос
Уметь
анализировать
текст, видеть
«смех» и «слезы»
автора,
раскрывать роль
художественной
детали
Развивать
умения
планировать,
контролироват
ь и оценивать
учебные
действия в
соответствии с
поставленной
задачей и
условиями её
реализации.
Участвовать в
учебном диалоге,
аргументировать
свою точку зрения,
определять
наиболее
эффективные
способы
достижения
результата.
Проявление
чувства эмпатии
как понимания
чувств других
людей и
сопереживания им.
Проект
«Сценарий
фильма
«Злоумышленник
»
36 Смех и слезы в
рассказах
А.Чехова
«Тоска»,
«Размазня» и др.
Внеклассное
чтение/
Проверка
проектов
Уметь видеть
смешное и
грустное в
произведении,
оценивать
творческую
манеру писателя
Определять
последователь
ность
действий для
решения
предметной
задачи,
осуществлять
простейшее
планирование
своей работы.
Определять
последовательнос
ть действий для
решения
предметной
задачи.
Навыки
сотрудничества в
разных ситуациях,
умение не
создавать
конфликтов и
находить выход из
спорных ситуаций.
Стихи русских
поэтов 19 века.
22
37 Стихи русских
поэтов XIX века
о родной
природе.
В.А.Жуковский,
А.К.Толстой,
И.А.Бунин
Аналитическая
беседа,
проблемные
вопросы/
Выразительн
ое чтение
Знать основные
пункты анализа
стихотворения
Уметь
воспринимать и
анализировать
поэтический текст,
овладение
способностью
понимать учебную
задачу урока и
стремление её
выполнять.
Обращаться к
способу
действия,
оценивать свои
возможности;
осознавать
уровень и
качество
выполнения.
Участвовать в
учебном диалоге,
аргументировать
свою точку
зрения.
Г отовность
слушать
собеседника и
вести диалог,
владеть
диалогической
формой речи,
вступать в речевое
общение.
Подготовка к
контрольной
работе
38 Контрольная
работа №5 по
изученным
стихотворениям
Ориентировать
ся в
разнообразии
способов
решения задач,
выбирать вид
чтения в
зависимости
от цели./
Контрольная
работа
Ставить новые
учебные задачи в
сотрудничестве с
учителем;
принимать и
выполнять
алгоритм
выполнения
заданий.
Адекватно
оценивать
собственное
поведение и
поведение
окружающих,
оказывать в
сотрудничеств
е
взаимопомощь
; соблюдать
правила
речевого
этикета.
Социальная
компетентность
как готовность к
решению
моральных
дилемм.
Читать И. А.
Бунин «Лапти»,
«Цифры»
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
39 Нравственный
смысл рассказов
И.А.Бунина
«Лапти» и
«Цифры».
Идейно-
тематическая
направленно
сть рассказа./
Текущий
Самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную
цель,
Выбирать
действия в
соответствии с
поставленной
задачей,
Определять
наиболее
эффективные
способы
достижения
Учитывать разные
мнения и
стремиться к
координации
различных позиций
Чтение по ролям
23
контроль
контролировать и
оценивать
процесс и
результат
деятельности
преобразовыва
ть
практическую
задачу в
познавательну
ю
результатов.
в сотрудничестве.
40 Автобиографическ
ий характер
повести
М.Горького
«Детство».
Аналитическ
ая беседа,
проблемные
вопросы/
Чтение по
ролям
Дать
представление о
противоречивой
позиции Горького
в советской
литературе,
оценивать свои
достижения,
отвечать на
вопросы,
соотносить
изученные
понятия с
примерами.
Выделять
учебную задачу
на основе
соотнесении
известного,
освоенного и
неизвестного.
Уметь определять
причины и
следствия
явлений, событий;
делать выводы на
основе обобщения
знаний
Учитывать разные
мнения и
стремиться к
координации
различных позиций
в сотрудничестве.
Портреты
бабушки, деда.
Характеристика
героев
41 Изображение
«свинцовых
мерзостей жизни».
Дед Каширин.
Вера в
творческие
силы народа
в
произведени
и М.Горького
«Детство».
Познакомить
ся с
отдельными
главами
повести и
проводить
Использование
различных
способов поиска¸
сбора¸ обработки,
анализа овладение
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности,
поиска средств её
осуществления.
Обращаться к
способу
действия,
оценивать свои
возможности;
осознавать
уровень и
качество
выполнения.
Излагать своё
мнение и
аргументировать
свою точку
зрения и оценку
события.
Положительная
мотивация учебной
деятельности;
принятие образа
«хорошего
ученика»;
концентрация воли
для преодоления
интеллектуальных
затруднений.
С. 84 вопросы
24
анализ /
Характерис
тика героев
42 «Яркое, здоровое,
творческое в
русской жизни»:
бабушка Акулина
Ивановна, Алеша
Пешков, Цыганок,
Хорошее Дело.
Практикум/
Индивидуал
ьная работа
Ориентироваться в
разнообразии
способов решения
задач, осознанно и
произвольно
строить сообщения
в устной и
письменной
форме, смысловое
чтение; выбирать
вид чтения в
зависимости от
цели.
Действуют с
учётом
выделенных
учителем
ориентиров,
адекватно
воспринимают
его оценку,
ориентируются
в учебнике
Определять
общую цель и
пути её
достижения,
адекватно
оценивать
собственное
поведение и
поведение
окружающих.
Проявление
чувства эмпатии
как понимания
чувств других
людей и
сопереживания им.
Характеристика
героев
43 Гуманистический
пафос «Легенды о
Данко» из рассказа
М. Горького
«Старуха
Изергиль»
Портрет как
средство
характеристи
ки/
Характерист
ика героев
Осуществление
поиска
необходимой
информации для
решения
основной цели
урока, уметь
работать с
текстом в
композиционном
плане,
комментировать
прочитанное
Ставить новые
учебные задачи
в
сотрудничестве
с учителем,
предвосхищать
результат.
Определять
общую цель и
пути её
достижения,
адекватно
оценивать
собственное
поведение и
поведение
окружающих.
Навыки
сотрудничества в
разных ситуациях,
умение не
создавать
конфликтов и
находить выход из
спорных ситуаций.
Художественный
пересказ одного
из эпизодов
44 Контрольная
работа №6 по
произведениям
М.Горького
Контроль
полученных
знаний/
Контрольна
Ставить новые
учебные задачи в
сотрудничестве с
учителем;
Адекватно
оценивать
собственное
поведение и
Социальная
компетентность
как готовность к
решению
Семья как
нравственная и
духовная ценность
человечества
Читать Л. Н.
Андреев
«Кусака»
25
я работа
принимать и
выполнять
алгоритм
выполнения
заданий.
поведение
окружающих,
оказывать в
сотрудничеств
е
взаимопомощь
; соблюдать
правила
речевого
этикета.
моральных
дилемм.
45 Сострадание и
бессердечие как
критерии
нравственности
человека в рассказе
Л.Н.Андреева
«Кусака»
Ознакомить
учащихся с
жизнью
писателя.
Прочитать
рассказ и
анализироват
ь
вырабатывать
навыки
составления
плана. /
Составление
плана
Применять
установленные
правила в
планировании
способа решения.
Ориентировать
ся в
разнообразии
способов
решения задач,
строить
сообщения
творческого и
исследовательс
кого характера.
Конструировать
новый или
перестроить
известный способ
действия в
соответствии с
условиями новой
задачи.
Осознание
ответственности
человека за общее
благополучие,
гуманистическое
сознание.
С. 101 вопросы
46 Анализ
стихотворения
В.В.Маяковского
«Необычайное
приключение,
бывшее с
Владимиром
Маяковским на
даче».
Мысли
автора о роли
поэзии в
жизни
человека и
общества.
Юмор автора,
роль
фантастическ
Познакомиться с
отдельными
главами повести
и проводить
анализ
Выбирать
действия в
соответствии с
поставленной
задачей,
преобразовыват
ь практическую
задачу в
познавательну
Координировать и
принимать
различные
позиции во
взаимодействии.
Социальная
компетентность как
готовность к
решению
моральных дилемм.
Выразительное
чтение
стихотворения
26
их
картин ./теку
щий
контроль
ю.
47 Анализ
стихотворения
В.В.Маяковского
«Хорошее
отношение к
лошадям».
Два взгляда
на мир.
Сложность и
тонкость
внутреннего
мира
лирического
героя,
гуманизм и
сочувствие ко
всему
живому ./выр
азительное
чтение
Ознакомить со
стихотворением,
вырабатывать
навыки
выразительного
чтения,
анализировать
лирическое
произведение.
Осуществление
поиска
необходимой
информации
для решения
основной цели
урока.
Формулировать
собственное
мнение и
позицию, задавать
вопросы, строить
понятные для
партнёра
высказывания.
Доброжелательно,
отзываться на
чувства других
людей, обладать
способностью
признавать свои
плохие поступки и
отвечать за них.
Устное
рассуждение на
тему «Моё
восприятие
Маяковского»
48 Друзья и враги
главного героя, его
непохожесть на
окружающих в
рассказе
А.Платонова
«Юшка».
Внешняя и
внутренняя
красота
человека.
Призыв к
состраданию,
уважению к
человеку. /
Фронтальны
й опрос
Ознакомить
учащихся с
жизнью и
творчеством
писателя,
осуществление
поиска
необходимой
информации для
решения
основной цели
урока.
Выбирать
действия в
соответствии с
поставленной
задачей,
преобразовыват
ь практическую
задачу в
познавательну
ю.
Координировать и
принимать
различные
позиции во
взаимодействии.
Гражданская
идентичность в
форме осознания
«Я» как гражданина
России, чувства
сопричастности и
гордости за свою
Родину, народ и
историю; наличие
познавательных
интересов, учебных
мотивов.
С. 126 вопросы
Подготовка к
контрольной
работе
49 Контрольная
работа №6 по
Отношение
писателя к
Делать выводы на
основе
Обращаться к
способу
Участвовать в
учебном диалоге,
Положительная
мотивация учебной
Читать стихи Б.
Пастернака
27
произведениям
писателей 20 века
своим
необычным
героям /
Контрольная
работа
обобщения
знаний.
действия,
оценивать свои
возможности;
осознавать
уровень и
качество
выполнения.
аргументировать
свою точку
зрения.
деятельности;
принятие образа
«хорошего
ученика»;
концентрация воли
для преодоления
интеллектуальных
затруднений.
50 Своеобразие
картин природы в
лирике Пастернака.
Рассказ
учителя.
Практикум/
Выразитель
ное чтение
Ориентироваться в
разнообразии
способов решения
задач, осознанно и
произвольно
строить сообщения
в устной и
письменной
форме, смысловое
чтение; выбирать
вид чтения в
зависимости от
цели.
Действуют с
учётом
выделенных
учителем
ориентиров,
адекватно
воспринимают
его оценку,
ориентируются
в учебнике
Определять
общую цель и
пути её
достижения,
адекватно
оценивать
собственное
поведение и
поведение
окружающих.
Навыки
сотрудничества в
разных ситуациях,
умение не
создавать
конфликтов и
находить выход из
спорных ситуаций
Стихотворение
по выбору
наизусть
51 Философские
проблемы в лирике
Твардовского
Сложность и
тонкость
внутреннего
мира
лирического
героя,
гуманизм и
сочувствие ко
всему
живому./
Чтение
наизусть
Ориентироваться в
разнообразии
способов решения
задач, осознанно и
произвольно
строить сообщения
в устной и
письменной
форме, смысловое
чтение; выбирать
вид чтения в
зависимости от
Действуют с
учётом
выделенных
учителем
ориентиров,
адекватно
воспринимают
его оценку,
ориентируются
в учебнике
Определять
общую цель и
пути её
достижения,
адекватно
оценивать
собственное
поведение и
поведение
окружающих.
Доброжелательно
отзываться на
чувства других
людей, уметь
сопереживать и
проявлять свои
чувства в добрых
поступках
Сочинение-
описание «В лесу
весной», включая
слова из
стихотворения А.
Т. Твардовского
28
цели.
52 Интервью с
поэтом-участником
Великой
Отечественной
войны.
Сложность и
тонкость
внутреннего
мира
лирического
героя,
гуманизм и
сочувствие ко
всему
живому./
Работа с
сочинением
Ориентироваться в
разнообразии
способов решения
задач, осознанно и
произвольно
строить сообщения
в устной и
письменной
форме, смысловое
чтение; выбирать
вид чтения в
зависимости от
цели.
Действуют с
учётом
выделенных
учителем
ориентиров,
адекватно
воспринимают
его оценку,
ориентируются
в учебнике
Определять
общую цель и
пути её
достижения,
адекватно
оценивать
собственное
поведение и
поведение
окружающих.
Доброжелательно
отзываться на
чувства других
людей, уметь
сопереживать и
проявлять свои
чувства в добрых
поступках
Проект
«Сценарий
вечера,
посвящённого
произведениям о
войне»
53 Эстетические и
нравственно-
экологические
проблемы рассказа
Ф.А.Абрамова «О
чем плачут
лошади»
Литературны
е традиции в
рассказе
Ф.Абрамова
«О чем
плачут
лошади»/
Проверка
Проектов
Ознакомить со
стихотворением,
вырабатывать
навыки
выразительного
чтения,
анализировать
лирическое
произведение.
Осуществление
поиска
необходимой
информации
для решения
основной цели
урока.
Формулировать
собственное
мнение и
позицию, задавать
вопросы, строить
понятные для
партнёра
высказывания.
Социальная
компетентность как
готовность к
решению
моральных дилемм,
устойчивое
следование в
поведении
социальным
нормам
С. 172, вопросы
55 Идея и символы в
рассказе Е.И.
Носова «Кукла»
Нравственны
е проблемы
рассказа./
Фронтальны
й рпрос
Ориентироваться в
разнообразии
способов решения
задач, осознанно и
произвольно
строить сообщения
в устной и
письменной
форме, смысловое
Действуют с
учётом
выделенных
учителем
ориентиров,
адекватно
воспринимают
его оценку,
ориентируются
Определять
общую цель и
пути её
достижения,
адекватно
оценивать
собственное
поведение и
поведение
Гражданская
идентичность в
форме осознания
«Я» как
гражданина
России, чувства
сопричастности и
гордости за свою
Родину, народ и
С 182 вопросы
29
чтение; выбирать
вид чтения в
зависимости от
цели.
в учебнике
окружающих.
историю
55 Тема памяти и
героизма в рассказе
Е.И. Носова
«Живое пламя»
Нравственны
е проблемы
рассказа./
Тест
Ориентироваться в
разнообразии
способов решения
задач, осознанно и
произвольно
строить сообщения
в устной и
письменной
форме, смысловое
чтение; выбирать
вид чтения в
зависимости от
цели.
Действуют с
учётом
выделенных
учителем
ориентиров,
адекватно
воспринимают
его оценку,
ориентируются
в учебнике
Определять
общую цель и
пути её
достижения,
адекватно
оценивать
собственное
поведение и
поведение
окружающих.
Гражданская
идентичность в
форме осознания
«Я» как
гражданина
России, чувства
сопричастности и
гордости за свою
Родину, народ и
историю
С. 185 вопросы
56 Художественный
анализ рассказа
Ю.П.Казакова
«Тихое утро».
Герои
рассказа и их
поступки.
Взаимовыруч
ка как мерило
нравственнос
ти/
Текущий
контроль
Осуществление
поиска
необходимой
информации для
решения основной
цели урока, уметь
работать с текстом
в композиционном
плане,
комментировать
прочитанное
Ставить новые
учебные задачи
в
сотрудничестве
с учителем,
предвосхищать
результат.
Определять
общую цель и
пути её
достижения,
адекватно
оценивать
собственное
поведение и
поведение
окружающих.
Социальная
компетентность как
готовность к
решению
моральных дилемм,
устойчивое
следование в
поведении
социальным
нормам
С. 201 творческое
задание
57 «Земля родная»
Д.С.Лихачева как
напутствие
молодежи
Проверка
творческого
задания
Осуществление
поиска
необходимой
информации для
решения
Ставить новые
учебные задачи
в
сотрудничестве
с учителем,
Определять
общую цель и
пути её
достижения,
адекватно
Социальная
компетентность как
готовность к
решению
моральных дилемм,
Проект
«Искусство моего
родного края»
30
основной цели
урока, уметь
работать с
текстом в
композиционном
плане.
предвосхищать
результат.
оценивать
собственное
поведение и
поведение
окружающих.
устойчивое
следование в
поведении
социальным
нормам
58 Смешное и
грустное в рассказе
М.М. Зощенко
«Беда».
Проверка
Проектов
Познакомиться с
отдельными
главами повести
и проводить
анализ
Выбирать
действия в
соответствии с
поставленной
задачей,
преобразовыват
ь практическую
задачу в
познавательну
ю.
Координировать и
принимать
различные
позиции во
взаимодействии.
Осознание
ответственности
человека за общее
благополучие,
гуманистическое
сознание.
Чтение рассказа
по ролям
59
-
61
Стихи поэтов XX
века о Родине,
родной природе,
восприятии
окружающего
мира.
Единство
человека и
природы.
Чтение и
художественн
ый анализ
стихотворени
я/
Чтение по
ролям
Осуществление
поиска
необходимой
информации для
решения
основной цели
урока, уметь
работать с
текстом
Ставить новые
учебные задачи
в
сотрудничестве
с учителем,
предвосхищать
результат.
Определять
общую цель и
пути её
достижения,
адекватно
оценивать
собственное
поведение и
поведение
окружающих.
Следование в
поведении
социальным
нормам, осознание
ответственности за
общее
благополучие,
гуманистическое
сознание.
Наизусть по
выбору
Подготовка к
контрольной
работе
62 Контрольная
работа №7 по
произведениям
писателей и
поэтов 20 века
Отношение
писателя к
своим
необычным
героям /
Чтение
наизусть
Делать выводы на
основе
обобщения
знаний.
Обращаться к
способу
действия,
оценивать свои
возможности;
осознавать
уровень и
Участвовать в
учебном диалоге,
аргументировать
свою точку
зрения.
Положительная
мотивация учебной
деятельности;
принятие образа
«хорошего
ученика»;
концентрация воли
Читать
стихотворения Р.
Гамзатова
31
качество
выполнения.
для преодоления
интеллектуальных
затруднений.
ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ
63 Из литературы
народов России.
Расул Гамзатов.
«Опять за спиною
родная земля» и др.
Размышления
поэта об
истоках и
основах
жизни./ выраз
ительное
чтение
Знать: факты
жизни и
творчества поэта,
план анализа
лирического
произведения
Уметь:
выразительно
читать
стихотворения
Действуют с
учётом
выделенных
учителем
ориентиров,
адекватно
воспринимают
его оценку,
ориентируются
в учебнике
Определять
общую цель и
пути её
достижения,
адекватно
оценивать
собственное
поведение и
поведение
окружающих.
Социальная
компетентность как
готовность к
решению
моральных дилемм,
устойчивое
следование в
поведении
социальным
нормам
Выразительное
чтение
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
64
Р. Бернс. «Кто
честным кормится
трудом – таких
зову я знатью!» (Р.
Бернс. «Честная
бедность»).
Д.Г.Байрон. «Ты
кончил жизни
путь, герой!..» как
прославление
подвига во имя
свободы Родины
Размышления
поэта об
истоках и
основах
жизни./
Выразительн
ое чтение
Ориентироваться в
разнообразии
способов решения
задач, осознанно и
произвольно
строить сообщения
в устной и
письменной
форме, смысловое
чтение; выбирать
вид чтения в
зависимости от
цели.
Действуют с
учётом
выделенных
учителем
ориентиров,
адекватно
воспринимают
его оценку,
ориентируются
в учебнике
Определять общую
цель и пути её
достижения,
адекватно
оценивать
собственное
поведение и
поведение
окружающих.
Положительная
мотивация учебной
деятельности;
принятие образа
«хорошего ученика»;
концентрация воли
для преодоления
интеллектуальных
затруднений.
Стихотворени
е наизусть
32
65
Японские хокку.
Особенности
жанра
Познакомить
ся с
отдельными
главами
повести и
проводить
анализ /
Чтение
наизусть
Выбирать
действия в
соответствии с
поставленной
задачей,
преобразовывать
практическую
задачу в
познавательную.
Осуществление
поиска
необходимой
информации
для решения
основной цели
урока.
Формулировать
собственное
мнение и позицию,
задавать вопросы,
строить понятные
для партнёра
высказывания.
Навыки
сотрудничества в
разных ситуациях,
умение не создавать
конфликтов и
находить выход из
спорных ситуаций.
Выразительно
е чтение
66
Преданность и
жертвенность во
имя любви в
рассказе О.Генри
«Дары волхвов
Нравственны
е проблемы в
произведени
ях
зарубежных
писателей. /
Выразитель
ное чтение
Координировать и
принимать
различные
позиции во
взаимодействии.
Осуществление
поиска
необходимой
информации
для решения
основной цели
урока.
Формулировать
собственное
мнение и позицию,
задавать вопросы,
строить понятные
для партнёра
высказывания.
Устойчивое
следование в
поведении
социальным нормам
С. 263
вопросы
67
Реальность и
фантастика в
рассказе
Р.Д.Брэдбери
«Каникулы»
Фантастическ
ий рассказ-
предупрежде
ние. Мечта о
победе
добра /
Фронтальны
й опрос
Знать:
биографические
сведения автора
Уметь: объяснить
смысл названия
рассказа
Ставить новые
учебные задачи
в
сотрудничестве
с учителем,
предвосхищать
результат.
Определять общую
цель и пути её
достижения,
адекватно
оценивать
собственное
поведение и
поведение
окружающих.
Доброжелательно
отзываться на чувства
других людей, уметь
сопереживать и
проявлять свои
чувства в добрых
поступках.
Сочинение-
эссе
68
Выявление уровня
литературного
развития
учащихся 7
класса.
Итоги года и
задание на
лето./
Проверка
сочинений
Знать: как
литература влияет
на формирование
в человеке
нравственного и
эстетического
чувств
Адекватно
воспринимают
его оценку,
ориентируются
в учебнике
Определять общую
цель и пути её
достижения.
Устойчивое
следование в
поведении
социальным нормам
С.280 -281
вопросы
33
34