Напоминание

календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс ФГОС по учебнику Коровиной


Автор: Кушниренко Марина Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 6
Населённый пункт: г. Выборг Ленинградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс ФГОС по учебнику Коровиной
Раздел: среднее образование





Назад





Календарно-тематическое планирование

по литературе

для 7 класса

ФГОС к учебнику В.Я.Коровиной
Учитель русского языка и литературы Кушниренко М. А. МБОУ СОШ № 6 г. Выборг 1
Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной. Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2012 г.) и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2015г.). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко- культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:  воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;  освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;  овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе
– приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – 2
вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения. Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе
– изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – художественное произведение и автор, характеры героев. Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В 7 классе продолжает формироваться и развиваться
коммуникативная,

языковая,

лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.



Коммуникативная компетенция
– овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.


Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции
– освоение необходимых знаний по литературе; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.


Культуроведческая компетенция
– осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи литературы и истории народа, национально-культурной специфики русской литературы, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Метапредметные результаты изучения
: Регулятивные:  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;  умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернатив- ные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познава- тельных задач;  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответ- ствии с изменяющейся ситуацией; 3
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осо- знанного выбора в учебной и познавательной деятельности.  умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделен- ных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;  умение устанавливать целевые приоритеты;  умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;  умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вно - сить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реали - зации;  умение основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процес- са. Познавательные:  умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифици - ровать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавли- вать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (ин- дуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для ре- шения учебных и познавательных задач;  владение основами проектно-исследовательской деятельности;  умение проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;  умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов биб - лиотек и Интернета;  умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;  умение объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследова - ния;  умение структурировать тексты,включаяумение выделять главное и второстепенное, глав- ную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;  умение работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. Коммуникативные: 
у
мениеорганизовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работатьиндивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргумен- тировать и отстаивать своё мнение;  умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей де - ятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.  умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в со - трудничестве;  умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координиро - вать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в сов- местной деятельности;  умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;  умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враж - дебным для оппонентов образом; 4
 умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и со- трудничества с партнёром;  умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую вза - имопомощь;  умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникатив - ных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное вы - сказывание;  умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстника - ми, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;  умение осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать.
Личностные результаты:
 представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и обще - ства, для жизни в современном поликультурном мире;  приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его по- знанию за рамками учебного курса и школьного обучения;  освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных на - родов;  опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и истори- ческим источникам, способам изучения и охраны;  знание основных исторических событий развития государственности и общества;  осознание целостности мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собствен- ные мировоззренческие позиции;  аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситу- ациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;  основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отно- шений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политиче- скими событиями;  уважение к истории, культурным и историческим памятникам.
Содержание литературного образования
Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом, детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно- художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией. Теоретико-литературные понятия предложены в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений. Программа курса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное к природе и человеку и т.д) В 7 классе рассматривается одна из ведущих проблем - особенности труда писателя, его позиция изображение человека как важнейшая проблема литературы, Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес 5
школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений. В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен овладеть следующими ЗУН:
знать /понимать
:  образную природу словесного искусства;  содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;  наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обяза- тельному изучению (по выбору);  основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;  основные теоретико-литературные понятия;  основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;  понимать героя, сюжет, композицию художественного произведения.
уметь:
 выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;  правильно, бегло и выразительно читать вслух;  воспроизводить содержание литературного произведения;  работать с книгой  владеть различными видами пересказа;  определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;  выявлять авторскую позицию;  выражать свое отношение к прочитанному;  строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;  участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.  писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;  писать развернутый ответ на вопрос;  письменно составлять план сочинения;  писать рассказ-характеристику;  свободно владеть письменной речью. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи:  словарная работа,  различные виды пересказа,  устные и письменные сочинения,  отзывы, доклады, диалоги, творческие работы,  произведения для заучивания наизусть,  списки произведений для самостоятельно чтения. Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 34 рабочие недели, итого 68 часов.
Основное содержание тем, изучаемых в 7 классе
Жанры УНТ: былина, пословица, поговорка (своеобразие жанров) 6
Жанры ДРЛ: летопись, поучение. Основы христианской морали Основные сведения о М.В. Ломоносове, Г.Р. Державине. Новаторство поэтов 18 века в стихотворстве Основные этапы жизненного пути А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, И.А. Бунина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. Проблематика произведений: человек и мир, человек и общество, человек и история. Свобода и ответственность личности. Обращение русских писателей к историческому прошлому Отечества. Размышления о национальном характере. Нравственный смысл исторических сюжетов. Основные этапы жизненного пути М.Горького, Л.Андреева, А. Платонова, Е. Носова, Ф. Абрамова, Ю. Казакова и др. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Утверждение нерушимости нравственных устоев в сложных жизненных обстоятельствах. Знакомство с авторами зарубежной литературы 20 века и их произведениями (Дж. Олдридж, О. Генри) Изучение творчества Р.Гамзатова Основные этапы жизненного пути Р.Бернса, д.Г.Байрона, О.Генри, Р.Бредбери и др. Японская поэзия.
Список используемой литературы.
1. Программы для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2008 г.) 2. Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2008г.). 3. Коровина В.Я. Методические советы/В.Я . Коровина.- М.: Просвещение, 2003. 4. Дидактические материалы для 7 кл. “Читаем, думаем, спорим”. Русское народное поэтиче- ское творчество / под ред. А. М. Новикова 5. Уроки литературы с применением информационных технологий. 6-10 классы. Методиче- ское пособие с электронным приложением / Н.П. Архипова. – М.: Глобус, 2009
Тематическое планирование



п/п

Тема

Кол-во

часов

Сроки

реализации

программы
1 Устное народное творчество 6 2 Древнерусская литература 5 3 Произведения русских писателей 18 века 3 4 Произведения русских писателей 19 века 43 5 Произведения писателей 20 века 33 6 Литература народов России 1 7 Зарубежная литература 7 Итого: 68
График контрольных работ



Тема

Дата

Дата
7

по

плану

по

факту
1 Контрольная работа №1. Сочинение на тему «Мудрость народа в былинах, пословицах, сказаниях» 2 Контрольная работа №2 по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова 3 Контрольная работа №3. Тестирование по литературе XIX века. 4 Контрольная работа №4 по изученным темам. 8

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Тема урока

Элементы

содержания /

Вид контроля

Познавательные

УУД

Регулятивные

УУД

Коммуникативн

ые УУД

Личностные УУД

Домашнее

задание

Дата

фак

т
1 Введение. Изображение человека как важнейшая идейно- нравственная проблема литературы Конспект лекции, работа с книгой,
пересказ
Знают образную природу словесного искусства. Умеют составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа Выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Осознанно строят сообщения в устной форме, формулируют собственное мнение и позицию Формирование положительного отношения к учебной деятельности; возможность для формирования этического оценивания С. 7-10 Тв. Задание с. 6, написать «Советы читателю»
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
2 Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях, пересказ одного из преданий/
текущий

контроль
Знают термин «предание, умеют осуществлять поиск нужной информации в учебнике; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. Учатся понимать выделенные учите лем ориентиры действия в учебном процессе Получают возможность научиться адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Положительное отношение к познавательной деятельности; на основе анализа ситуаций формируются интерес к учебному материалу; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. С. 8 вопросы 3 Прославление мирного труда в былине «Вольга и Микула Селянинович» Понятие о былине. Нравственные идеалы народа в былинах. Знают своеобразие былин как героических песен эпического Принятие и сохранение учебной задачи, соответствующ Формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и С.37 Проект «Былины» 9

текущий

контроль
характера. Умеют воспринимать и анализировать поэтику былин. ей этапу обучения. высказывания; разнообразии природы, народов, культур и религий, - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. 4 Киевский цикл былин об Илье Муромце. Новгородский цикл былин «Садко» Особенности былинного стиха, роль гиперболы в былине.
тест
Знают своеобразие былинного эпоса. Умеют воспринимать и анализировать поэтику героического эпоса народа. Проводят сравнение, обобщение, установление причинно- следственных связей. Умеют задавать вопросы; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Наличие положительного отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу. С. 62, 67, 68 тв. Задание 5 М уд ро ст ь на ро да в по сл ов иц ах и по Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц.
текущий

контроль
Знают своеобразие данного жанра фольклора. Умеют объяснить пословицу и поговорку Умеют принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Научатся принимать участие в работе группами, допускать существование различных точек зрения; договариваться, приходить к общему решению. Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно- познавательная и внешняя, осознание своей этнической принадлежности) Читать «Повесть временных лет» 10
го во рк ах .
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
6 Нравственные идеалы и заветы Древней Руси в «Повести о Февронии и Петре Муромских». Высокий моральный облик героини. Прославление любви и верности/
фронтальный

опрос
Владеть общим приёмом анализа литературного произведения Выполнять учебные действия в материализованн ой, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своего действия. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера. Доброжелательно, эмоционально- нравственно отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках. Составить план пересказа повести 7 «Поучение Владимира Мономаха» как образец древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси (отрывок «О пользе книг»). /
текущий

контроль
Формирование традиции уважительного отношения к книге, поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Выделяют учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Строить речевое высказывание в устной форме, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; наличие познавательных интересов, учебных мотивов. С. 73, ТВ. Задание составить поучение младшему брату, сестре или другу 11
8
Контрольная

работа №1 по

древнерусской

литературе
Развитие речи/
контрольная

работа
Оформить устное высказывание в письменной форме, четко ответить на поставленный вопрос Планировать поиск информации, формулировать поисковые запросы; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его и учёта характера сделанных ошибок. Готовить план выступления на основе заданной цели;аргументиров ать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Наличие положительного отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу. Индивидуальное задание
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА
9 Роль личности в произведениях М.В. Ломоносова «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия…» Слово о поэте и ученом. Мысли автора о Родине, российской науке и ее творцах. Теория «трех штилей»./
текущий

контроль
Осознанно высказываются в устной форме о том, в чём видят своеобразие композиции стихотворения Рефлексия способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления. Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно- познавательная и внешняя, осознание своей этнической принадлежности) Сообщения о Г. Р. Державине 10 Философские размышления о смысле жизни и Знакомство с личностью и поэзией Осуществляют поиск необходимой Обращаться к способу действия, Научатся адекватно использовать Наличие положительного отношения к С. 93 – 94 читать поэму «Полтава» 12
свободе творчества в лирике Г.Р.Державина. Г.Р.Державина, новаторство в стихотворной деятельности./
Тест
информации; извлекают необходимую информацию из рассказа учителя. оценивая свои возможности; осознавать уровень и качество выполнения. речь для планирования и регуляции своего действия. познавательной деятельности, интереса к учебному материалу.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
11 Изображение Петра1 в поэме А.С.Пушкина «Полтава» Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России/
выразительно

е чтение
Использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы и других источников. Обращаться к способам действий, оценивая свои возможности; определять последователь ность действий для решения предмет ной задачи. Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач Задания с. 97, 98 ; 4 12 Тема и идея поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» (отрывок). Историко- литературное и жанровое своеобразие «Медного всадника». Прославление деяний Петра I. /
текущий

контроль
Оценивать свои достижения, участвовать в аналитической беседе, соотносить изученные понятия с примерами. Формулироват ь и удерживать учебную задачу, применять правила в планировании способа решения.


О
бмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество. Читать «Песнь о вещем Олеге»,
отрывок

наизусть
13 «Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина и ее летописный Историческая основа «Песни», определение Поиск и выделение необходимой информации из Выбирать действия в соответствии с задачей и Формулировать собственное мнение и позицию; прояв Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, Причитать отрывок из драмы «Борис Годунов», 13
источник. понятия «баллада», особенности содержания. Смысл сопоставления Олега и волхва
.

/чтение

наизусть
различных источников в разных формах. условиями её реализации, определять последователь ность целей и действий с учётом конечного результата -лять интерес и уважение к различным точкам зрения строить понятные высказывания. задание стр. 118 14 Анализ отрывка «Сцена в Чудовом монастыре» из трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов» Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры
/текущий

контроль
Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. Ставить новые учебные задачи в сотрудничеств е с учителем, принимать и понимать алгоритм выполнения заданий. Осознанно и произвольно строить сообщения- рассуждения в устной форме, в том числе творческого и исследовательског о характера. Осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием С. 120 творческое задание Читать «Станционный смотритель» 15 Тема «отцов и детей» в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Гуманизм повести /
текущий

контроль
Участие в обсуждении содержания прочитанного, следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности. Составлять план и последовательн ость действий. выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, осознание ответственности человека за общее благополучие Подготовка к тесту, с. 135 16 Дуня и Минский. Анализ эпизода Практикум. Анализ Использовать поиск Обращаться к способам Выстраивать устное Осознание ответственности Характеристика героев 14
«Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести эпизода, сопоставление повести и притчи о блудном сыне/
Тест
необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы и других источников. действий, оценивая свои возможности; осознавать уровень и качество выполнения работы высказывание, аргументировать свою точку зрения. человека за общее благополучие, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки. 17 Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века, их роль в понимании характеров и идеи поэмы . Причины обращения поэта к давно минувшим временам, историю создания «Песни…»
Тест
Уметь узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять последовательно сть промежуточных целей и соответствующи х им действий с учётом конечного результата. Выступать перед аудиторией сверстников, опираясь на результаты частичного поиска на основе заданной цели. Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе. Задания по группам, подготовить сообщения по вопросам и заданиям рубрики «Литература и другие виды искусства» 18 Особенности сюжета, нравственная проблематика, жанровое своеобразие «Песни…» Фольклорные начала в «Песне…». /
Фронтальный

опрос
Уметь определять причины и следствия явлений, событий - делать выводы на основе обобщения Выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативны х и познавательных Осознавать себя гражданином России; объяснять , что связывает гражданина с историей, Подготовка к контрольной работе 15
знаний неизвестного. задач. культурой, судьбой народа России. 19
Контрольная

работа №2 по

творчеству

А.С.Пушкина и

М.Ю.

Лермонтова

Урок

контроля
Самостоятельно анализировать текст, создавать собственное высказывание Выполнять учебные действия, использовать речь для регуляции своего действия. Мотивация учебной деятельности. Прочитать стихотворения М. Ю. Лермонтова 20 Проблема гармонии человека и природы в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» Знакомство со стихами поэта, навыки анализа лирических произведений./
Выразительн

ое чтение
Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении поставленной задачи. Выполнять учебные действия, используя письменную речь для регуляции своего действия. Формулировать собственное мнение и позицию. Осознавать себя гражданином России; объяснять, что связывает гражданина с историей, культурой, судьбой народа России Стихотворение
наизусть
«Когда волнуется желтеющая нива…» 21 Историческая и фольклорная основа повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Нравственный облик Тараса и его товарищей: героизм, самоотвержен ность, верность боевому товариществу, подвиг во имя родной земли./
Проверка

стихотворени

я
Работа над статьей учебника, обучение письменному высказыванию, составлению плана. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме; смысловое чтение текста; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы. Проект «Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» в произведениях книжной графики» 16
22 Смысл противопоставле ния Остапа и Андрия.
Работа по

сравнительно

й

характеристи

ке главных

героев.
Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять последователь ность промежуточны х целей и соответствую щих им действий с учётом конечного результата. Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные высказывания. Положительная мотивация учебной деятельности; принятие образа «хорошего ученика»; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений. Характеристики героев 23 Запорожская Сечь. Ее нравы и обычаи. Патриотически й пафос повести. Глубина и трагизм конфликта отца и сына, отношение автора к героям./
Характеристи

ка героев
Поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Уметь отбирать материал для сравнительной характеристики , самостоятельн о создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; контролироват ь и оценивать Уметь слушать собеседника, формулировать свои затруднения, уметь использовать письменную речь для регуляции своего действия. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций, этические чувства, прежде всего доброжелательност ь и эмоционально – нравственная отзывчивость. С. 237 творческое задание 17
процесс и результат деятельности 24 Особенности изображения природы и людей в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Художественн ые приемы, описывающие природу/
Индивидуаль

ный опрос
Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, устанавливать причинно - следственные связи. Составлять план и последователь ность действий, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Координировать и применять различные позиции во взаимодействии, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления. Проявление чувства эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им. Описание природы в повести. Подготовка к контрольной работе 25
Контрольная

работа №3 по

повести

Н.В.Гоголя

«Тарас Бульба».

Развитие речи
Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, выбирать вид чтения в зависимости от цели. Ставить новые учебные задачи в сотрудничеств е с учителем; принимать и выполнять алгоритм выполнения заданий. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила речевого этикета. Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм. Домашнее сочинение по теме 26 Нравственные проблемы рассказа И.С.Тургенева «Бирюк». Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистическ ий пафос. Использовать поиск необходимой информации при комментированно м чтении для Формулироват ь и удерживать учебную задачу, адекватно использовать Уметь слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при Обладать способностью признавать свои плохие поступки и отвечать за них. Пересказ текста 18
Мастерство И.С. Тургенева в изображении картин природы./
Проверка

сочинений
выполнения проблемных учебных заданий речь для планирования и регуляции своей деятельности участии в коллективном диалоге. 27 Стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Авторские критерии нравственност и в стихотворения х в прозе. Чтение наизусть стихотворения в прозе «Русский язык»/
Пересказ

текста
Делать выводы на основе обобщения знаний; определять последовательнос ть действий для решения предметной задачи. Обращаться к способу действия, оценивая свои возможности Подтверждать аргументы фактами; аргументировать свою точку зрения при участии в учебном диалоге. Осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание. С. 251 «Русский язык» наизусть 28 Судьба русской женщины в поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины» Историческая основа поэмы. Величие русской женщины. Обучение выразительном у чтению /
Чтение

наизусть
Овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнить. Оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами. Формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; наличие познавательных интересов, учебных Выразительное чтение 19
мотивов. 29

Образ Родины и народа в стихотворении Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда». Навыки работы со стихотворным текстом, с научно- популярными текстами, усвоение теоретических понятий./
Выразительн

ое чтение
Определяют элементы сатиры на барскую Русь. Воспринимают и сохраняют учебную задачу. Обмениваются мнениями, принимают различные позиции при решении проблемных заданий Положительная мотивация учебной деятельности; принятие образа «хорошего ученика»; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений. Наизусть отрывок 30 Правда и вымысел в исторической балладе А.К.Толстого «Василий Шибанов». Факты жизни и творческой деятельности А.К. Толстого, жанровое своеобразие исторических баллад/
Чтение

наизусть
Овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнить. Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя. Формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение Проявление чувства эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им. Выразительное чтение 31 Сатирическое изображение нравственных пороков общества в повести М.Е. Салтыкова- Щедрина «Повесть о том как мужик двух «Сказки для детей изрядного возраста» Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение Использование различных способов поиска , сбора, анализа полученной информации в соответствии с коммуникативны ми и познавательными Осознавать уровень и качество выполнения работы. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Определять общую цель и пути её достижения. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций Инсценированное чтение сказки Подготовка к контрольной работе 20
генералов прокормил». покорности./
Выразительн

ое чтение
задачами . 32
Контрольная

работа №4 по

произведениям

Н.В.Гоголя,

И.С.Тургенева,

Н.А.Некрасова,

М.Е.Салтыкова-

Щедрина
Разбор сказки после самостоятельн ого прочтения. Понятие о гротеске. /
Контрольная

работа
Осуществляют поиск необходимой информации, анализируют её, строят рассуждения в форме связи суждений об объекте, делать выводы на основе обобщения знаний Осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание. Устойчивое следование в поведении социальным нормам, осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание. Прочитать повесть Л. Н. Толстого «Детство» 33 Автобиографичес кий характер повести Л.Н. Толстого «Детство» Сложность взаимоотноше ний взрослых и детей. Главный герой повести, его чувства, поступки, духовный мир. /
Фронтальный

опрос
Знать содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, преобразовыва ть практическую задачу в познавательну ю. Задавать вопрос, формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, слушать и понимать речь других. Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам С. 324 вопросы, Прочитать А. П. Чехов «Хамелион» 34 Живая картина нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон». Осмеяние душевных пороков. Средства создания Осуществление поиска необходимой информации. Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, Определять общую цель и пути её достижения. Положительная мотивация учебной деятельности; принятие образа «хорошего С. 332 вопросы 21
комического в рассказе. Смысл названия рассказа./
Текущий

контроль
воспринимают оценку, ориентируютс я в учебнике. ученика»; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений. 35 Два лица России в рассказе А.Чехова «Злоумышленник » Выразительное чтение рассказа «Злоумышленн ик», анализ рассказа./
Фронтальный

опрос
Уметь анализировать текст, видеть «смех» и «слезы» автора, раскрывать роль художественной детали Развивать умения планировать, контролироват ь и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Проявление чувства эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им. Проект «Сценарий фильма «Злоумышленник » 36

Смех и слезы в рассказах А.Чехова «Тоска», «Размазня» и др.
Внеклассное

чтение/

Проверка

проектов
Уметь видеть смешное и грустное в произведении, оценивать творческую манеру писателя Определять последователь ность действий для решения предметной задачи, осуществлять простейшее планирование своей работы. Определять последовательнос ть действий для решения предметной задачи. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций. Стихи русских поэтов 19 века. 22
37 Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В.А.Жуковский, А.К.Толстой, И.А.Бунин Аналитическая беседа, проблемные вопросы/
Выразительн

ое чтение
Знать основные пункты анализа стихотворения Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять. Обращаться к способу действия, оценивать свои возможности; осознавать уровень и качество выполнения. Участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.
Г
отовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение. Подготовка к контрольной работе 38
Контрольная

работа №5 по

изученным

стихотворениям
Ориентировать ся в разнообразии способов решения задач, выбирать вид чтения в зависимости от цели./
Контрольная

работа
Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; принимать и выполнять алгоритм выполнения заданий. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничеств е взаимопомощь ; соблюдать правила речевого этикета. Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм. Читать И. А. Бунин «Лапти», «Цифры»
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
39 Нравственный смысл рассказов И.А.Бунина «Лапти» и «Цифры». Идейно- тематическая направленно сть рассказа./
Текущий
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, Определять наиболее эффективные способы достижения Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций Чтение по ролям 23

контроль
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности преобразовыва ть практическую задачу в познавательну ю результатов. в сотрудничестве. 40 Автобиографическ ий характер повести М.Горького «Детство». Аналитическ ая беседа, проблемные вопросы/
Чтение по

ролям
Дать представление о противоречивой позиции Горького в советской литературе, оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами. Выделять учебную задачу на основе соотнесении известного, освоенного и неизвестного. Уметь определять причины и следствия явлений, событий; делать выводы на основе обобщения знаний Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Портреты бабушки, деда. Характеристика героев 41 Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Вера в творческие силы народа в произведени и М.Горького «Детство». Познакомить ся с отдельными главами повести и проводить Использование различных способов поиска¸ сбора¸ обработки, анализа овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Обращаться к способу действия, оценивать свои возможности; осознавать уровень и качество выполнения. Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку события. Положительная мотивация учебной деятельности; принятие образа «хорошего ученика»; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений. С. 84 вопросы 24
анализ /
Характерис

тика героев
42 «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Практикум/
Индивидуал

ьная работа
Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают его оценку, ориентируются в учебнике Определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Проявление чувства эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им. Характеристика героев 43 Гуманистический пафос «Легенды о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» Портрет как средство характеристи ки/
Характерист

ика героев
Осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока, уметь работать с текстом в композиционном плане, комментировать прочитанное Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, предвосхищать результат. Определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций. Художественный пересказ одного из эпизодов 44
Контрольная

работа №6 по

произведениям

М.Горького
Контроль полученных знаний/
Контрольна
Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; Адекватно оценивать собственное поведение и Социальная компетентность как готовность к решению Семья как нравственная и духовная ценность человечества Читать Л. Н. Андреев «Кусака» 25

я работа
принимать и выполнять алгоритм выполнения заданий. поведение окружающих, оказывать в сотрудничеств е взаимопомощь ; соблюдать правила речевого этикета. моральных дилемм. 45 Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека в рассказе Л.Н.Андреева «Кусака» Ознакомить учащихся с жизнью писателя. Прочитать рассказ и анализироват ь вырабатывать навыки составления плана. /
Составление

плана
Применять установленные правила в планировании способа решения. Ориентировать ся в разнообразии способов решения задач, строить сообщения творческого и исследовательс кого характера. Конструировать новый или перестроить известный способ действия в соответствии с условиями новой задачи. Осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание. С. 101 вопросы 46 Анализ стихотворения В.В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора, роль фантастическ Познакомиться с отдельными главами повести и проводить анализ Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, преобразовыват ь практическую задачу в познавательну Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм. Выразительное чтение стихотворения 26
их картин
./теку

щий

контроль
ю. 47 Анализ стихотворения В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя, гуманизм и сочувствие ко всему живому
./выр

азительное

чтение
Ознакомить со стихотворением, вырабатывать навыки выразительного чтения, анализировать лирическое произведение. Осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока. Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания. Доброжелательно, отзываться на чувства других людей, обладать способностью признавать свои плохие поступки и отвечать за них. Устное рассуждение на тему «Моё восприятие Маяковского» 48 Друзья и враги главного героя, его непохожесть на окружающих в рассказе А.Платонова «Юшка». Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию, уважению к человеку. /
Фронтальны

й опрос
Ознакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, преобразовыват ь практическую задачу в познавательну ю. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; наличие познавательных интересов, учебных мотивов. С. 126 вопросы Подготовка к контрольной работе 49
Контрольная

работа №6 по
Отношение писателя к Делать выводы на основе Обращаться к способу Участвовать в учебном диалоге, Положительная мотивация учебной Читать стихи Б. Пастернака 27

произведениям

писателей 20 века
своим необычным героям /
Контрольная

работа
обобщения знаний. действия, оценивать свои возможности; осознавать уровень и качество выполнения. аргументировать свою точку зрения. деятельности; принятие образа «хорошего ученика»; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений. 50 Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Рассказ учителя. Практикум/
Выразитель

ное чтение
Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают его оценку, ориентируются в учебнике Определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций Стихотворение по выбору наизусть 51 Философские проблемы в лирике Твардовского Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя, гуманизм и сочувствие ко всему живому./
Чтение

наизусть
Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают его оценку, ориентируются в учебнике Определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Доброжелательно отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках Сочинение- описание «В лесу весной», включая слова из стихотворения А. Т. Твардовского 28
цели. 52 Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя, гуманизм и сочувствие ко всему живому./
Работа с

сочинением
Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают его оценку, ориентируются в учебнике Определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Доброжелательно отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках Проект «Сценарий вечера, посвящённого произведениям о войне» 53 Эстетические и нравственно- экологические проблемы рассказа Ф.А.Абрамова «О чем плачут лошади» Литературны е традиции в рассказе Ф.Абрамова «О чем плачут лошади»/
Проверка

Проектов
Ознакомить со стихотворением, вырабатывать навыки выразительного чтения, анализировать лирическое произведение. Осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока. Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания. Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам С. 172, вопросы 55 Идея и символы в рассказе Е.И. Носова «Кукла» Нравственны е проблемы рассказа./
Фронтальны

й рпрос
Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, смысловое Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают его оценку, ориентируются Определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и С 182 вопросы 29
чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. в учебнике окружающих. историю 55 Тема памяти и героизма в рассказе Е.И. Носова «Живое пламя» Нравственны е проблемы рассказа./
Тест
Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают его оценку, ориентируются в учебнике Определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю С. 185 вопросы 56 Художественный анализ рассказа Ю.П.Казакова «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыруч ка как мерило нравственнос ти/
Текущий

контроль
Осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока, уметь работать с текстом в композиционном плане, комментировать прочитанное Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, предвосхищать результат. Определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам С. 201 творческое задание 57 «Земля родная» Д.С.Лихачева как напутствие молодежи
Проверка

творческого

задания
Осуществление поиска необходимой информации для решения Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, Определять общую цель и пути её достижения, адекватно Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, Проект «Искусство моего родного края» 30
основной цели урока, уметь работать с текстом в композиционном плане. предвосхищать результат. оценивать собственное поведение и поведение окружающих. устойчивое следование в поведении социальным нормам 58 Смешное и грустное в рассказе М.М. Зощенко «Беда».
Проверка

Проектов
Познакомиться с отдельными главами повести и проводить анализ Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, преобразовыват ь практическую задачу в познавательну ю. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание. Чтение рассказа по ролям 59 - 61 Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира. Единство человека и природы. Чтение и художественн ый анализ стихотворени я/
Чтение по

ролям
Осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока, уметь работать с текстом Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, предвосхищать результат. Определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Следование в поведении социальным нормам, осознание ответственности за общее благополучие, гуманистическое сознание. Наизусть по выбору Подготовка к контрольной работе 62
Контрольная

работа №7 по

произведениям

писателей и

поэтов 20 века
Отношение писателя к своим необычным героям /
Чтение

наизусть
Делать выводы на основе обобщения знаний. Обращаться к способу действия, оценивать свои возможности; осознавать уровень и Участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения. Положительная мотивация учебной деятельности; принятие образа «хорошего ученика»; концентрация воли Читать стихотворения Р. Гамзатова 31
качество выполнения. для преодоления интеллектуальных затруднений.
ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ
63 Из литературы народов России. Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля» и др. Размышления поэта об истоках и основах жизни./
выраз

ительное

чтение
Знать: факты жизни и творчества поэта, план анализа лирического произведения Уметь: выразительно читать стихотворения Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают его оценку, ориентируются в учебнике Определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам Выразительное чтение
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
64 Р. Бернс. «Кто честным кормится трудом – таких зову я знатью!» (Р. Бернс. «Честная бедность»). Д.Г.Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!..» как прославление подвига во имя свободы Родины Размышления поэта об истоках и основах жизни./
Выразительн

ое чтение
Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают его оценку, ориентируются в учебнике Определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Положительная мотивация учебной деятельности; принятие образа «хорошего ученика»; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений. Стихотворени е наизусть 32
65 Японские хокку. Особенности жанра Познакомить ся с отдельными главами повести и проводить анализ /
Чтение

наизусть
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, преобразовывать практическую задачу в познавательную. Осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока. Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций. Выразительно е чтение 66 Преданность и жертвенность во имя любви в рассказе О.Генри «Дары волхвов Нравственны е проблемы в произведени ях зарубежных писателей. /
Выразитель

ное чтение
Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока. Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания. Устойчивое следование в поведении социальным нормам С. 263 вопросы 67 Реальность и фантастика в рассказе Р.Д.Брэдбери «Каникулы» Фантастическ ий рассказ- предупрежде ние. Мечта о победе добра /
Фронтальны

й опрос
Знать: биографические сведения автора Уметь: объяснить смысл названия рассказа Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, предвосхищать результат. Определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Доброжелательно отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках. Сочинение- эссе 68 Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. Итоги года и задание на лето./
Проверка

сочинений
Знать: как литература влияет на формирование в человеке нравственного и эстетического чувств Адекватно воспринимают его оценку, ориентируются в учебнике Определять общую цель и пути её достижения. Устойчивое следование в поведении социальным нормам С.280 -281 вопросы 33
34


В раздел образования