Классный час в системе личностно-ориентированного подхода. Из личного опыта.
Автор: Варюхина Анна Васильевна Должность: учитель Учебное заведение: МОУ СОШ №13 Населённый пункт: Егорьевск Наименование материала: статья Тема: Классный час в системе личностно-ориентированного подхода. Из личного опыта. Раздел: среднее образование
"Классный час в системе личностно-ориентированного подхода.
Из личного опыта."
Учащиеся являются полноправными организаторами классного часа, происходящей на
нем совместной деятельности. Акцент делается на активном и заинтересованном участии
каждого
ребенка,
актуализации
его
жизненного
опыта,
проявлении
и
развитии
его
индивидуальности. Педагог заботится о создании для учащихся ситуаций выбора и успеха.
В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и
обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой
информации,
влияние
на
развитие
индивидуальности
и
творческих
способностей
учащихся, комфортность и активность их участия в классном часе
Наличие
у
педагога
представлений
о
сущности,
строении
и
структуре
личностно-
ориентированного
подхода
позволяет
ему
более
целенаправленно
и
эффективно
моделировать
и
строить
в
соответствии
с
данной
ориентацией
конкретные
учебные
занятия и воспитательные мероприятия.
Такой классный час нельзя проводить по указке сверху. Он не может готовиться на
основе «слепого» воплощения технологических инструкций. Для созидания личностно-
ориентированного взаимодействия педагогу необходимо безгранично верить и доверять
ученикам, видеть смысл педагогической деятельности не в формирующем воздействии на
детей, а в стимулировании и поддержке их внутренних сил и стремлений к саморазвитию.
Алгоритм подготовки и проведения личностно-ориентированного
классного часа.
Его можно представить в виде технологической цепочки последовательно выполняемых
следующих действий:
1) составление педагогом совместно с учащимися и их родителями тематики классных
часов на новый учебный год;
Как
правило,
деятельность
по
подготовке
и проведению
личностно-ориентированного
классного
часа
начинается
задолго
до
его
проведения.
Очень
важно,
чтобы
еще
при планировании воспитательной работы на новый учебный год классный руководитель
предусмотрел включение в план воспитательной тематику классных часов на будущий
учебный год.
2) уточнение темы личностно-ориентированного классного часа и генерирование идей по
его подготовке и проведению.
В
начале
деятельности
по подготовке
конкретного
классного
часа
педагогу
следует
выяснить: остается ли проблема, названная при разработке тематики классных часов на
учебный год, актуальной до сих пор, не существует ли сейчас более злободневного
вопроса для коллективного обсуждения. Это можно выявить на ученическом собрании
или классном часе с помощью методик экспресс-опроса учащихся.
3) выбор
цели,
содержания,
формы,
даты
и
места
проведения
классного
часа, формирование сообщества его организаторов и разработка плана их действий.
1
Успешность действий на данном этапе во многом зависит от того, насколько классный
руководитель и его воспитанники сумели овладеть приемами и методами коллективной
творческой деятельности.
В
подготовительной
работе
чаще
всего
используются
такие
формы
взаимодействия
организаторов,
как инициативная
группа,
совет
дела,
творческая
группа. При
их
формировании важно соблюдать принципы добровольности и интереса.
Форма классного часа и место его проведения могут быть различными - в зависимости от
пожеланий его участников, от особенностей избранного содержания и деятельности.
4.
индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа.
Ее
содержание
и
способы
организации
обусловлены
выбором
темы
предстоящего
разговора и технологии его подготовки. Разумеется, что не остается без дела и классный
руководитель. Он не только готовит свое выступление о значении увлечения в развитии
человека, но и выполняет роль консультанта и координатора совместных усилий по
подготовке классного часа. Педагог старается сделать все для того, чтобы готовящееся
действо
было
полезным
и
интересным
для
большинства
учащихся,
способствовало
проявлению и развитию их субъектности, индивидуальности, творчества.
5.
составление
учителем
совместно
с
другими
организаторами
сценарного
плана
классного часа.
Классный руководитель должен подумать и найти ответы на следующие вопросы:
1. Что необходимо сделать для того, чтобы уже в первые минуты классного часа были
обеспечены
положительный
эмоционально-психологический настрой
и
мотивационная
готовность учащихся к участию в коллективном разговоре и деятельности?
2. Когда и как будут представлены результаты подготовительной работы?
3. В
какие
моменты
дети
смогут
проявить
свою
индивидуальность
и
творческие
способности?
4. Кто
из
учащихся
сможет
выполнить
роль
«солиста»
(главного
героя)
в
данном
классном часе?
5. Каким образом необходимо подвести итоги классного часа, чтобы стимулировать
дальнейшую деятельность детей по самопознанию и саморазвитию?
Когда учитель сумеет ответить на эти вопросы, то у него сам собой появится сценарный
план
предстоящего
классного
часа.
Однако
не
следует
его
детализировать
до
такой
степени, чтобы в результате получился поминутный сценарий.
6.
проведение классного часа.
Во вступительной
части классному
руководителю
необходимо
обеспечить ясное
понимание всеми учащимися темы и целей классного часа, пробудить желание детей
принять
активное
участие
в
нем.
Педагогу
следует
позаботиться
о
том,
чтобы
воспитанники стремились занять субъектную позицию.
2
Главное
назначение основной
части -
это
создать
для
членов
классного
коллектива
максимальное
количество
возможных
ситуаций
для
проявления
ими
своей
индивидуальности
и
творческих
способностей.
На
данном
этапе
можно
провести
конкурсы с творческим заданиями, презентацию интересов и увлечений учащихся, смотр
их
достижений
в
учебной,
досуговой
и
других
видах
деятельности, психолого-
педагогические тренинги умений и личностных качеств, упражнения Зля самопознания и
саморазвития
школьников.
Правильно
поступают
те
классные руководители,
которые
создают не одну, две или три подобные ситуации, а целуюсистему, позволяющую каждому
ребенку
попробовать
и
оценить
свои
силы
и
попытаться
стать
лучшим
среди
одноклассников в каком-либо состязании.
7.
анализ деятельности по его подготовке и проведению, оценка результативности
классного часа.
Существуют следующие критерии:
1) комфортность, благоприятный психологический климат;
2) в о з м о ж н о с т ь
д л я
п р о я в л е н и я
и
р а з в и т и я
и н д и в и д у а л ь н о с т и
и
творческих способностей школьников;
3) обогащенность жизненного опыта учащихся;
4) духовно-нравственная ценность;
5) вовлеченность учащихся в подготовку и проведение классного часа.
Анализ планов ВР и посещение классных часов и мероприятий позволяет сказать, что
многими
классными
руководителями
используются
элементы
лично стно-
ориентированного подхода при подготовке и проведении классных часов:
Наблюдается разнообразие тематики классных часов;
Проводятся дифференцированные классные часы для мальчиков и девочек;
Включены в планы ВР классные часы, направленные на стимулирование процессов
самопознания и саморазвития;
Большинством классных руководителей на классных часах создаются комфортная
обстановка, атмосфера доброжелательности, способствующая самопроявлению и
самовыражению учащихся.
Главное предназначение такого классного часа связано с решением следующей задачи -
проявление индивидуальности учащихся, развитием его творческих способностей.
3