Содержание эмоциональной культуры младших школьников.
Автор: Катляревская Евгения Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ДС 71 Населённый пункт: город Белгород Наименование материала: статья Тема: Содержание эмоциональной культуры младших школьников. Раздел: дошкольное образование
Содержание эмоциональной культуры младших школьников.
Эмоциональная культура является важной составляющей в развитии
младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет
эффективным, если его участники не способны, «читать» эмоциональное
состояние
другого
и
управлять
своими
эмоциями.
Понимание
своих
эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности
растущего человека.
Многие
ученные
работали
над
проблемой
во с п и т а н и я
эмоциональной
культуры
у
младших
школьников.
Особый
вклад
в
решении этой проблемы внесла Сергеева О.А.. Она говорит, что высокий
уровень
эмоциональной
культуры
обеспечивается
целостным
формированием
компонентов
социокультурного,
поведенческого,
мотивационного,
этико-нравственного,
которые
находят
выражение
в
следующем:
− опоре
на
собственные
нравственные
принципы
при
выборе
эмоций;
−
соответствии
эмоций
требованиям,
предъявляемым
по
отношению к себе;
−
соответствии
эмоционального
реагирования
возрастным
особенностям;
− адекватности эмоциональной реакции социокультурным нормам;
−
осознанности
эмоционального
реагирования[Сергеева
О.А.
Воспитание
эмоциональной
культуры
школьников//
Гуманизация
образования (научно-практический журнал), - 2008- №6 ].
По
мнению
Сергеевой
О.А.
эмоциональная
культура
младшего
школьника включает эмоциональную компетентность и эмоциональную
грамотность.
Под
эмоциональной
грамотностью
при
этом
понимается
целенаправленное
повышение
эмоциональной
компетентности,
а
под
эмоциональной
компетентностью
–
осведомленность
об
эмоциях,
1
эмоциональных типах, эмоциональных реакциях, а также наличие умений,
позволяющих
определить
и
проанализировать
их.
[Сергеева
О.А.
Воспитание
эмоциональной
культуры
школьников
//
Ярославский
педагогический вестник, - Ярославль, 2009- № 1 (58) ]
Эмоциональная культура включает эмоциональную компетентность
и
эмоциональную
грамотность . При
этом
под
эмоциона льной
грамотностью
нами
понимается
целенаправленное
повышение
эмоциональной компетентности, а под эмоциональной компетентностью
владение
методикой,
личностную
и
интеллектуальную
готовность,
возможность
справиться
с
данной
профессиональной
задачей,
что
включает
все
стороны
деятельности:
и знаниевую,
и
операционально-
технологическую, и мотивационную.
Таблица 1.
Эмоциональная культура
Эмоциональная грамотность
Эмоциональная компетентность
показ связи ума и тела
распознавание и понимание
собственных чувств и эмоций
обучение навыкам
самоконтроля
управление эмоциями
выражение собственных
эмоций
развитие эмпатийных
способностей
обмен опытом
управление чувствами других
внимательное осмысление
обсуждение эмоций на
примере фотографий или
историй
2
Работа с детьми младшего школьного возраста, по моему мнению,
это
процесс,
который
требует
осторожности
и
деликатности.
Число
методов, приемов и технологий облегчающих детям выражение их чувств
с помощью музыки, бесконечно.
Хочется
отметить
позицию
О.А.
Сергеевой
по
отношению
к
младшим школьникам, которая характеризуется следующими понятиями:
− эмоциональная реакция, которая возникает либо непроизвольно,
либо по воле ученика;
− эмоциональный
отклик,
под
которым
понимается
«вызванная
педагогом
желаемая
эмоциональная
реакция
на
какие-либо
факты,
события,
коллективные
дела»
и
который
представляет
собой
кратковременную реакцию на какую-либо деятельность или информацию;
− эмоциональное настроение коллектива, группы или отдельного
ученика, которое, в отличие от эмоционального отклика, предполагает
длительную
реакцию
на
какую-
либо
деятельность
или
информацию.
[Сергеева
О.А.
Воспитание
эмоциональной
культуры
школьников
//
Ярославский педагогический вестник, - Ярославль, 2009- № 1 (58) ]
По
мнению
М.Г.
Яновской,
эмоциональная
культура
младших
школьников
является
устойчивым
состоянием
в
определенных
условиях
положительного эмоционального отклика [Яновская М.Г. «Эмоциональные
аспекты
нравственного
воспитания»-
1986
].
Однако
эмоциональное
настроение может быть и отрицательным, поэтому в качестве определяющего
фактора
М.Г.
Яновская
предлагает
не
только
общий
психологический
настрой, но и продолжительность его реализации.
Мы
остановимся
на
тех
музыкальных
средствах,
которые,
по
нашему
мнению,
способствуют
формированию
умения
управлять
эмоциями, а значит, и воспитанию эмоциональной культуры.
1.
Комическое:
3
− педагогический парадокс;
− доведение до абсурда;
−
педагогическое
сравнение
по
отдаленному
или
случайному
признаку;
− повторение как прием создания комического;
− обратное сравнение;
− остроумие нелепости;
− педагогический псевдоконтраст или ложное противопоставление;
− педагогический намек;
− саморазоблачение
собственных
недостатков,
которые
могут
вызвать смех;
− мнимое игнорирование того, что может вызвать смех;
− утрирование определенных черт, сторон поведения;
− знакомство учащихся с собственным эмоциональным состоянием
через указание на тот или иной факт в содержании учебного материала.
[Сергеева О.А. Эмоциональная культура как компонент педагогической
деятельности // Высшее образование сегодня – 2009 -№6]
В содержании эмоциональной культуры имеет огромное значение
эмоциональном
стимул,
который
служит
для
активизации
внимания
детей,
их
внешней
и
внутренней
активности,
заинтересованности
вслушиваться
в
музыку,
стимулирования
у
детей
познавательного
интереса к уроку музыки.
«Эмоциональный стимул» – «стимул, который в наибольшей мере
воздействует
на
эмоциональную
сферу
школьников,
вызывая
у
них
ответные
чувства:
эмоциональный
отклик,
сопереживание
и,
как
наивысший результат, формирование общественно ценного и личностно
значимого
поведения»
[Яновская,
М.
Г.
«Эмоциональные
аспекты
4
нравственного воспитания» кн. для учителя / М. Г. Яновская. – М.:
Просвещение, 1986.].
М.Г.
Яновская
предлагает
следующие
к л а с с и ф и ка ц и и
эмоциональных стимулов:
1.
Эмоциональные
стимулы,
основанные
на
использовании
дидактического материала:
− анализ содержания пословиц, поговорок, афоризмов.
2. Эмоциональные стимулы, основанные на анализе произведений
искусства: − анализ художественных произведений; − кинофрагментов; −
произведений живописи.
3. Эмоциональные стимулы, основанные на использовании метода
обучения:− мозговая атака; − проблемно-поисковый метод; − диспуты,
дискуссии.
4.
Эмоциональные
стимулы,
основанные
на
межличностном
взаимодействии: − игра; − соревнование. [Яновская М.Г. «Эмоциональные
аспекты нравственного воспитания»- 1986 ]
Я
считаю,
что
содержание
эмоциональной
культуры
младших
школьников предполагает формирование у детей в процессе
музыкальной
деятельности
способности
переживать
настроения
музыкальных
произведений, умения сопереживать композитору, умения координировать
с в о и
э м о ц и о н а л ь н ы е
с о с т о я н и я
с
э м о ц и я м и
музыки, эстетическая отзывчивость на музыку.
5