Напоминание

Содержание эмоциональной культуры младших школьников.


Автор: Катляревская Евгения Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС 71
Населённый пункт: город Белгород
Наименование материала: статья
Тема: Содержание эмоциональной культуры младших школьников.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Содержание эмоциональной культуры младших школьников.
Эмоциональная культура является важной составляющей в развитии младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, «читать» эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Многие ученные работали над проблемой во с п и т а н и я эмоциональной культуры у младших школьников. Особый вклад в решении этой проблемы внесла Сергеева О.А.. Она говорит, что высокий уровень эмоциональной культуры обеспечивается целостным формированием компонентов социокультурного, поведенческого, мотивационного, этико-нравственного, которые находят выражение в следующем: − опоре на собственные нравственные принципы при выборе эмоций; − соответствии эмоций требованиям, предъявляемым по отношению к себе; − соответствии эмоционального реагирования возрастным особенностям; − адекватности эмоциональной реакции социокультурным нормам; − осознанности эмоционального реагирования[Сергеева О.А. Воспитание эмоциональной культуры школьников// Гуманизация образования (научно-практический журнал), - 2008- №6 ]. По мнению Сергеевой О.А. эмоциональная культура младшего школьника включает эмоциональную компетентность и эмоциональную грамотность. Под эмоциональной грамотностью при этом понимается целенаправленное повышение эмоциональной компетентности, а под эмоциональной компетентностью – осведомленность об эмоциях, 1
эмоциональных типах, эмоциональных реакциях, а также наличие умений, позволяющих определить и проанализировать их. [Сергеева О.А. Воспитание эмоциональной культуры школьников // Ярославский педагогический вестник, - Ярославль, 2009- № 1 (58) ] Эмоциональная культура включает эмоциональную компетентность и эмоциональную грамотность
.
При этом под эмоциона льной грамотностью нами понимается целенаправленное повышение эмоциональной компетентности, а под эмоциональной компетентностью владение методикой, личностную и интеллектуальную готовность, возможность справиться с данной профессиональной задачей, что включает все стороны деятельности: и знаниевую, и операционально- технологическую, и мотивационную.
Таблица 1.

Эмоциональная культура

Эмоциональная грамотность

Эмоциональная компетентность
показ связи ума и тела распознавание и понимание собственных чувств и эмоций обучение навыкам самоконтроля управление эмоциями выражение собственных эмоций развитие эмпатийных способностей обмен опытом управление чувствами других внимательное осмысление обсуждение эмоций на примере фотографий или историй 2
Работа с детьми младшего школьного возраста, по моему мнению, это процесс, который требует осторожности и деликатности. Число методов, приемов и технологий облегчающих детям выражение их чувств с помощью музыки, бесконечно. Хочется отметить позицию О.А. Сергеевой по отношению к младшим школьникам, которая характеризуется следующими понятиями: − эмоциональная реакция, которая возникает либо непроизвольно, либо по воле ученика; − эмоциональный отклик, под которым понимается «вызванная педагогом желаемая эмоциональная реакция на какие-либо факты, события, коллективные дела» и который представляет собой кратковременную реакцию на какую-либо деятельность или информацию; − эмоциональное настроение коллектива, группы или отдельного ученика, которое, в отличие от эмоционального отклика, предполагает длительную реакцию на какую- либо деятельность или информацию. [Сергеева О.А. Воспитание эмоциональной культуры школьников // Ярославский педагогический вестник, - Ярославль, 2009- № 1 (58) ] По мнению М.Г. Яновской, эмоциональная культура младших школьников является устойчивым состоянием в определенных условиях положительного эмоционального отклика [Яновская М.Г. «Эмоциональные аспекты нравственного воспитания»- 1986 ]. Однако эмоциональное настроение может быть и отрицательным, поэтому в качестве определяющего фактора М.Г. Яновская предлагает не только общий психологический настрой, но и продолжительность его реализации. Мы остановимся на тех музыкальных средствах, которые, по нашему мнению, способствуют формированию умения управлять эмоциями, а значит, и воспитанию эмоциональной культуры. 1. Комическое: 3
− педагогический парадокс; − доведение до абсурда; − педагогическое сравнение по отдаленному или случайному признаку; − повторение как прием создания комического; − обратное сравнение; − остроумие нелепости; − педагогический псевдоконтраст или ложное противопоставление; − педагогический намек; − саморазоблачение собственных недостатков, которые могут вызвать смех; − мнимое игнорирование того, что может вызвать смех; − утрирование определенных черт, сторон поведения; − знакомство учащихся с собственным эмоциональным состоянием через указание на тот или иной факт в содержании учебного материала. [Сергеева О.А. Эмоциональная культура как компонент педагогической деятельности // Высшее образование сегодня – 2009 -№6] В содержании эмоциональной культуры имеет огромное значение эмоциональном стимул, который служит для активизации внимания детей, их внешней и внутренней активности, заинтересованности вслушиваться в музыку, стимулирования у детей познавательного интереса к уроку музыки. «Эмоциональный стимул» – «стимул, который в наибольшей мере воздействует на эмоциональную сферу школьников, вызывая у них ответные чувства: эмоциональный отклик, сопереживание и, как наивысший результат, формирование общественно ценного и личностно значимого поведения» [Яновская, М. Г. «Эмоциональные аспекты 4
нравственного воспитания» кн. для учителя / М. Г. Яновская. – М.: Просвещение, 1986.]. М.Г. Яновская предлагает следующие к л а с с и ф и ка ц и и эмоциональных стимулов: 1. Эмоциональные стимулы, основанные на использовании дидактического материала: − анализ содержания пословиц, поговорок, афоризмов. 2. Эмоциональные стимулы, основанные на анализе произведений искусства: − анализ художественных произведений; − кинофрагментов; − произведений живописи. 3. Эмоциональные стимулы, основанные на использовании метода обучения:− мозговая атака; − проблемно-поисковый метод; − диспуты, дискуссии. 4. Эмоциональные стимулы, основанные на межличностном взаимодействии: − игра; − соревнование. [Яновская М.Г. «Эмоциональные аспекты нравственного воспитания»- 1986 ] Я считаю, что содержание эмоциональной культуры младших школьников предполагает формирование у детей в процессе музыкальной деятельности способности переживать настроения музыкальных произведений, умения сопереживать композитору, умения координировать с в о и э м о ц и о н а л ь н ы е с о с т о я н и я с э м о ц и я м и музыки, эстетическая отзывчивость на музыку. 5


В раздел образования