Автор: Юренкова Людмила Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СШ №1 р.п Кузоватово
Населённый пункт: р.п. Кузоватово Ульяновская область
Наименование материала: программа
Тема: Программа занятости обучающихся начальных классов
Дата публикации: 13.11.2022
Раздел: начальное образование
Программа
занятости обучающихся начальной школы
1. Нормативно-правовая основа
Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ»;
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования ;
Концепция
модернизации
дополнительного
образования
детей
Российской
Федерации;
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в
образовательных организациях;
САНПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Модель внеурочной деятельности обучающихся школы;
Должностные инструкции зам. директора по воспитательной работе, педагога доп.
образования; классного руководителя.
2. Пояснительная записка
Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап
формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов как
индивидуального
успеха,
так
и
долгосрочного
развития
всей
страны.
От
подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то,
насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны.
Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся
сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих
поколений. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие
целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не
только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в
будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие
занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и
осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь
принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать
возможности.
Решение
задач
воспитания
и
социализации
школьников,
в
контексте
национального
воспитательного
идеала,
их
всестороннего
развития
наиболее
эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях
системы
общего образования. Такая возможность предоставляется Федеральным
государственным образовательным стандартом нового поколения.
Согласно требованиям ФГОС ООО нового поколения, учебный план для школы
включает
внеурочную
деятельность,
позволяющую
осуществлять
программу
воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация
которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании
школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского
образования. Реализация программы воспитания и социализации школьников будет
способствовать:
а) овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями
разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной,
художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной
среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;
б) формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру,
этических и нравственных
норм,
эстетических
чувств,
желания
участвовать
в
разнообразной творческой деятельности;
в) формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих
степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных
навыков самообразования, контроля и самооценки.
Вследствие реализации данной программы эффективность системы воспитания и
социализации школьников может быть существенно повышена, а также может быть
создан
особый
уклад
школьной
жизни,
частью
которого
является
внеурочная
деятельность, существенными характеристиками которой станут:
а) ориентированность на образовательные запросы обучающихся, родителей,
общества, государства;
а) принятие ребенком ценностей через его собственную деятельность,
педагогически
организованное
сотрудничество
с
учителями
и
воспитателями,
родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами;
б) использование различных источников базовых ценностей (содержание
учебного материала, фольклор, художественная литература, фильмы и т.д.)
в) согласованность деятельности различных субъектов воспитания и
социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы;
г) реализация средового подхода в воспитании и социализации детей.
В Концепции модернизации российской системы образования подчеркивается
важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей
развитию склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального
самоопределения детей и молодёжи.
Дополнительное образование – это процесс свободно избранного ребенком
освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на
удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей и содействующей
самореализации и культурной адаптации, входящих за рамки стандарта общего
образования.
Система
дополнительного
образования
в
школе
выступает
как
педагогическая структура, которая
максимально приспосабливается к запросам и потребностям учащихся;
обеспечивает психологический комфорт для всех учащихся и личностную
значимость учащихся;
дает шанс каждому открыть себя как личность;
предоставляет ученику возможность творческого развития по силам,
интересам и в индивидуальном темпе;
налаживает взаимоотношения всех субъектов дополнительного образования
на принципах реального гуманизма;
активно использует возможности окружающей социокультурной среды;
побуждает учащихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и
самоанализу;
обеспечивает оптимальное соотношение управления и самоуправления в
жизнедеятельности школьного коллектива.
Дополнительное
образование
обладает
большими
возможностями
для
совершенствования
общего
образования,
его
гуманизации;
позволяет
полнее
использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и
применения школьных знаний; позволяет расширить общее образование путем
реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, дает возможность
каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические,
творческие запросы. Дополнительное образование детей — необходимое звено в
воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной
ориентации
Интеграция основного и дополнительного образования является важнейшим
фактором развития образовательного учреждения, так как:
позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития;
дает реальную возможность ребенку выбора своего индивидуального пути
через включение в занятия по интересам;
включает учащихся в разные виды деятельности;
создает условия для достижения успехов в соответствии с собственными
способностями;
обеспечивает взаимосвязь познавательной деятельности с различными
видами досуга, творчества, самообразования;
решает
проблемы
социальной
адаптации
и
профессионального
самоопределения школьников.
Включение
дополнительного
образования
в
систему
деятельности
школы
позволяет более эффективно решать такие проблемы как:
проблемы занятости детей в пространстве свободного времени;
организация целесообразной деятельности ребёнка по саморазвитию и
самосовершенствованию;
овладение навыками учебной деятельности, развитие познавательной
активности;
углубление
знаний
и
развитие
межпредметных связей,
построение
целостной картины мира в его мировоззрении;
формирование навыков общения со сверстниками, со старшими и
младшими;
формирование ответственности;
решает
проблемы
социальной
адаптации
и
профессионального
самоопределения школьников.
Для системной и качественной системы занятости несовершеннолетних во
внеучебное время создана программа занятости обучающихся начальной школы,
включающая внеурочную деятельность и дополнительное образование. Конечным
результатом реализации программы должна стать вариативная система занятости
обучающихся
начальной
школы,
которая
способствует
созданию
условий
для
свободного развития личности каждого ученика.
2. Цель и задачи
Цель
программы:
создание
оптимального
пространства,
способствующего
всестороннему развитию личности, ее индивидуальных склонностей и способностей,
мотивации к познанию и творчеству, а также удовлетворяющего потребностей
обучающихся и их родителей.
Задачи:
обеспечение
спортивно-оздоровительного,
духовно-нравственного,
художественно-эстетического,
социально-педагогического
и
общекультурного
воспитания учащихся;
выявление и развитие творческого потенциала одаренных детей;
профессиональная ориентация учащихся;
создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития,
укрепления здоровья, профессионального самоопределения учащихся;
оздоровление и физическая подготовка учащихся, привлечение их к участию
в соревнованиях по различным спортивным играм;
адаптация детей к жизни в обществе;
формирование общей культуры учащихся;
организация содержательного досуга учащихся;
удовлетворение потребности детей в художественно-эстетическом и
интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом.
3. Концептуальная основа программы
В основе программы лежит проектно-проблемный тип деятельности, который
является базовой сферой развивающего образования. Внеурочная деятельность и
дополнительное
образование
осуществляет
непрерывность,
системность
в
образовательной системе и создает условие для личностного роста, которое формирует
систему знаний, конструирует более полную картину мира и помогает реализовать
собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органическое сочетание
видов досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует
дополнительные умения и навыки в опоре на основное образование.
При организации занятости детей школа опирается на следующие принципы:
принцип деятельностного подхода;
принцип непрерывности и преемственност;
принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении базового и
дополнительного образования;
принцип вариативности;
принцип гуманизации и индивидуализации;
принцип добровольности;
принцип творчества;
принцип разновозрастного единства;
принцип открытости системы.
4. Содержание программ внеурочной деятельности
и дополнительного образования
Программы внеурочной деятельности и дополнительного образования в школе
имеют следующие направления и представлены такими кружками:
1.
Спортивно-оздоровительное ( «Планета здоровья», «Здоровейка», «Футбол»,
«Шахматы», «Баскетбол», « Лыжи»);
2.
Естественнонаучное («Юный натуралист», «Юный эколог»);
3.
Туристско-краеведческое («Спортивное ориентирование»);
4.
Художественно-эстетическое
(«Хореография»,
«Декоративно-прикладное
творчество», «Ритмика и танцы», «Акварелька», «Музыкальная капель»);
5.
Техническое («Начальное техническое моделирование», «Компьютерная
графика», «Школа ТРИЗ (теория решения изобретательных задач», «Рободелкин»,
«Юный «Инфознайка»», «Наураша в стране Наурандии»);
6.
Социально-педагогическое,
общекультурное
(предметные
кружки
и
факультативы) («Я - гражданин», «Путешествие по родному краю», «Хочу все знать»,
«Чудеса моей души», «Тропинка к своему Я», «Логопедические занятия», «Уроки
самопознания», «Знаменательный английский», «Юный инспектор движения - ЮИД»);
7.
Духовно-нравственное («Моя малая Родина», «Мир, в котором я живу»,
«Уроки нравственности»).
Спортивно-оздоровительное направление
Цель спортивно-оздоровительного направления является воспитание и привитие
навыков физической культуры учащихся и, как следствие, формирование здорового
образа жизни у будущего выпускника, а также убеждение в престижности занятий
спортом, в возможности достичь успеха, ярко проявить себя на соревнованиях.
Работа с обучающимися предполагает решение следующих задач:
создание условий для
развития
физической активности
учащихся
с
соблюдением гигиенических норм и правил;
формирование ответственного отношения к ведению честной игры, к победе
и проигрышу;
организация межличностного взаимодействия учащихся на принципах
успеха;
укрепление здоровья ребенка с помощью физкультуры и спорта;
оказание помощи в выработке воли и морально-психологических качеств,
необходимых для того, чтобы стать успешным в жизни.
Естественнонаучное направление
Проблема гармонизации отношений между человеком и природой, проблема
возрождения поруганной природной среды недостижима без духовного возрождения
самого человека. Именно поэтому разрешение современного экологического кризиса
лежит не только в области хозяйственно-экономической деятельности людей, но и в
сфере нравственного совершенствования человека, его культуры взаимоотношений с
природой и другими людьми.
Таким образом, воспитание у молодого поколения экологической культуры
является одним из важнейших средств восстановления утраченного равновесия и
гармонии в отношениях «человек – природа».
Цель:
создание
благоприятных
условий
для
формирования
экологически
грамотной личности, понимающей ответственность за сохранение природного и
культурного наследия родного края и имеющей активную жизненную позицию.
Задачи:
расширение
и
углубление
знаний
по
биологии,
удовлетворение
естественного интереса к природе;
привитие практических знаний, умений и навыков в работе по профилю
объединения;
формирование навыков исследовательской работы;
повышение общественно полезной направленности деятельности коллектива
объединения.
Туристско-краеведческое направление
Цель
туристско-краеведческой
направленности
является
популяризация
краеведческих знаний, формирование у обучающихся целостного представления о
регионе, сохранение и развитие социально-экономических и культурных достижений и
традиций, эффективное функционирование системы патриотического воспитания детей
и подростков по отношению к родному краю.
Задачи:
овладение учащимися основами знаний по краеведению;
развитие творческих способностей, эмоциональной сферы, воображения,
фантазии и речи ребенка;
воспитание гражданского сознания и патриотизма школьников, высоко
нравственных, эстетических чувств на основе изучения краеведения
Художественно-эстетическое направление
Цель
художественно-эстетической
направленности
является
воспитание
гражданина России, знающего и любящего свою малую родину, его традиции и культуру
и желающего принять активное участие в его развитии. Работа с обучающимися
предполагает решение следующих задач:
развитие художественного вкуса у обучающихся;
формирование представлений о культурной жизни своих области, района,
станицы;
привлечение
школьников
к
сохранению
культурного
наследия
через
декоративно-прикладное творчество.
Техническое направление
Программы данного направления способствуют профессиональной ориентации
подростков и их подготовке к получению специальности технического профиля, даёт
возможность оценить свои перспективы в этой области. В рамках совершенствования
государственной
системы
профориентации
и
подготовки,
квалифицированных
инженерно-технических кадров для высокотехнологичных отраслей особое значение
приобретает практическое решение проблем, связанных с возвращением массового
интереса
молодёжи
к
научно-техническому
творчеству.
На
сегодняшний
день
наблюдается у учащихся отсутствие навыков практической работы. В связи с этим
возникла необходимость разработки программ развития технической направленности, с
целью повышения уровня технического творчества, изобретательной деятельности.
Цель программы: развитие у учащихся трудовых умений и навыков.
Задачи программы:
воспитывать терпение, усидчивость, аккуратность при выполнение мелких
работ;
развивать эстетический вкус учащихся;
приобретение практических навыков в научно-техническом творчестве;
формирование
необходимых
личных
качеств
и
социальных
компетентностей;
знакомство учащихся с принципами организации компьютерной техники, с
популярными прикладными программами, а также создание с их помощью различных
продуктов.
Ожидаемые результаты:
безопасно пользоваться инструментами при работе;
правильно соединять детали готовых изделий;
использовать стандартные приёмы работы;
анализировать качество работы.
Основной упор при обучении делается на овладение воспитанниками навыками
работы с различными материалами.
Социально-педагогическое, общекультурное направление
Основная цель социально- педагогического, общекультурного направления –
расширение знаний обучающихся в рамках образовательных областей, формирование у
подростков приемов и навыков, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию.
Данное направление способствует реализации личности в различных социальных кругах,
социализации ребёнка в образовательном пространстве, адаптации личности в детском
социуме.
Приоритетными задачами являются:
социальное и профессиональное самоопределение учащихся;
формирование здоровых установок и навыков, снижающих вероятность
приобщения школьников к употреблению табака, алкоголя и других ПАВ;
развитие мотивации личности к познанию и творчеству.
Программы
Социально-педагогического,
общекультурного
направления
обеспечивают общественное развитие человека во взаимодействии и общении с другими
людьми,
социально-культурной
средой,
осуществляют
формирование
у
детей
положительного социального опыта, освоение социальных ролей, учат успешно
общаться с детьми разными по возрасту и уровню развития.
Духовно- нравственное направление
Духовно- нравственное направлено на воспитание в каждом ученике гражданина и
патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в
высокотехнологичном конкурентном мире.
Духовно
-
нравственное
развитие
гражданина
России- это
процесс
последовательного расширения и укрепления ценностно- смысловой сферы личности,
формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к
себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых
моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.
Цель духовно- нравственного направления - создание условий для воспитания
нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Задачи:
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого
потенциала в учебно- игровой, предметно- продуктивной, социально- ориентированной
деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного
образования, самовоспитания и универсальной духовно- нравственной компетенции -
«становиться лучше»;
формирование патриотизма и гражданской солидарности;
развитие
навыков
организации
и
осуществления
сотрудничества
с
педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
формирование
у
младшего
школьника
почтительного
отношения
к
родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.
Объединения дополнительного образования
на базе комплекса «Школа-сад»
№
Объединение
Педагог ДО
Количество
обучающихся
Время занятий
Художественная направленность
1.
Хореография
(подготовительная группа -1)
.
15
10.00 – 11.00
2.
Хореография
(подготовительная группа -2)
15
10.00 – 11.00
3.
Хореография (1 – 4 классы)
60
12.00 – 18.00
4.
Декоративно – прикладное творчество
.
15
13.00 – 15.00
Физкультурно-спортивная направленность
5.
Футбол (1 – 4 классы)
.
30
13.00 – 15.00
6.
Шахматы
.
15
14.00 – 16.00
Туристско-краеведческая направленность
7.
Спортивное ориентирование
.
15
13.00 – 15.00
Социально-педагогическая направленность
8.
Занимательный английский
(подготовительная группа -1)
15
12.00 – 13.00
9.
Занимательный английский
(подготовительная группа -2)
.
15
13.00 – 14.00
10.
Юные инспектора движения - ЮИД
15
14.00 – 16.00
Естественнонаучная направленность
11.
Юный натуралист
15
14.00 -16.00
12.
Юный эколог
Техническая направленность
13.
Начальное техническое моделирование
.
15
13.00 – 14.00
14.
Компьютерная графика
15
15.00 – 17.00
225
Сведения
о внеурочной деятельности
в 1-4 классах
№ Направление
деятельности
Наименование кружка,
секции
Кол-во
часов
(детей)
Руковод
итель
Время
проведения
1
Спортивно-
оздоровительное
Семейный клуб
«Здоровье это я и моя
семья»
(4 класс)
Планета Здоровья
(2 класс)
Здоровейка (1, 3 класс)
Ритмика и танцы (1-
4классы)
1(15)
1(15)
2(15)
2(15)
Понедельник
13-30
Среда 13-30
Вторник, четверг
15-00
Понедельник,
среда 15-00
2
Духовно-
нравственное
Моя малая Родина (1
класс)
Мир, в котором я живу
(4 класс)
Уроки нравственности
(2 класс)
1(15)
1(15)
2(15)
Понедельник
13-30
Среда 13-30
Вторник, четверг
15-00
3
Социальное
Путешествие по родному
краю (4 класс)
Хочу всё знать (2 класс)
Чудеса моей души
(2 класс)
Тропинка к своему Я (1
класс)
Логопедические занятия
(3-4 класс)
Уроки самопознания (1-4
класс)
2(15)
1(15)
1(15)
1(15)
2(15)
2(15)
Среда, пятница
14-30
Понедельник
13-30
Среда 13-30
Вторник, четверг
15-00
Среда, пятница
14-30
4
Общеинтеллектуаль
ное
Наураша в стране
Наурандии (4 класс), 3
класс
Юный «Инфознайка»
(3 класс)
Рободелкин (4 класс)
Школа ТРИЗ (теория
решения
изобретательных задач)
3 класс
2(15)
2(15)
2(15)
1(15)
1(15)
Среда, пятница
13-30
Вторник, четверг
15-00
Понедельник
13-30
Среда 13-30
5
Общекультурное
«Я –гражданин » (3
класс)
«Акварелька» 1 класс
«Музыкальная капель»
(3-4 класс)
1(15)
1(15)
2(15)
Понедельник
14-30
Среда, пятница
13-30
Кадровое обеспечение
№
Программа
ФИО
преподавателя
Образование
Категория
Должность по
штатному
расписанию
Ожидаемые результаты освоения программы
Самореализация
учащихся
в
сфере
дополнительного
образования
и
внеурочной деятельности, раскрытие творческого потенциала;
Профессиональная ориентация учащихся;
Проявление активной жизненной позиции каждым учащимся;
Воспитание потребности творческой деятельности.