Напоминание

Программа занятости обучающихся начальных классов


Автор: Юренкова Людмила Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СШ №1 р.п Кузоватово
Населённый пункт: р.п. Кузоватово Ульяновская область
Наименование материала: программа
Тема: Программа занятости обучающихся начальных классов
Дата публикации: 13.11.2022
Раздел: начальное образование





Назад




Программа

занятости обучающихся начальной школы

1. Нормативно-правовая основа

Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ»;

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования ;

Концепция

модернизации

дополнительного

образования

детей

Российской

Федерации;

Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в

образовательных организациях;

САНПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и

организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

Модель внеурочной деятельности обучающихся школы;

Должностные инструкции зам. директора по воспитательной работе, педагога доп.

образования; классного руководителя.

2. Пояснительная записка

Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап

формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов как

индивидуального

успеха,

так

и

долгосрочного

развития

всей

страны.

От

подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то,

насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны.

Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся

сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих

поколений. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие

целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не

только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в

будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие

занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и

осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь

принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать

возможности.

Решение

задач

воспитания

и

социализации

школьников,

в

контексте

национального

воспитательного

идеала,

их

всестороннего

развития

наиболее

эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях

системы

общего образования. Такая возможность предоставляется Федеральным

государственным образовательным стандартом нового поколения.

Согласно требованиям ФГОС ООО нового поколения, учебный план для школы

включает

внеурочную

деятельность,

позволяющую

осуществлять

программу

воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация

которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании

школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского

образования. Реализация программы воспитания и социализации школьников будет

способствовать:

а) овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями

разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной,

художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной

среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;

б) формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру,

этических и нравственных

норм,

эстетических

чувств,

желания

участвовать

в

разнообразной творческой деятельности;

в) формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих

степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных

навыков самообразования, контроля и самооценки.

Вследствие реализации данной программы эффективность системы воспитания и

социализации школьников может быть существенно повышена, а также может быть

создан

особый

уклад

школьной

жизни,

частью

которого

является

внеурочная

деятельность, существенными характеристиками которой станут:

а) ориентированность на образовательные запросы обучающихся, родителей,

общества, государства;

а) принятие ребенком ценностей через его собственную деятельность,

педагогически

организованное

сотрудничество

с

учителями

и

воспитателями,

родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами;

б) использование различных источников базовых ценностей (содержание

учебного материала, фольклор, художественная литература, фильмы и т.д.)

в) согласованность деятельности различных субъектов воспитания и

социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы;

г) реализация средового подхода в воспитании и социализации детей.

В Концепции модернизации российской системы образования подчеркивается

важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей

развитию склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального

самоопределения детей и молодёжи.

Дополнительное образование – это процесс свободно избранного ребенком

освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на

удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей и содействующей

самореализации и культурной адаптации, входящих за рамки стандарта общего

образования.

Система

дополнительного

образования

в

школе

выступает

как

педагогическая структура, которая

максимально приспосабливается к запросам и потребностям учащихся;

обеспечивает психологический комфорт для всех учащихся и личностную

значимость учащихся;

дает шанс каждому открыть себя как личность;

предоставляет ученику возможность творческого развития по силам,

интересам и в индивидуальном темпе;

налаживает взаимоотношения всех субъектов дополнительного образования

на принципах реального гуманизма;

активно использует возможности окружающей социокультурной среды;

побуждает учащихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и

самоанализу;

обеспечивает оптимальное соотношение управления и самоуправления в

жизнедеятельности школьного коллектива.

Дополнительное

образование

обладает

большими

возможностями

для

совершенствования

общего

образования,

его

гуманизации;

позволяет

полнее

использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и

применения школьных знаний; позволяет расширить общее образование путем

реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, дает возможность

каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические,

творческие запросы. Дополнительное образование детей — необходимое звено в

воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной

ориентации

Интеграция основного и дополнительного образования является важнейшим

фактором развития образовательного учреждения, так как:

позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития;

дает реальную возможность ребенку выбора своего индивидуального пути

через включение в занятия по интересам;

включает учащихся в разные виды деятельности;

создает условия для достижения успехов в соответствии с собственными

способностями;

обеспечивает взаимосвязь познавательной деятельности с различными

видами досуга, творчества, самообразования;

решает

проблемы

социальной

адаптации

и

профессионального

самоопределения школьников.

Включение

дополнительного

образования

в

систему

деятельности

школы

позволяет более эффективно решать такие проблемы как:

проблемы занятости детей в пространстве свободного времени;

организация целесообразной деятельности ребёнка по саморазвитию и

самосовершенствованию;

овладение навыками учебной деятельности, развитие познавательной

активности;

углубление

знаний

и

развитие

межпредметных связей,

построение

целостной картины мира в его мировоззрении;

формирование навыков общения со сверстниками, со старшими и

младшими;

формирование ответственности;

решает

проблемы

социальной

адаптации

и

профессионального

самоопределения школьников.

Для системной и качественной системы занятости несовершеннолетних во

внеучебное время создана программа занятости обучающихся начальной школы,

включающая внеурочную деятельность и дополнительное образование. Конечным

результатом реализации программы должна стать вариативная система занятости

обучающихся

начальной

школы,

которая

способствует

созданию

условий

для

свободного развития личности каждого ученика.

2. Цель и задачи

Цель

программы:

создание

оптимального

пространства,

способствующего

всестороннему развитию личности, ее индивидуальных склонностей и способностей,

мотивации к познанию и творчеству, а также удовлетворяющего потребностей

обучающихся и их родителей.

Задачи:

обеспечение

спортивно-оздоровительного,

духовно-нравственного,

художественно-эстетического,

социально-педагогического

и

общекультурного

воспитания учащихся;

выявление и развитие творческого потенциала одаренных детей;

профессиональная ориентация учащихся;

создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития,

укрепления здоровья, профессионального самоопределения учащихся;

оздоровление и физическая подготовка учащихся, привлечение их к участию

в соревнованиях по различным спортивным играм;

адаптация детей к жизни в обществе;

формирование общей культуры учащихся;

организация содержательного досуга учащихся;

удовлетворение потребности детей в художественно-эстетическом и

интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом.

3. Концептуальная основа программы

В основе программы лежит проектно-проблемный тип деятельности, который

является базовой сферой развивающего образования. Внеурочная деятельность и

дополнительное

образование

осуществляет

непрерывность,

системность

в

образовательной системе и создает условие для личностного роста, которое формирует

систему знаний, конструирует более полную картину мира и помогает реализовать

собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органическое сочетание

видов досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует

дополнительные умения и навыки в опоре на основное образование.

При организации занятости детей школа опирается на следующие принципы:

принцип деятельностного подхода;

принцип непрерывности и преемственност;

принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении базового и

дополнительного образования;

принцип вариативности;

принцип гуманизации и индивидуализации;

принцип добровольности;

принцип творчества;

принцип разновозрастного единства;

принцип открытости системы.

4. Содержание программ внеурочной деятельности

и дополнительного образования

Программы внеурочной деятельности и дополнительного образования в школе

имеют следующие направления и представлены такими кружками:

1.

Спортивно-оздоровительное ( «Планета здоровья», «Здоровейка», «Футбол»,

«Шахматы», «Баскетбол», « Лыжи»);

2.

Естественнонаучное («Юный натуралист», «Юный эколог»);

3.

Туристско-краеведческое («Спортивное ориентирование»);

4.

Художественно-эстетическое

(«Хореография»,

«Декоративно-прикладное

творчество», «Ритмика и танцы», «Акварелька», «Музыкальная капель»);

5.

Техническое («Начальное техническое моделирование», «Компьютерная

графика», «Школа ТРИЗ (теория решения изобретательных задач», «Рободелкин»,

«Юный «Инфознайка»», «Наураша в стране Наурандии»);

6.

Социально-педагогическое,

общекультурное

(предметные

кружки

и

факультативы) («Я - гражданин», «Путешествие по родному краю», «Хочу все знать»,

«Чудеса моей души», «Тропинка к своему Я», «Логопедические занятия», «Уроки

самопознания», «Знаменательный английский», «Юный инспектор движения - ЮИД»);

7.

Духовно-нравственное («Моя малая Родина», «Мир, в котором я живу»,

«Уроки нравственности»).

Спортивно-оздоровительное направление

Цель спортивно-оздоровительного направления является воспитание и привитие

навыков физической культуры учащихся и, как следствие, формирование здорового

образа жизни у будущего выпускника, а также убеждение в престижности занятий

спортом, в возможности достичь успеха, ярко проявить себя на соревнованиях.

Работа с обучающимися предполагает решение следующих задач:

создание условий для

развития

физической активности

учащихся

с

соблюдением гигиенических норм и правил;

формирование ответственного отношения к ведению честной игры, к победе

и проигрышу;

организация межличностного взаимодействия учащихся на принципах

успеха;

укрепление здоровья ребенка с помощью физкультуры и спорта;

оказание помощи в выработке воли и морально-психологических качеств,

необходимых для того, чтобы стать успешным в жизни.

Естественнонаучное направление

Проблема гармонизации отношений между человеком и природой, проблема

возрождения поруганной природной среды недостижима без духовного возрождения

самого человека. Именно поэтому разрешение современного экологического кризиса

лежит не только в области хозяйственно-экономической деятельности людей, но и в

сфере нравственного совершенствования человека, его культуры взаимоотношений с

природой и другими людьми.

Таким образом, воспитание у молодого поколения экологической культуры

является одним из важнейших средств восстановления утраченного равновесия и

гармонии в отношениях «человек – природа».

Цель:

создание

благоприятных

условий

для

формирования

экологически

грамотной личности, понимающей ответственность за сохранение природного и

культурного наследия родного края и имеющей активную жизненную позицию.

Задачи:

расширение

и

углубление

знаний

по

биологии,

удовлетворение

естественного интереса к природе;

привитие практических знаний, умений и навыков в работе по профилю

объединения;

формирование навыков исследовательской работы;

повышение общественно полезной направленности деятельности коллектива

объединения.

Туристско-краеведческое направление

Цель

туристско-краеведческой

направленности

является

популяризация

краеведческих знаний, формирование у обучающихся целостного представления о

регионе, сохранение и развитие социально-экономических и культурных достижений и

традиций, эффективное функционирование системы патриотического воспитания детей

и подростков по отношению к родному краю.

Задачи:

овладение учащимися основами знаний по краеведению;

развитие творческих способностей, эмоциональной сферы, воображения,

фантазии и речи ребенка;

воспитание гражданского сознания и патриотизма школьников, высоко

нравственных, эстетических чувств на основе изучения краеведения

Художественно-эстетическое направление

Цель

художественно-эстетической

направленности

является

воспитание

гражданина России, знающего и любящего свою малую родину, его традиции и культуру

и желающего принять активное участие в его развитии. Работа с обучающимися

предполагает решение следующих задач:

развитие художественного вкуса у обучающихся;

формирование представлений о культурной жизни своих области, района,

станицы;

привлечение

школьников

к

сохранению

культурного

наследия

через

декоративно-прикладное творчество.

Техническое направление

Программы данного направления способствуют профессиональной ориентации

подростков и их подготовке к получению специальности технического профиля, даёт

возможность оценить свои перспективы в этой области. В рамках совершенствования

государственной

системы

профориентации

и

подготовки,

квалифицированных

инженерно-технических кадров для высокотехнологичных отраслей особое значение

приобретает практическое решение проблем, связанных с возвращением массового

интереса

молодёжи

к

научно-техническому

творчеству.

На

сегодняшний

день

наблюдается у учащихся отсутствие навыков практической работы. В связи с этим

возникла необходимость разработки программ развития технической направленности, с

целью повышения уровня технического творчества, изобретательной деятельности.

Цель программы: развитие у учащихся трудовых умений и навыков.

Задачи программы:

воспитывать терпение, усидчивость, аккуратность при выполнение мелких

работ;

развивать эстетический вкус учащихся;

приобретение практических навыков в научно-техническом творчестве;

формирование

необходимых

личных

качеств

и

социальных

компетентностей;

знакомство учащихся с принципами организации компьютерной техники, с

популярными прикладными программами, а также создание с их помощью различных

продуктов.

Ожидаемые результаты:

безопасно пользоваться инструментами при работе;

правильно соединять детали готовых изделий;

использовать стандартные приёмы работы;

анализировать качество работы.

Основной упор при обучении делается на овладение воспитанниками навыками

работы с различными материалами.

Социально-педагогическое, общекультурное направление

Основная цель социально- педагогического, общекультурного направления –

расширение знаний обучающихся в рамках образовательных областей, формирование у

подростков приемов и навыков, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию.

Данное направление способствует реализации личности в различных социальных кругах,

социализации ребёнка в образовательном пространстве, адаптации личности в детском

социуме.

Приоритетными задачами являются:

социальное и профессиональное самоопределение учащихся;

формирование здоровых установок и навыков, снижающих вероятность

приобщения школьников к употреблению табака, алкоголя и других ПАВ;

развитие мотивации личности к познанию и творчеству.

Программы

Социально-педагогического,

общекультурного

направления

обеспечивают общественное развитие человека во взаимодействии и общении с другими

людьми,

социально-культурной

средой,

осуществляют

формирование

у

детей

положительного социального опыта, освоение социальных ролей, учат успешно

общаться с детьми разными по возрасту и уровню развития.

Духовно- нравственное направление

Духовно- нравственное направлено на воспитание в каждом ученике гражданина и

патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в

высокотехнологичном конкурентном мире.

Духовно

-

нравственное

развитие

гражданина

России- это

процесс

последовательного расширения и укрепления ценностно- смысловой сферы личности,

формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к

себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых

моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.

Цель духовно- нравственного направления - создание условий для воспитания

нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Задачи:

формирование способности к духовному развитию, реализации творческого

потенциала в учебно- игровой, предметно- продуктивной, социально- ориентированной

деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного

образования, самовоспитания и универсальной духовно- нравственной компетенции -

«становиться лучше»;

формирование патриотизма и гражданской солидарности;

развитие

навыков

организации

и

осуществления

сотрудничества

с

педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

формирование

у

младшего

школьника

почтительного

отношения

к

родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.

Объединения дополнительного образования

на базе комплекса «Школа-сад»

Объединение

Педагог ДО

Количество

обучающихся

Время занятий

Художественная направленность

1.

Хореография

(подготовительная группа -1)

.

15

10.00 – 11.00

2.

Хореография

(подготовительная группа -2)

15

10.00 – 11.00

3.

Хореография (1 – 4 классы)

60

12.00 – 18.00

4.

Декоративно – прикладное творчество

.

15

13.00 – 15.00

Физкультурно-спортивная направленность

5.

Футбол (1 – 4 классы)

.

30

13.00 – 15.00

6.

Шахматы

.

15

14.00 – 16.00

Туристско-краеведческая направленность

7.

Спортивное ориентирование

.

15

13.00 – 15.00

Социально-педагогическая направленность

8.

Занимательный английский

(подготовительная группа -1)

15

12.00 – 13.00

9.

Занимательный английский

(подготовительная группа -2)

.

15

13.00 – 14.00

10.

Юные инспектора движения - ЮИД

15

14.00 – 16.00

Естественнонаучная направленность

11.

Юный натуралист

15

14.00 -16.00

12.

Юный эколог

Техническая направленность

13.

Начальное техническое моделирование

.

15

13.00 – 14.00

14.

Компьютерная графика

15

15.00 – 17.00

225

Сведения

о внеурочной деятельности

в 1-4 классах

№ Направление

деятельности

Наименование кружка,

секции

Кол-во

часов

(детей)

Руковод

итель

Время

проведения

1

Спортивно-

оздоровительное

Семейный клуб

«Здоровье это я и моя

семья»

(4 класс)

Планета Здоровья

(2 класс)

Здоровейка (1, 3 класс)

Ритмика и танцы (1-

4классы)

1(15)

1(15)

2(15)

2(15)

Понедельник

13-30

Среда 13-30

Вторник, четверг

15-00

Понедельник,

среда 15-00

2

Духовно-

нравственное

Моя малая Родина (1

класс)

Мир, в котором я живу

(4 класс)

Уроки нравственности

(2 класс)

1(15)

1(15)

2(15)

Понедельник

13-30

Среда 13-30

Вторник, четверг

15-00

3

Социальное

Путешествие по родному

краю (4 класс)

Хочу всё знать (2 класс)

Чудеса моей души

(2 класс)

Тропинка к своему Я (1

класс)

Логопедические занятия

(3-4 класс)

Уроки самопознания (1-4

класс)

2(15)

1(15)

1(15)

1(15)

2(15)

2(15)

Среда, пятница

14-30

Понедельник

13-30

Среда 13-30

Вторник, четверг

15-00

Среда, пятница

14-30

4

Общеинтеллектуаль

ное

Наураша в стране

Наурандии (4 класс), 3

класс

Юный «Инфознайка»

(3 класс)

Рободелкин (4 класс)

Школа ТРИЗ (теория

решения

изобретательных задач)

3 класс

2(15)

2(15)

2(15)

1(15)

1(15)

Среда, пятница

13-30

Вторник, четверг

15-00

Понедельник

13-30

Среда 13-30

5

Общекультурное

«Я –гражданин » (3

класс)

«Акварелька» 1 класс

«Музыкальная капель»

(3-4 класс)

1(15)

1(15)

2(15)

Понедельник

14-30

Среда, пятница

13-30

Кадровое обеспечение

Программа

ФИО

преподавателя

Образование

Категория

Должность по

штатному

расписанию

Ожидаемые результаты освоения программы

Самореализация

учащихся

в

сфере

дополнительного

образования

и

внеурочной деятельности, раскрытие творческого потенциала;

Профессиональная ориентация учащихся;

Проявление активной жизненной позиции каждым учащимся;

Воспитание потребности творческой деятельности.



В раздел образования