Автор: Степанова Светлана Иннокентьевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ-ЦРР-д/с №10 "Кырачаан ымыылар"
Населённый пункт: село Бердигестях Горный, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Для чего и зачем нужен учитель - логопед в детском саду?
Дата публикации: 14.11.2022
Раздел: дошкольное образование
Для чего и зачем нужен учитель - логопед в детском саду?
Степанова Светлана Иннокентьевна
В настоящее время логопед – это достаточно распространенная профессия, в виду
значительных масштабов проблемы речи у современных детей.
Развитие ребенка – это путь истины, поиск удивительного начала своего
уникального «Я». Это путь становления индивидуальности. Детский возраст наиболее
благоприятен для формирования восприятия и воспроизведения речи. Речь ребенка - это
не только средство коммуникации, но и важнейший показатель его интеллектуального и
психического развития. Учитель - логопед является специалистом, который, работая с
детьми, делает вклад в их завтрашний день, формируя навыки владения правильной
речью, дающие перспективы для успешной жизни. Это человек, который не только
исправит речь, избавит от ошибок чтения и письма, но и тот, кто поселит в душе ребенка
надежду и уверенность в собственных силах, что поможет в дальнейшем девчонкам и
мальчишкам добиться успеха, найти интересную и престижную работу.
Родители не всегда могут услышать все дефекты в речи своего ребенка. Многие
родители думают, что речь ребенка исправится сама собой, с возрастом. Но это не так, чем
старше становится ребенок, тем сложнее исправить недостатки в речи. Не надо надеяться,
что все недостатки исправятся сами собой. Вы несете ответственность за судьбу своего
ребенка, не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту! Своевременно оказанная
помощь сэкономит ваши нервы и поможет вашему ребенку почувствовать себя более
уверенным. Только логопед может квалифицированно проанализировать ситуацию,
указать на необходимость проведения специальных занятий и дать вам подробную
консультацию.
На что же обратить внимание у своего ребенка:
если в 3-3,5 года:
· ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы
и предложения;
· в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения;
· он не повторяет за Вами слова,
· или Вы совсем не понимаете его речь (при этом искаженное
произношение шипящих и звонких согласных (р, л) звуков является нормой);
если в 4 года:
· у ребенка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов),
· не может запомнить четверостишье,
· совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствие
связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками –
норма);
если в 5-6 лет:
· все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными
согласными (звуками «р» и «л»);
· ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке,
· допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом
допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в
повествовании).
Все это может быть поводом получить совет у такого специалиста, как логопед в
детском саду.
Функции учителя-логопеда:
• проводит углублённое логопедическое обследование для определения структуры
и степени выраженности имеющихся нарушений;
• планирует
направления
и
содержание
индивидуальной
и
подгрупповой
коррекционной работы;
• осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в
развитии речи и психических процессов
Что развивает и корректирует логопед?
• понимание речи;
• правильное
произношение
(развитие
дыхания
и
просодики,
воспитание
артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического
слуха и восприятия);
• словарный запас;
• грамматический строй (умение образовывать новые слова, соединять слова в
предложении, правильно употреблять окончания слов и т.д.);
• связную речь (умение связно высказываться, составлять рассказы по картинкам,
из собственного опыта, и наконец, сочинять сказки, фантазировать).
• психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие);
• мелкую и общую моторику (подготовка руки к письму);
Этапы коррекционной работы:
• диагностический:
определяется
состояние
звукопроизношения,
лексико-
грамматического строя, связной речи, особенности развития психических процессов;
• подготовительный:
формирование
артикуляторной
базы,
развитие
фонематических и психических процессов;
• коррекционный:
постановка,
автоматизация
и
введение
звуков
в
самостоятельную речь, усвоение и совершенствование лексико-грамматических
категорий, привитие навыков коммуникации.
Сроки коррекционной работы зависят:
• индивидуальных, возрастных и психологических особенностей;
• уровня развития психических процессов;
• регулярности посещения занятий;
• участия родителей в коррекционном процессе;
• степени сложности речевого нарушения.
В нашем детском саду логопедическую помощь начинают оказывать детям в
возрасте от 4 лет 6 месяцев до 7 лет. Диагностику речевого развития детей старших и
подготовительных групп, посещающих садик, и их готовности к школьному обучению
логопеды проводят в начале учебного года для своевременного оказания помощи.
Остальные детки младших и средних групп обследуются в течение учебного года. Набор
детей в логопедическую группу осуществляется один раз в год. Обучение проводится на
подгрупповых и индивидуальных занятиях.
Занятия с логопедом являются прекрасной подготовкой перед школой, поскольку
правильная речь – одно из основных условий успешного обучения. Успехи и удачи
вашего ребенка во многом зависят от степени его адаптации к постоянно изменяющимся
условиям жизни и высоким требованиям школьной программы. Ведь известно, чем
раньше начнётся коррекционная помощь, тем она эффективнее.
В заключение хочу пожелать детишкам расти здоровыми, умными, добрыми, а
родителям — терпения в кропотливом труде воспитания и обучения. И помните, что
детство – это этап подготовки к будущей жизни.