Напоминание

Для чего и зачем нужен учитель - логопед в детском саду?


Автор: Степанова Светлана Иннокентьевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ-ЦРР-д/с №10 "Кырачаан ымыылар"
Населённый пункт: село Бердигестях Горный, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Для чего и зачем нужен учитель - логопед в детском саду?
Дата публикации: 14.11.2022
Раздел: дошкольное образование





Назад




Для чего и зачем нужен учитель - логопед в детском саду?

Степанова Светлана Иннокентьевна

В настоящее время логопед – это достаточно распространенная профессия, в виду

значительных масштабов проблемы речи у современных детей.

Развитие ребенка – это путь истины, поиск удивительного начала своего

уникального «Я». Это путь становления индивидуальности. Детский возраст наиболее

благоприятен для формирования восприятия и воспроизведения речи. Речь ребенка - это

не только средство коммуникации, но и важнейший показатель его интеллектуального и

психического развития. Учитель - логопед является специалистом, который, работая с

детьми, делает вклад в их завтрашний день, формируя навыки владения правильной

речью, дающие перспективы для успешной жизни. Это человек, который не только

исправит речь, избавит от ошибок чтения и письма, но и тот, кто поселит в душе ребенка

надежду и уверенность в собственных силах, что поможет в дальнейшем девчонкам и

мальчишкам добиться успеха, найти интересную и престижную работу.

Родители не всегда могут услышать все дефекты в речи своего ребенка. Многие

родители думают, что речь ребенка исправится сама собой, с возрастом. Но это не так, чем

старше становится ребенок, тем сложнее исправить недостатки в речи. Не надо надеяться,

что все недостатки исправятся сами собой. Вы несете ответственность за судьбу своего

ребенка, не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту! Своевременно оказанная

помощь сэкономит ваши нервы и поможет вашему ребенку почувствовать себя более

уверенным. Только логопед может квалифицированно проанализировать ситуацию,

указать на необходимость проведения специальных занятий и дать вам подробную

консультацию.

На что же обратить внимание у своего ребенка:

если в 3-3,5 года:

· ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы

и предложения;

· в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения;

· он не повторяет за Вами слова,

· или Вы совсем не понимаете его речь (при этом искаженное

произношение шипящих и звонких согласных (р, л) звуков является нормой);

если в 4 года:

· у ребенка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов),

· не может запомнить четверостишье,

· совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствие

связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками –

норма);

если в 5-6 лет:

· все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными

согласными (звуками «р» и «л»);

· ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке,

· допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом

допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в

повествовании).

Все это может быть поводом получить совет у такого специалиста, как логопед в

детском саду.

Функции учителя-логопеда:

• проводит углублённое логопедическое обследование для определения структуры

и степени выраженности имеющихся нарушений;

• планирует

направления

и

содержание

индивидуальной

и

подгрупповой

коррекционной работы;

• осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в

развитии речи и психических процессов

Что развивает и корректирует логопед?

• понимание речи;

• правильное

произношение

(развитие

дыхания

и

просодики,

воспитание

артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического

слуха и восприятия);

• словарный запас;

• грамматический строй (умение образовывать новые слова, соединять слова в

предложении, правильно употреблять окончания слов и т.д.);

• связную речь (умение связно высказываться, составлять рассказы по картинкам,

из собственного опыта, и наконец, сочинять сказки, фантазировать).

• психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие);

• мелкую и общую моторику (подготовка руки к письму);

Этапы коррекционной работы:

• диагностический:

определяется

состояние

звукопроизношения,

лексико-

грамматического строя, связной речи, особенности развития психических процессов;

• подготовительный:

формирование

артикуляторной

базы,

развитие

фонематических и психических процессов;

• коррекционный:

постановка,

автоматизация

и

введение

звуков

в

самостоятельную речь, усвоение и совершенствование лексико-грамматических

категорий, привитие навыков коммуникации.

Сроки коррекционной работы зависят:

• индивидуальных, возрастных и психологических особенностей;

• уровня развития психических процессов;

• регулярности посещения занятий;

• участия родителей в коррекционном процессе;

• степени сложности речевого нарушения.

В нашем детском саду логопедическую помощь начинают оказывать детям в

возрасте от 4 лет 6 месяцев до 7 лет. Диагностику речевого развития детей старших и

подготовительных групп, посещающих садик, и их готовности к школьному обучению

логопеды проводят в начале учебного года для своевременного оказания помощи.

Остальные детки младших и средних групп обследуются в течение учебного года. Набор

детей в логопедическую группу осуществляется один раз в год. Обучение проводится на

подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Занятия с логопедом являются прекрасной подготовкой перед школой, поскольку

правильная речь – одно из основных условий успешного обучения. Успехи и удачи

вашего ребенка во многом зависят от степени его адаптации к постоянно изменяющимся

условиям жизни и высоким требованиям школьной программы. Ведь известно, чем

раньше начнётся коррекционная помощь, тем она эффективнее.

В заключение хочу пожелать детишкам расти здоровыми, умными, добрыми, а

родителям — терпения в кропотливом труде воспитания и обучения. И помните, что

детство – это этап подготовки к будущей жизни.



В раздел образования