Напоминание

Нетрадиционная форма проведение родительских собраний в детском саду


Автор: Капустина Виктория Андреевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Детский сад № 35 «Непоседы»
Населённый пункт: Город Новосибирск
Наименование материала: Публикация
Тема: Нетрадиционная форма проведение родительских собраний в детском саду
Дата публикации: 15.11.2022
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду.

Детский сад и семья - два важных института социализации детей. У педагогов и родителей есть единые

задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, чтобы они стали

гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того,

чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют

все лучшее и проверенное временем, а с другой - ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы

взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых - достижение реального

сотрудничества между детским садом и семьей.

Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон

темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж. Главное -

донести до родителей знания.

К традиционным формам работы с родителями относятся родительские собрания (общие,групповые),

конференция, педагогические беседы с родителями, тематические консультации, «Дни открытых дверей»

и т.д.

Нетрадиционные формы работы с родителями

Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными познавательными формами, такими как «КВН»,

«Педагогическая гостиная», «Круглый стол», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца»,

«Ток шоу», «Устный журнал». Такие формы построены по принципу телевизионных и развлекательных

программ, игр, они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их

внимания к детскому саду. Нетрадиционные познавательные формы предназначены для ознакомления

родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и

приёмами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Однако здесь изменены

принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на

основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнёра по общению.

Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед

необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей. Рассмотрим некоторые

нетрадиционные формы проведения родительских собраний.

Презентация дошкольного учреждения

Цель, познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и

коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого

ребенка. В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании

работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами.

Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей

Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Воспитатель при

проведении занятия может включить в него элемент беседы родителями (ребенок может рассказать что-

то новое гостю, ввести его в круг своих интересов).

Педагогический совет с участием родителей

Цель, привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета

их индивидуальных потребностей.

Родительские конференции.

Цель: обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при

необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может

выступить специалист. Его выступление дается для затравки, чтобы вызвать обсуждение, а если

получится, то и дискуссию. Важно определить актуальную тему конференции ("Забота о здоровье детей",

"Роль семьи в воспитании ребенка"). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической

литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию

можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.

Мини-собрания.

Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи,

разделяющие ее позиции в семейном воспитании.

Семейные клубы.

В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения,

клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком

клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку.

Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные

структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от

тематики встречи и замысла устроителей.

Значительным подспорьем в работе клубов является библиотека специальной литературы по проблемам

воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором

необходимых книг, составляют аннотации новинок.

Деловая игра - простор для творчества

.

Цель: выработка и закрепление определенных навыков, умения предупредить конфликтные ситуации.

Она максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого

принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку. Роли в деловых

играх могут распределяться по-разному. В ней могут участвовать воспитатели, заведующие, социальные

педагоги, родители, члены родительского комитета и др. В деловой игре также принимает участие

референт (их может быть несколько), который ведет наблюдение за своим объектом по специальной

карточке наблюдения.

Темой деловых игр могут быть разные конфликтные ситуации.

В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую

модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов

пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. Примерными

темами игр могут стать: «Утро в вашем доме», «Прогулка в вашей семье», «Выходной день: какой он?».

Тренинговые игровые упражнения и задания.

Они помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные

формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель,

вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.

Одной из форм работы с родителями на современном этапе является проведение различных конкурсов.

Вечер вопросов и ответов.

Цель: уточнить педагогические знания родителей, умение применять их на практике, узнать о чем-либо

новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей. Вечера вопросов

и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым

разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко

переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении

родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно,

но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное

общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.

Родителям не позднее, чем за месяц объявляется о проведении этого вечера. В течение этого времени

воспитатели должны к нему готовиться: собирать вопросы, группировать, распределять их в

педагогическом коллективе для подготовки ответов. На вечере вопросов и ответов желательно

присутствие большинства членов педагогического коллектива, а также специалистов - медиков,

социальных педагогов, психологов и др., в зависимости от содержания вопросов.

В работе с родителями следует использовать такую форму, как «

Родительский университет»,

где могут

работать разные кафедры по потребностям родителей:

«Кафедра грамотного материнства» (Быть мамой - моя новая профессия).

«Кафедра эффективного родительства» (Мама и папа - первые и главные учителя).

«Кафедра семейных традиций» (Бабушки и дедушки - хранители семейных традиций).

Для того чтобы работа «Родительского университета» была более продуктивной, дошкольному

учреждению деятельность с родителями можно организовать на разных уровнях: общесадовском,

внутригрупповом, индивидуально-семейном.

«Устный журнал» - одна из целесообразных форм работы с коллективом родителей, позволяющая

ознакомить их сразу с несколькими проблемами воспитания детей в условиях детского сада и семьи,

обеспечивает пополнение и углубление знаний родителей по определённым вопросам.

Каждая "страница" "Устного журнала" заканчивается выступлениями детей, что позволяет родителям

увидеть имеющиеся знания детей по данным проблемам. Например, первая страница "Устного журнала"

посвящается обучению детей правилам дорожного движения. Дети готовят сценки и стихи, посвящённые

профилактики ДТП. Подобная форма работы с родителями вызывает у них интерес и желание

сотрудничать с педагогами. «Устный журнал» состоит из 3-6 страниц или рубрик, по длительности

каждая занимает от 5 до 10 минут. Например, рекомендуем использовать рубрики: «Это интересно

знать», «Говорят дети», «Советы специалиста» и др. Родителям заранее предлагается литература для

ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения.

«Дискуссионный клуб» - одна из целесообразных и действенных форм работы с родителями, которая

вызывает желание у родителей поразмышлять над вопросами о роли семьи в формировании личности,

проанализировать ситуации, собственные действия в семье, поделиться своими наблюдениями, позволяет

активно высказать своё мнение.

Дежурства родителей. Наряду с открытыми днями проводятся дежурства родителей и членов

родительского комитета. Широкие возможности для наблюдения предоставляются родителям во время

прогулок детей на участке, в дни праздников, вечеров развлечений. Эта форма педагогической

пропаганды очень действенная помогает педагогическому коллективу преодолеть еще встречающееся у

родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании детей. Дежурных родителей

привлекают к участию в экскурсиях и прогулках с детьми за пределами детского сада, в проведении

досугов и развлечений.

Количество дежурств в течение недели, месяца, года может устанавливаться по усмотрению руководства

детского сада и родительского комитета, а также в зависимости от возможностей самих родителей.

В ходе дежурства родители не должны вмешиваться в педагогический процесс.

Свои соображения или замечания они могут высказать воспитателю, заведующему, а позже записать в

специальную тетрадь.

«Заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов

родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу,

посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получает отклик у родителей - они

задают разнообразные вопросы, о которых не желали говорить вслух.

Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их

целесообразно приглашать на семинары- практикумы, школу молодых родителей. Эта форма работы

дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу,

рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как

упражнять артикуляционный аппарат и др.

«Аукцион». Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой

форме. Например, формирование фонематического восприятия. Педагог дает понятие – фонематическое

восприятие. Совместно с родителями он анализирует, почему так важно развивать его у ребенка, затем

предлагает родителям поделиться советами, своим опытом, какие игры, приемы можно использовать для

его формирования. Это позволяют не только выявить педагогические знания родителей, их кругозор, но и

помогают сблизиться друг с другом, вызвать эмоциональный отклик от общения, от проведенного

мероприятия, а также вызывают интерес и желание сотрудничать с педагогами.Все происходит в виде

игры и за каждый совет даются фишки (т.е. советы продаются за фишки). Советы, набравшие большее

количество фишек помещают на стенд « Копилка родительского опыта».

Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как

«

Родительская почта» и «Телефон доверия».

Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов

воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. Телефон доверия

помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить

педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.

Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является и

библиотека игр

. Поскольку игры требуют

участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних

игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.

Совместные экскурсии, походы, пикники.

Цель таких мероприятий - укрепление детско-родительских отношений. У родителей появляется

возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным примером. Из этих походов дети

возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем

увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного

творчества «Во поле березонька стояла», «Чудеса для детей из ненужных вещей», «Руки мамы, руки

папы и мои ручонки», «Природа и фантазия». В результате у детей воспитывается трудолюбие,

аккуратность, внимание к близким, уважение к труду.

Интересной формой сотрудничества является выпуск газеты. Родительская газета оформляется

самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания

по отдельным вопросам. Например, «Выходной день семьи», «Моя мама», «Мой папа», «Я дома».

В создании газеты могут участвовать администрация детского сада, педагоги, специалисты.

Должны найти место в работе с родителями: домашние педсоветы, педагогические гостиные,

неформальные беседы, пресс - конференции, клубы отцов, бабушек, дедушек.

Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения

с родителям, построены по типу теле

визионных и развлекательных программ, игр

и направлены на

установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.

Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке,

сближаются с педагогами. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии,

участвуют в конкурсах. Проводятся игры с педагогическим содержанием, например, «Педагогическое

поле чудес», «Педагогический случай», «КВН», «Ток-шоу», брей-ринг, где обсуждаются

противоположные точки зрения на проблему и многое другое. Можно организовать педагогическую

библиотеку для родителей (книги им выдаются на дом), выставку совместных работ родителей и детей,

досуги «Неразлучные друзья: взрослые и дети», «Семейные карнавалы».

Таким образом, творческое использование традиционных форм работы (беседы, консультации,

анкетирование, наглядная агитация и др.) и нетрадиционных ("Устный журнал", дискуссионный клуб,

вечер вопросов и ответов и др.) позволяет более успешно и эффективно сотрудничать с родителями.

Сочетание всех форм работы с родителями способствует повышению теоретических знаний родителей,

побуждает их пересматривать методы и приёмы домашнего воспитания, правильно организовывать

разностороннюю деятельность детского сада.



В раздел образования