Автор: Жигунова Оксана Игоревна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №19
Населённый пункт: город Черногорск, Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: "Из опыт работы с одарёнными детьми на уроках английского языка"
Дата публикации: 16.11.2022
Раздел: полное образование
Из опыта работы с одарёнными детьми на уроках английского языка
Учитель: Жигунова О.И
МБОУ СОШ №19 города Черногорска
Республики Хакасия
Одарённые люди являются генератором идей и двигателем прогресса в
современном обществе, а по сему, школа является одной из отправных точек
выявления и развития интеллектуальных способностей таких людей.
В качестве учителя английского языка работаю в школе более 30 лет. Из опыта
работы могу сказать, что нестандартно мыслящих детей, имеющих свой
собственный подход к изучению предмета не так мало. Они сразу же выделяются
из общего числа учащихся, проявляя свою интеллектуальную активность и
нестандартное мышление не только на учебных занятиях: уроках, факультативах,
консультациях по предмету (для них этот масштаб слишком мал ), но и участвуя в
различного рода интеллектуальных состязаниях: предметных олимпиадах,
научно-практических конференциях, конкурсах различного уровня. Такие
организационные формы расширения и презентация знаний необходимы для того
чтобы развивать способности одарённого ребёнка. Как педагог, я убеждена в том,
что необходима система работы в обучении и создание условий для повышения
качества обучения с учетом межпредметных знаний.
Считаю, что для проведения такой работы учителю необходимо:
- изучать методические рекомендации и нормативные документы
-беспрерывно
заниматься
собственным
самообразованием,
чтобы
«утолять
нескончаемый интеллектуальный голод» одарённого ребёнка
-создавать общий и индивидуальный планы работы с одарёнными учащимися.
Работа с одарёнными детьми требует использования различных технологий и
на мой взгляд, одной из самых значимых является технология критического
мышления, которая учит ребёнка видеть причинно- следственные связи, обобщать
и структурировать информацию, аргументировать свою позицию и видеть слабые
места в позиции других, ставить цели и находить оптимальные пути достижения
этих целей.
Большую роль на уроках отвожу смысловому чтению в различных формах его
проявления с целью полного погружения в смысловое содержание текста и его
анализ.
Поэтому, вышеупомянутые мною формы работы с одарёнными детьми
(предметные олимпиады, проектная деятельность, индивидуальные планы
работы, и так далее) эффективно развивают критическое мышление одарённого
ребёнка.
На разных этапах урока при работе с одарёнными учащимися я применяю
определённые методы.
Проблематизация знаний
«Проблемный вопрос»
Мотивация к изучению предлагаемой темы
В начале урока задаю вопрос, который вызывает живой интерес у учащихся и
содержит проблему, связанную с изучаемой темой. Вопрос может быть записан на
доске или задан устно, но не должен предполагать однозначного ответа. Сам
вопрос должен побуждать учащихся задуматься над возможным ответом,
решением содержащейся в вопросе проблемы. Ученики могут изложить свои идеи
во время подготовки к ответу устно или письменно (затем зачитав вслух). После
чего я предлагаю более подробно погрузиться в изучение вопроса урока.
Актуализация знаний
«Карта памяти»
Актуализация и структурирование знаний по теме
Предлагаю тему для обсуждения. Тема записывается в центре доски, плаката. От
неё, как ветви, идут основные направления темы. От основных направлений идут
второстепенные, которые, в свою очередь, могут иметь свои ответвления. Таким
образом, из ассоциаций формируется карта памяти в виде разветвлённой сети идей,
мыслей, понятий, образов.
Изучение новых знаний
«Обучающий ландшафт»
Визуализация теоретической информации
Предлагаю
учащимся
различные
предметы,
ассоциативно
связанные
с
содержанием
сообщаемого
теоретического
материала.
Учащиеся
садятся
полукругом так, чтобы наблюдать за «ландшафтом», который создаю я на доске,
плакате… Во время доклада закрепляю на доске /плакате различные предметы и
объясняю, каким образом они ассоциативно связаны с содержанием темы, тем
самым концентрирую внимание учеников на важных аспектах. Предметы должны
быть достаточно необычными, чтобы побуждать интерес и удерживать внимание
учащихся. Для вовлечения учащихся в процесс, можно заранее раздать им
картинки с основными пунктами доклада и попросить выкладывать свою картинку,
когда речь пойдёт о том вопросе, который на ней обозначен. По окончании доклада
прошу ребят кратко прокомментировать каждый аспект «ландшафта».
Обобщение и систематизация
Аквариум
В центре аудитории стоят 4 стула, образуя круг. Слушатели стоят вокруг в
свободном порядке. Объявляю тему дискуссии. На стулья садятся слушатели,
которые придерживаются разных точек зрения. Остальные слушатели, имеющие
подобную точку зрения и желающие прокомментировать высказанную мысль,
становятся позади стула, на котором сидит ученик дискуссии, отзвучавший это
мнение. Слушатель, высказавший своё мнение, может встать со стула в общий
круг. Его место может занять другой ученик дискуссии.
Применение изученного
«Найди свою группу»
Организация повторения темы, активное участие всех учащихся. Каждый
учащийся
прикрепляет
спереди
на
одежду
карточку
с
понятием
(датой,
событием…) по новой теме. прошу ребят сгруппироваться по одному из
следующих принципов:
- в алфавитном порядке;
-в хронологическом порядке;
-по общим признакам;
- другое.
Затем ребята в группах озвучивают, что общего (различного) содержат их
карточки, кто должен быть самым важным в их группе, что бы они сказали
(сделали) друг другу и т.д. Затем задаю новый критерий для образования групп и
ставлю новые вопросы.
Контроль
Написание эссе
Проектная деятельность
Рефлексия
Анализ сильных и слабых сторон
Применяю при оценке проекта. На доске два плаката: «Что удалось?», «Что не
совсем удалось?». Ученики записывают сильные и слабые стороны работы на
карточках разных цветов. Карточки наклеиваются на соответствующий плакат,
затем следует обсуждение.
Таким образом, как учитель-предметник, я предлагаю одарённому ребёнку не
только
совместную
работу
для
развития
его
(ребёнка)
интеллектуальных
способностей, но и направляю учащегося самостоятельно выбирать свой путь
решения не только учебных, но и жизненных задач, ставить перед собой цели и
успешно их достигать.