Напоминание

"Методы, приемы и формы работы со слабослышащими детьми".


Автор: Климова Елена Николаевна
Должность: Воспитатель..
Учебное заведение: ГДОУ ТО "Тульский детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья".
Населённый пункт: г.Тула, Тульская область
Наименование материала: Презентация.
Тема: "Методы, приемы и формы работы со слабослышащими детьми".
Дата публикации: 18.11.2022
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогоческие системы обучения и воспитания детей с сенсорными

нарушениями

Методы, приемы и формы работы со

слабослышащими детьми

КЛИМОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВА

Специальные (коррекционные) дошкольные учреждения и

школы 1 и 2 вида учреждения;

Дополнительного образования (психолого-педагогические

центры);

Общеобразовательные учреждения

(интегрированное/инклюзивное обучение).

Обучение и воспитание детей с нарушениями

слуха

Обязательное постоянное использование слухового

аппарата;

Специальная систематическая коррекционная работа с

сурдопедагогом и логопедом;

Развитие слухового восприятия на занятиях в саду и дома,

в семье;

Медицинская профилактика и лечебные мероприятия.

Специальные образовательные условия обучения

детей с нарушениями слуха

Глухие – дети, нарушение слуха которых не позволяет

естественно воспринимать речь и самостоятельно

овладевать ею:

Глухие без речи – ранооглохшие глухие, сохранившие

речь – позднооглохшие

Слабослышащие – дети с частичным нарушением

слуха, при котором возможно самостоятельное речевое

развитие, хотя бы в минимальной степени

Слабослышащие - дети, обладающих развитой речью с

небольшими ее недостатками

Дети с нарушениями слуха

Особенности внимания

сниженный объем;

меньшая устойчивость;

низкий темп переключения трудности в распределении.

Особенности памяти

образная память развита лучше, чем словесная уровень развития

словесной памяти зависит от объема словарного запаса.

Особенности мышления

преобладание наглядно-образного мышления над словесно-

логическим;

уровень развития словесно-логического мышления зависит от

развития речи.

Особенности познавательной сферы детей с

нарушениями слуха

Особенности развития эмоциональной сферы

не всегда понимает эмоциональные проявления

окружающих в конкретных ситуациях;

не может дифференцировать тонкие эмоциональные

проявления.

Межличностные отношения

значительная роль педагога в формировании

межличностных отношений

завышенная самооценка возможно проявление

агрессивного поведения;

«неагрессивная агрессивность».

Особенности личностной сферы детей с

нарушениями слуха

Особенности коммуникации с окружающими людьми

воспринимать речь окружающих легче, если он хорошо видит

лицо говорящего;

Ошибочные ответы или затруднения в ответах детей вызваны

незнанием лексических значений отдельных слов, незнакомой

формулировкой высказывания, непривычной артикуляцией

собеседника.

Трудно воспринимать и понимать продолжительный монолог;

Трудности в ситуации диалога при ответе на вопрос: «Все ли

понятно?» ребенок с нарушением слуха чаще ответит

утвердительно, даже если он его не понял;

Психологические барьеры в общении со слышащими.

Особенности личностной сферы детей

Бедный запас сведений об окружающем мире;

Замедленное формирование понятий о форме и величине предметов;

Замедленное формирование счетных операций;

Неспособность к пересказу прочитанного;

Инертность психических процессов (одно из расстройств мышления

характеризуется выраженной затрудненностью переключения с

одного вида деятельности на другой).

Конкретно-образный тип мышления (наглядно-образное — вид

мышления, характеризующийся опорой на представления и образы);

Незрелость поведения (выражающаяся в задержке психического

развития, при которой поведение человека не соответствует

возрастным требованиям к нему).

Особенности психического развития

Недостаточное овладение звуковым составом слова;

Ограниченность словарного запаса;

Непонимание переносного смысла выражения.

Особенности развития речи слабослышащих

детей

Развитие наглядно- образного мышления;

Развитие абстрактно –логического мышления;

Развитие операций анализа и синтеза:

Работа по развитию причинно –следственных связей.

Коррекционно-развивающая работа

осуществляется по следующим направлениям

Степень нарушения слуха;

Время возникновения слухового дефекта;

Педагогические условия развития ребенка;

Индивидуальные особенности.

Уровень речевого развития ребенка

Направления развития речи детей с нарушениями слуха

Лексической-семантический уровень (слово);

Синтаксический уровень (словосочетания и

предложения);

Уровень текста.

Методы и приемы, направленные на

формирование речи и изучения языка

Наглядные приемы для расширения лексическойго

запаса речи

использование самих предметов или их изображений

(муляжей, макетов, игрушек, картинок, изображений);

демонстрация слайдов, учебных фильмов демонстрация

действий и создание наглядных ситуаций.

Лексическо-семантический уровень

Вербальные приемы для расширения лексическойго

запаса речи

Подбор синонимов, антонимов перефразирование,

передача содержания слова, словосочетания другими,

доступными для детей лексико- грамматическими

средствами (затаился – сидел тихо, не шевелился);

Подбор определений (полустанок – маленькая

железнодорожная станция) морфологический анализ

структуры слова (снегопад – снег падает

).

Лексическо-семантический уровень

Вербальные приемы для расширения лексическойго

запаса речи

подбор к родовому понятию видовых (лесные богатства

это грибы, ягоды;)

негативные определения (беспорядок – нет порядка);

тавтологические толкования (кожаные сапоги – сапоги,

сшитые из кожи);

опора на контекст – незнакомое слово помещается в

контекст, который позволяет детям самим догадаться о

значении слова (не удержался – Мальчик не удержался на

ногах и упал на землю).

Лексическо-семантический уровень

Смешанные приемы для расширения лексическойго

запаса речи

Используются при объяснении понятий отвлеченного

характера.

Например, ранняя осень – подбор иллюстраций

(наглядный прием) и подбор антонима – поздняя осень

(вербальный прием).

Лексическо-семантический уровень

Повторение реплик педагога или одноклассников на уроке («Повтори,

что я сказала»; «Повтори, что сказала Аня»);

Повторение того, что было сказано вчера («Что сказал папа?»; «Что

ответила мама»?; «О чем говорила Аня»?);

Запоминание и повторение того, что будет говорить то или иное лицо

(«Запомни, о чем будет завтра говорить брат»; «Запомни, о чем утром

будет спрашивать отец»; «Запомни свой ответ»);

Создание наглядных или словесных ситуаций, которые побуждали бы

учащихся к тем или иным высказываниям: Где мел? Где губка? и т.п.

Вопросы учащихся обязательно должны быть мотивированы

необходимостью выполнить это или иное задание;

Придумывание реплики к заданной ситуации, например: «К тебе во

дворе подошел человек. Он спросил, как пройти к директору школы.

Как ты ему ответишь?»; «Ты приехал в незнакомый город на автобусе.

Тебе нужно через два часа уехать на поезде. О чем ты спросишь

прохожего?»

Синтаксический уровень: употребление

диалогических форм речи

Подбор картинок, иллюстраций к предложению;

Подбор предложений, которые относятся к данной

картине (например, к описанию весны);

Самостоятельное составление предложений и вопросов по

картинкам, изображениям;

Описание картин с изображением помещений, пейзажей

без действующих лиц, сюжетных картин по вопросам,

плану, опорным словам и фразам;

Составление рассказов по серии картинок;

Составление рассказа о возможных предшествующих или

последующих событиях по содержанию картинки.

Синтаксический уровень:

описательно-повествовательная речь

Вступительная беседа с предъявлением наглядного

материала;

Самостоятельное чтение текста;

Проверка усвоения содержания прочитанного в целом;

Подробный анализ текста всего рассказа;

Устный пересказ и изложение в письменной форме

содержания прочитанного.

Уровень текста вступительная беседа с

предъявлением

Всегда располагайтесь так, чтобы Ваше лицо было повернуто к источнику света

и хорошо освещено.

Говорите в нормальном темпе (не очень быстро и не очень медленно).

Не размахивайте руками

Не кивайте головой при разговоре.

Повторите всю фразу в более медленном темпе, но без выраженной

артикуляции;

Сделайте перестановку слов в предложении;

Запишите свою фразу с последующим одновременным проговариванием.

Замените словосочетание или отдельное слово, не меняя смысла фразы;

Следите, чтобы ребенок понимал Вашу речь.

Владейте способами помощи ребенку, если он затрудняется считывать с губ

речевой материал:

Будьте доброжелательны, не высказывайте раздражения и недовольства при

затруднениях ребенка.

Правила поведения при общении с детьми



В раздел образования