СИСТЕМА УРОКОВ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЕЁ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ В КОНТЕКСТЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС 2-ГО ПОКОЛЕНИЯ.
Автор: Пыхтеева Ольга Вениаминовна Должность: учитель литературы Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №6" Населённый пункт: город Глазов Удмуртская Республика Наименование материала: статья Тема: СИСТЕМА УРОКОВ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЕЁ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ В КОНТЕКСТЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС 2-ГО ПОКОЛЕНИЯ. Раздел: среднее образование
И ЕЁ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ В КОНТЕКСТЕ ВНЕДРЕНИЯ
ФГОС 2-ГО ПОКОЛЕНИЯ.
Древнерусская литература с её жанровыми особенностями всегда вызывала
немало вопросов у учителей: как интерпретировать то или иное произведение, что
именно
хотел
подчеркнуть
неизвестный
нам
автор,
какова
истинная
идейная
подоплёка,
например,
«Жития
Сергия
Радонежского»
и
чем
оно
отличается
от
«Жития
Александра
Невского»?
Каков
нравственный
идеал,
запечатлённый
в
образах,
скажем,
в
повести
о
Петре
и
Февронии
Муромских?
Есть
ли
мотив
раскаяния в повести о Василии Кариотском? Как это доказать?
Александр Григорьевич Татаринцев как ведущий специалист в области ДРЛ и
литературы 18-го века считал, что произведения житийного характера, а также
русские
средневековые
повести
содержат
ответы
на
все
вечные
вопросы
человечества, нужно только уметь читать их «между строк». Это вековая народная
память и мудрость, переплетённая с канонами православия, которая воспитывает у
подрастающего
поколения
терпимость
и
великодушие,
любовь
к
ближнему,
способность прощать, веру в торжество добра и справедливости.
Вспомним, «откуда есть пошла» древняя русская литература?
О существовании у восточных славян письменности в дохристианский период
свидетельствуют
многочисленные
письменные
источники
и
археологические
находки.
Создание
славянской азбуки связывают
с
именами
византийских
монахов Кирилла и Мефодия. Кириллом во второй половине IX века был создан
глаголический алфавит (глаголица), на котором были написаны первые переводы
церковных книг для славянского населения.
Крещение
Руси способствовало
широкому
распространению
и
быстрому
развитию письменности и письменной культуры. К тому же возникла необходимость
познакомить
Русь
со
священным
писанием,
с
историей
церкви,
с
всемирной
историей,
с
житием
святых.
Без
богослужебных
книг
не
могли
существовать
строившиеся церкви. А также возникла необходимость перевести с греческого и
болгарского оригиналов и распространить большое количество текстов. Именно это
и явилось толчком для создания литературы. Литература должна была оставаться
чисто церковной, культовой, тем более что светские жанры существовали в устной
форме. Однако библейские рассказы о сотворении мира содержали много научных
сведений
о
земле,
животном
мире,
устройстве
человеческого
тела,
истории
государства, то есть не имели никакого отношения к христианской идеологии. Также
вне культовой литературы оказались летописи, сказания, бытовые повести, такие как
“Слово о полку Игореве”, “Поучение” Владимира Мономаха, “Моление” Даниила
Заточника.
И
всё
же
литература
Руси
была
посвящена
мировоззренческим
вопросам,
вопросам нравственности и морали. Жанровая система отражала мировоззрение,
типичное
для
христианских
государств.
“Древнерусскую
литературу
можно
рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая
история, и эта тема – смысл человеческой жизни”, - так в своей работе Д. Лихачёв
сформулировал черты литературы древнейшего периода русской истории.
Нет
сомнений
в
том,
что
Крещение
Руси
было
событием
огромной
исторической важности не только в политическом и социальном отношении, но и в
культурном.
История
древнерусской
культуры
началась
после
принятия
Русью
христианства, и дата Крещения Руси (988 год) становится начальной точкой отсчёта
национально-исторического развития России.
Как бы то ни было, но значение ДРЛ и по сей день трудно переоценить. В связи
с введением ФГОС 2-го поколения пересматриваются традиционные цели изучения
того
или
иного
предмета
в
свете
личностных,
метапредметных
и
предметных
результатов, которые должны демонстрировать учащиеся на определённой ступени
своего
развития.
Однако,
в
любом
случае,
главные
цели
изучения
предмета
«Литература» (а значит – и произведений древнерусской литературы) остаются
прежними:
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим
мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским
сознанием, чувством патриотизма;
-
развитие
интеллектуальных
и
творческих
способностей
учащихся,
необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой
литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы
искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и
содержания, связи искусства с жизнью, принцип историзма; и др.
Всё это определяет особую роль школьного курса литературы в эмоциональном,
эстетическом
и
интеллектуальном
развитии
школьника,
в
формировании
его
миропонимания и национального самосознания.
Обратимся
к
программе
углублённого
изучения
литературы
М.Б.Ладыгина,
предполагающей рассмотрение произведений ДРЛ на разных ступенях обучения
(данная программа действует в нашей гимназии уже не первое десятилетие, и два
года назад её переиздали с необходимыми изменениями в свете требований новых
ФГОС).
Так, впервые с произведениями ДРЛ учащиеся знакомятся в 6 классе, изучая
жанр жития и читая «Житие Сергия Радонежского», «Житие Александра Невского».
Рассуждаем о значении духовного подвига отца Сергия, о героизме и патриотизме
князя
Александра
Невского.
Для
реализации
национально-регионального
компонента
обращаемся
к
«Житию
Стефана
Пермского»
и
беседуем
о
просветительском подвиге святого.
В 7-м классе учащиеся обращаются к разделу «Мир и человек в средневековой
русской
литературе XV-XVI веков», читают бытовые и сатирические повести о
Шемякином
суде,
о
Фроле
Скобееве,
о
Горе-Злочастии,
анализируют
и
характеризуют
нравственные
ценности,
утверждаемые
в
данных
произведениях.
Уместно будет рассмотреть и повесть о Петре и Февронии Муромских, обращая
внимание на русские и православные традиции института брака и семьи, понимание
свободы и долга.
Наиболее глубокое изучение ДРЛ наблюдается в программе 8-го класса, где
представлен раздел «Национальное своеобразие средневековой русской литературы»
и анализируются «Повести временных лет», «Хождение Богородицы по мукам».
Основная
деятельность
учащихся
заключается
в
умении
характеризовать
национальные
традиции
русской
литературы
как
духовной,
нравственной
и
патриотической, учатся определять её место в мировом процессе, языческие корни и
православную
традицию
ДРЛ,
объясняют
смысл
понятий апокрифическая
литература, характеризуют этическое звучание произведений.
Ярчайший памятник ДРЛ – «Слово о полку Игореве» - изучается в любой
программе
по
литературе
в
9
классе.
Учащиеся
характеризуют
непреходящее
идейно-художественное
значение
древнейшего
художественного
произведения
русской
литературы:
образный
строй
произведения,
эпическое
и
лирическое
в
«Слове…», художественное мастерство автора «Слова…» в создании образа земли
Русской.
Таким образом, есть все основания утверждать, что с введением ФГОС 2-го
поколения идейно-тематическое своеобразие и нравственное звучание произведений
древнерусской литературы только возрастает. Возникает необходимость обращаться
к этим произведениям, чтобы осознать мудрость и величие нравственных норм
древности,
чтобы
при
чтении
современной
художественной
литературы
у
подрастающего
поколения
уже
был
свой
«этический
вкус»,
не
позволяющий
равнодушно
относиться
к
«бульварной
литературе»
и
другим
произведениям
искусства, пропагандирующим пошлость и безнравственность.