Автор: Калинкина Наталья Анатольевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ Муксутская ООШ Населённый пункт: посёлок Подгорный, Иркутская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Краше нет родного края" Раздел: начальное образование
Классный час «Краше нет родного края»
Цель: формирование представлений учащихся о малой родине
Задачи:
способствовать формированию у учащихся понимания значения
выражения: малая родина;
способствовать воспитанию чувства уважения, гордости,
патриотизма , формированию гражданской позиции, национально-
нравственных устоев учащихся, любви к своей стране и малой
родине.; экологическое воспитание;
развивать у детей речь, артистические умения и навыки, желание у
детей больше узнавать о своем крае.
Ход занятия
I.
Организационный момент. Настрой на занятие.
II.
Просмотр фильма « С чего начинается Родина»
чтения одного из учеников стихотворения З. Александровой «Родина»:
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка – скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь: от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна
II. Сообщение темы занятия.
Вступительное слово ведущего: У каждого человека есть Родина –
край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и
родным. Всё в нём до боли знакомо, некогда остановиться,
оглянуться… Но бывают мгновенья, когда свой родной дом становится
дороже всего на свете, и мы связываем понятие человеческого счастья с
отчим домом, улицей, селом…
Понятие «Родина» имеет для нас несколько значений: это великая
страна с великой историей. А как называется наша страна? Правильно,
Россия или Российская федерация. Это первое и главное значение этого
слова.
Чтение стихотворения
Малая родина-
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья.
Ласковая родина малая моя!
-О какой Родине говорится в стихотворение? (О малой родине)
- Что такое малая родина? (Ответы детей)
- У каждого из нас есть своя малая родина — тот уголок земли, где мы
родились, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом.
У кого-то малая родина — небольшое село, у кого-то — городская улица.
Словом, малая родина у каждого своя. Для нас малая родина это наше село и
улица, на которой мы живём.
- Скажите, как называется наше село?
- Как называется улица, на которой вы живёте?
Слушание стихотворения
Село моё любимое,
Село моё родное.
Зелёное ты летом,
А осенью цветное.
Белоснежное и чистое
Ты стоишь зимою.
А весной ты нежное,
Я горжусь тобою.
Пусть ты не столица,
Но люблю тебя.
И знакомых лица радуют меня,
На большой планете
Городов не счесть
На реке Уде — Нижнеудинск есть!
- Почему мы гордимся нашей Родиной, какая она? (она сильная, богатая,
большая, красивая.)
- О любви к Родине сложено немало мудрых пословиц.
Игра « Закончи пословицу»
— Нет в мире краше (Родины нашей).
Одна у человека мать, (одна у него и Родина).
Человек без Родины, (что соловей без песни.)
Родина-мать, чужбина-(мачеха.)
На чужой стороне Родина (милей вдвойне.)
- Какое место на нашей Земле вам ребята будет милее всего?
Слушание стихотворения
«Где всего прекрасней на земле».
Где зеленой тучей тополя
Застят небо голубой простор,
С ясным солнцем повстречался я,
С ясным солнцем начал разговор.
- Солнышко, ты в блеске и тепле
Проплываешь у любых ворот,
Где всего прекрасней на земле
И какой понравился народ?
Каждый,- шепчет солнышко,-
Хорош.
Не могу обидеть никого,
А где ты родился и растешь,
Там, дружок, прекраснее всего!
Д.Павляченко.
- Дети , какое красивое наше село! И пусть засветит солнышко, чтобы лучше
было видно, сколько красивых мест у нас есть. У нашего солнышка нет
лучиков. Вы будете называть красивые слова о нашем селе и у солнца
появятся лучики.
Дети: — Наше село красивое, светлое, спортивное, гостеприимное, чистое,
родное, современное, любимое, большое.
На каждое названное ребёнком слово выкладывается лучик.
- Посмотрите, какое лучистое солнышко засверкало в нашем селе.
Путешествие по посёлку
-А хотите совершить прогулку по нашей малой Родине.
- А почему в посёлке все люди здороваются?
( Все в посёлке знают друг друга, желают здоровья).
Остановка « Детский сад».
-Как зовут главного человека в детском саду?
(зав. д/с Анискевич Алёна Владимировна)
-Как зовут воспитателя?
(Посредник Виктория Александровна)
Кудряшова Вероника Аркадьевна
-А кто помогает заботиться о детях воспитателю?
(Антонова Галина Геннадьевна)
-Как зовут повара?
(Королёва Наталья Николаевна)
-Со скольки лет дети посещают детский сад?(2)
-С каких посёлков к нам в садик привозят ребятишек? (Тайга, Труд)
-Сколько детей посещают детский сад?(27)
Остановка Магазин « Ромашка»
-Чья бабушка работает в магазине?
-В какой день педели в магазине « Ромашка» выходной день? ( суббота)
Остановка « Детская площадка»
-Как ребята нашего посёлка называют это место? ( лесок)
-В какие игры играют там ребята?
Остановка «Медпункт»
-Кто работает фельдшером в нашем медпункте?
( Непомнящих Вера Владимировна)
-Какую работу выполняет Вера Владимировна?
Остановка «Почта»
-Сколько раз в неделю к нам приезжает машина « Почта»(3)
-Какую роль в жизни посёлка несёт « Почта»
Остановка «Школа»
-Когда дети идут в школу? (1 сентября)
-Как называется отдых детей в школе? ( каникулы)
-Сколько раз в году у школьников каникулы? (4)
-Кто главный человек в школе? (директор)
-Где в школе вы можете почитать книжки? (библиотека)
-Кто работает библиотекарем в школе?( Татарникова Елена Юрьевна)
Остановка « Столовая»
-Какой профессии женщины готовят нам обеды? (повара)
-Кого кроме школьников , кормят в нашей столовой? ( студентов и
преподавателей училища)
Остановка « Магазин « Сельпо»»
-Кто работает продавцом в магазине? (Кирейченко Лариса Александровна,
Горовикова Людмила Анатольевна)
Остановка « Аллея»
-Куда ведёт эта аллея?
Остановка « Стадион»
-В какие спортивные игры играют на стадионе?
-А зимой? (лыжи)
Остановка « Водонапорная башня»
-Какую роль в жизни посёлка играет водонапорная башня?
-Как вода поступает к нам в дома?
Остановка « Зернохранилище»
-Зерно, каких растений там хранят? (ячмень, пшеница, овёс)
-Как вы думаете, куда используют зерно, которое хранится там? ( дробят на
корм скоту, часть зерна продают людям, оставляют на посев на следующий
год
Остановка « Училище»
-Каких специалистов готовят в нашем училище ? ( продавцы, повара, мастер
лесного хозяйства, тракторист- машинист сельс.хозяйства, слесарь
сельскохозяйственных машин)
Остановка «Склады»
Что может храниться на складах училища?
Остановка « Ферма»
-Какой скот находится на нашей ферме? (коровы (5), телята)
-Какую роль в жизни посёлка и училища играет ферма? ( молоко , сметана,
творог поступает в столовую и продаётся населению)
Остановка « Гаражи»
-Какая техника находится в гаражах училища?
- Для чего используется эта техника? ( для работы на полях)
Остановка «Котельная»
-Какую роль в жизни посёлка играет котельная?
- Сколько котельных в нашем посёлке?
- А теперь попробуйте узнать улицы посёлка, и кто проживает из детей на
этих улицах?
0
0
Дети садятся на стульчики.
Ведущая: Это что за остановка?
Дети: Наш детский сад.
Ведущая: Как называется детский сад.
Дети: «Берёзка».
Ведущая: А нужен ли наш детский сад.
Дети: Нужен. В него хотят дети, пока мамы работаю.
Ведущая: Что было бы, если бы не было детского сада.
Дети: Мамы не смогли бы ходить на работу, у нас не было бы много друзей.
Ведущая: Вам нравится наш детский сад? Чем? Кто работает в нём?
Дети: Воспитатели, медсестра, повара
Ведущая: А что они делают?
Дети: Заботятся о нас.
Ведущая: Правильно они стараются, чтобы вам в детском саду было уютно,
тепло чтобы мамы на работе были за вас спокойны. А есть ли ещё в посёлке
детские сады?
Дети: Да, «Елочка», «Колосок», «Теремок».
Ведущая: А чем вы больше всего любите заниматься в детском саду?
Дети: Играть.
Ведущая: Прочитайте свои любимые стихи об игрушках.
***
«Кукла».
Этой куклы кто не знает?
Лучше куклы не найдёшь
Сразу глазки открывает,
Только на руки берёшь.
И хоть слёз у куклы нету,
Плачет девочка моя;
-Мама мама.
Где ты, где ты.
Ну а мама это я
Я надену кукле бусы .
Платье новое сошью,
Не везти же мне к бабули
В старом куколку мою.
Г.Бойко
***
«Медвежатки»
Медвежаток я взяла,
Посадила у стола!
Угощайтесь медвежатки
Ешьте мед, хороший, сладкий!
А они себе сидят
И ни капли не едят
Хоть они и любят мед,
Но раскрыть не могут рот!
Г.Бойко.
***
«Тимошкина гармошка»
У Тимошки
Есть гармошка
Если сядет он играть,
Видно две коротких ножки,
А Тимошки не видать!
Орлова
***
«Чебурашка»
Уши круглые как блюдца,
Ну, нельзя не улыбнуться!
Поиграем, Чебурашка
Нос, как черная букашка.
Оторвался! Почему?
Очень больно? Починю
Как лекарство пахнет клей
Чебурашка, не болей!
Выздоравливай скорей!
Азбукин.
Ведущая: Молодцы дети, хорошо прочитали стихи. Продолжим наше
путешествие.
Следующая остановка «Пойма».
Ведущая: Что это ребята?
Дети: Это пойма, или большой огород нашего совхоза.
Ведущая: Что здесь выращивают?
Дети: Лук, картофель, свеклу, морковь.
Ведущая: Кто работает на пойме?
Дети: Овощеводы, трактористы, водители.
Ведущая: Где еще выращивают овощи у нас?
Дети: В теплице.
Ведущая: Что там растет?
Дети: Лук, помидоры, огурцы.
Ведущая: Как вы думаете, зачем и почему выращивают овощи в теплице?
Дети: Затем, чтобы круглый год были овощи на столе у наших жителей.
Ведущая: Давайте и мы с вами посетим наш огород.
Игра «Огородная»
Дети садятся на стульчики.
Ведущая: Продолжаем наше путешествие. Остановка – школа. Как Вы
думаете, дети, зачем нужна школа?
Дети: В ней учатся дети.
Ведущая: Кто в ней работает?
Дети: Учителя.
Ведущая: Подскажите, ребята, сколько в нашем поселке есть школ?
Дети: Две школы.
Ведущая: А вы хотите пойти в школу, ребята?
Дети: Да.
Ведущая: После того, как Вы покинете стены детского сада, Вы обязательно
пойдете 01 сентября в школу, на свой первый в жизни школьный звонок.
Но, пока, мы с вами еще в детском саду, а значит, продолжаем путешествие
по малой Родине.
Следующая остановка - больница.
Ведущая: Дети, как вы думаете, для чего нам нужна больница?
Дети: Там лечат людей!
Ведущая: Какие врачи там работают?
Дети: Лор, окулист, стоматолог и др.
Ведущая: Дети, а вы знаете, что в нашей больнице недавно сделали ремонт, и
теперь в ней стало очень уютно и светло. Но мы с вами будем надеяться, что
наши жители реже будут посещать ее. Ребята, а вы любите играть в больницу
и быть докторами?
Дети: Да.
Ведущая: Сегодня доктором у нас будет – Вика.
Стихотворение.
***
«Детям я лечу болезни»
Детям я лечу болезни,
Где занятие полезней?
Я приеду к Ани,
Я приеду к Дани,
Здравствуйте дети!
Кто у Вас болен?
Как живете?
Как животик?
Погляжу из очков,
Кончики язычков, все – здоровы!
Ведущая: Замечательный у нас доктор. Продолжаем путешествие.
Следующая остановка – здание «Дом культуры»
Ведущая: Что это за здание, ребята?
Дети: «Дом культуры». Мы ходим туда заниматься: рисованием, танцами,
гимнастикой; смотрим мультфильмы и концерты.
Ведущая: Ребята давайте посмотрим выступление ансамбля «Карусель».
Понравилось?
Дети: Да.
Ведущая: Дети, мы сегодня с вами о много рассказали нашим гостям о нашем
поселке – Новосиньково – нашей с вами – Малой Родине. И еще многое мы с
вами могли бы рассказать, но время подошло для того, чтобы завершить на
сегодня наш рассказ. Ждем новой встречи. А в завершении, давайте
исполним песню – о нашей малой Родине.
«Наша Родина – Россия».
(Песня о Новосиньково)
Где родились мы с тобою,
Ту страну, где мы живем,
Самой милой и родною,
Нашей Родиной зовем.
Припев:
Светит солнце в небе синем,
Улыбаясь нам с тобой
Это все - моя Россия
Это все – мой край – Родной!
А Синьковские тропинки,
В лес волшебный позовут
Паучки из паутинки,
Кружева свои плетут.
Припев:
Светит солнце в небе синем,
Улыбаясь нам с тобой
Это все - моя Россия
Это все – мой край – Родной!