Напоминание

Линейно-конструктивное построение кувшина


Автор: Радионова Мария Романовна
Должность: преподаватель декоративно-прикладного искусства
Учебное заведение: МАОУ ДО городского округа Певек "Детская школа искусств"
Населённый пункт: Певек
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Линейно-конструктивное построение кувшина
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования городского округа Певек «Детская школа искусств»
Методическая разработка урока

Тема:
«линейно-конструктивное построение кувшина» Выполнила: Должность: преподаватель декоративно-прикладного и изобразительного искусства ФИО: Радионова Мария Романовна Певек, 2016г.
Методическая разработка урока «линейно-конструктивное построение кувшина». Урок является частью
рабочей программы общеэстетической

направленности по учебному предмету «Рисунок»
срок реализации 4 год. Разработана преподавателем Радионовой Марией Романовной.
Возраст учащихся:
- 4 класс отделения декоративно-прикладного и изобразительного искусства (по 7ми летнему курсу обучения)или 1 класс отделения декоративно-прикладного и изобразительного искусства (4 года обучения обучения);
Продолжительность урока
: 40 минут
Тема урока:
«линейно-конструктивное построение кувшина».
Методическая цель:
Знакомство с основами линейно-конструктивного построения предмета и выполнение конструктивного рисунка простого предмета кувшина с помощью графитного карандаша.
Образовательные задачи:
а) обучающая (знакомство с правилами линейно-конструктивного построения предметов); б) развивающая (практические навыки выполнения линейно-конструктивного рисунка простого предмета с соблюдением правил конструктивного рисунка); в) воспитательная (воспитание эстетического и художественного вкуса, восприятия гармонии окружающего мира, волевых качеств (целеустремленности, критичности, умения объективно оценивать собственную работу).
Вид урока:
практический
Тип урока:
комбинированный Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие
методы обучения
:  словесный (объяснение, беседа);  наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);  практический (дети самостоятельно выполняют конструктивный рисунок предмета);  эмоциональный (подбор образов, художественные впечатления).
Материально-техническое обеспечение урока:
для учеников: мольберт, формат листа А4, графитные карандаши маркировки H, F, HB, ластик. Для урока: мольберты, кувшин, средний подиум, однотонная драпировка без складок, наглядные методические пособия. Для учителя: формат листа А4, графитные карандаши маркировки H, F, HB, ластик.
Применение здоровье-сберегающих технологий:
- в ходе урока преподаватель следит за правильной осанкой детей; - нормирование времени при работе.
Введение.

Рисунок является основой основ изобразительного искусства – живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, основой всякого реалистического изображения, или, как говорил Микеланджело, это высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок – источник и корень всякой науки. Через рисунок геометрических тел ребенок учится видеть окружающий его мир и понимать, что все предметы этого мира состоят из набора простых геометрических тел. Это пять основных форм: шар, конус, цилиндр, куб и тор (бублик, баранка). Для правильного построения предметов и передачи их трёхмерности на плоскости листа мы используем конструктивный рисунок. Конструктивный рисунок – это рисунок внешних контуров предметов, как видимых, так и невидимых, выполненный с помощью линий построения. Таким образом мы создаем «каркас» того объекта, который собираемся нарисовать. А для того, чтобы создать такой «каркас», нам необходимо проанализировать изображаемый предмет.
Ход урока
Организация учебного процесса требует краткости организационного момента, быстрого включения всех учащихся в деловой ритм, полной готовности класса и оборудования к уроку. 1. Конструктивный рисунок начинается с анализа. Определяем расположение листа на мольберте (по вертикале или горизонтали). Это напрямую зависит от предмета, который мы хотим изобразить на листе бумаги. См. приложение № 1 2. Рисунок необходимо начинать с композиции предмета в пространстве листа. В двухмерном пространстве листа, имеющем только высоту и ширину, мы должны отразить кувшин таким образом, чтобы он весь вошел на лист и ему не было в этом пространстве тесно. С помощью метода визирования определяем соотношение ширины с высотой кувшина. В этом методе сторона карандаша используется как мерный инструмент, на ней можно визуально зафиксировать величины частей кувшина и произвести их сравнение между собою. Чтобы измерения были точными, нужно во время них карандаш всегда держать только на вытянутой руке и никогда не использовать короткие карандаши. См. приложение № 2 3.Данные пропорции переносим на лист бумаги. Размечаем правую, левую, нижнюю и верхнюю границы рамки, в которую войдет кувшин. См. приложение № 3 4.Данный кувшин симметричен. Поэтому проводим осевую линию. См. приложение № 4 5.Разбиваем кувшин на составные части. После того как мы наметили на листе положение и границы кувшина, внимательно анализируем из каких простых геометрических фигур можно составить кувшин. Кувшин состоит из
трех основных частей: горлышко, тулово и донышко. В каждую часть можно вписать геометрическую фигуру: горлышко – трапеция; тулово - круг, донышко – прямоугольник. Находим соотношение этих частей кувшина по отношению друг к другу. См. приложение № 5 6. Определяем положение эллипсов. Эллипсы строятся последовательно: сначала нижний, потом верхний, затем остальные. Верхний эллипс должен быть менее «раскрытым», чем нижний, так как он находится выше и приближен к линии горизонта (уровню глаз рисующего); другие эллипсы как бы «вставляются» между ними. Всё рисуется прозрачно, легкими линиями. Важно, чтобы эллипсы рисовались плавно, без углов. См. приложение № 6 7. Рисуем форму кувшина, соединяя последовательно края эллипсов. Прорисовываем детали кувшина, переходы от одной геометрической фигуры к другой, объединяя их в единое целое. Убираем резинкой лишние линии построения. См. приложение № 7 и приложение № 8
Самостоятельная работа
- после объяснения материала ученики садятся за свои мольберты, прикрепляют лист бумаги и последовательно строят кувшин.
Учитель подводит итог:
просмотр работ, в ходе которой указываются ошибки. Лучшие работы выставляются на выставках.
Заключение:
Рисунок, как учебный предмет, требует много усилий и целенаправленного труда, особенно в первоначальном периоде. Рисование с натуры предметов с линейно-конструктивном построением ставит своей задачей правильно наблюдать и познавать окружающую нас природу.
Список используемой литературы:
1. Беда Г. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция. 2-е издание, переработанное и дополненное. М., 1981. 2. Кондахчан Е. Методика преподавания рисунка в средней школе. 2-е издание. М., 1952. 3. Радлов Н. Рисование с натуры. 3-е издание. Л., 1978. 4. Ростовцев Н. Академический рисунок. 3-е издание, дополненное и переработанное. М., 1995. 5. Чистяков П. Рисунок, живопись, композиция. М., 1953.
Приложения:

Приложение № 1 Приложение № 2 Приложение № 3 Приложение № 4 Приложение № 5 Приложение № 1
Приложение № 6 Приложение № 8 Приложение № 7


В раздел образования