Автор: Радионова Мария Романовна Должность: преподаватель декоративно-прикладного искусства Учебное заведение: МАОУ ДО городского округа Певек "Детская школа искусств" Населённый пункт: Певек Наименование материала: методическая разработка урока Тема: Линейно-конструктивное построение кувшина Раздел: дополнительное образование
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
городского округа Певек «Детская школа искусств»
Методическая разработка урока
Тема:
«линейно-конструктивное построение кувшина»
Выполнила:
Должность: преподаватель
декоративно-прикладного и изобразительного искусства
ФИО: Радионова Мария Романовна
Певек, 2016г.
Методическая разработка урока «линейно-конструктивное построение
кувшина».
Урок является частью рабочей программы общеэстетической
направленности по учебному предмету «Рисунок» срок реализации 4 год.
Разработана преподавателем Радионовой Марией Романовной.
Возраст учащихся: - 4 класс отделения декоративно-прикладного и
изобразительного искусства (по 7ми летнему курсу обучения)или 1 класс
отделения декоративно-прикладного и изобразительного искусства (4 года
обучения обучения);
Продолжительность урока : 40 минут
Тема урока: «линейно-конструктивное построение кувшина».
Методическая цель: Знакомство с основами линейно-конструктивного
построения предмета и выполнение конструктивного рисунка простого
предмета кувшина с помощью графитного карандаша.
Образовательные задачи:
а) обучающая (знакомство с правилами линейно-конструктивного построения
предметов);
б) развивающая (практические навыки выполнения линейно-конструктивного
рисунка простого предмета с соблюдением правил конструктивного рисунка);
в) воспитательная (воспитание эстетического и художественного вкуса,
восприятия гармонии окружающего мира, волевых качеств
(целеустремленности, критичности, умения объективно оценивать
собственную работу).
Вид урока: практический
Тип урока: комбинированный
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения :
словесный (объяснение, беседа);
наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
практический (дети самостоятельно выполняют конструктивный
рисунок предмета);
эмоциональный (подбор образов, художественные впечатления).
Материально-техническое обеспечение урока:
для учеников: мольберт, формат листа А4, графитные карандаши маркировки
H, F, HB, ластик.
Для урока: мольберты, кувшин, средний подиум, однотонная драпировка без
складок, наглядные методические пособия.
Для учителя: формат листа А4, графитные карандаши маркировки H, F, HB,
ластик.
Применение здоровье-сберегающих технологий:
- в ходе урока преподаватель следит за правильной осанкой детей;
- нормирование времени при работе.
Введение.
Рисунок является основой основ изобразительного искусства – живописи,
скульптуры, декоративно-прикладного искусства, основой всякого
реалистического изображения, или, как говорил Микеланджело, это высшая
точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок – источник и корень
всякой науки.
Через рисунок геометрических тел ребенок учится видеть окружающий его
мир и понимать, что все предметы этого мира состоят из набора простых
геометрических тел. Это пять основных форм: шар, конус, цилиндр, куб и тор
(бублик, баранка). Для правильного построения предметов и передачи их
трёхмерности на плоскости листа мы используем конструктивный рисунок.
Конструктивный рисунок – это рисунок внешних контуров предметов, как
видимых, так и невидимых, выполненный с помощью линий построения.
Таким образом мы создаем «каркас» того объекта, который собираемся
нарисовать. А для того, чтобы создать такой «каркас», нам необходимо
проанализировать изображаемый предмет.
Ход урока
Организация учебного процесса требует краткости организационного
момента, быстрого включения всех учащихся в деловой ритм, полной
готовности класса и оборудования к уроку.
1.
Конструктивный рисунок начинается с анализа. Определяем
расположение листа на мольберте (по вертикале или горизонтали). Это
напрямую зависит от предмета, который мы хотим изобразить на листе
бумаги. См. приложение № 1
2. Рисунок необходимо начинать с композиции предмета в пространстве
листа. В двухмерном пространстве листа, имеющем только высоту и ширину,
мы должны отразить кувшин таким образом, чтобы он весь вошел на лист и
ему не было в этом пространстве тесно. С помощью метода визирования
определяем соотношение ширины с высотой кувшина. В этом методе сторона
карандаша используется как мерный инструмент, на ней можно визуально
зафиксировать величины частей кувшина и произвести их сравнение между
собою. Чтобы измерения были точными, нужно во время них карандаш
всегда держать только на вытянутой руке и никогда не использовать короткие
карандаши. См. приложение № 2
3.Данные пропорции переносим на лист бумаги. Размечаем правую, левую,
нижнюю и верхнюю границы рамки, в которую войдет кувшин.
См. приложение № 3
4.Данный кувшин симметричен. Поэтому проводим осевую линию.
См. приложение № 4
5.Разбиваем кувшин на составные части. После того как мы наметили на
листе положение и границы кувшина, внимательно анализируем из каких
простых геометрических фигур можно составить кувшин. Кувшин состоит из
трех основных частей: горлышко, тулово и донышко. В каждую часть можно
вписать геометрическую фигуру: горлышко – трапеция; тулово - круг,
донышко – прямоугольник. Находим соотношение этих частей кувшина по
отношению друг к другу. См. приложение № 5
6. Определяем положение эллипсов. Эллипсы строятся последовательно:
сначала нижний, потом верхний, затем остальные. Верхний эллипс должен
быть менее «раскрытым», чем нижний, так как он находится выше и
приближен к линии горизонта (уровню глаз рисующего); другие эллипсы как
бы «вставляются» между ними. Всё рисуется прозрачно, легкими линиями.
Важно, чтобы эллипсы рисовались плавно, без углов. См. приложение № 6
7. Рисуем форму кувшина, соединяя последовательно края эллипсов.
Прорисовываем детали кувшина, переходы от одной геометрической фигуры
к другой, объединяя их в единое целое. Убираем резинкой лишние линии
построения. См. приложение № 7 и приложение № 8
Самостоятельная работа - после объяснения материала ученики садятся за
свои мольберты, прикрепляют лист бумаги и последовательно строят
кувшин.
Учитель подводит итог: просмотр работ, в ходе которой указываются
ошибки. Лучшие работы выставляются на выставках.
Заключение:
Рисунок, как учебный предмет, требует много усилий и целенаправленного
труда, особенно в первоначальном периоде. Рисование с натуры предметов с
линейно-конструктивном построением ставит своей задачей правильно
наблюдать и познавать окружающую нас природу.
Список используемой литературы:
1.
Беда Г. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись,
композиция. 2-е издание, переработанное и дополненное. М., 1981.
2.
Кондахчан Е. Методика преподавания рисунка в средней школе. 2-е
издание. М., 1952.
3.
Радлов Н. Рисование с натуры. 3-е издание. Л., 1978.
4.
Ростовцев Н. Академический рисунок. 3-е издание, дополненное и
переработанное. М., 1995.
5.
Чистяков П. Рисунок, живопись, композиция. М., 1953.
Приложения: