Напоминание

Развитие УУД


Автор: Наливайко Светлана Анатольевна
Должность: методист
Учебное заведение: РЦОО МБОУ ДО "ДДТ"
Населённый пункт: г. Навашино, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие УУД
Раздел: начальное образование





Назад





Развитие универсальных учебных действий (УУД).

(для семинара)
Программа развития УУД является неотъемлемой частью Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения Является ли это понятие новым или это - то понятие, которое обобщает, концентрирует в себе достижения психологических и педагогических наук. Само понятие УУД близко к таким понятиям, как обобщённое учебное умение, обобщённый способ учебных действий, метопредметные умения и метопредметные результаты. Понятие УУД - это понятие, которое обобщает тот позитивный опыт, который связан с формированием важнейшей компетенции- умение учиться, которая обеспечивает не только успешность обучения, но и даёт возможность непрерывного образования на протяжении всей жизни. Понятие УУД было востребовано изменением парадигмы образования, которое произошло в последнее десятилетие в нашей стране и за рубежом. Это изменение связано с тем, что от прежней ЗУНовской парадигмы мы перешли к компетентностной парадигме, которая рассматривает цель образования как развитие личности учащегося в становлении основ, предпо сылок для непрерывного образования и л и ч н о с т н о го самосовершенствования. Какие же функции выполняют УУД? Прежде всего они обеспечивают способность и возможность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию. Дело в том, что на протяжении всей нашей жизни мы вынуждены учиться, переучиваться, доучиваться, т.е. непрерывное образование - это реальность наших дней, поэтому именно школе необходимо обеспечить учащимся развитие такой способности. Вторая функция обеспечивает процесс регуляции учебной деятельности, который предполагает принятие и постановку целей и задач, поиск решения этих задач, выбор наиболее эффективных способов решения этих задач, реализацию контроля, оценки результатов учебной деятельности. Третьей важной функцией является обеспечение успешности обучения, понимаемой в широком смысле слова, как формирование целостной картины мира. Эта целостная картина мира обеспечивает мировоззрение учащихся, его мировосприятие, его понимание закономерностей, функции общества, природы, его место в этом мире. Дело в том, что если раньше школа была
единственным и приоритетным институтом социализации, то сегодня информационная среда разнообразна: это и различные СМИ, и всевозможные дополнительные образовательные услуги. Но всё-таки за школой остаётся ведущая роль. Задача учителя не просто передавать информацию, а в том, чтобы помочь им интегрировать это, представив в форме целостной картины мира, понимание того, что происходит вокруг, осознание своего места в этом мире. Кроме того, важной функцией УУД является обе спечение формирования компетентностей учащихся в различных предметных областях: в области математики, родного языка, истории, географии и многих других. Но задачу усвоения ЗУН никто не отменял. Это необходимо, и овладение ими - залог успешности обучения. Теперь о том, что же представляют собой УУД? И здесь мы говорим о 4-х основных видах таких действий
. Это личностные,

регулятивные,

познавательные и коммуникативные УУД.
Что касается личностных УУД, то здесь мы говорим о 3-х основных блоках. Первый блок
связан с процессами самоопределения
. Часто мы слышим такую фразу: школа готовит ребёнка к будущей взрослой жизни. Это очень ёмкая фраза. Так к чему же конкретно готовит школа? Ведь не только к тому, что она вооружает молодого человека ЗУН. Одна из основных задач школы - это подготовка молодого человека к самоопределению, т.е. определение самого себя на основе тех стандартов, которые являются базой для выбора жизненных целей, для построения программы самообразования, самовоспитания, саморазвития. Второй
блок связан со смыслом учебной деятельности.
Это самый сложный вопрос, потому что он связан с мотивами и смыслами обучения. Все мы знаем, что в последнее время произошло резкое падение мотивации учащихся. Уже в первый класс приходят дети, которые не только не проявляют познавательной активности, но и которые уже насытились школой. Есть различные причины - почему мотивации нет, но она снижена. Третий
блок

связан

с

нравственным

развитием
личности
.
В современные стандарты в качестве центральной части входит концепция духовно- нравственного развития и отношения нравственности, морали пронизывают всю нашу жизнь, в том числе и отношение к учебной деятельности: это и отношения с учителем, и со сверстниками. Поэтому
нравственное оценивание, решение моральных дилемм тоже является одной из составных частей личностных УУД. Говоря о личностных УУД, выделяют 2 основных направления характеристики этих действий. Во - первых,
это

самопознание
- система представлений о себе, знание того, кто я, что значимо для меня, какие у меня мотивы, цели, какие ценности я исповедаю. Всё это образует «Я - концепцию». Эта концепция предполагает развитие у ребёнка самооценки, которая должна быть сформирована уже к поступлению ребёнка в школу. Второе УУД в этом блоке
связано со становлением идентичности

личности
. Идентичность – это есть система устойчивых представлений о самом себе с выделением наиболее центральных моментов самого себя: например, к какой гентерной группе он относится, о своей гражданской принадлежности, о своей социальной, семейной роли, и принятие этой роли. Иначе, это система ролей, которые человек выполняет в жизни. И наконец, 3-й вид УУД в личностном блоке - это
самоопределение,
которое осуществляется и как личностное (каким я должен стать, какой я есть, каким я буду, каким хочу стать). Это и профессиональное самоопределение. Есть профильная подготовка, которая призвана выявить способности ребёнка, реализовать свой потенциал. Но есть и предпрофильная подготовка, когда учащийся должен решить задачу предварительного профессионального определения достаточно рано ещё в школе, когда психологических предпосылок в полной мере для принятия необходимого решения у него ещё нет, и эту задачу он может решать только в процессе сотрудничества с педагогами, родителями, представителями общества. Но наконец, сюда относится и жизненное самоопределение, которое связано с построением жизненных планов как на дальнее будущее (20- 30- 40 лет вперёд), так и на ближайшее будущее. Вот подготовка к такому самоопределению- то УУД, которое необходимо формировать. Второй блок личностных УУД
связан со смыслообразованием,

с

мотивацией.
Если учащийся не хочет учиться, то учить его невозможно, какие бы технологии мы не применяли. Основной целью этого действия является установление учащимися того значения, которое имеет результат учебной деятельности для удовлетворения мотивов,
потребностей
. Если учащийся изучает учебный предмет, он должен знать - зачем ему нужно это знание, как он его будет применять в жизни.
Третий вид УУД личностного блока -
это нравственно - этическая

ориентация.
Она очень актуальна сейчас. Но при решении этой проблемы не надо забывать, что мир изменился, и хотя общечеловеческие нравственные ценности остались, мы должны учитывать новые реалии жизни. Вот в житейском сознании существует ошибочное мнение о том, что нравственное развитие ребёнка происходит само собой, впитываясь с молоком матери. Но это не так, и, к сожалению, не всегда уделяем внимание этой задаче и в учебной деятельности, и в домашнем воспитании, и в отношениях со сверстниками. Что же входит в морально- этическую ориентацию? Первое действие э т о
выделение

морального

содержания
. Не всегда ребёнок видит то моральное содержание жизненной ситуации, которое видим мы, взрослые (Осеева). И сам ребёнок не может этого сделать, этому необходимо учить. Второе действие связано
с

построением

системы

нравственных

ценностей
. Все дети следуют моральным нормам. Но что делать, если эти моральные нормы конкурируют? Например, нужно помочь товарищу, и мама просила прийти пораньше, помочь ей с уборкой. Вот нравственная коллизия. И то, и другое значимо, важно, надо выбирать. Произошло противоречие двух норм, и поэтому надо, что бы были осознаны те нравственные основания, которые лежит в основе морального выбора. И, наконец, всё это требует оценивания не только с точки зрения реальных последствий, но и с точки зрения моральной нормы, а значит осуществлять
личностно - моральный выбор.
И это не приходит само, этому надо учить, и школа открывает здесь очень большие возможности.
Вторым блоком УУД являются регулятивные действия
. Регуляция, организация управления деятельностью - это основа основ успешности этой деятельности. Поэтому то, что приобретает ребёнок на каждом уроке, при выполнении любой задачи, любого упражнения - это умение управлять и регулировать свою деятельность. Какие же действия входят в состав этого блока?
Это целеполагание,

планирование,

прогнозирование,

контроль,

коррекция,

оценка

и,

наконец, новый вид учебных действий - волевая саморегуляция
.
Целеполагание -
это постановка некой учебной задачи, но это не упражнение из учебника, а освоение способа учебного действия. Целеполагание предполагает принятие учебной задачи на основе того, что
учащийся должен понять меры, границы своего знания и учебная задача - это есть прыжок в будущее, что надо усвоить.
Планирование
- это определение последовательности промежуточных целей, т. е. определение того, в каком направлении надо двигаться, каковы ориентиры, которых надо достичь, чтобы обеспечить конечный результат.
Прогнозирование
- это забегание вперёд, умение увидеть то, что будет, прогнозировать результат конечно с определённой целью, с целью внесения необходимых корректив в выполнение действия.
Контроль
- это сличение способа действия с эталоном этого действия.
Коррекция
- это внесение необходимых дополнений в план действия, когда есть расхождения между тем, что надо и между тем, что получается.
Оценка
предполагает выделение того, что уже усвоено, осознание того, в какой мере это усвоено, и осознание того, что нужно сделать для того, чтобы обеспечить результат.
Волевая саморегуляция
- это инновационный момент регулятивного блока. Мы говорим ребёнку: «не получается - старайся, огорчён - стисни зубы и иди дальше», но этому тоже надо учить, это надо освоить. Что же это за действия? Это умение действовать в ситуации помех, это формирование помехоустойчивости. Ребёнок часто испытывает волнение, страх, тревожность и с этим надо научить его бороться, справляться со своими страхами и действовать разумно. С этим связана такая характеристика, как эмоциональная устойчивость к стрессам. Это так же формирование действия совладания с трудными ситуациями.
Третий блок УУД - очень важный, это познавательные учебные

действия
. Они связаны с такими понятиями, как
умственное развитие,

мышление,

интеллектуальные

способности.
В этот блок входят 3 основных вида учебных действий:
общеучебные,

логические

и

действия,

связанные

с

разрешением

проблем.

Общеучебные

УУД
– это метопредметные действия, которые присутствуют на любом уроке при освоении любого предмета. К ним относятся: во - первых, действия, связанные с умением самостоятельно выделять, осознавать, формулировать учебную цель. Во- вторых, это действия информационного поиска (умение использовать различную учебную информацию из различных источников). Третье
общеучебное УУД - это постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов, решений при выполнении задач творческого и поискового характера. Сюда относятся проектные работы, где цель поставлена, но эталона решения нет. Четвёртое общеучебное действие - это знаково - символические действия, которые пронизывают всю учебную деятельность на всех ступенях образования. Не менее важное умение - строить свои речевые высказывания как в устной, так и в письменной речи. Не менее важно смысловое чтение. Это действие в базовых компонентах должно быть освоено в начальной школе. Оно предполагает умение читать тексты разных жанров, умение извлекать информацию в соответствии с целью чтения, овладеть различными видами чтения. Важным и значимым общеучебным действием является рефлексия, т.е. осознание способов и условий действия, осознание средств, способов контроля этого действия, оценки действия. Это то, что в совокупности обеспечивает крайне важное качество умственной деятельности учащихся - качество критичности. Можно что- то не знать, не уметь, но, если мы понимаем, что мы этого не знаем и не умеем, если осознаём, почему нам не удаётся выполнить задачу - это первое и необходимое условие к поиску, ориентировке и нахождению правильного решения. Поэтому критичность – это основа движения вперёд, основа самообразования. И наконец, ещё одно общеучебное действие - выбор наиболее эффективных способов решения задач. Умение использовать разные ходы, разные способы решения, оценивать их и на основе этой оценки выбирать лучшее составляет крайне важное общеучебное действие, которое составляет успешность любой деятельности. В рамках познавательного блока выделяются логические УУД – это те средства мышления, которые лежат в основе любой учебной задачи. Это всем нам известные логические действия, как анализ объекта, т. е. выделение существенного и несущественного; синтез, т.е. составление целого из частей; сравнение и классификация предметов; построение логической цепи рассуждений; установление причинно – следственных связей; выдвижение и обоснование гипотез и их доказывание. Третий вид в этом блоке – это действия, связанные с разрешением проблемных ситуаций. Здесь и формулирование проблемы, и самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера, это и задачи эвристического характера. Четвёртым блоком УУД – это коммуникативные учебные действия. Мы воспринимаем школу как то место, где ребёнок овладевает системой знаний и
умений. Однако часто забываем о том, что школа – это и школа общения, где он овладевает технологиями общения, умением работать в команде, быть лидером, действовать согласованно. Для ребёнка очень важно сотрудничество со сверстниками, где сверстник выступает как партнёр по совместной учебной деятельности. Коммуникативные учебные действия можно подразделить на следующие подвиды. Во – первых, это действия, связанные с планированием учебного сотрудничества, с распределением ролей, определение задач, функций каждого партнёра; это действия, связанные с постановкой вопросов (здесь речь идёт о диалогическом мышлении); действия, связанные с умением ребёнка строить произвольное контекстное общение, которое отвечает требованиям родного языка; далее – действия, связанные с действиями в группе сверстников (способность быть лидером, способность согласовывать свои действия с действиями партнёра). И, наконец, последнее действие – это умение слушать и слышать партнёра.

УУД

регулятивные

целеполагание

прогнозирование

планирование

оценка

контроль

коррекция

Волевая саморегуляция

познавательны

общеучебные

логические

Связанные с разрешением проблем

личностные

3 блок связан с нравственным становлением личности

1 блок связан с процессами самоопределения

2 блок связан со смыслом учебной деятельности

самопознание (Я-концепция)

идентичность личности

самоопределение

мотивация

Личностно-моральный выбор

Построение системы нравственных ценностей

Выделение морального содержания

коммуникативные

Планирование сотрудничества

Постановка вопросов

Умение строить произвольное контекстное общение

Умение слушать и слышать партнера

Действия в группе сверстников


Практическая работа

Задание:
установить соответствие между видом УУД и конкретными учебными действиями.
Учебные действия
: 1. Постановка учебной задачи. 2. Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. 3. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. 4. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров. 5. Установление причинно-следственных связей. 6. Социальные и личностные ценности, обеспечивающие личностный моральный выбор. 7. Соотнесение того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. 8. Разрешение конфликтов. 9. Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. 10.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. 11.Составление плана и последовательности действий. 12.Поиск и выделение необходимой информации. 13.Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. 14.Анализ объектов с целью выделения признаков. 15.Способность к преодолению препятствий. 16.Предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.
17.Свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей. 18.Постановка и формулирование проблемы. 19.Определение основной и второстепенной информации. 20.Контроль, коррекция, оценка своих действий и действий партнера. 21.Выдвижение гипотез и их обоснование. 22.Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. 23.Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. 24.Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. 25.Смысловое чтение.


В раздел образования