Автор: Панкратова Елена Анатольевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ г. Владимира "Гимназия № 35"
Населённый пункт: г. Владимир
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Касательная к графику функции"
Раздел: полное образование
Тема:
Касательная к графику функции. (10 класс)
Цели:
Образовательные
Учить
учащихся
выполнению
задач,
связанных
с
составлением
уравнения
касательной
к
графику
дифференцируемой
функции
с
различными
исходными
данными.
Повторить
и
закрепить:
понятие
касательной к графику дифференцируемой функции; основные правила
дифференцирования; решение квадратных уравнений и систем уравнений.
Воспитательные.
Через решение задач, уравнений, постановку нетрадиционных вопросов
прививать учащимся интерес к предмету. Способствовать выработке у
учащихся умения обобщать изучаемые факты. Воспитывать веру в свои
силы. Формировать умения ясно и четко излагать свои мысли и грамотно
выполнять математические записи.
Развивающие.
Через решения системы разнотипных заданий развивать творческую и
мыслительную деятельность учащихся; умение анализировать, сравнивать
математические объекты; способствовать развитию интеллектуальных
качеств (самостоятельность мышления, способность к переключению,
обобщению).
Способствовать
формированию
самостоятельной
и
коллективной работы.
Ход урока
I
. Организация начала урока. Постановка целей.
Учитель:
Сегодня на уроке мы продолжим с вами работу по теме «Касательная к
графику функции». Только сегодня, всевозможные задачи, связанные с
составлением уравнения касательной, мы рассмотрим на примере одной
функции. По ходу выполнения заданий, мы попробуем проследить: как
изменяется решение задачи при незначительном изменении содержания ее
условия.
Сначала выполним несколько устных упражнений.
II
. Устная работа.
№1. В какой точке параболы y = 0,5x
2
– x касательная к ней
наклонена к оси под углом
/4?
№2. К кривой y = 2x
2
– 8x + 1 проведена касательная
параллельная оси абсцисс. Найдите координаты точки
касания.
Функции
заранее
записаны на
доске.
№3. Какой из прямых
y = 2x – 7
y = -x + 2
y = x + 1
y = 15 – x
будет параллельна касательная к графику функции y = x
3
– x
в точке x
0
= 0?
Варианты ответов учащихся:
№1. Т. к.
=
/4, то tg
= 1
Следовательно, необходимо решить уравнение y’ = 1,
(т. к. tg
= k = y’(x
0
) для касательной)
y’ = x – 1; x – 1 = 1; x = 2. Ответ: (2; 0)
№2. Т. к. касательная параллельна оси абсцисс, то k
кас
= 0
(0x: y = 0)
Необходимо решить уравнение y’ = 0.
y’ = 4x – 8
4x – 8 = 0, x = 2
Ответ: (2; -7)
№3. Т. к. прямые параллельны, если равны их угловые
коэффициенты, то найдем угловой коэффициент
касательной к графику данной функции в точке x
0
= 0.
k
кас
= y’(0)
y’ = 3x
2
– 1; y’(0) = -1, k = -1
Ответ: y = - x + 2 и y = 15 – x
III. Усвоение новых знаний. Решение заданий различного вида.
Теперь перейдем, непосредственно, к составлению
уравнений касательных к графику функции
Рассмотрим функцию
f (
)
x
=
x
3
3
4x
1. Составьте уравнение касательной к графику функции в
точке с абсциссой x
0
= 3.
Функция
записана на
боковой доске
Решение: y = f (x
0
) + f ’ (x
0
)(x – x
0
)
Выполняется
учащимися
f ’(x) = x
2
– 4
y = -3 + 5(x – 3)
y = 5x – 18
Вопрос: Изменится ли решение задачи, если вместо
абсциссы точки x
0
= 3 указать координаты точки, через
которую проходит касательная?
самостоятельно
2. A (3; -3)
Ответ учащегося: Нет, т. к. точка A (3; -3) принадлежит
графику функции и, следовательно, является точкой
касания.
y = 5x – 18
На доске:
A (3; -3)
3. B (3; -12)
Ответ учащегося: Да, т. к. точка не принадлежит графику
данной функции
B (3; -12)
Составьте уравнение касательной, проходящей через эту
точку.
Решение: Пусть x
0
– абсцисса точки касания, тогда
уравнение касательной:
y =
x
0
3
3
4x
0
x
0
2
4 (
)
x
x
0
+
y =
x
0
3
3
x
0
2
x
x
0
3
4x
+
Т. к. B (3; -12) принадлежит этой прямой, то
12 =
2x
0
3
3
3x
0
2
+
12
x
0
2
3
2
3
x
0
= 0
x
0
= 0 или
x
0
=
9
2
Выполняется
учащимися
самостоятельно
1) x
0
= 0 y = -4x
2)
x
0
=
9
2
y = 16
1
4
x
60
3
4
4. Напишите уравнение касательных к графику функции,
параллельных прямой y = -3x + 1.
y = -3x + 1
Вопрос: Что изменится в решении задачи?
Ответ учащегося: Как и в предыдущей задаче, нам
неизвестна точка касания, но теперь, для ее нахождения,
мы можем воспользоваться условием параллельности
прямых (равенство угловых коэффициентов).
Решение: k = f ‘ (x
0
) = -3
x
0
2
4 =
3
x
0
2
= 1
;
x
0
=
1
Выполняется
учащимися
самостоятельно
1) x
0
= 1
y =
3x
2
3
2) x
0
= -1
y =
3x
2
3
+
Видоизменим несколько исходную функцию:
f (
)
x
=
x
3
3
4x
a
+
Запись на доске
5. Найдите все значения параметра a, при которых
график функции касается оси абсцисс.
Решение: Т. к. ось 0x – касательная, то уравнение
касательной y = 0 и f ‘(x
0
) = 0, (x
0
, 0) – точка касания
x
0
2
4 = 0
угловой коэффициент
x
0
3
3
4x
0
a
+
= 0
общая точка
x
0
=
2
a = 4x
0
x
0
3
3
x
0
= 2
a =
16
3
x
0
=
2
a =
16
3
Ответ: при a =
(16/3)
Видоизменим исходную функцию:
f (
)
x
=
x
3
3
bx
a
+
Запись на доске
6. При каких значения a и b график функции касается
прямой y = 4x + 1 в точке с абсциссой?
y = 4x + 1
x
0
= 1
Вопрос: Что общего будет в решении этой и предыдущей
задачи?
Ответ учащегося: Для ответа на вопрос используются
условия, при которых прямая является касательной к
данной функции.
1). f (x
0
) = y(x
0
) – существование общей точки
2). k = f ‘(x
0
)
Решение:
x
0
3
3
bx
0
a
+
= 4x
0
1
+
x
0
2
b = 4
1
3
b
a
+
= 5
1
b = 4
,
a = 4
2
3
b
+
b =
3
,
a = 1
2
3
b =
3
Ответ: при
a = 1
2
3
,
b =
3
7. Определить сколько точек существует на графике
функции
f (
)
x
=
x
3
3
4x
,
касательные в которых
перпендикулярны прямой y = 3x – 5.
Дополнительное
задание
y = 3x – 5
Решение: Условие перпендикулярности прямых: k
1
*k
2
= -1
k
1
= 3,
k
2
= f ' (
)
x
0
=
1
k
1
=
1
3
x
0
2
4 =
1
3
;
x
0
=
11
3
Ответ: две точки.
Подведение итогов урока.
Сегодня на уроке вы увидели, что на примере одной функции можно
рассматривать всевозможные задания, связанные с понятием касательной
к графику дифференцируемой функции, составлением уравнений
касательных, свойствами прямых быть параллельными и
перпендикулярными.
Домашнее задание
№1. В задание №4 найти расстояние между касательными.
№2. В задании №7 написать уравнения касательных.
Учитель подводит окончательные итоги урока и выставляет отметки
учащимся.