Школьный этап конкурса "Учитель года" как эффективная форма сопровождения молодых педагогов
Автор: Лобастова Марина Петровна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МАОУ гимназия №13 Населённый пункт: г. Томск Наименование материала: статья Тема: Школьный этап конкурса "Учитель года" как эффективная форма сопровождения молодых педагогов Раздел: среднее образование
как эффективная форма сопровождения молодых педагогов
Лобастова М.П.,
учитель русского языка и литературы
МАОУ гимназии №13 г. Томска
Системно-деятельностный
подход
в
обучении
школьников
напрямую
связан с активными методами обучения самих педагогов. Никакие лекции не
способны заменить живое общение в ходе игр, дебатов и конкурсов.
Конкурс профессионального мастерства зачастую рассматривается как
форма демонстрации опытными учителями достигнутых результатов. В то же
время конкурс и процесс подготовки – не что иное, как интерактивная школа
мастерства.
В качестве примера приведу опыт сопровождения молодого специалиста
в рамках школьного этапа конкурса «Учитель года». Номинация «Молодой
учитель года» появилась в положении о конкурсе с целью сопровождения
профессиональной адаптации молодых педагогов, оказания им методической
помощи в новых, современных формах.
Положение
о
конкурсе
включало
для
молодых
специалистов
три
испытания:
- подготовку педагогического портфолио;
- проведение и анализ урока;
- защиту педагогического проекта.
Может
показаться
странным
требование
к
портфолио
только
начинающего работать учителя. Между тем, смысл данного этапа в том,
чтобы
научить
молодого
специалиста
вести
портфолио,
объяснить
его
необходимость
и
целесообразность.
Не
важно,
что
портфолио
не
будет
объёмным,
важнее
отработать
его
структуру,
наладить
систему
ведения
нового для молодого педагога документа, дать возможность проявить свои
творческие способности. Оценка жюри в данном случае – не только место в
рейтинге, но и рекомендации по совершенствованию портфеля достижений
учителя.
Второй конкурсный этап – урок. Просто и вместе с тем сложно. Без
урока школу представить нельзя. Но как провести урок, соответствующий все
современным
требованиям,
обосновать
использование
образовательных
технологий, методов и приёмов обучения. Как оформить технологическую
карту, связать материал сегодняшнего урока с материалом предыдущего и
последующего уроков? Здесь и нужна помощь наставника, совместная работа
от
определения
целей
урока
и
средств
их
достижения
до
организации
рефлексии и подготовки вариативного домашнего задания. Но мало написать
конспект
урока,
нужно
уметь
импровизировать,
быть
психологически
готовым
к
тому,
что
на
уроке
что-то
может
пойти
не
так,
как
было
запланировано. И тогда профессионализм учителя будет заключаться в том,
чтобы другим, указанным учениками, путём прийти к то же, задуманной
учителем, а сформулированной совместно с детьми, цели.
И
наконец,
педагогический
проект.
Сейчас,
когда
проектно-
исследовательские
компетенции
занимают
первостепенное
место
в
образовательных результатах, учитель не имеет права требовать от ученика
того,
что
не
умеет
делать
сам.
Проектирование
профессиональной
деятельности, поэтапное, планомерное, с точным представлением конечного
результата
–
залог
эффективного
труда
учителя.
Молодой
специалист,
наставников
которого
я
являлась,
выбрала
в
качестве
цели
для
педагогического проекта создание летописи класса. Деятельность педагога в
качестве
классного
руководителя
не
менее
важна,
чем
преподавание
предмета. Шаг за шагом учитель продумывает совместную деятельность с
детьми, обсуждает с наставником замысел, этапы проекта, требования к
оформлению. И вот результат – лучший проект в рамках школьного конкурса
и готовая летопись класса, которая останется с детьми на все годы обучения.
Таким образом, в течение месяца, пока шёл школьный этап конкурса
«Учитель года», молодой учитель на практике узнал и попробовал гораздо
больше,
чем
в
прочёл
бы
в
методичках
и
учебниках
для
студентов
педагогических вузов. Ведь помимо подготовки своих конкурсных заданий,
была возможность посетить уроки коллег-конкурсантов, уроки наставника,
принять участие в обсуждении других педагогических проектов. А радость
живого
общения,
удовлетворенность
своей
работой,
возможно,
будут
способствовать тому, что начинающий учитель останется в школе навсегда.