Напоминание

Школьный этап конкурса "Учитель года" как эффективная форма сопровождения молодых педагогов


Автор: Лобастова Марина Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ гимназия №13
Населённый пункт: г. Томск
Наименование материала: статья
Тема: Школьный этап конкурса "Учитель года" как эффективная форма сопровождения молодых педагогов
Раздел: среднее образование





Назад





Школьный этап конкурса «Учитель года»

как эффективная форма сопровождения молодых педагогов
Лобастова М.П., учитель русского языка и литературы МАОУ гимназии №13 г. Томска Системно-деятельностный подход в обучении школьников напрямую связан с активными методами обучения самих педагогов. Никакие лекции не способны заменить живое общение в ходе игр, дебатов и конкурсов. Конкурс профессионального мастерства зачастую рассматривается как форма демонстрации опытными учителями достигнутых результатов. В то же время конкурс и процесс подготовки – не что иное, как интерактивная школа мастерства. В качестве примера приведу опыт сопровождения молодого специалиста в рамках школьного этапа конкурса «Учитель года». Номинация «Молодой учитель года» появилась в положении о конкурсе с целью сопровождения профессиональной адаптации молодых педагогов, оказания им методической помощи в новых, современных формах. Положение о конкурсе включало для молодых специалистов три испытания: - подготовку педагогического портфолио; - проведение и анализ урока; - защиту педагогического проекта. Может показаться странным требование к портфолио только начинающего работать учителя. Между тем, смысл данного этапа в том, чтобы научить молодого специалиста вести портфолио, объяснить его необходимость и целесообразность. Не важно, что портфолио не будет объёмным, важнее отработать его структуру, наладить систему ведения нового для молодого педагога документа, дать возможность проявить свои творческие способности. Оценка жюри в данном случае – не только место в рейтинге, но и рекомендации по совершенствованию портфеля достижений учителя. Второй конкурсный этап – урок. Просто и вместе с тем сложно. Без урока школу представить нельзя. Но как провести урок, соответствующий все современным требованиям, обосновать использование образовательных технологий, методов и приёмов обучения. Как оформить технологическую карту, связать материал сегодняшнего урока с материалом предыдущего и последующего уроков? Здесь и нужна помощь наставника, совместная работа от определения целей урока и средств их достижения до организации рефлексии и подготовки вариативного домашнего задания. Но мало написать конспект урока, нужно уметь импровизировать, быть психологически готовым к тому, что на уроке что-то может пойти не так, как было запланировано. И тогда профессионализм учителя будет заключаться в том, чтобы другим, указанным учениками, путём прийти к то же, задуманной учителем, а сформулированной совместно с детьми, цели.
И наконец, педагогический проект. Сейчас, когда проектно- исследовательские компетенции занимают первостепенное место в образовательных результатах, учитель не имеет права требовать от ученика того, что не умеет делать сам. Проектирование профессиональной деятельности, поэтапное, планомерное, с точным представлением конечного результата – залог эффективного труда учителя. Молодой специалист, наставников которого я являлась, выбрала в качестве цели для педагогического проекта создание летописи класса. Деятельность педагога в качестве классного руководителя не менее важна, чем преподавание предмета. Шаг за шагом учитель продумывает совместную деятельность с детьми, обсуждает с наставником замысел, этапы проекта, требования к оформлению. И вот результат – лучший проект в рамках школьного конкурса и готовая летопись класса, которая останется с детьми на все годы обучения. Таким образом, в течение месяца, пока шёл школьный этап конкурса «Учитель года», молодой учитель на практике узнал и попробовал гораздо больше, чем в прочёл бы в методичках и учебниках для студентов педагогических вузов. Ведь помимо подготовки своих конкурсных заданий, была возможность посетить уроки коллег-конкурсантов, уроки наставника, принять участие в обсуждении других педагогических проектов. А радость живого общения, удовлетворенность своей работой, возможно, будут способствовать тому, что начинающий учитель останется в школе навсегда.


В раздел образования