Автор: Нестерова Наталия Владимировна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: ГБОУ лицей № 408 Населённый пункт: г. Санкт-Петербург, г. Пушкин Наименование материала: методическая разработка Тема: Урок по теме "Вечный город империи" Раздел: среднее образование
Место урока в системе уроков
Раздел Древний Рим. Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры.
Тип урока
Комбинированный урок
Форма проведения урока
Урок-путешествие
Используемые
педагогические
технологии
проблемного обучения, игровая, ИКТ.
Цели урока.
Предметные :
Метапредметные:
-познакомить учащихся с расцветом Италии на примере памятников архитектуры имперского Рима, отметить
достижения римлян в строительной технике, которые используются в наше время;
-продолжить формировать умение работы с текстом учебника;
- формировать умение извлекать информацию по заданному вопросу из исторической карты;
- развивать умения составления рассказа по рисунку.
Формировать личностные универсальные учебные действия (УУД)
- формировать чувства уважения к традициям и историческому прошлому человечества;
- развивать духовный мир учащихся;
- развитие познавательного интереса к процессу обучения.
Формировать регулятивные УУД
- осуществление контроля своей деятельности;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и исправление допущенных ошибок;
- оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено;
- умение определять понятия, составлять рассказ по рисунку;
- умение работать самостоятельно
.
Формировать коммуникативные УУД
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей;
- владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
План урока
1.
Проверка готовности к уроку, постановка проблемного вопроса.
2.
Аппиева дорога и Гардский мост
3.
Римский форум
4.
Пантеон – храм всех богов
5.
Колизей
6.
Римские термы
7.
Подведение итогов урока
Формы
и
методы
диагностики
1.
Монологические устные ответы (правильность и полнота ответа)
2.
Выступление по темам с сообщениями (логическая последовательность изложения, подведение итогов)
ф о р м и р о в а н и я
о с н о в н ы х
компетенций в рамках ФГОС:
3.
Работа с картой (развитие пространственных представлений)
4.
Тестирование,
самооценка
результатов
учебной
деятельности
учащимися,
представление
карты
самодиагностики и карты коммуникативной активности учащегося по результатам обучения.
Основные понятия и термины
Акведук, бетон, термы, форум, Пантеон, Колизей.
Планируемые образовательные результаты
Личностными результатами являются:
- понимание культурного многообразия мира
- воспитание чувства уважения к традициям и историческому прошлому человечества.
- формирование научного мировоззрения;
Метапредметными результатами являются:
способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
владение умениями работать с различными формами информации (текстом учебника, картой,
вопросами заданий, делать выводы)
способность
решать
творческие
задачи,
представлять
результаты
своей
деятельности
в
различных формах
готовность к сотрудничеству с соучениками.
Предметными результатами являются
- сформированное понимание того, что римская
культура стала одной из основ единой культуры
современного человечества
- знание терминов и понятий темы урока: акведук,
бетон, термы, Пантеон, Колизей
- умение давать полный ответ, работать с картой
-
умение
самостоятельно
ф ормулировать
определения.
Организационная структура урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Универсальные учебные действия
Инструкция по работе со
слайдом
На
экране
демонстрируется
первый
слайд.
I Организационный момент. Мотивация
к учебной деятельности
1.Организует проверку присутствующих
на уроке
2.
Создает
интригу
урока,
предлагая
отправиться в путешествие
1 слайд
Слайд
играет
функциональную
роль иллюстративного характера
и
помогает
ввести
учащихся
в
тему урока.
Среди
многих
городов
империи
только один называли Вечным городом,
Золотым городом или просто Городом.
Это был Рим.
Слушают учителя.
2 слайд
Сегодня
мы
с
вами
совершим
путешествие
в
этот
древний
город,
п о з н а к о м и м с я
с
е г о
достопримечательностями и попробуем
Записывают
в
рабочий
лист
тему
урока
и
проблемный
вопрос
Личностные: согласовать свои
цели обучения с целями урока.
Регулятивные: формирование
навыка подготовки к
3 слайд
ответить на вопрос:
«Почему Рим называют Вечным
городом
систематической деятельности на
уроке.
Актуализация знаний
У
в а с ,
к а к
у
н а с т о я щ и х
п у т е ш е с т в е н н и ко в ,
е с т ь
с в о й
маршрутный
лист
(приложение
1).
В
нем
вы
будете
работать
во
время
путешествия. А перед дорогой давайте
проверим готовность.
Положите
перед
собой
лист
путешественника.
Подпишите его.
З а д а н и е
д л я
п р о в е р к и
–
кроссворд.
Для
работы
вам
дается
3
минуты.
1.
Работают с кроссвордом.
2.
Учитель совместно с
учениками организует проверку
ответов, используя слайды
презентации
3.
Учащиеся проводят
анализ результатов выполнения
кроссворда с использованием
диагностической карты.
Критерии
самооценки
да
нет
Я легко ответил на
вопросы (5
правильных ответов)
Я не смог ответить
на некоторые вопросы
(3 правильных
ответов)
Я не понял, как
выполнять данное
задание (менее 3
правильных ответов)
Познавательные: умение
структурировать знания, контроль и
оценка процесса и результатов
деятельности
Коммуникативные: умение слушать
и вступать в диалог, участвовать в
коллективном обсуждении проблем.
Гл ав н ы й
м е т а п р е д м е т н ы й
навык: способность и готовность к
самостоятельному поиску методов
решения практических задач,
4 слайд
Для того чтобы появлялись
ответы на вопросы, которые
указаны в индивидуальных
маршрутах учащихся,
необходимо нажимать на цифры
в ячейках кроссворда.
Установлены триггеры
открывающие ответы на
вопросы.
1 вопрос. Аппиева дорога и Гардский мост
Р и м ля н е
в с е гд а
п р и д а в а л и
большое
значение
благоустройству
своей столицы. Уже в эпоху республики
они начали строительство великолепных
мощеных дорог, постепенно покрывших
не только Италию, но и многочисленные
провинции.
Самая
древняя
и
самая
важная и знаменитая из них – Аппиева
дорога.
Один
из
по э тов
наз ва л
е е
«царицей дорог, вдаль идущих».
1.
Слушают
объяснение
учителя.
2. Отвечают на вопросы
3. Работают с картой
Познавательные: поиск и
выделение необходимой
информации; умение осознанно
строить речевое высказывание.
Логические: построение
логической цепи рассуждений,
анализ, синтез.
Коммуникативные: умение
слушать и вступать в диалог,
участвовать в коллективном
обсуждении.
Главный метапредметный
навык: смысловое чтение;
умение определять понятие.
5 слайд
Учитель и учащиеся, путешествуя по
Древнему Риму, работают с картой
данного города. Для создания
эффекта интерактивности на карте
размещены элементы (кружочки
желтого цвета), которые позволяют
перейти в нужный пункт назначения
(например, к Аппиевой дороге).
(В данном случае использованы
гиперссылки).
1.
7
с л а й д П о з н а в а т е л ь н ы е :
умение
определять
понятия;
А
вам знакома эта дорога? Чем?
2.
Нажав на слайде 5 элемент
рядом с надписью Акведук
Марция, вы попадете на слайд 7.
1. Слушают объяснение
учителя.
2. Отвечают на вопросы
3. Работают с картой
Познавательные: поиск и
выделение необходимой
информации; умение осознанно
строить речевое высказывание.
Логические: построение
логической цепи рассуждений,
6 слайд
Нажав на слайде 5 элемент рядом с
надписью Аппиева дорога, вы
попадете на слайд 6.
им
мо
г
го
рд
3.
4.
С данного слайда с помощью
управляющей кнопки можно
вернуться к слайду 5, где
размещена карта Древнего Рима
5.
Регулятивные : корректировать
свои действия в соответствии с
полученным результатом.
6.
Главный
метапредметный
навык:
умение
определять понятие.
7.
Рассмотрите внимательно дорогу.
Что вы можете о ней сказать? О
строителях дороги?
По ней и мы с вами попадем в
Рим. Дорога связывала Рим с южными
городами Италии. Ширина дороги 4 – 6
анализ, синтез.
Коммуникативные: умение
слушать и вступать в диалог,
участвовать в коллективном
обсуждении.
С данного слайда с помощью
управляющей кнопки можно
вернуться к слайду 5, где размещена
карта Древнего Рима.
ит
ьс
я
не
то
ль
ко
св
ои
ми
до
ро
га
ми
.
П
о
пр
ик
аз
у
им
пе
ра
то
ро
в
лу
ч
ш
ие
гр
ад
ос
тр
м. По обеим сторонам Аппиевой дороги
почти
на
каждом
шагу
встречаются
памятники истории. Сейчас сохранился
участок дороги 10 км.
ои
те
ли
и
ар
хи
те
кт
ор
ы
во
зв
од
ил
и
го
ро
дс
ки
е
зд
ан
ия
,
мо
ст
ы
и
ак
ве
ду
ки
–
во
до
пр
ов
од
ы.
А
кв
ед
ук
ам
и
Ри
м
го
рд
ил
ся
ос
об
о.
В
ст
ол
иц
е
им
пе
ри
и
вс
ег
да
бы
ла
чи
ст
ая
и
св
еж
ая
во
да
. В
Ри
ме
бы
ло
11
ак
ве
ду
ко
в,
2
из
ко
то
ры
х
ра
бо
та
ют
по
се
й
де
нь
.
ро
тя
же
нн
ос
ть
–
50
км
. 3
яр
ус
а:
вв
ер
х
–
ст
ок
дл
я
во
ды
,
ни
ж
ни
й
–
дл
я
пе
ш
ех
од
ов
.
П
ри
ст
ро
ит
ел
ьс
тв
е
ис
по
ль
зо
ва
ли
сь
ка
ме
нн
ые
гл
ыб
ы
до
6
то
нн
бе
з
ра
ст
во
ра
. В
ст
ро
ит
ел
ьс
тв
е
ри
мл
ян
е
ис
по
ль
зо
ва
ли
ос
об
ы
й
ма
те
ри
ал
.
Кт
о
зн
ае
т
ка
к
он
на
зы
ва
лс
я?
оэт
ому
ри
мля
не
«ст
рои
ли
на
век
а».
2 вопрос: Римский форумЗаписывают
в словарь слово акведук
(приложение 2).
1. Записывают в маршрутный лист -
Гардский мост.
2. Записывают в словарь слово –
бетон.
3. Отвечают на вопросы.
4.
8 слайдВот мы и дошли до столицы империи. Рим поражает своей красотой.
Нажав на слайде 5 элемент рядом с надписью Римский форум, вы попадете на слайд 8.
1.
О
2.
С данного слайда с помощью управляющей кнопки можно вернуться к слайду 5, где размещена карта Древнего Рима.
Посмотрите на план города. Как много здесь удивительных мест, которые хотелось бы посетить. Многие из памятников стали
визитными карточками города. Мы погуляем по Риму и познакомимся с некоторыми из них.
В первую очередь посетим Форум.
Что это такое? Что вы знаете о первом римском форуме?
Где он возник? Найдите на карте.
Опишите, что вы видите на нем.
В наши дни форум это музей под открытым небом.
3.
В Риме было 6 форумов. Давайте
п о с е т и м
е щ е
о д и н .
Ф о р у м
Траяна.Познавательные:
умение
о с о з н а н о
с т р о и т ь
р е ч е в о е
высказывание
в
устной
форме,
передавая
содержание
текста
в
соответствии
с
целью
и
соблюдая
нормы построения текста
Что вы знаете о Траяне?
Ф о р у м
Т р а я н а
–
о д н а
и з
грандиозных площадей Рима. Площадь
вымощена
плитками
из
цветного
мрамора.
Коммуникативные:
умение
слушать
1.
Отвечают на вопросы,
2.
Находят форум на
карте.
9 слайд
Нажав на слайде 5 элемент рядом с
надписью Форум Траяна, вы
попадете на слайд 9.
Возврата на слайд 5 нет, так как
необходимо перейти на следующий
слайд, для того чтобы познакомиться
и вступать в диалог, участвовать в
коллективном обсуждении.
Главный метапредметный навык:
смысловое чтение; умение определять
понятие.
с колонной Траяна.
Что вы видите на площади?
Колонна
Траяна
–
единственный
сохранившийся памятник на форуме.
Высота
30
м,
17
пустот ел ы х
цилиндров
мрамора.
Основание
–
мраморный
куб
–
высота
5,5м.
Внутри винтовая лестница. Увенчана
орлом, статуя Траяна, святого Петра.
Траян
погребен
под
основанием.
Колонна
про славляет
п о бед ы
и м п е р ат о р а .
Б е л о м р а м о р н а я
поверхность покрыта рельефами.
1.
Рассматривают
колонну,
2.
Отвечают на вопросы.
3.
Записывают в лист
путешественника
достопримечательность
Познавательные:
у м е н и е
осознано
строить
речево е
высказывание в устной форме,
передавая содержание текста в
с о от в е т с т в и и
с
ц е л ь ю
и
соблюдая
нормы
построения
текста
Коммуникативные: владеть
монологической и
диалогической формами речи в
соответствии с
грамматическими и
синтаксическими нормами
языка
Главный
метапредметный
навык :
с п о с о б н о с т ь
и
готовность
к
самостоятельному
п о и с к у
м е т од о в
р е ш е н и я
практических задач, применению
различных методов познания.
10 слайд
Для того чтобы посмотреть
основание Колонны, необходимо
нажать на нижнюю часть картинки с
данной Колонной.
Можно более детально рассмотреть
элементы колонны. Для того чтобы
посмотреть на скульптуру,
находящуюся на верху Колонны,
необходимо нажать на верхнюю часть
картинки с данной колонной.
Чтобы убрать открывшуюся картинку
необходимо щелкнуть по ней.
Для того чтобы посмотреть среднюю
часть
Колонны,
необходимо
нажать
на среднюю часть картинки с данной
колонной.
С данного слайда с помощью
управляющей кнопки можно
вернуться к слайду 5, где размещена
карта Древнего Рима.
Площади
Рима
украшали
статуи
императоров и триумфальные арки.
Как
вы
думаете
с
какой
целью
строили триумфальные арки?
Что
на
ваш
взгляд
прославляла
римская архитектура?
1.
Находят на карте
2.
Отвечают на вопросы.
Познавательные:
у м е н и е
осознано
строить
речево е
высказывание в устной форме,
передавая содержание текста в
с о от в е т с т в и и
с
ц е л ь ю
и
соблюдая
нормы
построения
текста.
Коммуникативные: владеть
монологической и
диалогической формами речи в
соответствии с
грамматическими и
синтаксическими нормами
языка.
11 слайд
Нажав на слайде 5 элемент, рядом с
надписью Арка Тита, вы попадете на
слайд 11.
С данного слайда с помощью
управляющей кнопки можно
вернуться к слайду 5, где размещена
карта Древнего Рима.
3 вопрос Пантеон – храм всех богов
12 слайдГрандиозный и на редкость хорошо сохранившийся памятник древности – Пантеон.
Нажав на слайде 5 элемент рядом с надписью Пантеон, вы попадете на слайд 12. Возврата на слайд 5 нет, так как необходимо перейти на
следующий слайд, для того чтобы познакомиться с внутренним убранством Пантеона.
С данного слайда с помощью управляющей кнопки можно вернуться к слайду 5, где размещена карта Древнего Рима
слайд 12
слайд 13
1.
Н
2.
З
3.
С
4 вопрос
КолизейПознавательные
умение слушать,
выделять главное,
задавать вопросы
Л и ч н о с т н ы е : -
понимание
культурного
многообразия
м и р а ,
воспитание
ч у в с т в а
уважения к традициям и
историческому
прошлому человечества.
14 слайдМы подошли к одному из известных памятников.
Нажав на слайде 5 элемент рядом с надписью Колизей, вы попадете на слайд 14.
С данного слайда с помощью управляющей кнопки можно вернуться к слайду 5, где размещена карта Древнего Рима.
Узнаете ли вы его? С какой целью собирались в нем зрители?
1.
На
хо
д
я
т
н
а
к
а
р
те
,
р
ас
с
м
ат
р
и
в
а
ю
т.
2.
За
п
и
с
ы
в
а
ю
т
в
с
л
о
в
а
р
ь
-
К
о
л
из
е
й.
3.
От
ве
ч
а
ю
т
н
а
в
о
п
р
ос
ы
.
4.
Сл
у
ш
а
ю
т
со
об
щ
е
н
и
е
у
ч
е
н
и
к
а
о
К
о
л
из
ее
.
5 вопрос Римские термы
15 слайдПосмотрите, к какому интересному сооружению мы подошли.
Нажав на слайде 5 элемент рядом с надписью Термы Каракаллы, вы попадете на слайд 15. Возврата на слайд 5 нет, так как необходимо
перейти на следующий слайд, для того чтобы познакомиться с внутренним убранством термы Каракаллы.
С данного слайда с помощью управляющей кнопки можно вернуться к слайду 5, где размещена карта Древнего Рима.
слайд 15
слайд 16
Как вы думаете, что это может быть?
На самом деле это римские бани – термы.
Термы Каракаллы считались одним из чудес Рима.
1.
Н
ах
од
я
т
н
а
к
а
р
те
,
р
ас
с
м
ат
р
и
в
а
ю
т.
2.
З
а
п
и
с
ы
в
а
ю
т
в
с
л
о
в
а
р
ь
–
те
р
м
ы
.
3.
С
л
у
ш
а
ю
т.
4.
О
т
ве
ч
а
ю
т
н
а
в
о
п
р
ос
,
р
ас
су
ж
д
а
ю
т.
5.
Нам пора
возвращаться. Мы много
увидели и узнали.
Вспомните, на какой
вопрос мы хотели найти
1.
Отвечают на
вопрос
2.
Самостоятельно
работают с
Познавательные:
умение осознано
строить речевое
высказывание в устной
форме, передавая
ответ, отправляясь в
путешествие?
Познавательные умение
слушать, выделять
главное, задавать вопросы
Можно ли сказать,
ч т о
н а р од ы
м н о г о е
п о з а и м с т в о в а л и
у
римлян?
И
т а к ,
р е б я т а ,
н а м
осталось
составить
отчет
о путешествии.
Откройте
маршрутный
лист.
Найдите задание №1, №2,
№3.
1.Поясняет домашнее
задание.
2.Благодарит
учащихся за работу
на уроке.
В ы с т а в л я е т
и
комментирует
оценки
за
работу на уроке.
Л и ч н о с т н ы е : -
нет
Я активно
участвовал в
рабочем
диалоге
Я
самостоятель
но
формулировал
понятия
Мне было
интересно
вести диалог
и обсуждать
результаты
содержание текста в
соответствии с целью и
соблюдая нормы
построения текста
Коммуникативные
формирование
собственного мнения и
позиции
Личностные: -
понимание культурного
многообразия мира,
воспитание чувства
уважения к традициям и
историческому
прошлому человечества.