Автор: Грибанова Анастасия Сергеевна
Должность: Учитель-дефектолог
Учебное заведение: ОКУ ЦППМСП
Населённый пункт: город Курск, Курская область
Наименование материала: статья
Тема: "Создание развивающей среды для ребёнка дошкольного возраста в домашних условиях"
Раздел: дошкольное образование
Учитель-дефектолог ОКУ ЦППМСП Курск, 2022 год
Грибанова Анастасия Сергеевна
Создание развивающей среды для ребёнка дошкольного
возраста в домашних условиях
Дом – это универсальная развивающая среда для ребёнка. Ничто так не
влияет на формирование личности ребёнка как домашний уклад жизни,
традиции семьи, интересы родителей, а также уникальная предметная среда
дома, которая формируется в рамках каждой семьи.
Не обращали ли вы внимание на то, что дети, которые растут в семьях
музыкантов, часто имеют способности к музыке, в семьях ученых – высокий
интеллект. И это
не всегда наследственность,
а вернее не
только
наследственность, но и влияние той самой домашней среды, которая служит
толчком для формирования интересов ребёнка.
И тут закономерен вопрос:
«Что надо сделать для того, чтобы создать в своём доме такую
предметно-развивающую среду, чтобы играть крохе было не только весело
и интересно, но и удобно? Где он сможет удовлетворить свои самые
разнообразные потребности и получить многочисленные знания, навыки и
умения, развить все свои способности и просто получить удовольствие от
процесса узнавания нового?».
Чем раньше мы обеспечим ребёнку возможность любимого занятия в
предметно-развивающей среде, тем легче будет идти процесс его воспитания
и обучения.
Естественно, ребёнок должен осваивать всё пространство квартиры:
действовать, играть и в ванной комнате, и в прихожей, и на кухне. Но у него
должно
быть
и
свое
пространство,
оборудованное
с
учётом
его
психофизических особенностей и возможностей.
Если вы хотите, чтобы ребёнок развивался, научился самостоятельно
играть, научился убирать за собой игрушки, то вам просто необходимо
правильно организовать домашнюю среду.
Для этого нужно соблюдать несколько правил.
1. Игры и игрушки должны подходить ребёнку по возрасту
Игра - это основной вид деятельности дошкольников. Игрушки
должны быть на уровне, который привлекает интерес ребёнка и предлагает
некоторые трудности и вызовы, но не слишком серьёзные, с которыми
ребёнок не в состоянии справиться.
Игры оказывают положительное влияние на формирование у детей
различных психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности,
сообразительности;
способствуют
развитию
умения
использовать
имеющиеся
знания
в
различных
игровых
условиях
и
ситуациях,
активизируют разнообразные умственные процессы и дарят положительные
эмоции.
Детям наиболее интересны те действия и предметы, которые связаны с
реальной жизнью взрослых. Поэтому детская среда должна повторять
взрослую:
пускай
в
детской
комнате
появятся
посудка,
всевозможные
баночки
,
коробочки
,
предоставьте ребёнку всё необходимое,
чтобы он мог
переливать воду
,
нанизывать бусы
,
резать бумагу
, вытирать
пыль и т.п. Очень большое значение придаётся развитию мелкой моторики,
поэтому
не
забывайте
про
игры
с
бусинами
,
крупами,
пуговицами,
пинцетом
,
прищепками
и т.п.
Самое главное правило для родителей: игровая деятельность станет
развивающей только при активной роли близких взрослых. После покупки
новой
игрушки
продемонстрируйте
ребёнку,
как
с
ней
можно
взаимодействовать, т.е. научите его играть с ней. Если вы принесли новый
конструктор, машину или другую игрушку, обязательно поиграйте с
малышом вместе, комментируя свои действия. Это вызовет у ребёнка
интерес, и он с удовольствием будет вам подражать. Очень важно отметить,
что чем младше ребёнок, тем большее участие взрослого в игре необходимо.
2. Правильное место хранения для игрушек
Очень часто у детей в комнатах все игрушки хранятся в контейнерах
или глубоких корзинах для игрушек. По сути это такая свалка игрушек, где
найти что-то конкретное практически невозможно. Да маленький ребёнок
никогда и не будет этим заниматься, он просто забывает о тех игрушках,
которые валяются на дне корзины.
В правильно организованном игровом пространстве все материалы
расставлены на стеллажах и полочках. При этом все полочки располагаются
на уровне ребёнка так, чтобы он мог самостоятельно взять любое
заинтересовавшее
его
пособие. У
каждого
материала
здесь
свое
определённое место, а это значит, ребёнок всегда знает, откуда можно взять
то, что ему нужно, и куда впоследствии убрать.
Для организации такой среды в домашних условиях вполне достаточно
одного 2-3 ярусного стеллажа.
А как же правильно расположить игрушки на стеллаже?
1. Игрушек на стеллаже не должно быть много
!
Во-первых, ограниченный набор игрушек облегчает выбор ребёнка,
помогает сконцентрироваться на чём-то конкретном. Во-вторых, если полки
битком забиты развивающими материалами, то добраться до какого-то
конкретного становится не так-то просто. Ну а если ребёнок испытывает
трудности, связанные с вытаскиванием и уборкой материала, то с высокой
долей вероятности он вообще предпочтет с ним не играть.
2. Необходимо постоянно менять игрушки, выставленные на
стеллаже
.
Каждую неделю проводите небольшую ревизию: убирайте из поля
зрения те игрушки, интереса к которым не наблюдается, и заменяйте их на
другие. Материалы, на которые раньше никто не смотрел, заиграют новыми
красками.
Регулярная перестановка игрушек действительно очень важна, она
помогает поддерживать постоянный интерес ребёнка к развивающим
пособиям. А также позволяет обходиться небольшим набором игрушек, так
как, исчезая из поля зрения ребёнка, вскоре они воспринимаются как новая
вещь.
Естественно, чтобы отвечать меняющимся интересам малыша и
способствовать его дальнейшему развитию, время от времени нужно
выставлять и совершенно новые материалы.
3. Игрушки должны быть на доступной для ребёнка высоте
Не выше уровня глаз, так чтобы он мог взять с полки и поставить
обратно любую заинтересовавшую его игрушку без вашей помощи.
4. У каждой вещи на стеллаже должно быть своё место
.
По возможности расставляйте игрушки так, чтобы они зрительно были
отделены друг от друга (на небольшом расстоянии друг от друга).
В своём стеллаже Вы можете сгруппировать игры по смыслу.
Например, в одном отсеке можно всегда выкладывать рамки-вкладыши, в
другом – кубики и конструкторы, в третьем – шнуровки, застёжки, в
четвертом – пазлы, в пятом – музыкальные инструменты и т.д.
Игрушки для ролевых игр также необходимы на стеллаже.
5. Стеллаж должен быть открытым
.
Избегайте всего того, что преграждает ребёнку обзор содержимого
полок: большого количества ящиков, дверок и т.п.
3. Мебель и игровое оборудование должны подходить под рост
ребёнка
Чтобы малыш не чувствовал себя лилипутом в стране великанов,
желательно приобрести для него мебель по росту. Детские стол и стульчик в
первую очередь нужны для того, чтобы малыш сидел в правильной позе во
время творческих занятий, а также, чтобы у ребёнка была возможность
самостоятельно подготовить себе рабочее место (принести краски, кисточки).
Очень полезны также будут детский мольберт, магнитная доска.
4. Важно, чтобы у малыша были персональные средства для
уборки
Предоставьте малышу возможности убирать за собой. Дайте ребёнку в
индивидуальное пользование тряпочку, губку, маленькую швабру, щётку и
совок, чтобы он мог убрать просыпавшуюся во время игры крупу или
пролитую воду. Пускай средства для уборки всегда стоят в специально
отведенном для них месте. Обязательно в комнате малыша должна быть
корзина для мусора.
5. Обязательный элемент развивающей среды – творческий уголок
Очень часто краски, пластилин, клей хранятся в ящиках и других не
доступных для детей местах. Ребёнок рисует только тогда, когда ему
предложит мама, а не тогда, когда ему этого захочется. Однако очень важно
предоставить ребёнку возможность спонтанного творчества.
Постарайтесь организовать для малыша творческий уголок так, чтобы
соблюдались все те же правила о доступности, ограниченности и регулярной
обновляемости материалов.
Это может быть творческий столик в удобном для ребёнка месте или
полочка на вашем стеллаже, отведенная под творческие материалы. Не
выкладывайте там сразу много разных материалов, пускай лучше они будут
регулярно обновляться.
Естественно, если ребёнок еще слишком мал, практически всё пробует
на вкус и ещё не знает правил работы с некоторыми материалами, не стоит
выкладывать в открытый доступ клей, острые ножницы или жидкие краски.
Но стопочку бумаги и несколько восковых мелков уже можно положить.
6. Доступные и открытые книжные полки
Важно, чтобы у ребёнка дошкольного возраста были свои «первые»
книги – «Колобок», «Теремок», «Репка» и др., построенные на повторении
одних и тех же фрагментов. Покупая книжку для Вашего малыша, выбирайте
книги с плотными страницами, чтобы ему было легко их переворачивать,
иллюстрации должны быть крупными и цветными, изображение должно
быть схожим с реальным предметом. Это поможет ребёнку сформировать
правильное представление о предмете. Начинать чтение следует с простых
стишков, потешек и коротких сказок.
По мере взросления следует подбирать более сложные и длинные
сказки русских и зарубежных писателей.
Книги, как и любые другие материалы, нуждаются в том, чтобы быть
доступными и видными для ребёнка.
Если организовать книжную полочку так, чтобы книги на ней были
обращены обложкой к ребёнку, то он сможет самостоятельно выбирать книги
для совместного
чтения,
изъявляя
свои
предпочтения в литературе.
Естественно полочка должна находиться на доступной для ребёнка высоте, а
книги на полке периодически обновляться. Достаточно сделать полку на 3-5
книг.
Можете добавить в стеллаж небольшой раздел развивающих книг и
пособий.
Важно
организовать «ДЕТСКОЕ
ЗЕРКАЛО».
Как
утверждают
психологи, люди любят своё отражение, а дети дошкольного возраста
особенно. Это своего рода адаптация внешнего вида к самому себе, что
чрезвычайно важно – жить в ладу с самим собой. В идеале данное зеркало
помещается в прихожей: уходя из квартиры, ребёнок учиться приводить себя
в порядок и вернувшись, осматривает себя.
При наличии таких условий у ребенка формируется культура своего
внешнего вида и известные качества трудолюбия, самообслуживания. А так
же происходит отождествление им себя с человеком определенного пола и
обретение психологических черт и особенностей поведения человека того же
или противоположного пола, включая типичное ролевое поведение.
«МОЯ РОДОСЛОВНАЯ ИЛИ ЛЕНТОЧКА МОЕЙ ЖИЗНИ»
Очень важно найти скромное местечко, но достойное место семейным
фотографиям, пусть в альбоме, но под рукой, а лучше в открытом виде. Это
необходимо для формирования общения ребёнка с родными через фото всех
членов семьи.
«ШКАФ НАХОДОК»
В него ребёнок дошкольного возраста, а лучше все члены семьи,
приносят всё необычное, что находиться в окружающем мире и природе и
может
быть
интересным
для
описания,
сравнения,
воспитания
наблюдательности. Это может быть коряга. Красивый листочек, фантик,
камешек. Важно только для поддержания интереса побеседовать о находке.
Можно организовать для ребёнка «МЕШОЧЕК ДОБРЫХ ДЕЛ». Он
служит для того, чтобы заложить семена доброты. Следует отметить, что
сейчас добрые чувства у дошкольника становятся все более дефицитными.
«Мешочек
добрых
дел»
идея
замечательного
выдающегося
педагога
современности Ш. А. Амонашвили. Обыкновенный, но симпатичный, яркий,
с аппликацией или вышивкой. И рядом коробочка с мелкими предметами
(камешки,
ракушки).
За каждое сделанное доброе дело в
мешочек
помещается мелкий предмет. Итоги подводятся в субботу или воскресенье,
т.е. еженедельно. Добрых дел ребёнок может совершить множество:
поделиться конфетой, помочь бабушке, маме, пожалеть котёнка и т.д.
главное вовремя заметить, поддержать, похвалить, поцеловать ребёнка,
пожать ему руку, когда подсчитывают количество камешков в мешочке у
ребёнка.
И, конечно же, почти в каждой семье возникает вопрос об уборке
игрушек. Как научить ребёнка убирать за собой игрушки? Родители хотели
бы, чтобы малыш всегда наводил порядок после устроенного погрома. Но, к
сожалению, не все дети так поступают….
Все дети абсолютно разные: кто-то любит во всем порядок, когда как
другие
дети
относятся
к
беспорядку
совершенно
равнодушно.
Но
совершенно ясно, если родители будут от раза к разу приучать ребёнка к
аккуратности, бережливости – задача с уборкой игрушек будет решена.
С чего же начать?
Во-первых, сократите число игрушек, имеющихся в расположении
ребенка. Маленьким детям совсем не нужен целый склад игрушек. Спрячьте
некоторые игрушки, а затем чередуйте их, доставая одни и убирая другие –
тем самым вы оживите детский интерес к забытым игрушкам.
Выберите в детском магазине вместе с малышом красивый мешок
для игрушек или ящик, такой чтобы нравился ребёнку, и ему хотелось
его наполнять. Также вместе продумайте место, в котором будут стоять эти
игрушки. Возможность самостоятельно выбирать может пробудить в ребёнке
желание действовать по правилам взрослых
Во-вторых: важно
начинать
обучение
ребёнка
элементарной
дисциплине постепенно, не нагружая его сразу строгими правилами и
запретами. Учитесь, играя – «Кто больше соберёт игрушек в ящик?», или
«Кто первый соберёт игрушки с выделенного ему участка?», «Как наполнить
коробку
кубиками?».
Но
одно
условие,
давайте
ребёнку
выиграть.
Обязательно придумайте вознаграждение победителю: серия любимого
мультфильма, чтение интересной книги, лакомство, ванна с пеной и
игрушками, или что-то другое.
В-третьих: не забывайте, что ребёнок копирует нас с вами. А вы всегда
убираете свои вещи на место? Собственный пример поможет увидеть, что
убирая игрушки, он поступает как взрослый «Семья ужинала вместе и
вместе все убрали со стола посуду», «Братик учил уроки и убрал все на свои
места»... Примеров из жизни множество. Ребёнку нужно время от времени,
под настроение объяснять и показывать, как важно быть аккуратным и
убирать свои вещи на место. Ведь разбросанная по всему дому еда, посуда,
одежда, инструменты и игрушки превратят жилище в некрасивый и
неуютный дом, где никто не захочет жить.
В-четвёртых: вы
можете опираться
на
детскую
литературу –
прочесть сказки Корнея Чуковского «Федорино Горе» или «Мойдодыр».
Во время уборки можно использовать весёлые песенки и стишки.
Если
не
помогает,
ребёнок
напрочь
отказывается
убирать
самостоятельно разбросанные игрушки и продолжает ставить вам условия,
есть один очень чудодейственный способ: «Игрушки обиделись и ушли к
другому малышу».
Что я имею в виду: Ребёнок отказался собрать после себя разбросанные
игрушки, мама все оставляет на своих местах, кладет малыша спать, а потом
начинается ВОЛШЕБСТВО. Быстренько собираем игрушки и хорошенько их
прячем, так что бы ребёнок их не нашел. Ваш малыш просыпается, а вокруг
пусто… Через некоторое время начинает искать свои любимые игрушки. На
вопрос: «Где они?» – вы спокойно отвечаете, что обиделись, наверное, и
ушли к другому малышу.
Малыш начинает искать, плакать, нервничать и т. д. Здесь важно
выдержать момент. Ребёнок должен осознать свою ошибку и то, в чём
именно он был неправ, почему игрушки убежали и захотеть все исправить.
НЕЛЬЗЯ отдавать
малышу
игрушки
сразу
при
первых
слезах.
Обговорите с ним ещё раз, что случилось вчера и почему утром игрушек не
стало. Разъясните малышу, что так поступать нельзя. Пусть он час, другой
побудет без любимых игрушек. Поймёт как ему скучно без них.
После каждой уборки обязательно похвалите ребёнка. Нежные объятья
и мамин поцелуй будут лучшей наградой для крохи. На первых порах
обязательно помогите ребёнку, делайте все вместе!
Но помните, что научить ребенка убирать игрушки – это длительный
процесс и только от вашей настойчивости и систематичности зависит успех!
Итак, домашняя развивающая среда должна быть:
- безопасная;
- доступная (просторная и светлая);
- с возможностью двигательной активности;
- с возможностью ребёнку уединиться на личной территории;
- с достаточным количеством игрушек и бытовых предметов, которые
можно использовать в игре;
- с местом для творчества, рукоделия, мастерской, ролевых игр,
музыкальных и интеллектуальных занятий, чтения;
- в меру упорядоченная;
- легко трансформируемая;
- по возможности, с максимумом натуральных материалов;
- с удобным местом для хранения вещей и игрушек ребёнка;
- с возможностью выставить для всеобщего обозрения результаты
творчества или рукоделия ребёнка.
Не выбрасывайте вещи, на первый взгляд кажущиеся мусором: фольгу от
конфет, билеты, чеки, пластиковые карточки, контейнеры, лоскутки.
Если ребёнок играет с подобными вещами, это развивает его фантазию.
Абстрактные предметы приобретают в его воображении реальный смысл.
Используйте бумагу и ткань разной фактуры, организуйте игры с мелкими
предметами – пуговицами, крупой, бусинами, но при этом строго следите,
чтобы во время игры предметы не оказались во рту у ребёнка.
Каждая творческая мама вполне может создать своему малышу настоящий
развивающий центр дома своими руками (можно подсмотреть идеи в
интернете, используя подручные средства и призвав на помощь фантазию).
Покупной вариант будет красивее и «натуральнее». Зато второй вариант
принесёт малышу куда больше пользы, потому что будет развивать важное
качество современного человека – способность к творчеству.
К
любому
занятию
подходите
творчески,
старайтесь
увлечь,
заинтересовать кроху. Придумывайте вместе с малышом, будьте искренни в
любых проявлениях, ведь ни одна даже самая интересная игра не займет
ребёнка, если мама рядом будет зевать от скуки.
Конечно, ребёнок будет развиваться в любом случае. Он так устроен, что
из любых условий извлекает материал и возможности для познания мира, для
самых разных видов деятельности. Для него всё – развивающая среда.
Но ведь нам, взрослым, стоит подумать, как организовать пространство
его жизни с наибольшей пользой.
Многое подсказывают сами дети. Многое можно понять из наблюдений за
ними. Кое-что мы можем, как бы предчувствовать – что ребёнку будет
интересно, какие возможности перед ним надо открыть. А многое уже есть –
надо лишь не запрещать детям пользоваться этим.
Но, даже запрещая что-то, мы вполне можем продолжать осуществлять
реализацию детских потребностей путём предложения достойной замены тем
занятиям, которые вынуждены запрещать или ограничивать.
Но не только занятия развивают ребёнка, но и вся окружающая среда.
Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром:
ходить с ребёнком в магазин, в зоопарк, на детские праздники, больше
разговаривать с ним, рассматривать книжки, картинки, привлекать его к
посильному труду.
С детьми необходимо постоянно общаться. Даже если ребёнок не
говорит, ему важно слышать и понимать Вас.
• Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не
перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой
материал должны соответствовать его возрасту.
• В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком
не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не
забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в
тексте, непременно объясните малышу.
• Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также
уменьшительно-ласкательными суффиксами – все это тормозит развитие
ребёнка.
Вызывайте у ребёнка эмоции. Если ваш ребёнок не прошёл этап
раннего эмоционального развития, не усвоил элементарные эмоциональные
игры, например, «Ладушки», «Ку-ку» и др., то вернитесь к этому. Каждый
ребёнок должен прожить этот опыт, усвоить элементарные вещи. И только
потом переходить к более сложному.
Фиксируйте взгляд ребёнка, демонстрируйте свои эмоции, улыбайтесь
своим детям, проводите совместные игры, совместное чтение.
Это только малая часть того, что можно порекомендовать.