Падерина Светлана Анатольевна
Урок «Уникальная вода» можно использовать и на уроках биологии в 5
классе, и на уроках химии 7 (8) классе.
Цели урока:
Развивающая:
1.
Развивать языковую компетенцию, то есть речевые умения.
2.
Развивать умение систематизировать и анализировать материал.
3.
Развивать логическое мышление.
Воспитательная:
1.
Воспитывать
стремление
к
деятельности,
к
творчеству,
к
самостоятельности.
2.
Культуру общения.
3.
Воспитывать бережное отношение к охране воды.
Познавательная:
1.
Дать понятия об источниках пресной воды, показать роль каждого из
них в круговороте воды.
2.
Выяснить, как используется вода человеком.
В
основу
построения данного
урока
положена
биоадекватная
методика
развития мышления, а именно использование таких приемов, как: на стадии
вызова и осмысления – таблица «З-Х-У», просмотр видеофильма, презентации; на
стадии рефлексии – чтобы систематизировать материал – таблица ПМИ.
Ход урока:
1.
Организационный момент.
2.
Стадия
«Вызова».
На
этапе
актуализации
знаний
учащиеся
прослушивают сообщение по теме «Саргасово море». Далее вводится
тема урока. На доске написана тема урока.
3.
Стадия осмысления.
На партах лежат таблицы «Знаю, Хочу узнать, Узнал»
ЗНАЮ
ХОЧУ УЗНАТЬ
УЗНАЛ
Ребята заполняют первую колонку, отвечая на вопрос «Что ты знаешь о
воде?»
В
ходе
урока
после
рассказа
учителя
об
уникальности
воды
и
после
просмотра фильма «Вода» ребята заполняют 2 и 3 колонки.
Учитель: Огромная роль воды в жизни человека и природы послужила
причиной того, что она была одним из первых соединений, привлекших внимание
ученых. Тем не менее, изучение воды еще далеко не закончено.
Вода – самое распространенное вещество на Земле (слайд 1, 2).
На территории города Сургута находится много рек, озер и болот. Общая
площадь открытых водоемов составляет 459 га, или 2,2% от всей территории.
Речная
сеть
принадлежит
бассейну
Карского
моря.
Наиболее
крупные
водные объекты на территории города – река Обь и ее прибрежные притоки река
Черная и река Сайма.
Река Обь протекает в широтном направлении с востока на запад с рукавами
и протоками. Общая длина береговой лини реки в пределах городской черты
составляет 15 км. Наиболее крупные протоки в пределах города
– Кривуля,
Боровая и Бардыковка.
Пойма
Оби
заболоченная,
луговая,
изрезанная
протоками,
представляет
собой незатопляемые острова, сложенные останцевыми образованиями. Основные
острова в районе города – Черный, Зубатинский и Роздоры. Из них в пределах
границ города находится только о. Зубатинский, который омывается с одной
стороны главным руслом реки Обь, а с другой протокой Кривуля.
Ширина главного русла реки Обь составляет от 0,5 до 2,0 км. Средняя
глубина русла в межень 6 м. расстояние от устья до г. Сургута 1502 км, площадь
водосбора составляет 928 тыс. км
2
.
Основным источником питания водных объектов являются зимние осадки,
формирующие
60
–
90%
годового
стока.
Речные
воды
относятся
к
гидрокарбонатному классу. Подъем весеннего половодья происходит в конце
июня.
В
среднем.
Достигает
максимума.
Суточная
интенсивность
подъема
уровней может составлять 105 м. Максимальны 1% уровень около г. Сургута – 35,
15 мБС.
В г. Сургуте на реке Обь оборудован гидрологический водомерный пост в
районе речного порта. Гидрологический пост предназначается для измерения
уровней воды и оборудован водомерными рейками.
Расход воды в городе составляет:
Максимальный – весенне-летний (русло р. Обь) 23750м
3
/с;
Минимальный – зимний (русло р. Обь) 860 м
3
/с.
В долине р. Обь наиболее распространены озера дуговидной и серповидной
формы, вытянутые вдоль русла реки. В большинстве случаев (даже межень) они
сохраняют связь с рекой через протоки. Встречаются также крупные проточные
приустьевые озера-соры.
В
пределах
равнинной
части
территории
наиболее
многочисленны
вторичные озера торфяных массивов. Они имеют незначительные глубины и
размеры, распространяются среди верховых болот и формируются в результате
разрушения торфяной залежи. На территории города 788 озер.
В
районе
города
на
водоразделах
доминируют
верховые
болота.
Поверхность их посередине выпуклая. Растительность бедная: сфагновые мхи,
кустарнички, багульник, клюква и угнетенная сосна. Мощность торфа в них
достигает 6-10 м.
Сургутское
месторождение
подземных
вод
относится
к
Среднеобскому
артезианскому бассейну.
Вода
–
это
самое
уникальное
вещество
на
Земле.
Оно
обладает
аномальными свойствами . Вода обладает памятью (кадры из фильма «Вода»).
Этап «Размышление». На данном этапе учащиеся должны соотнести свои
первоначальные
представления
о
воде
с
новыми
полученными
знаниями
и
сделать выводы.
Рассказ учителя – методика загадывания желания на воде.
Для данного «ритуала» необходимо заранее приготовить «святую» воду:
очистить воду – либо через аквафильтр, либо пропустить через несколько слоев
марли (между слоями марли положить прогретый песок), затем положить в стакан
с очищенной водой серебро (либо столовое, либо серебряные изделия) и закрыть
крышкой.
Стакан
с
водой
оставить
на
ночь.
Утром
взять
стакан
в
руки
и
попросить у воды исполнения вашего желания (нашептать на воду вашу просьбу)
и выпить эту воду.
Подведение итогов урока. Учитель просит учащихся заполнить таблицу
ПМИ (плюс, минус, интересно). В конце урока можно выполнить проверочную
работу на 5-7 минут по теме «Вода на Земле» или перенести ее на следующий
урок.
+ (плюс)
- (минус)
интересно
Позитивная информация
Негативная информация
Примерный вариант проверочной работы:
1.
Гидросфера – это:
a.
Водная оболочка Земли
b.
Каменная оболочка Земли
c.
Воздушная оболочка Земли
d.
Все живые организмы, населяющие Землю
2.
Какими физическими свойствами обладает вода? Выберите наиболее
полный ответ.
a.
Прозрачная.
b.
Плохо проводит тепло.
c.
Кипит
при
температуре
100
0
и
замерзает
при
0
0
С
при
нормальном атмосферном давлении.
d.
Все перечисленные.
3.
В природе 96% воды приходится на долю:
a.
Подземных вод.
b.
Атмосферной воды.
c.
Морской воды.
d.
Наземной воды.
4.
Вода занимает:
a.
2/3 поверхности Земли
b.
½ поверхности Земли
c.
4/5 поверхности Земли
d.
¾ поверхности Земли
5.
Сколько океанов на нашей планете?
a.
3
b.
4
c.
5
d.
6
6.
Какое море не имеет берегов?
a.
Черное
b.
Средиземное
c.
Каспийское
d.
Саргасово
7.
Самый большой по площади океан:
a.
Тихий
b.
Атлантический
c.
Северный Ледовитый
d.
Индийский
8.
«Кузницей айсбергов» часто называют:
a.
Антарктиду
b.
Арктику
c.
Гренландию
d.
Евразию
9.
Минеральная вода – это:
a.
Чистые подземные воды
b.
Морская вода
c.
Ледниковая вода
d.
Подземные воды, в которых растворены соли и газы, полезные
для человека.
10.
Какая часть пресной воды от общего ее количества доступна для
использования человеком?
a.
2/3
b.
1/10
c.
1/5
d.
¾
Ответы: 1.1; 2.4; 3.3; 4.4; 5.2; 6.4; 7.1; 8.3; 9.4; 10.2