Автор: Калашникова Галина Михайловна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: ГБОУ гимназия № 397
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: «Проектная активность в современной школе»
Раздел: полное образование
«Проектная активность в современной школе»
В последнее время сильно понизилась мотивация учащихся к процессу
обучения. Привлечение школьников к исследовательской деятельности,
выстроенное как самостоятельный творческий поиск, помогает повысить их
мотивацию к учебному процессу.
В проектно-исследовательской деятельности велика роль учителя, который
выступает в роли организатора сотрудничества, наставника, консультанта,
координатора. Чтобы привлечь детей к проектной деятельности, кроме
профессионализма, потребуются такие качества учителя, как смекалка,
артистизм, неиссякаемое творчество и любовь к своему делу. Нельзя
заставлять детей, они должны сами добровольно согласиться на участие в
предлагаемом проекте. И учитель, и учащиеся должны быть заинтересованы
в конечном результате. Если учитель полон энтузиазма, внутренней силы,
если у него «горят глаза», то и учащиеся обязательно продемонстрируют
свое творчество, интерес к проектной деятельности, стремление к победе. В
результате повысится мотивация к процессу обучения и улучшатся знания.
Чтобы не быть голословной, приведу один из самых ярких примеров
проектной деятельности с моими учащимися. В 2017-2018 году во время
летнего отпуска я прошла Программу повышения квалификации для
учителей немецкого языка в рамках проекта «Стань чемпионом с немецким,
который был реализован Гёте-институтом в преддверии Чемпионата мира по
футболу 2018. Этот проект проходил в Санкт-Петербурге при поддержке
Комитета по образованию и Комитета по физической культуре и спорту.
Кроме того, проект был реализован в 60 общеобразовательных школах
восьми городов-организаторов Чемпионата мира по футболу FIFA-2018
(Санкт-Петербург, Москва, Калининград, Нижний Новгород, Самара,
Волгоград, Екатеринбург и Ростов на Дону). Целями городского конкурса
«Кубок Гёте» были развитие познавательной активности учащихся во
внеурочной деятельности, повышение мотивации в изучении немецкого
языка, формирование позитивного отношения к здоровому и активному
образу жизни, повышение интереса к большому значимому событию, а
также повышение роли предметно-языкового образования. Проект был
предназначен для учащихся 11-13 лет, а также учителей немецкого языка и
физической культуры.
Команду участников оказалось скомплектовать несложно, так как призом
победителям должна была стать поездка в Германию! Это оказалось
хорошим стимулом для учащиеся 7 класса, изучающих 3 год немецкий язык,
как второй иностранный после английского.
Все ребята с большим желанием и энтузиазмом приняли участие во всех
этапах этого грандиозного проекта! Учащиеся удивляли меня своим
трудолюбием, творческим мышлением, приобретением новых знаний и
умений в каждой номинации этого проекта! Было нелегко, но очень
интересно и детям, и их родителям, и моим коллегам - учителям физической
культуры, и, конечно, мне. Несмотря на загруженность в школе, различные
кружки и секции, домашние задания дети с интересом посещали все
мероприятия проекта, встречались с аниматорами по мини – футболу из
Германии - учителями из Берлина, проводившими разные состязания в
немецком языке и физической культуре, посещали выставки в Академии
талантов «Один мяч - тысячи историй. Футбол в Германии», где успешно
участвовали в различных викторинах. Учащиеся проявили неиссякаемое
творчество и старание в изготовлении эмблемы, презентации команды на
немецком языке, создании видеороликов, стенгазет, выполнении
конкурсных заданий, футбольных соревнованиях с другими школами.
Благодаря большой совместной работе с учащимися и учителями
физической культуры команда нашей школы заняла первое место по Санкт-
Петербургу и была награждена «Кубком Гёте». Каждый из участников
проекта получил почетную грамоту, памятный подарок и медаль, которыми
награждали победителей проекта гости из Германии. Все были счастливы, но
немного огорчены, что не получилось, в силу других обстоятельств, поехать в
Германию!
За время реализации проекта установились более доверительные
отношения с учащимися, повысилась их мотивация к процессу обучения, что
оказывало положительное влияние на их самостоятельность, творческое
мышление, дисциплину, помогало в реализации поставленных на уроках
целей.
Проектная деятельность стимулирует у современных учащихся умение
самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в
информационном пространстве и конструировать свои знания, развивает
умение увидеть, сформулировать и решить проблему, принять субъективное
решение. Кроме того, она активизирует познавательную деятельность
учащихся, развивает их творческие способности, повышает уровень
профессиональной мотивации, развивает самостоятельность, формирует
личностные качества: коммуникабельность, толерантность, ответственность;
развивает навыки работы с информацией, стимулирует стремление к
самореализации и самообразованию.