Напоминание

"Патриотическое воспитание на уроках ИЗО"


Автор: Смирнов Алексей Алексеевич
Должность: учитель ИЗО
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №10"
Населённый пункт: г. Великий Новгород, Новгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Патриотическое воспитание на уроках ИЗО"
Раздел: среднее образование





Назад




Патриотическое воспитание на уроках изобразительного

искусства.

Патриотическое воспитание – отражение отношения к Родине,

своему

народу

и

его

традициям.

В

России

идея

гражданско-

патриотического воспитания развивалась в русле

философской

педагогической мысли, но вместе с тем ее отличало качественное

своеобразие,

которое

определялось

спецификой

развития

жизни

русского народа. В условиях жизнедеятельности сложились традиции,

которые явились одним из источников формирования основ любви к

Родине и гражданской ответственности за свою страну.

Патриотическое

воспитание

учащихся

средствами

изобразительного

искусства

имеет

определенный

смысл

и

свои

особенности, а также свои формы отражения в сознании развивающейся

личности ребенка. Их определяет сочетание понятий «патриотическое» и

«восприятие чувства величия и красоты окружающего мира – Родины

посредством изобразительного искусства».

Процесс патриотического воспитания учащихся средствами

художественно-изобразительной

деятельности

предполагает

такую

организацию работы, которая обеспечивает высокий уровень сознания,

творческую активность учащихся, что становится возможным благодаря

созданию необходимых педагогических условий. Одним из таких условий

является системно-деятельностный подход, обеспечивающий единство

учебной и внеурочной деятельности.

Изобразительное

искусство

активно

воздействует

на

эмоциональную сферу человеческого сознания, помогает плодотворному

восприятию как мировоззренческих, межнациональных, патриотических,

так и нравственных чувств.

Патриотическое

воспитание

в

школе

является

одной

из

приоритетных

задач

воспитательной

работы.

Патриотическое

воспитание

осуществляется

на

основе

качественно

нового

представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций,

национально-региональных особенностей, достижений современного

педагогического опыта. Патриотическое воспитание учащихся тесно

связано не только

с изучением истории, традиций народа, но и с

привитием

учащимся

нравственного

и

эстетического

восприятия

окружающего мира. Именно

на это и направлена образовательная

область

искусства,

изучаемая

учащимися

в

нашей

школе.

Патриотическое воспитание посредством искусства рассматривается,

как дифференцированный процесс, с учётом возрастных особенностей

учащихся и осуществляется, как в учебное время, так и во внеурочное

время.

Так, например: темы уроков 5 класса направлены на знакомство

учащихся с художественными материалами,

на которых учащиеся

знакомятся с произведениями искусства русских художников, учатся их

анализировать, проводя аналогии с окружающим миром, знакомятся с

творчеством русских мастеров, их ролью в мировом искусстве. Все темы

уроков косвенно или напрямую связаны не только с изучением

творчества художников, но и с изучением традиций, обычаев, культуры

разных народов (в том числе и русского народа), что позволяет

развивать любовь к Родине, своему народу и культуре.

Большое количество уроков непосредственно направлено на

развитие патриотических чувств у учащихся: «Памятники архитектуры -

наследие предков», «Парки, скверы, бульвары» и др.; «Пейзаж родной

земли», «Народные праздники», «Города русской земли» и др.;

«Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома», «Праздничные

народные гулянья» и др. Особое внимание уделяется региональному

компоненту, при реализации которого учащиеся знакомятся с историей

своего края: «Памятники архитектуры Великого Новгорода», "Святая

София», «Из варяг в греки», «Садко» и другие.

Помимо урочной деятельности по изобразительному искусству в

школе, в рамках воспитательной работы, проводится внеурочная

деятельность по патриотическому воспитанию. Более 10 лет я являюсь

руководителем школьной арт-студии «Аквилон». Мои ученики принимают

активное участие в создании и оформлении школьных выставок:

«Глазами

Победы»,

«Они

сражались

за

Родину»,

«Защитники

Отечества»,

«Святыни

земли

Новгородской»

и

другие.

Уроки

изобразительного искусства по патриотическому воспитанию провожу в

школьном музее боевой славы.

Большое внимание уделяю исследовательской деятельности

учащихся. Учащиеся выполняют проекты по темам: «Георгиевская

лента», «Ордена Великой Отечественной войны», «Богатыри земли

русской», «Святая София», «Древний Новгород» и другие. Особым

интересом у учащихся

пользуются творческие задания: «Создание

образа защитника Отечества, соответствующей эпохи», иллюстрации к

литературным,

историческим

и

музыкальным

произведениям:

«Традиции

русского

народа»,

«Интерьер

крестьянской

избы»,

«Берестяная грамота - памятник письменности Древней Руси XI—XV

вв.». и другие. Участие в проектной и творческой деятельности

позволяет учащимся не только изучать историю родного города, но и

развить в себе чувство гордости за свой край, свой город, свою школу.

В целях воспитания у подрастающего поколения чувства

патриотизма и сопричастности к судьбе своего народа, своего города,

в рамках

предмета «Изобразительное

искусство»,

в рамках

предметных недель, в школе проводятся ежегодные выставки детских

рисунков и конкурсы творческих работ, посвященные «Дню матери»,

«Дню народного единства», «Дню защитника Отечества», «Дню семьи»,

«Дню Космонавтики».

Автор: учитель Изобразительного искусства

МАОУ «СОШ №10», г. Великий Новгород

Смирнов Алексей Алексеевич



В раздел образования