Автор: Смирнов Алексей Алексеевич
Должность: учитель ИЗО
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №10"
Населённый пункт: г. Великий Новгород, Новгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Патриотическое воспитание на уроках ИЗО"
Раздел: среднее образование
Патриотическое воспитание на уроках изобразительного
искусства.
Патриотическое воспитание – отражение отношения к Родине,
своему
народу
и
его
традициям.
В
России
идея
гражданско-
патриотического воспитания развивалась в русле
философской
педагогической мысли, но вместе с тем ее отличало качественное
своеобразие,
которое
определялось
спецификой
развития
жизни
русского народа. В условиях жизнедеятельности сложились традиции,
которые явились одним из источников формирования основ любви к
Родине и гражданской ответственности за свою страну.
Патриотическое
воспитание
учащихся
средствами
изобразительного
искусства
имеет
определенный
смысл
и
свои
особенности, а также свои формы отражения в сознании развивающейся
личности ребенка. Их определяет сочетание понятий «патриотическое» и
«восприятие чувства величия и красоты окружающего мира – Родины
посредством изобразительного искусства».
Процесс патриотического воспитания учащихся средствами
художественно-изобразительной
деятельности
предполагает
такую
организацию работы, которая обеспечивает высокий уровень сознания,
творческую активность учащихся, что становится возможным благодаря
созданию необходимых педагогических условий. Одним из таких условий
является системно-деятельностный подход, обеспечивающий единство
учебной и внеурочной деятельности.
Изобразительное
искусство
активно
воздействует
на
эмоциональную сферу человеческого сознания, помогает плодотворному
восприятию как мировоззренческих, межнациональных, патриотических,
так и нравственных чувств.
Патриотическое
воспитание
в
школе
является
одной
из
приоритетных
задач
воспитательной
работы.
Патриотическое
воспитание
осуществляется
на
основе
качественно
нового
представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций,
национально-региональных особенностей, достижений современного
педагогического опыта. Патриотическое воспитание учащихся тесно
связано не только
с изучением истории, традиций народа, но и с
привитием
учащимся
нравственного
и
эстетического
восприятия
окружающего мира. Именно
на это и направлена образовательная
область
искусства,
изучаемая
учащимися
в
нашей
школе.
Патриотическое воспитание посредством искусства рассматривается,
как дифференцированный процесс, с учётом возрастных особенностей
учащихся и осуществляется, как в учебное время, так и во внеурочное
время.
Так, например: темы уроков 5 класса направлены на знакомство
учащихся с художественными материалами,
на которых учащиеся
знакомятся с произведениями искусства русских художников, учатся их
анализировать, проводя аналогии с окружающим миром, знакомятся с
творчеством русских мастеров, их ролью в мировом искусстве. Все темы
уроков косвенно или напрямую связаны не только с изучением
творчества художников, но и с изучением традиций, обычаев, культуры
разных народов (в том числе и русского народа), что позволяет
развивать любовь к Родине, своему народу и культуре.
Большое количество уроков непосредственно направлено на
развитие патриотических чувств у учащихся: «Памятники архитектуры -
наследие предков», «Парки, скверы, бульвары» и др.; «Пейзаж родной
земли», «Народные праздники», «Города русской земли» и др.;
«Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома», «Праздничные
народные гулянья» и др. Особое внимание уделяется региональному
компоненту, при реализации которого учащиеся знакомятся с историей
своего края: «Памятники архитектуры Великого Новгорода», "Святая
София», «Из варяг в греки», «Садко» и другие.
Помимо урочной деятельности по изобразительному искусству в
школе, в рамках воспитательной работы, проводится внеурочная
деятельность по патриотическому воспитанию. Более 10 лет я являюсь
руководителем школьной арт-студии «Аквилон». Мои ученики принимают
активное участие в создании и оформлении школьных выставок:
«Глазами
Победы»,
«Они
сражались
за
Родину»,
«Защитники
Отечества»,
«Святыни
земли
Новгородской»
и
другие.
Уроки
изобразительного искусства по патриотическому воспитанию провожу в
школьном музее боевой славы.
Большое внимание уделяю исследовательской деятельности
учащихся. Учащиеся выполняют проекты по темам: «Георгиевская
лента», «Ордена Великой Отечественной войны», «Богатыри земли
русской», «Святая София», «Древний Новгород» и другие. Особым
интересом у учащихся
пользуются творческие задания: «Создание
образа защитника Отечества, соответствующей эпохи», иллюстрации к
литературным,
историческим
и
музыкальным
произведениям:
«Традиции
русского
народа»,
«Интерьер
крестьянской
избы»,
«Берестяная грамота - памятник письменности Древней Руси XI—XV
вв.». и другие. Участие в проектной и творческой деятельности
позволяет учащимся не только изучать историю родного города, но и
развить в себе чувство гордости за свой край, свой город, свою школу.
В целях воспитания у подрастающего поколения чувства
патриотизма и сопричастности к судьбе своего народа, своего города,
в рамках
предмета «Изобразительное
искусство»,
в рамках
предметных недель, в школе проводятся ежегодные выставки детских
рисунков и конкурсы творческих работ, посвященные «Дню матери»,
«Дню народного единства», «Дню защитника Отечества», «Дню семьи»,
«Дню Космонавтики».
Автор: учитель Изобразительного искусства
МАОУ «СОШ №10», г. Великий Новгород
Смирнов Алексей Алексеевич