Напоминание

Формы и методы сопровождения профессиональной адаптации молодого педагога в рамках современного образовательного учреждения


Автор: Кукина Елена Леонидовна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 37
Населённый пункт: г. Томск
Наименование материала: статья
Тема: Формы и методы сопровождения профессиональной адаптации молодого педагога в рамках современного образовательного учреждения
Раздел: полное образование





Назад





Формы и методы сопровождения профессиональной адаптации

молодого педагога в рамках современного образовательного

учреждения

Кукина Елена Леонидовна, учитель физики МАОУ СОШ 37 г. Томска
Наставничество — это инвестиция в долгосрочное развитие организации, в ее «здоровье».
Дэвид Майстер
В настоящее время, в эпоху реформы системы образования, вопрос о работе в школах молодых специалистов поднимается на разных уровнях. По-прежнему существует проблема и того, как привлечь в школу грамотных молодых специалистов, и того, как удержать их там. Известно, что окончание вуза, получение диплома не означает, что начинающий педагог уже является профессионалом. Ему предстоит определенный путь профессионального становления, первоначальной частью которого является период адаптации - "вживания" в профессию. Практика работы с молодыми учителями показывает, что даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительное время. Наибольшие сложности у начинающих учителей вызывают вопросы организации урока, дисциплины и порядка на уроке, методическая сторона урока, оформление школьной документации, организация работы с родителями обучающихся, осуществление классного руководства. Проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист в начале своей работы имеет достаточные знания, но недостаточные умения, так как у него еще не сформированы профессионально значимые качества. Недостаток опыта у начинающего учителя часто приводит к тому, что самостоятельные решения возникающих проблем и личных затруднений, интерпретируются им, как правило, объяснениями внешнего характера: «такой класс», «такая учебная программа», «такие родители учеников» и т.д. Внешний характер объяснения обстоятельств профессиональных неудач нарушает психическое и соматическое здоровье, способствуя раннему психическому выгоранию учителя, что значительно снижает личностную эффективность и работоспособность(1). Поэтому, для успешной адаптации молодых специалистов в школе необходимо осуществлять системное методическое сопровождение (наставничество).
Целью
школьного наставничества в образовательном учреждении является оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении, а также формирование в школе кадрового ядра.
Задача
наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Педагог- наставник должен всячески способствовать, в частности и личным примером,
раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профе ссионального кругозора, его творче ских спо собно стей и профессионального мастерства. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания. В данной статье автор знакомит читателей с собственным опытом личностно- профессионального сопровождения молодого учителя физики и математики. Работа с молодым специалистом ведётся по специально составленному плану. Планирование осуществлялось по следующим направлениям: - требования к организации учебного процесса; - планирование и организация работы по предмету; - планирование и организация методической работы; - формы и методы организации внеурочной работы и досуга учеников; - работа со школьной документацией; - работа по саморазвитию; - знакомство со вспомогательными техническими, электронными средствами обучения и лабораторным оборудованием; - контроль и анализ результатов педагогической деятельности молодого специалиста.
Содержание деятельности:
На первом (Адаптационном) этапе, после изучения информационного материала были составлены памятки для молодого учителя, в которых изложен алгоритм деятельности в разных ситуациях:  Анализ и самоанализ урока;  Обязанности классного руководителя;  Организация работы с родителями;  Рекомендации по проведению внеклассных мероприятий;  Организация работы с неуспевающими;  Составление характеристики учащегося;  Составление характеристики класса. На втором (Основном) этапе осуществлялись такие традиционные формы работы наставника, как: совместное планирование педагогической деятельности (от составления календарно-тематического плана на год до плана конкретного урока, занятия, мероприятия), взаимопосещение уроков и занятий с их последующим анализом (вычленение сильных и слабых сторон деятельности как наставника, так и молодого специалиста – элементы коучинга), работа по самообразованию (поиск общих профессиональных интересов – элементы тьюторинга), отработка конкретных профессиональных приёмов на модельных занятиях (шлифовка мастерства – элементы менторинга). Кроме этого, наставником были проведены консультации для молодого специалиста по вопросам:
 Разработка программы своего профессионального роста;  Подготовка к первичному повышению квалификации;  Выбор темы для самообразования;  Подготовка к будущей аттестации. Одним из важнейших качеств, которое характеризует профессионально- педагогическую компетентность педагога, является инициатива. И выработать ее у молодого специалиста можно только в результате совместной, творческой, проектной деятельности. И поэтому, наставником, совместно с молодым учителем, были разработаны и проведены такие внеурочные мероприятия, как: деловая игра «От идеи до проекта», благотворительная акция в рамках проекта «Доброе сердце», экскурсия в ИЦЭ, совместная подготовка учащихся к компетентностной игре и т.д. Во время летнего трудового лагеря наставник и молодой специалист совместно курировали один отряд. В рамках этой деятельности были подготовлены с детьми успешные выступления в «Конкурсе талантов», «Конкурсе на лучшую съёмочную группу», конкурсе «Знаменитые фразы из кинофильмов», фотокроссе «Стопкадр». На этом же этапе под руководством наставника его молодой коллега приступил к созданию своего профессионального портфолио. Опытный учитель показал ему своё портфолио, обратил внимание на требования к нему, подсказал варианты оформления. За первый год сотрудничества с молодым педагогом уровень профессиональной компетентности молодого учителя значительно повысился. В настоящее время составляется план совместных действий на второй год наставничества. Говорят, что 10% людей будут работать хорошо, независимо ни от чего. Еще 10% будут работать плохо, какие бы земные блага им ни обещали. Работа же остальных 80% зависит от искусства управления и стимулирования. В том числе — и от искусства наставничества. Автор данной статьи желает всем нам быть хорошими наставниками и получать от этого удовольствие!
Литература
1. Маралова Е.А, Тютюник М.В. К проблеме профессионально-личностного сопровождения учителя в образовательном пространстве современной школы // Человек и образование. Академический вестник института образования взрослых Российской академии образования. – 2010. – № 4. – С. 125-130. 2. Барыбина, И.А. Организация наставничества в школе / И.А. Барыбина // Справочник педагога-психолога. Школа. – 2012. – №7. – 67 c. 3. Дворядкина, Д.А. Проблемы адаптации молодого учителя в современной школе: Материалы IV Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» 15 февраля – 31 марта 2012 года / Д.А. Дворядкина. – Ростов на/Д, 2012. – 35 с.


В раздел образования