Формы и методы сопровождения профессиональной адаптации молодого педагога в рамках современного образовательного учреждения
Автор: Кукина Елена Леонидовна Должность: учитель физики Учебное заведение: МАОУ СОШ № 37 Населённый пункт: г. Томск Наименование материала: статья Тема: Формы и методы сопровождения профессиональной адаптации молодого педагога в рамках современного образовательного учреждения Раздел: полное образование
Формы и методы сопровождения профессиональной адаптации
молодого педагога в рамках современного образовательного
учреждения
Кукина Елена Леонидовна, учитель физики МАОУ СОШ 37 г. Томска
Наставничество — это
инвестиция в долгосрочное
развитие организации, в ее «здоровье».
Дэвид Майстер
В настоящее время, в эпоху реформы системы образования, вопрос о работе в
школах молодых специалистов поднимается на разных уровнях. По-прежнему
существует
проблема
и
того,
как
привлечь
в
школу
грамотных
молодых
специалистов, и того, как удержать их там.
Известно,
что
окончание
вуза,
получение
диплома
не
означает,
что
начинающий
педагог
уже
является
профессионалом.
Ему
предстоит
определенный путь профессионального становления, первоначальной частью
которого является период адаптации - "вживания" в профессию.
Практика работы с молодыми учителями показывает, что даже при достаточно
высоком
уровне
готовности
к
педагогической
деятельности
личностная
и
профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительное
время. Наибольшие сложности у начинающих учителей вызывают вопросы
организации урока, дисциплины и порядка на уроке, методическая сторона
урока, оформление школьной документации, организация работы с родителями
обучающихся, осуществление классного руководства. Проблемы возникают в
связи с тем, что молодой специалист в начале своей работы имеет достаточные
знания,
но
недостаточные
умения,
так
как
у
него
еще
не
сформированы
профессионально значимые качества.
Недостаток
опыта
у
начинающего
учителя
часто
приводит
к
тому,
что
самостоятельные
решения
возникающих
проблем
и
личных
затруднений,
интерпретируются им, как правило, объяснениями внешнего характера: «такой
класс», «такая учебная программа», «такие родители учеников» и т.д. Внешний
характер
объяснения
обстоятельств
профессиональных
неудач
нарушает
психическое
и
соматическое
здоровье,
способствуя
раннему
психическому
выгоранию учителя, что значительно снижает личностную эффективность и
работоспособность(1).
Поэтому,
для
успешной
адаптации
молодых
специалистов
в
школе
необходимо
осуществлять
системное
методическое
сопровождение (наставничество).
Целью школьного наставничества в образовательном учреждении является
оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении, а
также формирование в школе кадрового ядра.
Задача наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить
личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Педагог-
наставник должен всячески способствовать, в частности и личным примером,
раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать
его
к
участию
в
общественной
жизни
коллектива,
формировать
у
него
общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и
профе ссионального
кругозора,
его
творче ских
спо собно стей
и
профессионального мастерства. Он должен воспитывать в нем потребность в
самообразовании
и
повышении
квалификации,
стремление
к
овладению
инновационными технологиями обучения и воспитания.
В данной статье автор знакомит читателей с собственным опытом личностно-
профессионального сопровождения молодого учителя физики и математики.
Работа с молодым специалистом ведётся по специально составленному плану.
Планирование осуществлялось по следующим направлениям:
-
требования к организации учебного процесса;
- планирование и организация работы по предмету;
- планирование и организация методической работы;
- формы и методы организации внеурочной работы и досуга учеников;
- работа со школьной документацией;
- работа по саморазвитию;
- знакомство со вспомогательными техническими, электронными средствами
обучения и лабораторным оборудованием;
- контроль и анализ результатов педагогической деятельности молодого
специалиста.
Содержание деятельности:
На первом (Адаптационном) этапе, после изучения информационного
материала были составлены памятки для молодого учителя, в которых изложен
алгоритм деятельности в разных ситуациях:
Анализ и самоанализ урока;
Обязанности классного руководителя;
Организация работы с родителями;
Рекомендации по проведению внеклассных мероприятий;
Организация работы с неуспевающими;
Составление характеристики учащегося;
Составление характеристики класса.
На
втором
(Основном)
этапе
осуществлялись
такие
традиционные
формы
работы
наставника,
как:
совместное
планирование
педагогической
деятельности (от составления календарно-тематического плана на год до плана
конкретного урока, занятия, мероприятия), взаимопосещение уроков и занятий
с
их
последующим
анализом
(вычленение
сильных
и
слабых
сторон
деятельности
как
наставника,
так
и
молодого
специалиста
–
элементы
коучинга),
работа
по
самообразованию
(поиск
общих
профессиональных
интересов – элементы тьюторинга), отработка конкретных профессиональных
приёмов
на
модельных
занятиях
(шлифовка
мастерства
–
элементы
менторинга).
Кроме
этого,
наставником
были
проведены
консультации
для
молодого
специалиста по вопросам:
Разработка программы своего профессионального роста;
Подготовка к первичному повышению квалификации;
Выбор темы для самообразования;
Подготовка к будущей аттестации.
Одним
из
важнейших
качеств,
которое
характеризует
профессионально-
педагогическую компетентность педагога, является инициатива. И выработать
ее
у
молодого
специалиста
можно
только
в
результате
совместной,
творческой, проектной
деятельности. И
поэтому,
наставником,
совместно
с
молодым
учителем,
были
разработаны
и
проведены
такие
внеурочные
мероприятия, как: деловая игра «От идеи до проекта», благотворительная акция
в рамках проекта «Доброе сердце», экскурсия в ИЦЭ, совместная подготовка
учащихся к компетентностной игре и т.д. Во время летнего трудового лагеря
наставник и молодой специалист совместно курировали один отряд. В рамках
этой
деятельности
были
подготовлены
с
детьми
успешные
выступления
в
«Конкурсе талантов», «Конкурсе на лучшую съёмочную группу», конкурсе
«Знаменитые фразы из кинофильмов», фотокроссе «Стопкадр».
На этом же этапе под руководством наставника его молодой коллега приступил
к созданию своего профессионального портфолио. Опытный учитель показал
ему
своё
портфолио,
обратил
внимание
на
требования
к
нему,
подсказал
варианты оформления.
За
первый
год
сотрудничества
с
молодым
педагогом
уровень
профессиональной компетентности молодого учителя значительно повысился.
В настоящее время
составляется план совместных действий на второй год
наставничества.
Говорят, что 10% людей будут работать хорошо, независимо ни от чего. Еще
10% будут работать плохо, какие бы земные блага им ни обещали. Работа же
остальных 80% зависит от искусства управления и стимулирования. В том
числе — и от искусства наставничества.
Автор данной статьи желает всем нам быть хорошими наставниками и
получать от этого удовольствие!
Литература
1.
Маралова Е.А, Тютюник М.В. К проблеме профессионально-личностного
сопровождения учителя в образовательном пространстве современной школы //
Человек и образование. Академический вестник института образования
взрослых Российской академии образования. – 2010. – № 4. – С. 125-130.
2. Барыбина, И.А. Организация наставничества в школе / И.А. Барыбина //
Справочник педагога-психолога. Школа. – 2012. – №7. – 67 c.
3. Дворядкина, Д.А. Проблемы адаптации молодого учителя в современной
школе: Материалы IV Международной студенческой электронной научной
конференции «Студенческий научный форум» 15 февраля – 31 марта 2012 года /
Д.А. Дворядкина. – Ростов на/Д, 2012. – 35 с.