Напоминание

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ


Автор: Косенко Светлана Николаевна
Должность: учитель физики и математики
Учебное заведение: МАОУ "Привольненская средняя школа имени М.С.Шумилова"
Населённый пункт: п. Привольный, Светлоярский район, Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Раздел: среднее образование





Назад





РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ

МАТЕМАТИКИ
Косенко Светлана Николаевна, учитель математики и физики ОО МАОУ «Привольненская СШ им. М.С. Шумилова» Светлоярского района. В жизни человеческого общества трудно найти такую область знаний, к которой математика не имела бы никакого отношения. Это выдвигает перед школой задачу развития математических способностей, склонностей и интересов у обучающихся. Умение заинтересовать математикой – дело непростое. Любой педагог, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель. Как сформировать интерес к предмету у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока. Приём первый: рассказать занимательный факт из наблюдений, из жизни знаменитых людей. Потом задать вопрос: «Как вы думаете, почему…?», или сообщить, что сейчас будем детально разбирать причину этого факта. Например: «Среди всех фигур, с одинаковым периметром, у круга будет самая большая площадь. И наоборот, среди всех фигур с одинаковой площадью, у круга будет самый маленький периметр. Как вы думаете, это верно? Давайте убедимся в правильности высказывания, или опровергнем». «Английский математик Абрахам де Муавр в престарелом возрасте однажды обнаружил, что продолжительность его сна растёт на 15 минут в день. Составив арифметическую прогрессию, он определил дату, когда она достигла бы 24 часов — 27 ноября 1754 года. В этот день он и умер. Как он смог это сделать? Что такое арифметическая прогрессия?». Приём второй: показать «математический фокус». Дети обязательно спросят: «Почему?», начинается обсуждение и незаметно переходят к рассмотрению нового материала. Например, при изучении темы «Уравнения» можно предложить такой «фокус»: «Задумайте число, умножьте его на 2, прибавьте к результату 8, разделите результат на 2 и отнимите задуманное число. В результате вы смело называете число 4». Приём третий: задать вопрос, ответ на который как бы очевиден, выслушать мнения учеников, а затем показать «опровержение» и пригласить ребят к разбору факта и изучению материала, на основе которого его можно изучить. Например, идет урок на тему «Формулы. Составление формул». Учитель.Ребята, какая температура тела здорового человека? Выслушивает ответы, и показывает термометр, который показывает309,6 0 К . Кто может объяснить увиденное? Попробуем разобраться на сегодняшнем уроке. Далее рассказывает о различных температурных шкалах, что они связаны между собой соотношением –формулами. Приём четвёртый: использование оригинальных формулировок задач, теорем, известных из истории, решение которых непременно доставит удовольствие. Задача Евклида: «Шли по дороге мул и осёл, несли мешки, жалобно охал осёл. Тогда мул обратился к попутчику с речью: «Что ж, старина, ты знал и рыдаешь, будто девчонка?
Нёс бы вдвойне я, чем ты, если б отдал одну ты мне меру. Если ж бы ты у меня лишь одну меру взял, то мы бы сравнялись.» Сколько нёс каждый?» (мул -7мер, осёл -5 мер) Прием пятый (коммуникативный): предлагается совместное с одноклассником или групповое выполнение учебного задания с обсуждением полученных результатов и подготовкой итогового отчёта. Так, в 5-6 классах можно использовать задачи В4 ЕГЭ, что также является дополнительным стимулом для учеников. Пример: При строительстве сельского дома можно использовать один из двух типов фундамента: каменный или бетонный. Для каменного фундамента необходимо 9 тонн природного камня и 9 мешков цемента. Для бетонного фундамента необходимо 7 тонн щебня и 50 мешков цемента. Тонна камня стоит 1600 рублей, щебень стоит 780 рублей за тонну, а мешок цемента стоит 230 рублей. Сколько рублей будет стоить материал для фундамента, если выбрать наиболее дешевый вариант? Приём шестой: включение учащихся в практическую деятельность. Большую роль в усвоении материала играют при этом практические работы. Часто дети запоминают только то, над чем потрудились их руки, если ученик что-то рисовал, чертил, вырезал или закрашивал, то это что-то само по себе становится опорой для его памяти. Такой вид работы как обучающее практическое занятие является творческим для учащихся. Например: при изучении темы «Обыкновенные дроби» выполняется практическая работа: у каждого учащегося цветные карандаши и раздаточный материал. Задание: 1. Начертите квадрат со стороной 3 см. Разделите его пополам. Закрасьте часть квадрата. 2. Начертите отрезок длиной 4 см. Обведите цветным карандашом 4/4 отрезка. 3. На рисунке изображена 1/3 часть веточки с одинаковыми листочками. Дорисуйте всю веточку. Приём седьмой: выполнение творческих заданий. Применение творческих заданий на уроках математики способствует формированию убежденности учащихся в том, что они не только успешно усваивают теоретический курс математики, но и сами создают нечто новое, несущее учебную нагрузку. Так при изучении темы «Цилиндр» в начале урока на доске появляется надпись «Справка дана ЦИЛИНДРУ в том, что…», далее сообщается, что в конце урока, после изучения темы каждый напишет продолжение справки (это может бать характеристика, объяснительная и т.д.). Приём восьмой: вызвать мотивы удивления, любознательности, усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность. Такие задачи с занимательным сюжетом развивают сообразительность, природную смекалку, создают положительное отношение к предмету. Пример: А) На 1 см 2 поверхности тела с среднем располагается 150 болевых точек, 14 холодовые, 2 тепловые и24 тактильные (воспринимающие прикосновение и давление). Сколько чувствительных точек на ладони длиной 7 см и 5 см? Б) Г.Остер ЗАДАЧНИК ПО МАТЕМАТИКЕ. «Друзья составили про Петю задачу: наш друг Петя ест невкусную макаронину длиной 60 км. В первый день он съел пятую часть всей макаронины, во второй — четвертую часть всей макаронины. Сколько километров невкусной макаронины съедено Петей за два дня?» Приём девятый: отражение связи с практикой, задачи, связанный со здоровым образом жизни. Если учащийся видит в решаемой задаче возможность применить
полученные знания на практике (в повседневной жизни, при изучении других предметов и т. д.), то появляется и интерес к её решению. Пример: А) Один банк обещает вкладчику прибыль 2% в месяц, а другой 25% годовых. Куда выгоднее вложить деньги? Б) Курильщики ежегодно «выкуривают», т. е. выбрасывают в атмосферу 720 т синильной кислоты, 384 000 т аммиака, 108 000 т угарного газа; в среднем 25 % всех видов веществ, содержащихся в табаке, сгорает и разрушается в процессе курения, 50 % уходит в окружающую среду, 20 % попадает в организм курильщика и только 5 % остаётся в папиросе или в фильтре сигареты. Сколько попадает в организм курильщика вредных веществ? В) Успеет ли водитель начать торможение, если на расстоянии 4м. от него на дорогу неожиданно выбежал пешеход? Скорость машины 36 км/ч, время реакции водителя 1с. Внеклассная работа по предмету – ещё один важный фактор развития познавательного интереса учащихся. Она создает условия для формирования творческих и практических умений, для более полной реализации потенциала учащихся. Для учеников, которые проявляют интерес к предмету, предлагаются факультативные занятия, на которых они развивают умения применять полученные на уроках знания к решению практических задач, получают удовлетворение от открытия знания, от сознания того, что он справился с задачей. Такие учащиеся участвуют в различных научно-практических конференциях, конкурсах и олимпиадах. Надо отметить, что существенное влияние на возникновение правильного отношения к учебной деятельности оказывают положительные эмоции, возникающие от процесса «учения» и достигнутого результата. Это можно достигнуть, получив поощрение и признание в любой форме и от любых людей: от учителя, родителей, товарищей по классу, сверстников, директора школы, общественности. Можно побудить жестом и взглядом одобрения, добрыми, ласковыми словами, обещанием поощрения (приза, сюрприза, награды, диплома, грамоты, благодарственного письма родителям, объявления по школьному радио). Признание и похвала – огромная действенная сила! Не надо скупиться на них! При желании таких приемов можно отыскать много. Главное, чтобы такое желание было у учителя!


В раздел образования