РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Автор: Косенко Светлана Николаевна Должность: учитель физики и математики Учебное заведение: МАОУ "Привольненская средняя школа имени М.С.Шумилова" Населённый пункт: п. Привольный, Светлоярский район, Волгоградская область Наименование материала: статья Тема: РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Раздел: среднее образование
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ
МАТЕМАТИКИ
Косенко Светлана Николаевна,
учитель математики и физики ОО МАОУ «Привольненская СШ
им. М.С. Шумилова» Светлоярского района.
В жизни человеческого общества трудно найти такую область знаний, к которой
математика не имела бы никакого отношения. Это выдвигает перед школой задачу
развития математических способностей, склонностей и интересов у обучающихся.
Умение
заинтересовать
математикой
–
дело
непростое.
Любой
педагог,
пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществляет передачу опыта, но и
укрепляет веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей.
Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь
всех
учащихся
в
обсуждение
сложившейся
ситуации.
Творческая
активность
учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает
учитель. Как сформировать интерес к предмету у ребенка? Через самостоятельность и
активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной
ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную
окраску урока.
Приём
первый:
рассказать
занимательный
факт
из
наблюдений,
из
жизни
знаменитых людей. Потом задать вопрос: «Как вы думаете, почему…?», или сообщить,
что сейчас будем детально разбирать причину этого факта. Например: «Среди всех
фигур, с одинаковым периметром, у круга будет самая большая площадь. И наоборот,
среди всех фигур с одинаковой площадью, у круга будет самый маленький периметр.
Как вы думаете, это верно? Давайте убедимся в правильности высказывания, или
опровергнем». «Английский математик Абрахам де Муавр в престарелом возрасте
однажды обнаружил, что продолжительность его сна растёт на 15 минут в день.
Составив арифметическую прогрессию, он определил дату, когда она достигла бы 24
часов — 27 ноября 1754 года. В этот день он и умер. Как он смог это сделать? Что
такое арифметическая прогрессия?».
Приём второй: показать «математический фокус». Дети обязательно спросят:
«Почему?», начинается обсуждение и незаметно переходят к рассмотрению нового
материала.
Например,
при
изучении
темы
«Уравнения»
можно
предложить
такой
«фокус»: «Задумайте число, умножьте его на 2, прибавьте к результату 8, разделите
результат на 2 и отнимите задуманное число. В результате вы смело называете число
4».
Приём третий: задать вопрос, ответ на который как бы очевиден, выслушать
мнения учеников, а затем показать «опровержение» и пригласить ребят к разбору
факта и изучению материала, на основе которого его можно изучить. Например, идет
урок на тему «Формулы. Составление формул». Учитель.Ребята, какая температура
тела здорового человека? Выслушивает ответы, и показывает термометр, который
показывает309,6
0
К . Кто
может
объяснить
увиденное?
Попробуем
разобраться
на
сегодняшнем уроке. Далее рассказывает о различных температурных шкалах, что
они связаны между собой соотношением –формулами.
Приём четвёртый: использование оригинальных формулировок задач, теорем,
известных из истории, решение которых непременно доставит удовольствие. Задача
Евклида: «Шли по дороге мул и осёл, несли мешки, жалобно охал осёл. Тогда мул
обратился к попутчику с речью: «Что ж, старина, ты знал и рыдаешь, будто девчонка?
Нёс бы вдвойне я, чем ты, если б отдал одну ты мне меру. Если ж бы ты у меня лишь
одну меру взял, то мы бы сравнялись.» Сколько нёс каждый?» (мул -7мер, осёл -5 мер)
Прием пятый (коммуникативный): предлагается совместное с одноклассником
или групповое выполнение учебного задания с обсуждением полученных результатов
и подготовкой итогового отчёта. Так, в 5-6 классах можно использовать задачи В4 ЕГЭ,
что
также
является
дополнительным
стимулом
для
учеников.
Пример:
При
строительстве сельского дома можно использовать один из двух типов фундамента:
каменный или бетонный. Для каменного фундамента необходимо 9 тонн природного
камня и 9 мешков цемента. Для бетонного фундамента необходимо 7 тонн щебня и 50
мешков цемента. Тонна камня стоит 1600 рублей, щебень стоит 780 рублей за тонну, а
мешок
цемента
стоит
230
рублей.
Сколько
рублей
будет
стоить
материал
для
фундамента, если выбрать наиболее дешевый вариант?
Приём шестой: включение учащихся в практическую деятельность. Большую
роль
в
усвоении
материала
играют
при
этом
практические
работы.
Часто
дети
запоминают только то, над чем потрудились их руки, если ученик что-то рисовал,
чертил, вырезал или закрашивал, то это что-то само по себе становится опорой для его
памяти. Такой вид работы как обучающее практическое занятие является творческим
для учащихся. Например: при изучении темы «Обыкновенные дроби» выполняется
практическая
работа:
у
каждого
учащегося
цветные
карандаши
и
раздаточный
материал. Задание:
1. Начертите квадрат со стороной 3 см. Разделите его пополам. Закрасьте
часть квадрата.
2.
Начертите
отрезок
длиной
4
см.
Обведите
цветным
карандашом 4/4 отрезка.
3. На рисунке изображена 1/3 часть веточки с одинаковыми
листочками. Дорисуйте всю веточку.
Приём седьмой: выполнение творческих заданий.
Применение
творческих заданий на уроках математики способствует формированию убежденности
учащихся
в
том,
что
они
не
только
успешно
усваивают
теоретический
курс
математики, но и сами создают нечто новое, несущее учебную нагрузку. Так при
изучении темы «Цилиндр» в начале урока на доске появляется надпись «Справка дана
ЦИЛИНДРУ в том, что…», далее сообщается, что в конце урока, после изучения темы
каждый
напишет
продолжение
справки
(это
может
бать
характеристика,
объяснительная и т.д.).
Приём восьмой: вызвать мотивы удивления, любознательности, усилить мотивы
ориентации на предстоящую деятельность. Такие задачи с занимательным сюжетом
развивают
сообразительность,
природную
смекалку,
создают
положительное
отношение к предмету. Пример:
А) На 1 см
2
поверхности тела с среднем располагается 150 болевых точек, 14
холодовые, 2 тепловые и24 тактильные (воспринимающие прикосновение и давление).
Сколько чувствительных точек на ладони длиной 7 см и 5 см?
Б)
Г.Остер
ЗАДАЧНИК
ПО
МАТЕМАТИКЕ. «Друзья
составили
про
Петю
задачу: наш друг Петя ест невкусную макаронину длиной 60 км. В первый день он
съел пятую часть всей макаронины, во второй — четвертую часть всей макаронины.
Сколько километров невкусной макаронины съедено Петей за два дня?»
Приём девятый: отражение связи с практикой, задачи, связанный со здоровым
образом жизни. Если учащийся видит в решаемой задаче возможность применить
полученные
знания
на
практике
(в
повседневной
жизни,
при
изучении
других
предметов и т. д.), то появляется и интерес к её решению. Пример:
А) Один банк обещает вкладчику прибыль 2% в месяц, а другой 25% годовых.
Куда выгоднее вложить деньги?
Б) Курильщики ежегодно «выкуривают», т. е. выбрасывают в атмосферу 720 т
синильной кислоты, 384 000 т аммиака, 108 000 т угарного газа; в среднем 25 % всех
видов веществ, содержащихся в табаке, сгорает и разрушается в процессе курения, 50
% уходит в окружающую среду, 20 % попадает в организм курильщика и только 5 %
остаётся
в
папиросе
или
в
фильтре
сигареты.
Сколько
попадает
в
организм
курильщика вредных веществ?
В) Успеет ли водитель начать торможение, если на расстоянии 4м. от него на
дорогу неожиданно выбежал пешеход? Скорость машины 36 км/ч, время реакции
водителя 1с.
Внеклассная
работа
по
предмету
–
ещё
один
важный
фактор
развития
познавательного
интереса
учащихся.
Она
создает
условия
для
формирования
творческих
и
практических
умений,
для
более
полной
реализации
потенциала
учащихся. Для учеников, которые
проявляют
интерес к предмету, предлагаются
факультативные занятия, на которых они развивают умения применять полученные на
уроках знания к решению практических задач, получают удовлетворение от открытия
знания, от сознания того, что он справился с задачей. Такие учащиеся участвуют в
различных научно-практических конференциях, конкурсах и олимпиадах.
Надо
отметить,
что
существенное
влияние
на
возникновение
правильного
отношения к учебной деятельности оказывают положительные эмоции, возникающие
от процесса «учения» и достигнутого результата. Это можно достигнуть, получив
поощрение и признание в любой форме и от любых людей: от учителя, родителей,
товарищей
по
классу,
сверстников,
директора
школы,
общественности.
Можно
побудить жестом и взглядом одобрения, добрыми, ласковыми словами, обещанием
поощрения (приза, сюрприза, награды, диплома, грамоты, благодарственного письма
родителям,
объявления
по
школьному
радио).
Признание
и
похвала
–
огромная
действенная сила! Не надо скупиться на них!
При
желании
таких
приемов
можно
отыскать
много.
Главное,
чтобы
такое
желание было у учителя!