Напоминание

Обучение лексике хантыйского языка с использованием занимательного материала


Автор: Пандо Ольга Николаевна
Должность: учитель родного(хантыйского) языка
Учебное заведение: МОУ Школа с.Аксарка
Населённый пункт: Приуральский район, с.Аксарка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Обучение лексике хантыйского языка с использованием занимательного материала
Раздел: среднее образование





Назад




Обучение лексике хантыйского языка с использованием занимательного

материала

Пандо О.Н., учитель родного

(ханты) языка

МОУ Школа с.Аксарка

У выдающегося педагога Симона Соловейчика есть удивительная книга с

необычным названием «Учение с увлечением». Секрет книги в том, что,

написанная не просто для учеников, а в совместной работе с ними, она

стала открытием для учителей и родителей. В ней дан ответ на один

из самых трудных вопросов: как учение из тяжкой обязанности

и скучного дела превращается в увлечение? Как научиться учиться?

Например, своему родному хантыйскому языку. Секрет прост. Нужно

подобрать такие методы и приемы, чтобы ученику захотелось учиться всегда,

– оно теперь немыслимо. Сегодня учение с увлечением – завтра

увлекательная жизнь.

А что главное в изучении языка? Конечно же, лексика. Без знания слов

абсолютно бесполезными будут знания грамматики, красивое произношение.

Как же помочь ученикам иметь большой словарный запас?

С помощью разнообразных приемов, а именно занимательного материала,

который используется довольно успешно.

Анализируя работы ученых – методистов как Арсирий А.Т., Волина В.В.,

Розенталь Д.Э., Шанский Н.М., Петрановская Л., Баранова М.Т. и других, я

убедилась, что предложенные в этих работах дидактические игры и

упражнения вполне применимы к урокам хантыйского языка, если наполнить

их конкретным содержанием с учётом особенностей хантыйского языка и

народной культуры (обычаев и традиций).

По методике обогащения и активизации словарного запаса учащихся

начальных классов на уроках хантыйского языка в условиях шурышкарского

диалекта уделялось должное внимание кандидатом педагогических наук Р.Р.

Скамейко. По лексике и лексикологии современного хантыйского языка и

методике преподавания написаны исследования Н.И.Терешкиным, Ю.Н.

Русской, Е.А. Нёмысовой, А.М.Сенгеповым, П.Е. Хатанзеевым и др.

Много дидактических игр можно использовать по теме «Лексика».

Ведущей функцией дидактической игры должна быть образовательная

функция, которая является основной потому, что содержит дидактическую

цель.

Например, при изучении темы «Алфавит хантыйского языка» учащиеся

применяют знание алфавита в игре «Кто быстрее?». В процессе проведения

дидактической игры в занимательной форме с помощью карточек

располагают слова в алфавитном порядке. Усвоив в наглядной и доступной

форме основные принципы построения хантыйского алфавита, ученики легко

записывают слова в алфавитном порядке, легко сориентируются в словаре.

При изучении темы «Слог» для развития умения различать в слове

количество слогов по количеству гласных, уместно провести игру «Йилап

хатна» (Новоселье»). Расселяют животных родного края, чьи названия

состоят из одного слога, пусть живут в первом чуме, чьи названия из двух

слогов – во втором чуме и т. д .

В этом случае дидактическая игра исполняет роль средства, с помощью

которого организуется процесс усвоения, отрабатываются,

совершенствуются знания учащихся.

Серьезную грамматическую работу можно организовать в форме игры

«Путешествие в мир оленевода вместе с грамматикой». Заранее объявляется,

через какие оленеводческие тропы (темы грамматики) будет следовать

аргиш. Для каждой аргишной тропы заготавливается «билеты». Ученик

заполняет «путевой лист, на котором нужно выполнить определенные

задания, и если ученик делает в задании ошибку, то не получает «билет», то

есть «проезд для него закрыт», пока он не выполнить задание правильно.

При такой форме игры нет необходимости искусственно привязывать

воспитательную цель. Если мы собираем аргиш, надо не только помнить о

его последовательность построения, не нарушая традиции оленеводов, но о

пользе для животных.

Если тема урока связана с рыбной лексикой, то помним о том, какие рыбы

являются священными для народа ханты и о том, что нельзя засорять

водоёмы.

Оленеводческие языковые единицы составляют пласт оригинальной лексики

хантыйского языка, содержащей ценную информацию о лексическом составе

и его внутренней структуре. Отчасти это объясняется тем, что оленеводство -

одно из древнейших занятий народа ханты. Оленеводческая лексика в этом

плане является бесценным источником для пополнения словарного состава

хантыйского языка.

Дети работают с интересом, увлечённо, не отвлекаются, легко

переключаются с одного вида деятельности на другой - всё это положительно

влияет на результативность обучения.

Дидактическая игра выполняет также развивающую функцию. В целом

процесс усвоения знаний по хантыйскому языку для учащихся является

нелегким и напряженным трудом, постоянно требующим внимания, хорошо

развитой памяти, напряженных усилий, максимальной интеллектуальной

работы. Поэтому для успешного обучения хантыйскому языку необходимо

тренировать эти психические свойства. При проведении игр «Анас акта»

(Собери аргиш), «Хой малтас» (Кто лишний) «Мала малтас» (Что лишнее),

«Привлекательная цель», «Лови ошибку» (Ошибка оща) и др. ставится цель

не только закрепить знания по грамматике и лексике, но и совершенствовать

память, внимание, развить воображение, интуицию, наблюдательность.

На этапе изучения синонимов и антонимов можно предложить учащимся

игру «Переводчик». Заменить все слова в предложении синонимами: «Нэнгэт

вул саям вуслат»». Заменить выделенные слова антонимами: «Нави палнгат

торам хуват манлат».

Прием «Ланьсянг пай» тренирует память учащихся, помогает

сконцентрироваться на предмете речи. Играть можно как с несколькими

детьми, так и с целым классом. Первому ученику называется слово, к

которому необходимо подобрать синоним или антоним. Следующий должен

повторить сказанное предыдущим учащимся и продолжить, добавив

подходящее по смыслу слово, описывающее названное явление или предмет.

В итоге может получиться целая статья о слове с его описанием. Усложнить

задачу можно введением дополнительного условия: ограничить лексику,

которую можно использовать (просторечную и т.д.) Такой прием

активизирует и пополняет словарный запас учащихся.

Таким образом , мы видим,что обучение лексике хантыйского языка с

использованием занимательного материала повысит интерес школьников к

изучению хантыйского языка, его прочному усвоению; формирует человека

как полноценной разносторонней личности, умеющей адекватно оценивать

окружающую жизнь, её оригинальность и своеобразие, знающей и любящей

родной край, бережно относящейся к истории, культуре и традициям своего

народа.

И если сегодня мы сохраним язык и культуру, то сохранится и этнос. Ведь

каждое слово так многозначно, чудным хантыйским узором явилось к миру,

чтобы удивить и поведать им то, чего не хватало в общем узоре мироздания.

Надеюсь, что мы не потеряем ту ниточку, которую нам передали наши

далекие предки.



В раздел образования