Напоминание

МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В СПОРТИВНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Автор: Валентин Евгеньевич Рябков
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: Филиал ГБОУ СОШ "ОЦ" п.г.т.Рощинский м.р.Волжский Самарской области "Центр внешкольной работы"
Населённый пункт: Самарская область
Наименование материала: педагогический опыт работы
Тема: МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В СПОРТИВНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Раздел: дополнительное образование





Назад




МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В СПОРТИВНЫХ

ОБЪЕДИНЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.Е.Рябков,

тренер-преподаватель

филиала ГБОУ СОШ «ОЦ» п.г.т.Рощинский

м.р.Волжский Самарской области

«Центр внешкольной работы»

Одним

из

видов

одаренности

является

спортивная

одаренность.

Под

спортивной одаренностью понимают комплекс природных качеств, дающих

возможность достичь спортивных вершин в процессе многолетней тренировки.

Или же врожденные особенности человека, обуславливающие определенный

уровень его спортивных достижений.

Способности

формируются

неравномерно.

Наблюдаются

периоды

ускоренного и замедленного развития способностей. Нередко отмечается

раннее проявление спортивных способностей, но встречаются и дети с

замедленными темпами формирования способностей. Отсутствие ранних

высоких достижений ещё не означает, что высокие способности не проявятся в

дальнейшем.

Уровень

и

характер

проявления

одаренности

очень

индивидуальны и заключаются в том, что одни, приходя заниматься тем или

иным видом спорта, уже проявляют ярко выраженные способности и активно

начинают участвовать в соревнованиях, другие, в силу их слабости, держатся

только в спортивно-оздоровительных группах.

Условно различают три уровня развития спортивных способностей:

1.

Самые общие способности. К ним можно отнести хорошее здоровье,

нормальное

физическое

развитие,

трудолюбие,

настойчивость,

работоспособность, интересы, склонности и т.д.

2.

Общие

элементы

спортивных

способностей:

быстрое

освоение

спортивной техники, умение адаптироваться к значительным мышечным

напряжениям,

высокий

уровень

функциональной

подготовки,

способность преодолевать утомление, успешное восстановление после

тренировочных нагрузок и т.д.

3.

Специальные элементы спортивных способностей: быстрый прирост

спортивных

результатов,

высокий

уровень

развития

специальных

качеств, высокая мобилизация, готовность и устойчивость в условиях

противоборства с противником и т.д.

В играх и единоборствах на первый план выступают психические

качества,

в

основе

которых

лежит

система

процессов,

определяющая

возможность в кратчайшие сроки воспринимать возникающие ситуации,

принимать и реализовывать творческие решения.

Выдающиеся спортивные достижения – это результат взаимодействия

наследственных факторов и влияния внешней среды. Принимая детей в

спортивные

объединения,

генетическую

информацию

мы

не

изучаем,

(оцениваем родителей только взглядом), но не следует преуменьшать роль

внешней среды. Средовые факторы, в частности особенности воспитания детей,

играют важную роль во всех видах спорта, где важны настойчивость,

трудолюбие, умение преодолевать трудности.

Воздействие тренировки более эффективно в раннем возрасте. Поэтому в

свои группы по программе «Юный дзюдоист» набираю детей с дошкольного

возраста.

Спортивно-одаренных

детей

выделяю

по

следующим

психофизические особенностям:

ребенок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и

точной моторики;

обладает хорошей зрительно-моторной координацией;

любит движение (бег, прыжки, лазание);

обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от

плавного к резкому);

легко удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений

(на бревне, трамплине);

умело владеет телом при маневрировании (стартуя, останавливаясь,

целенаправленно меняя направление и т. п.); для своего возраста обладает

исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень

развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки,

умение бросать и ловить предметы).

Мои методы работы с одаренными детьми строятся на следующих

принципах:

выявление спортивно одаренных детей на протяжении всего процесса

обучения;

обеспечение гибкости и вариативности учебно-тренировочного процесса;

включение в процесс обучения индивидуализированной психологической

поддержки и помощи с учетом своеобразия личности одаренного

ребенка;

постепенный

и

поэтапный

отбор

детей

на

этап

спортивного

совершенствования.

Проблема спортивных способностей требует осторожного подхода к

оценке

природной

одарённости.

Главная

задача

тренера-преподавателя

сохранить интерес спортивно-одаренного ребенка к тренировочному процессу,

тогда спортивные достижения обязательно состоятся.

Список использованных источников

1.

Бабаева Ю.Д. Тренинговые методы выявления одаренности \под ред.

В.И.Панова. М.,1997.

2.

Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия.

Москва-Воронеж,1997.

3.

Психология одаренности детей и подростков \\Под ред. Н.С.Лейтеса

М.,1996

4.

И.А. Кибальченко, Г.М. Афонина Психолого-педагогическая поддержка

одаренных детей. \Ростов-на-Дону Издательство СКНЦ ВШ .2001.



В раздел образования