Автор: Майсак Елена Владимировна
Должность: Учитель
Учебное заведение: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Школа-интернат №2"
Населённый пункт: Кемеровская область-Кузбасс
Наименование материала: статья
Тема: Реализация АООП в условиях общеобразовательного класса
Дата публикации: 27.11.2022
Раздел: среднее образование
Реализация АООП в условиях общеобразовательного класса
Майсак Елена Владимировна, учитель
МКОУ «Школа-интернат №2»
Киселевского городского округа
Одним из основных направлений в реформировании современного школьного образования является создание
условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ). Для части детей с ОВЗ наиболее эффективным является инклюзивное обучение.
Количество детей с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательных классах и школах, постоянно увеличивается. Тем не
менее, несмотря на достигнутые успехи, в настоящее время выявляются следующие проблемы:
- в инклюзивном образовании в настоящее время нет единой системы, позволяющей разработать и реализовать
весь образовательный маршрут ребенка с ОВЗ и подготовить его к следующим жизненным этапам (профессиональному и
предпрофессиональному);
- чаще всего учителя, работающие в системе инклюзивного образования, получают дополнительные знания на
краткосрочных курсах повышения квалификации, поэтому им не хватает опыта работы с детьми с нарушениями
развития. Кроме того, у них нет возможности проконсультироваться со специалистами по текущим проблемам,
возникающим в процессе работы;
- в общеобразовательных школах работает мало специалистов, вследствие этого чаще всего дети с нарушениями
развития, принятые в школу, не получают необходимой им коррекционной помощи;
- учителя, специалисты и родители недостаточно взаимодействуют между собой;
- имеются объективные трудности, связанные с наполняемостью классов, различиями в содержании программ,
подходах в обучении;
- родители не всегда осознают свою роль в организации работы с ребенком с ОВЗ. не принимают участие в работе.
Кроме того, несмотря на то, что в зарубежной практике инклюзивного обучения детей с особыми
образовательными потребностями накоплен большой опыт и этой теме посвящено много исследований, как ученых, так и
практиков, этот потенциал нельзя использовать в современной российской школе без адаптации и учета особенностей
российской образовательной системы. Основную нагрузку по организации обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной
школе должны нести школьные психолого-медико-педагогические консилиумы. Но в настоящее время такой консилиум
возможен только в больших образовательных комплексах, что также приводит к несоответствию количества
специалистов и детей, которые должны получить качественное психолого-педагогическое сопровождение.
Дети с особенностями развития – это неоднородная группа детей, поэтому можно утверждать, что не существует
универсальной для всех единой модели инклюзии. Все дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в
поддержке и сопровождении при обучении в школе, но объем помощи может значительным образом варьироваться в
зависимости от выраженности симптомов нарушений развития отдельного ребенка. Также важно предусмотреть
возможность изменений в организации обучения и сопровождения ребенка с ОВЗ в зависимости от нужд ребенка и его
семьи.
Для обучения таких детей разрабатывается АООП. Необходимым этапом ее разработки является адаптация
общеобразовательной программы, которая
осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической
комиссии. Анализируются требования государственного образовательного стандарта, содержание примерных программ, в том
числе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Учитываются особенности психофизического развития лиц с
ОВЗ
(по
представленным
родителями
документам).
Проектируются
необходимые
структурные
составляющие
адаптированной образовательной программы и определяются временные границ освоения АОП. При проектировании АОП
указывается отрезок времени, покрываемый реализацией содержания Программы. При этом необходимо обратить
внимание на четкое формулирование цели АОП и определение круга задач, конкретизирующих цель адаптированной
образовательной программы.
При реализации АОП необходимо создавать условия:
учет особенностей ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой
организации коррекционно-педагогического процесса, в применении специальных методов и средств
обучения, компенсации и коррекции нарушений развития (информационно-методических, технических);
реализация
коррекционно-педагогического
процесса
педагогами
и
педагогами-психологами
соответствующей квалификации, его психологическое сопровождение специальными психологами;
предоставление обучающемуся с ОВЗ медицинской, психолого-педагогической и социальной помощи;
привлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс.
Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает, что результаты обучения должны
учитываться
в
предметной,
метапредметной
и
личностной
сферах.
При
применении
стандартной
неадаптированной шкалы оценок результаты обучения детей с ОВЗ могут показаться неудовлетворительными в
силу того, что стандартный инструментарий оценки эффективности обучения не подходит для детей с ОВЗ. Чаще
всего контрольно-измерительные материалы, разработанные для нормально развивающихся детей, требуют
серьезной адаптации по порядку и способам предъявления заданий, темпу, сложности и т. д.