Напоминание

Реализация АООП в условиях общеобразовательного класса


Автор: Майсак Елена Владимировна
Должность: Учитель
Учебное заведение: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Школа-интернат №2"
Населённый пункт: Кемеровская область-Кузбасс
Наименование материала: статья
Тема: Реализация АООП в условиях общеобразовательного класса
Дата публикации: 27.11.2022
Раздел: среднее образование





Назад




Реализация АООП в условиях общеобразовательного класса

Майсак Елена Владимировна, учитель

МКОУ «Школа-интернат №2»

Киселевского городского округа

Одним из основных направлений в реформировании современного школьного образования является создание

условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными

возможностями здоровья (ОВЗ). Для части детей с ОВЗ наиболее эффективным является инклюзивное обучение.

Количество детей с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательных классах и школах, постоянно увеличивается. Тем не

менее, несмотря на достигнутые успехи, в настоящее время выявляются следующие проблемы:

- в инклюзивном образовании в настоящее время нет единой системы, позволяющей разработать и реализовать

весь образовательный маршрут ребенка с ОВЗ и подготовить его к следующим жизненным этапам (профессиональному и

предпрофессиональному);

- чаще всего учителя, работающие в системе инклюзивного образования, получают дополнительные знания на

краткосрочных курсах повышения квалификации, поэтому им не хватает опыта работы с детьми с нарушениями

развития. Кроме того, у них нет возможности проконсультироваться со специалистами по текущим проблемам,

возникающим в процессе работы;

- в общеобразовательных школах работает мало специалистов, вследствие этого чаще всего дети с нарушениями

развития, принятые в школу, не получают необходимой им коррекционной помощи;

- учителя, специалисты и родители недостаточно взаимодействуют между собой;

- имеются объективные трудности, связанные с наполняемостью классов, различиями в содержании программ,

подходах в обучении;

- родители не всегда осознают свою роль в организации работы с ребенком с ОВЗ. не принимают участие в работе.

Кроме того, несмотря на то, что в зарубежной практике инклюзивного обучения детей с особыми

образовательными потребностями накоплен большой опыт и этой теме посвящено много исследований, как ученых, так и

практиков, этот потенциал нельзя использовать в современной российской школе без адаптации и учета особенностей

российской образовательной системы. Основную нагрузку по организации обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной

школе должны нести школьные психолого-медико-педагогические консилиумы. Но в настоящее время такой консилиум

возможен только в больших образовательных комплексах, что также приводит к несоответствию количества

специалистов и детей, которые должны получить качественное психолого-педагогическое сопровождение.

Дети с особенностями развития – это неоднородная группа детей, поэтому можно утверждать, что не существует

универсальной для всех единой модели инклюзии. Все дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в

поддержке и сопровождении при обучении в школе, но объем помощи может значительным образом варьироваться в

зависимости от выраженности симптомов нарушений развития отдельного ребенка. Также важно предусмотреть

возможность изменений в организации обучения и сопровождения ребенка с ОВЗ в зависимости от нужд ребенка и его

семьи.

Для обучения таких детей разрабатывается АООП. Необходимым этапом ее разработки является адаптация

общеобразовательной программы, которая

осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической

комиссии. Анализируются требования государственного образовательного стандарта, содержание примерных программ, в том

числе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Учитываются особенности психофизического развития лиц с

ОВЗ

(по

представленным

родителями

документам).

Проектируются

необходимые

структурные

составляющие

адаптированной образовательной программы и определяются временные границ освоения АОП. При проектировании АОП

указывается отрезок времени, покрываемый реализацией содержания Программы. При этом необходимо обратить

внимание на четкое формулирование цели АОП и определение круга задач, конкретизирующих цель адаптированной

образовательной программы.

При реализации АОП необходимо создавать условия:

учет особенностей ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой

организации коррекционно-педагогического процесса, в применении специальных методов и средств

обучения, компенсации и коррекции нарушений развития (информационно-методических, технических);

реализация

коррекционно-педагогического

процесса

педагогами

и

педагогами-психологами

соответствующей квалификации, его психологическое сопровождение специальными психологами;

предоставление обучающемуся с ОВЗ медицинской, психолого-педагогической и социальной помощи;

привлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс.

Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает, что результаты обучения должны

учитываться

в

предметной,

метапредметной

и

личностной

сферах.

При

применении

стандартной

неадаптированной шкалы оценок результаты обучения детей с ОВЗ могут показаться неудовлетворительными в

силу того, что стандартный инструментарий оценки эффективности обучения не подходит для детей с ОВЗ. Чаще

всего контрольно-измерительные материалы, разработанные для нормально развивающихся детей, требуют

серьезной адаптации по порядку и способам предъявления заданий, темпу, сложности и т. д.



В раздел образования