Автор: Данильчук Марина Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 25 "Маячок", г. Саратов
Населённый пункт:
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитание умения слушать
Раздел: дошкольное образование
Воспитание умения слушать
Развитию правильной и чистой речи у детей дошкольного возраста часто
мешает пониженный слух. Воспитателю необходимо проверять состояние
слуха у каждого ребёнка. Для проверки слуха воспитатель может провести
игры: «В поручения», «Кто лучше слышит» и т. д.
Воспитатель становится от детей на расстоянии 5-6 м. и шёпотом
произносит не сложные поручения, например: «Таня положи мячик на полку!»,
«Толя, открой дверь!» и т. д. Можно предложить детям закрыть глаза или
отвернуться. Подобные игры требуют от детей больше сосредоточенности,
поэтому они должны длиться не более 3-5 минут.
Такие игры имеют значение не только для проверки слуха детей, но и для
воспитания, умения слушать. Развитие слухового аппарата способствует
воспитанию чистой речи. Искажения звуков и слов (сокращение слов,
перестановка звуков и слогов, употребление одного звука другому) число
связаны с недостаточно развитым, неустойчивым слуховым восприятием.
Для развития слухового восприятия можно использовать разнообразные
занятия и игры.
Большое значение имеет слушание музыки, а для старших детей
слушание детских радиопередач. Полезны такие игры, как «Узнай по голосу,
кто позвал», «Эхо», поиски спрятанного предмета под тихую и громкую
музыку. Полезно также внимательно прислушиваться к звукам, доносящимся
со стороны. Можно предположить детям помолчать, также закрыть глаза и
послышать, «о чём говорит комната, улица». Дети услышат тиканье часов,
доносящиеся с улицы гудки автомобиля, голоса людей, чириканье воробьёв и т.
п. Еще больше богатство звуков в лесу, в поле, саду: шелест листвы, пение
птиц, жужжание пчёл, гудение мотора, работающего трактора или стук топора
дровосека и много, много других.
В процессе игры можно предложить некоторым детям изобразить
звуками то, что они слышали, остальные должны угадывать. Дети поразительно
тонко передают различные звуки и их оттенки, например, жужжание мухи,
пчелы и шмеля. Подобные игры обостряют внимание детей и делают их более
восприимчивыми к звучанию речи.