Напоминание

Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста


Автор: Соболева Светлана Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР Детский сад №8 "Звездочка" ОСП Детский сад "5 "Светлячок"
Населённый пункт: Архангельская область город Няндома
Наименование материала: статья
Тема: Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Устное народное творчество как средство развития речи детей

младшего дошкольного возраста»

Автор: Соболева Светлана Николаевна, воспитатель ОСП «Детский сад

№5 «Светлячок» МБДОУ ЦРР- Детский сад №8 «Звёздочка»

На третьем году жизни речь ребёнка становится основным средством

общения со взрослыми и сверстниками. Значительно возрастает понимание

речи окружающих. В этом возрасте с ребёнком разговаривают не только о

том, что он видит, воспринимает в данный момент, но и о том, что было в его

опыте прежде, и о том, что будет. Расширяются возможности для развития

наблюдательности, способности обобщения. Ребёнок воспринимает связный

рассказ, понимает содержание инсценировки с развернутым сюжетом и

сравнительно большим количеством персонажей. Он может сосредоточенно

рассматривать картинки, не отвлекаясь, послушать чтение книжки, аккуратно

положить её в отведенное место. Значительно расширяется репертуар

художественных произведений, с которыми знакомят детей третьего года

жизни. Однако по-прежнему особое место в этом возрасте занимает устное

народное

творчество.

Оно

является

одним

из

действенных

средств

воспитания и полноценного развития ребенка. Возможность использования

малых форм фольклора в дошкольном учреждении для развития речи детей

младшего дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и

форм произведений словесного творчества русского народа, характером

знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Особенностью произведений малых фольклорных жанров являются

занимательность, предельная простота сюжета, краткость, ритмичность,

образность языка, музыкальность, игровой момент. По своему характеру они

забавны, жизнерадостны, игривы. Язык в них яркий, образный, легко

запоминающийся, в них встречается много ласкательных слов (пальчик,

котик, гуленьки, личико), обращений (солнышко, водичка, умой мое личико,

дам тебе горошка). Часто они имеют диалогическую форму: «Ладушки -

ладушки», «Мальчик - пальчик» и другие. Некоторые построены по типу

обращения: «Петушок, петушок», сообщения «Уж я Танечке пирог испеку» и

другие. Цель - развлечь ребенка, развеселить, позабавить и вместе с тем

развить его речь, движения, познакомить с определенными понятиями.

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности

для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства

побуждать к познавательной активности. Поэтому необходимо как можно

шире использовать его в воспитании детей младшего дошкольного возраста.

Его влияние неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать

практически все задачи методики развития речи, и наряду с основными

методами и приемами речевого развития можно и нужно использовать этот

богатейший материал словесного творчества народа.

А.П.Усова, О.Ушакова считают, что потешки, поговорки являются

богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая

чувство ритма и рифмы, мы готовим ребёнка к дальнейшему восприятию

поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи

(Н.С. Карпинская, М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко). В.А.Сухомлинский

считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения

познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

Подпевки,

приговорки,

потешки

-

первые

художественные

произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его

чувства,

речь,

формирует

отношение

к

окружающему

миру,

играет

неоценимую роль во всестороннем развитии. Устное народное творчество

широко используется в воспитании детей. Особую значимость приобретает

оно в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении.

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности

для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства

побуждать к познавательной деятельности и речевой активности.

Увеличить запас слов помогают малые формы фольклора.

Их

звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей,

вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует

развитию

разговорной

речи.

Использование

произведений

народного

творчества в работе по развитию речи должно быть систематизировано с

целью формирования у детей первоначальных навыков художественно-

речевой деятельности, интереса и любви к фольклору.

Использование полюбившихся произведений народного творчества в

играх значительно обогащает словарь детей, делает их речь эмоционально -

выразительной. Разговор персонажей хорошо знакомого произведения дети

вполне самостоятельно переносят на действия с другими игрушками -

куклами, матрешками и т.д.

Познавая

окружающий

мир

посредством

устного

народного

творчества, дети усваивают словесные, образные обозначения предметов и

явлений, их связи и отношения.

Сказки, загадки, поговорки, пословицы - представляют настоящую

сокровищницу народной мудрости, исключительные образцы языка народа.

В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие

народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, игру,

овладевая родным языком, ребенок дошкольного возраста получает первые

представления о культуре своего народа.

Своеобразие восприятия у детей младшего дошкольного возраста

заключается в том, что при осмыслении текста ребенок опирается главным

образом на имеющийся у него опыт, еще очень ограниченный и узкий.

Цель данной работы - развитие речи детей младшего дошкольного

возраста средствами устного народного творчества. Для работы с детьми

мною были поставлены следующие задачи:

- проанализировать психолого-педагогическую и методическую

литературу по данной теме;

- раскрыть особенности речевого развития детей в период младшего

дошкольного возраста.

- выявить значение устного народного творчества в развитии речи у

детей младшего дошкольного возраста;

- пополнить уголок театрализации играми, изготовленными своими

руками;

- обновить уголок по речевому воспитанию.

Произведения

устного

народного

творчества

имеют

огромное

познавательное

и

воспитательное

значение,

способствуют

развитию

образного мышления, обогащают речь детей.

Известно, что ребенок младшего дошкольного

возраста чутко

откликается на потешки, приговорки, подпевки. Они забавляют, радуют,

организуют поведение малыша. Это первые художественные произведения,

которые слышит ребенок.

В своей работе я определила два направления по развитию речи детей

средствами устного народного творчества:

- использование фольклора в образовательной деятельности по

развитию речи;

- использование фольклора в режимных моментах.

Я решила как можно шире применить фольклорный материал в

игровой деятельности и режимных моментах с детьми. Потешка помогает

погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к

чужому человеку, наладить контакт. Так играя с пальчиками ребенка,

приговариваю:

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – папенька

Этот пальчик – маменька

А вот этот – наш малыш,

А зовут тебя – (имя ребенка)

Фольклор

помогает

воспитывать

положительное

отношение

к

режимным моментам: гимнастике, умыванию, одеванию, приему пищи и др.

Режимные процессы я сопровождаю приговорками, маленькими стишками,

прибаутками. При организации гимнастики привлекаю детей «веселым»

бубном:

Дружные ножки шагают по дорожке

Зашагали ножки топ, топ, топ,

Прямо по дорожке топ, топ, топ.

Ребенок стоит в стороне, наблюдает. Весело приглашаю его:

«Мишенькины ножки тоже хотят идти по дорожке.

Ну - ка, Миша, посмелей, топай ножкой веселей!»

Через некоторое время ребенок со всеми малышами топает под бубен.

Подбирая устный материал, обращаю внимание на то, чтобы он был

прост по содержанию, с четким ритмом. Чтобы вызвать положительные

эмоции в процессе умывания и привлечь внимание говорю:

Знаем, знаем да - да - да

Где тут прячется вода.

Открываю кран:

Выходи водица,

Мы пришли умыться.

Дети с удовольствием осваивают навыки гигиены.

Потешка способна корректировать эмоции детей (кто плачет или

шумит).

В

таких

ситуациях

с

помощью

потешек

воспитываю

доброжелательное отношение друг к другу, чувство сопереживания к

заплакавшему ребенку:

Не плачь, не плачь детка,

Прискачет к тебе белка,

Принесет орешки – для Машиной потешки.

Если будешь плакать – дам худой лапоть.

В

работе

с

маленькими

детьми,

учитывая

индивидуальные

особенности, я использую игрушки. Игрушка в сочетании с потешкой

помогли мне найти общий язык с детьми нерешительными, плохо идущими

на контакт. Например, стараясь вовлечь детей в игру, я приговаривала:

Скачет зайка маленький

Около завалинки

Быстро скачет зайка,

Ты его поймай-ка!

Игрушка – заяц побуждает детей догнать его, поиграть с ним.

Не все дети укладываются спать охотно. Этот режимный процесс

вызывает много негативных эмоций. В этих случаях стараюсь создать им

ощущение домашнего тепла и уюта. Подходя к ребенку, поправляю одеяло,

глажу по головке, присаживаюсь рядом, приговариваю:

Баю, баюшки, баю

Песню деткам пою.

Все ласточки спят, все касаточки спят

Нашим деткам спать велят.

Так же использую потешки как средство обогащения словаря детей

новыми

словами,

выражениями.

Обращаю

внимание

на

образность,

выразительность языка. Благодаря простоте и напевности звучания, дети

быстро запоминают потешки и вводят их в свою речь в самостоятельных

играх.

На занятиях по развитию речи использую «Бабушку – забавушку» -

это персонаж из кукольного театра. Занятия проходят с большим интересом.

Дети с удовольствием слушают, что она им расскажет, покажет знакомые

«Ладушки» или «Козу рогатую», отвечают на вопросы «бабушки».

Для решения поставленных задач в группе создана соответствующая

развивающая среда. Приобретены игры по развитию речи «Кто как кричит?»,

«Кто где живет?», «Расскажи сказку» и др. Также изготовлены игры, маски

настольные и пальчиковые театры своими руками, которые активно

используются на занятиях и свободной игровой деятельности.

Оформлена картотека фольклорных произведений. В группе создан

театральный уголок, в котором представлены такие театры как: кукольный,

пальчиковый, настольный. В книжном уголке размещены книжки –

малышки, книжки – раскладушки, книжки – картинки.

Используя малые формы фольклора в работе с детьми младшего

дошкольного возраста, можно с уверенностью

отметить положительное

воздействие,

как

на детей,

так и

на процесс воспитания.

Дети

с

удовольствием посещают

детский сад, не скучают, они улыбчивы,

жизнерадостны, в играх самостоятельно используют уже знакомые малые

формы фольклора. Режимные моменты становятся для детей делом

приятным. Познавая окружающий мир средствами устного народного

творчества, дети усваивают словесные, образные обозначения предметов и

явлений, их связи и отношения.

Исследуя значение средств устного народного творчества младших

дошкольников, следует отметить,

что в ходе проделанной работы по данной

теме развитие речи у детей заметно улучшилось: расширился словарный

запас, речь стала более активной.

Список информационных источников

1.

Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и

детский фольклор / В.П. Аникин. - 1975. -240 с.

2.

Бондаренко, А.К. Словесные игры в детском саду: пособие для

воспитателя детского сада / А.К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 1974. - 96 с.

3.

Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной

культуры: учеб. – метод. пособие / О.Л. Князева, М.Д. Маханева. - 2-е изд.,

перераб. и доп. СПБ., 2008.- 102 с.

4.

Сазонова, С.Е. Формирование интереса к художественному слову

у детей младшего возраста / С.Е.Сазонова, О.В.Малинина // Справочник

старшего воспитателя. - №39.- 2008.- с. 47-53

5.

Усова, А.П. Русское народное творчество в детском саду. Книга

для воспитателей детских садов. / А.П. Усова.- 3-е изд. - М.: Просвещение,

1972- 76с.



В раздел образования