Напоминание

Обучение и совершенствование упражнений со скакалкой в акробатическом рок-н-ролле


Автор: Бадаева Ольга Станиславовна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №110 Выборгского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Обучение и совершенствование упражнений со скакалкой в акробатическом рок-н-ролле
Дата публикации: 06.12.2022
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 110 Выборгского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка на тему:

«Обучение и совершенствование упражнений со скакалкой

в акробатическом рок-н-ролле»

Выполнила:

педагог дополнительного образования

Бадаева О.С.

Санкт-Петербург, 2020 г.

Содержание

Введение

1.

Общая характеристика упражнений со скакалкой

2.

Типичные упражнения со скакалкой

2.1 Упражнения с длинной скакалкой

2.2 Упражнения с короткой скакалкой

3.

Совершенствование упражнений со скакалкой

3.1 Развитие силы

3.2 Развитие быстроты

3.3 Развитие ловкости

3.4 Развитие выносливости

Рекомендации педагогам

Использованная литература

Введение

Прыжки через гимнастическую скакалку являются не просто физическим упражнением — это

универсальное средство для активного отдыха, учебного и тренировочного процесса. Скакалка –

очень доступный и полезный гимнастический «снаряд». Прыжки со скакалкой развивают мышцы

ног, делают их стройными и красивыми, служат профилактикой плоскостопия, способствуют

формированию правильной осанки, укрепляют связки внутренних органов, ликвидируют

застойные явления в организме, улучшают работу кишечника, развивают сердечно-сосудистую

систему и дыхательную, развивают чувство ритма и координацию движений, укрепляют мышцы

тазового дна. Прыжки со скакалкой дают большую нагрузку, но они вполне доступны и полезны

детям.

Одна из первых задач на занятиях акробатическим-рок-н-роллом заключается в укрепление

здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей

организма.

В современных видах спорта скакалка применяется повсеместно как основа при физической

подготовке (ОФП), а в художественной гимнастике упражнения со скакалкой – один из основных

видов программы. Упражнения со скакалкой интересны и увлекательны, вызывают желание

заниматься самостоятельно. При правильном подходе к организации и подбору содержания

занятий можно качественно решить оздоровительные и воспитательные задачи.

1.Общая характеристика упражнений со скакалкой

Упражнения со скакалкой были взаимствованы из детских игр. Существует множество

разновидностей прыжков с длинной и короткой скакалкой.

Более легкими считаются прыжки через длинную скакалку, которую держат или вращают двое

учащихся, а третий пробегает под ней. В этом движении выполняются только прыжки;

прыгающий свободен от вращения скакалки. В то же время он должен хорошо чувствовать

предлагаемый темп подскоков, подстраиваться под него, а это нелегко. Длинная скакалка не

должна быть легкой, ее толщина 10 - мм, длина - 4 м.

Увеличивать нагрузку для учащихся в прыжках через скакалку нужно постепенно. Прыжки через

скакалку лучше выполнять в конце основной части урока, после упражнений на развитие

быстроты и разучивания новых упражнений. Обусловливается это сильным воздействием

многократных прыжков в достаточно высоком темпе на нервную систему. Если на занятии не

ставятся задачи разучивания новых двигательных действий и развития быстроты, прыжки через

скакалку можно проводить и в начала основной части урока. Это способствует более

эффективному закреплению разученных движений и совершенствованию их выполнения.

2.Типичные упражнения со скакалкой

2.1. Упражнения с длинной скакалкой

Пробегание под скакалкой

Вначале дети учатся пробегать вслед за скакалкой, как бы догоняя ее. Пробегать надо в тот

момент, когда скакалка опустится на уровень груди. Для пробегания каждого ученика под

длинной крутящейся скакалкой надо давать сигнал или вести подсчет до трех, до двух. Ускоряя

или замедляя вращение скакалки, можно облегчить школьнику пробегание.

Педагог вращает скакалку вместе с учеником, сменяя его в порядке очереди. Одновременно

преподаватель учит своего помощника правильно держать конец скакалки - только пальцами,

чтобы она легко вырывалась из руки, если ее заденет пробегающий ученик и равномерно вращать

ее так, чтобы она описывала большие круги. Когда учащиеся научатся вращать скакалку, они

смогут делать это самостоятельно.

Постепенно упражнения в пробегании под скакалкой усложняются, дети выполняют:

пробегание под скакалкой наискось;

пробегание по прямой;

пробегание в положении руки на пояс, в стороны, за голову вверх;

пробегание парами, тройками, четверками, звеньями произвольно и держась за руки;

Прыжки на месте

Изучение прыжков на месте лучше начинать через скакалку, не вращая ее, а качая. Например,

двое учащихся держат скакалку за концы, середина ее касается пола, а третий встает у середины

скакалки боком к ней. Ученики, держащие скакалку, начинают раскачивать ее из стороны в

сторону, а стоящий посередине, когда скакалка приближается к нему, подпрыгивает вверх и

пропускает ее под ногами.

Затем то же упражнение выполняется на одной ноге, с ноги на ногу, с различными положениями и

движениями рук, стоя лицом к скакалке, а также с поворотами в разные стороны.

Вбегание

Сначала нужно вбежать под вращающуюся скакалку (при этом важно учить детей вбегать прямо,

справа, слева)потом выполнить несколько прыжков и выбежать из под нее, не задев.

Затем то же упражнение выполняют два, три и т.д. учащихся, произвольно держась за руки и

совершая прыжки прямо, правым (левым) боком.

Через вращающуюся скакалку можно выполнять те же упражнения, что и через качающуюся. Во

время обучения целесообразно разделить детей на подгруппы по числу скакалок. При этом

необходимо своевременно менять учеников, вращающих скакалку.

2.2.Упражнения с короткой скакалкой.

Что бы правильно подобрать скакалку, нужно встать на середину скакалки, она должна доставать

до подмышек. Скакалка обычно удерживается за два конца хватом за ручки, которые

распологаются на середине ладони, пальцы сжимаются в кулак, ноги, слегка согнуты в коленях,

ступни вместе, пятки оторваны от пола; туловище и голова расположены прямо; кисти рук

удерживают ручки скакалки и разведены в стороны, локти находятся около туловища или

касаются его.

Скакалку надо держать без напряжения.

В прыжках через короткую скакалку первое время детям с трудом удается согласовать движения

рук и ног. Вначале нужно дать им возможность попрыгать произвольно, посмотреть, как они

умеют это делать, и только потом приступить к обучению. Для облегчения начального изучения

прыжков со скакалкой дети выполняют ритмичные подскоки на двух ногах на месте с

одновременным вращением скакалки, сложенной вдвое, правой или левой рукой. Вращать

скакалку надо непрерывно, не задерживая их внизу и не меняя темп вращения. Необходимо

объяснить учащимся, что прыжок вверх должен совпадать по времени с ударом скакалки о пол.

После того как упражнение начнет получаться, можно приступать к прыжкам через скакалку

обычным способом.

Когда дети научатся прыгать легко и ритмично, задания можно постепенно усложнять: прыгать на

ходу, на бегу, с ноги на ногу, на правой и левой ноге, с промежуточным подскоком, с двойным

вращением скакалки и т. д. Когда учащиеся будут уверенно выполнять перечисленные прыжки,

можно усложнить задание, изменив направление вращения скакалки, на пример назад.

Контрольные упражнения по проверке умения прыгать с короткой скакалкой, это дать

комбинацию из 5-8 разных прыжков.

Н

ужно научить детей прыгать на носках, не подпрыгивая высоко, лишь слегка сгибать ноги в

коленях после приземления, вращать скакалку кистями и предплечьями, а не всей рукой. Плечи

должны быть опущены, расслаблены, не двигаться, корпус прямой, голова не опускается вниз.

3. Совершенствование упражнений со скакалкой

3.1. Развитие силы.

Сила - это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за

счет мышечных усилий (напряжений).

В акробатическом рок-н-ролле наибольшее значение имеют силовая выносливость и взрывная

сила.

Силовая выносливость — это способность противостоять утомлению, вызываемому относительно

продолжительными мышечными напряжениями значительной величины.

Взрывная сила- это способность мышц проявлять максимально возможное усилие за

минимальный промежуток времени.

Эффективность развития силы зависит от планирования силовых нагрузок. В младшем школьном

возрасте для развития мышц ног выполняются различные прыжки, выполняя которые наиболее

важно уделять внимание приземлению. В среднем школьном возрасте для силивой подготовки

выполняются прыжки через скакалку с малым и средним отягощением, в качестве которого

можно использовать манжеты с песком, не оказывающие существенного влияния на снижение

скорости движения. (150-200 грамм). В старшем школьном возрасте применяются те же

упражнения со скакалкой , что и в среднем школьном возрасте, но работа выполняется

экстенсивным методом, т.е. с предельным числом повторений с небольшим отягощением.

Упражнения на развития силы:

1.

Упражнения с двойным вращением скакалки.

2.

Чередование одиночного вращения с двойным.

3.

Прыжки на левой (правой) ноге.

Для развития взрывной силы выполняются прыжки через скакалку в темпе 120-125

прыжков в минуту, выполнение следующей серии упражнений нужно начинать после

полного восстановления через 2-3 мин. Количество серий 2-4раза.

3.2 Развитие быстроты

Быстрота – способность выполнять двигательное действие с максимальной скоростью (за

наименьший промежуток времени). Основными проявления быстроты являются:

1. Быстрота реакции на зрительные и слуховые раздражители.

2. Скорость одиночного движения.

3. Частота движений.

Простые реакции выражаются в ответе с заданными движениями на заданные известные

сигналы. Для развития простой реакции применяют упражнения, в которых необходимо

выполнить обусловленное движение вслед за определенным сигналом. При этом следует

постепенно усложнять условия, сопутствующие выполняемым движениям.

-в увеличении скорости реагирования

-в требовании реагировать на неожиданный сигнал

-в требовании реагировать на сигнал различной силы громкости.

-в увеличении сложности выполняемых движений и повышении требований к их точности.

С целью формирования двигательной реакции используются специальные упражнения со

скакалкой, при выполнении которых ученики стараются как можно быстрее ответить на сигнал.

Во время прыжков через скакалку по сигналу - свистку, хлопку учителя - нужно максимально

быстро выполнить любой другой прыжок, например со скрестным или двойным вращением.

Каждое движение выполняется 2-3 раза.

Количество повторений при скоростных упражнениях определяется способностью учащихся

выполнять нагрузку без снижения скорости.

При формировании быстроты отдельного движения, как и других видов быстроты, большое

значение имеет применение соревновательного и игрового методов с заданиями. (Кто быстрее.

Кто больше. Кто лучше.) Например, нужно сделать как можно больше прыжков через скакалку за

5, 10, 15. сек.

Для повышения быстроты реакции большое значение имеет воспитание у учащихся чувства

времени. С этой целью занимающимся можно последовательно предложить три вида заданий:

1. После выполнения скоростного упражнения преподаватель сообщает время, затраченное на

выполнение задания. Например, нужно выполнить 5 прыжков, и он засекает время, потраченное

на это.

2. Время ученику не сообщается - он сам должен его определить, и вовремя остановиться.

3. Ученик должен выполнить скоростное упражнение за заданное время. Например, 30 прыжков

за 15 сек.

Упражнения для развития быстроты:

1. Бег с вращением скакалки вперед. На одно вращение скакалки выполняется два беговых шага.

2. Прыжки на двух ногах с промежуточным подскоком на одно вращение скакалки.

3. Прыжки на двух ногах без промежуточных подскоков.

4. Прыжки вдвоем через одну скакалку, стоя лицом к лицу к друг другу.

5.То же, стоя в затылок к друг другу.

6.Прыжки вдвоем, взявшись за руки. Скакалку вращают оба ученика, взяв ее за разные концы.

7. То же с вращение назад.

На первых порах непрерывные прыжки не должны продолжаться больше 30 сек.

Прыжки со скакалкой для развития быстроты в младшем школьном возрасте выполняются в

максимальном темпе. Продолжительность упражнений должна быть такой, чтобы к концу

выполнения скорость не снижалась из-за утомления. интервалы отдыха должны обеспечивать

относительно полное восстановление.

Режим выполнения прыжковых упражнений со скакалкой: 3-8 повторений по 5-10 сек. с

интервалом отдыха 1,5- 2 мин.

Для развитие быстроты в старших классах осуществляется в основном за счет увеличения

частоты движений.

1. Прыжки со скакалкой на двух ногах. Выполнить как можно меньше прыжков за 1 мин, за 2 мин.

2.Прыжки со скакалкой с двойным вращением - 10-20 раз под ряд.

3. Прыжки со скакалкой на гимнастическом мостике.

4. Игра "Удочка"

3.3 Развитие ловкости

Ловкость — способность человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее

рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в

изменяющихся условиях. Понятие " ловкость" включает также координацию движений, чувство

ритма, способность произвольно расслаблять мышцы, устойчивость равновесия, прыгучесть.

При развитии этих физических качеств необходимо руководствоваться следующим

методическими рекомендациями:

1. Разнообразить занятия, систематически вводить в них новые упражнения, различные формы их

сочетания,

2.Варьировать применяемы усилия и условия сопутствующие занятиям.

3. Регулировать нагрузку на организм по первым признакам ухудшения (снижения) точности

движений

4. Определять интервалы отдыха между повторениями отдельных заданий по показателям ЧСС. В

старшем школьном возрасте так же развивается способность одновременно воспринимать ряд

координационно сложных двигательных действий, увеличиваются скорость и точность реакций в

изменяющихся условиях, повышаются быстрота и качество оперативного мышления и памяти, а

также способность усиливается влияние волевых функций, управляющих поведением.

Упражнения для развития ловкости:

1.Прыжки через скакалку на одной и двух ногах, с двойными вращениями.

2. Прыжки через скакалку на двух ногах с максимальной частотой вращения

3. Игра "Удочка"

4. Прыжки с увеличением скорости.

5.Прыжки с постоянным чередованием ритма прыжков - сочетание медленных и быстрых

движений

6. Прыжки с небольшими отягощениями : манжетами, поясом, жилетом

7. Прыжки через скакалку на двух ногах с заданием выполнить как можно меньше прыжков за 30

сек, за 1 мин, за 1.5 мин, не совершая промежуточного подскока.

3.4 Развитие выносливости

Выносливость — это способность выполнять двигательное действие длительное время с

заданной интенсивностью. Иногда выносливость определяют как способность организма

противостоять утомлению. Различают выносливость общую и специальную.

Общей выносливостью называют способность в течение продолжительного времени выполнять

работу, вовлекающую в действие многие мышечные группы и предъявляющую высокие

требования к сердечно-сосудистой и дыхательной системам. Выносливость по отношению к

определенной деятельности, избранной как предмет специализации, называется специальной.

В физическом воспитании употребляют следующие термины : силовая, скоростная, прыжковая,

статистическая, динамическая и другие виды специальной выносливости. Мерилом

выносливости является время, в течение которого возможно выполнение работы заданного

характера и определенной интенсивности.

Для развития выносливости прыжки со скакалкой проводятся таким образом, чтобы повысить

способность организма к аэробному и анаэробному обеспечению работы, для чего варьируются

скорость выполнения движений, кол-во прыжков и продолжительность отдыха в перерывах

между повторными заданиями.

В старших классах для развития выносливости, прыжки через скакалку выполняют в переменном

темпе.

- на первой минуте - в максимальном темпе

- на второй- в медленном темпе без подсчета прыжков

- на третьей - в максимальном темпе без подсчета прыжков.

С помощью различных прыжков через скакалку можно успешно развивать и координационную

выносливость - способность продолжительно и эффективно выполнять сложные по координации

двигательные действия. Она развивается с помощью систематических прыжков через скакалку до

первых признаков утомления. Также выносливость можно развивать, включая прыжки через

скакалку в круговую тренировку.

Рекомендации для педагогов.

Увеличивать нагрузку для учащихся в прыжках через скакалку нужно постепенно. Сначала время

работы со скакалкой не должно превышать 1 мин. В течение следующих четырех уроков время

можно проводить прыжки уже в течение 2 мин. Прыжки через скакалку лучше выполнять в конце

основной части урока, после упражнений на развитие быстроты и разучивания новых

упражнений. Обусловливается это сильным воздействием многократных прыжков в достаточно

высоком темпе на нервную систему. Если на уроке не ставятся задачи разучивания новых

двигательных действий и развития быстроты, прыжки через скакалку можно

проводить и в

начала основной части урока. Это способствует более эффективному закреплению разученных

движений и совершенствованию их выполнения.

К концу первой четверти через каждые два урока нагрузку можно повышать, увеличивая

продолжительность выполнения прыжков без изменения темпа на 8-12 сек, и постепенно довести

ее до 3-3,5 мин.

Во второй четверти следует продолжать прыжки через скакалку, так как для достижения нужных

результатов необходимо непрерывное воздействие на организм учащихся. Однако во второй

четверти решаются задачи обучения сложным по координации двигательным действиям из

арсенала гимнастики. Решить проблему можно, предложив детям выполнять прыжки через

скакалку в качестве домашнего задания ли на уроках между подходами к снарядам или при

переходе от станции к станции. Важно, чтобы прыжки не выполнялись детьми в паузах между

упражнениями, которые требуют значительной выносливости силового характера. В связи с этим

нельзя предлагать им прыжки через скакалку между подходами при выполнении лазанья по

канату, опорных прыжках.

Наиболее эффективный и приемлемый метод выполнения прыжков через скакалку- повторный.

Общее время выполнения упражнения делится на 2-3 части. Отдых между ними составляет 1-1.5

мин. например, исходная нагрузка для девочек 5-6 классов составляет 2-3 серии по 1 мин. в темпе

135-140 прыжков в минуту.

В третьей четвери основное внимания на уроках физкультуры уделяется развитию выносливости

средствами лыжной подготовки. Поэтом прыжки через скакалку вновь включаются в занятия,

проводимы в зале, на последних уроках третьей и в начале четвертой четверти, когда школьники

изучают спортивные игры.

Характер игровой деятельности занимающихся имеет свою специфику. Резкие рывки и ускорения

чередуются с внезапными остановками на фоне значительной физический и эмоциональной

нагрузки. В связи с этим прыжки через скакалку можно выполнять с более высокой по сравнению

с предыдущими занятиями интенсивность, но относительно непродолжительное время: в 5-6-м

классах- 3 серии по 1 мин. в темпе 140-145 прыжков в минуту; в 7-8-м классах - 3 серии по 1 мин.

в темпе 135- 140 прыжков в минуту. Отдых между сериями - 1 мин.

Использованная литература:

1.

Черкасов «В процессе занятий». Журнал «Физкультура в школе», №5, 2002

2.

В.А. Лепешин «Скакалка всегда в моде». Журнал «Физкультура в школе», №6, 2000 г.

3.

Журавина М.Л., Меньшикова Н.К.-Гимнастика:Учебное пособие/М.,: Академия.2005.



В раздел образования