Напоминание

Формирование функциональной грамотности по предметам естественнонаучного цикла


Автор: Мосиенко Екатерина Петровна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МБОУ "Табатская СОШ"
Населённый пункт: село Табат Бейского района Республики Хакасия
Наименование материала: доклад
Тема: Формирование функциональной грамотности по предметам естественнонаучного цикла
Раздел: среднее образование





Назад




Доклад «Формирование функциональной грамотности по предметам

естественнонаучного цикла»

Функциональная грамотность – степень подготовленности человека к выполнению

возложенных на него или добровольно взятых на себя функций. (Васильева О.Ю.–

министр просвещения РФ: четверть населения России не владеет функциональным

чтением.)

Под

функциональностью

чтения

понимается

способность

ученика

к

осмыслению письменных текстов и их рефлексии, к использованию их содержания для

достижения

собственных

целей.

Под

функциональной

грамотностью

понимается

«способность использовать ЗУН, приобретенные в школе для решения широкого

диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в

межличностном общении и социальных отношениях». Функциональную грамотность

составляют: элементы лексической грамотности; умения человека понимать различного

рода, касающиеся его государственные акты и следовать им; соблюдение человеком норм

общественной жизни и правил безопасности, требования технологических процессов, в

которые он вовлечен; информационная и компьютерная грамотность. Естественнонаучная

грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по

вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться

естественнонаучными

идеями.

Естественнонаучно грамотный̆

человек стремится

участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным

наукам и технологиям, что требует от него следующих компетенций: научно объяснять

явления, оценивать и планировать научные исследования, научно интерпретировать

данные и доказательства. Естественнонаучная грамотность отображает уровень культуры

общества, охватывая его способность к поддержке научной и инновационной

деятельности. Понимание, умение объяснять или описывать естественнонаучные явления,

сделать вывод, проанализировать и оценить достоверности являются основными

компетенциями естественнонаучной грамотности. Она оценивается в заданиях PISA,

TIMSS

и

других

международных

исследованиях.

Международное

понимание

естественнонаучной грамотности включает в себя ряд умений, или компетентностей,

которые, в свою очередь находятся в полном соответствии с требованиями ФГОС к

образовательным результатам. Соответствие между естественнонаучной грамотностью и

требованиями

ФГОС

к

результатам

образования.

Задача

формирования

естественнонаучной грамотности и достижения образовательных результатов ФГОС

предъявляет определенные требования к содержанию учебной деятельности на уроке. Для

обеспечения эффективности формирования естественнонаучной грамотности школьников

применяю методы и приемы активного обучения, которые побуждают учащихся к

активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным

материалом и направлены на самостоятельное овладение учащимися знаниями и

умениями в процессе деятельности. В работе использую метод проблемного обучения –

это метод, в ходе которого подача нового

материала происходит через создание

проблемной ситуации. Для учеников она является интеллектуальным затруднением. На

уроках учимся распознавать объяснения простых явлений, формулировать гипотезы

относительно событий и процессов, составлять прогнозы на основе полученных данных,

анализировать процессы проведения исследований, осуществлять поиск по ключевым

словам, формировать собственное суждение. Переход от наблюдения к предсказанию

результатов эксперимента, осуществляемому на основе теоретического анализа – эту

работу можно проводить при выполнении исследовательских заданий на повторение и

закрепление материала. Описание многих удивительных явлений природы может также

послужить основой для создания ситуации неожиданности, можно использовать и

ситуацию

ОПРОВЕРЖЕНИЯ,

которая

создается

в

тех

случаях,

когда

учащимся

предлагается

доказать

несостоятельность

какой-либо

идеи.

Самостоятельный эксперимент учащихся на уроках способствует усвоению, закреплению

материала,

развивает их творческие способности.

Это осуществляется в форме

практической или лабораторной работы.

Приведу

примеры

учебных

заданий,

формирующие

естественнонаучную

грамотность.

На уроках географии: 1.Используя физическую и климатическую карты, приведите

примеры территорий с благоприятным и неблагоприятным для ведения сельского

хозяйства климатом (на любом материке, кроме Антарктиды).

2.

Определите

регион

России

по

его

краткому

описанию.

Эта область расположена в Европейской части страны и граничит с зарубежными

странами. Большая часть ее территории расположена за полярным кругом. Большое

значение имеет наличие на ее территории железных руд и руд цветных металлов. На

территории области работает крупная АЭС.

На уроках химии:

При изучении темы: «Сера и ее соединения» в 9 классе предлагаю учащимся выполнить

задание, используя прием «Проблемная ситуация».

Цель – побудить ученика самостоятельно искать выход из затруднения. Это задание задаю

на начальном этапе урока.

Задание 1. Изучить рисунок и ответить на следующие вопросы.

-перечислите

основные

источники

оксида

серы

(IV),

(Ответы:

техногенные источники поступления оксидов серы в атмосферу

топливная

энергетика (55 %), металлургическая промышленность (25 %), очистка и переработка

нефти и угля (10 %), химическая промышленность, транспорт и другие виды

хозяйственной деятельности человека (10 %).)

- внесите в рисунок недостающие элементы, (Н

2

О, Н

2

SO

3

)

- написать уравнения реакции; (Н

2

О + SO

2

= Н

2

SO

3

)

- как отразится на биоценозе водоема воздействие кислотных дождей (образовавшихся с

участием SO

2

), выпавших на почву? Используем приложение 1.

Приложение № 1. Окисление водных ресурсов

Классифицируют 3 стадии последствий кислотных дождей в водоёмах.

PH воды С повышением кислотности сокращается количество кислорода в

водоёме. Происходит заболачивание, гибнут водные растения и креветки. Активно

развиваются зелёные и бурые водоросли.

pH 5,5. Гибнет планктон, являющийся основным объектом питания живых

организмов. Исчезают донные бактерии, разлагающие мусор органического

происхождения.

pH 4,5. Гибнут земноводные, рыба, околоводные насекомые.

При выполнении задания 1 учащиеся опираются на знания, полученные в 8 классе при

изучении темы: «Химические свойства кислотных оксидов», многие воспользуются

приложением. А вот задание 2, ставит в проблемную ситуацию и учащиеся должны,

опираясь на свои знания, решить данную проблему.

Задание

2.

Вы

директор

предприятия,

изображенного

на

рисунке.

Экспертами-экологами обнаружены отклонения от нормы состава воды из близлежащего

озера и установлена причина: большие выбросы SO

2

вашим предприятием.

Что вы предпримете?

А) закроете предприятие; (не реально, этого никто не сделает).

Б) совершенствуете очистные сооружения;

В) займетесь очисткой воды в озере. (газ продолжит выделяться и будет тоже самое).

Здесь создается проблемная ситуация, которую ребята должны решить.

Ответы педагогов - совершенствуете очистные сооружения

Воздействие на почву. Происходят процессы, приводящие к изменению видового состава

микроорганизмов и обеднению плодородного слоя. Последствиями вредных осадков

становятся подкисление почвы и связывание азота, делающее его недоступным для

растений.

На уроках биологии:

Задание для учащихся 6–х классов: Известный голландский естествоиспытатель Ян

Батист ван-Гельмонт в 17 веке провел интересный опыт: он взял горшок с 80 кг почвы и

посадил в него саженец ивы. Почва в горшке была накрыта, чтобы туда не попадала пыль

и другие вещества из воздуха. Ученый не вносил в почву никаких удобрений, только

регулярно поливал водой. Через 5 лет саженец превратился в дерево, масса его

увеличилась на 58 кг. Потом ван-Гельмонт взвесил почву. Оказалось, что ее масса за эти

пять лет уменьшилась всего на 60 г. Как вы считаете, какой вывод мог сделать ученый из

проведенного опыта? За счет чего за 5 лет настолько увеличилась масса растения?

Задание для учащихся 7-х классов: Прочитайте текст: Пчеловоды разных стран

мира бьют тревогу из-за возникновения опасного явления, которое получило название

«Синдром гибели пчелиных семей». Оно заключается в том, что пчелы покидают свой

улей и потом погибают. Данное явление уже привело к гибели десятков миллиардов пчел.

Ученые считают, что есть несколько причин этого явления, одна из которых –

использование в сельском хозяйстве инсектицида имидаклоприда. Но этот синдром

оказывает влияние не только на пчел. Орнитологи (ученые, изучающие птиц) также

заметили его влияние. Например, подсолнух служит источником пищи не только для

пчел, которые питаются его нектаром, но и для птиц, которые питаются его семенами.

Учитывая эту связь, объясните, почему исчезновение пчел может привести к сокращению

численности птиц.

Таким

образом,

использование

методов

и

приемов

активного

обучения

на

уроках естественнонаучного цикла создает необходимые условия для развития умений

обучающихся

самостоятельно

мыслить,

анализировать,

отбирать

материал,

ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения

практических задач в жизненном пространстве. Что способствует формированию

компетентности естественнонаучной грамотности школьников.



В раздел образования