Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе Тема урока: индийская народная сказка "Хитрый шакал"
Автор: Побережная Ирина Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: MБОУ ОСОШ№7 Населённый пункт: село Ольшанка Наименование материала: методическая разработка Тема: Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе Тема урока: индийская народная сказка "Хитрый шакал" Раздел: начальное образование
урока
Содержание этапа
Задачи этапа
Формы, методы
обучения
Примечания
1. Орг.
момент
2. Работа
с текстом
до чтения.
3.Работа с
текстом
во время
чтения.
Знакомство с детьми.
Урок литературного чтения - чудесный урок!
В нём много полезного в каждой из строк.
Стихотворение, сказка, басня, рассказ.
Мы учим их, а они учат нас.
Актуализация знаний
какой темой вы работали в этой четверти?
(«Сравнение»)
С произведениями какого жанра? (со сказками.) На какие группы можно
разделить все сказки? ( Выстраивание схемы на интерактивной доске)
авторские о животных
народные бытовые
волшебные
самые просто менее
древние древние древние
У вас на столах лежат карточки, посоветуйтесь и решите, к какому виду
сказок по времени создания относятся данные определения. Прикрепите
их к доске под группами . Проверка .
Антипация.
Сегодня мы знакомимся с новой сказкой. Откройте учебник на странице
….
Прочитайте название. К какому виду сказок может она принадлежать ?
Почему? (народная, о животных, просто древняя?)
Как можно проверить наши предположения? (прочитать, найти
подтверждение)
А) Первичное чтение текста
Личностные:
Эмоциональный
настрой, мотивация
Личностные умения:
— проявлять интерес
к героям
Познавательные
умения:
Худ. Слово
Диалог
Работа в парах
сотрудничество
сказки
Прослушивание аудиозаписи с прослеживанием по тексту в учебнике.
Зрительная гимнастика
- Значения каких слов нужно найти в толковом словаре? Сделайте это
самостоятельно.
Б) Перечитывание текста
-Кто герои сказки? (Тигр, человек, шакал.)
- Из-за чего возник спор между героями? (Они пытались выяснить, есть
ли справедливость.)
- Найдите самые главные слова сказки. Кто их произносит?
- Миша нашёл главные слова в конце сказки, а Маша ближе к началу. Кто
из них прав? Перечитайте сказку и ответьте на вопрос. (Правы и Миша,
и
Маша,
так
как
главные
слова
произносят
и
человек,
и
шакал:
«справедливость есть».)
Как вы понимаете, что такое справедливость?
Найдите определение в словаре.
Сходно ли оно с тем, что удалось
сформулировать нам? Важно ли обладать этим качеством человеку?
Физминутка
Подтвердились ли наши предположения об этой сказке?
- На сколько частей можно разделить сказку? (На две части.)
В первой части рассказывается о том, как тигр попал в клетку, а
человек его освободил; тигр захотел съесть человека; человек и тигр
заключают договор.
- Найдите и перечитайте первую часть до слов «Долго бродили
человек и тигр…»
-О чём говорится во второй части? (Герои обращаются к трём
встречным за помощью, и только третий из них – шакал – помог
человеку.)
- Что напоминает вторая часть сказки? (Сказку-цепочку.)
- О чём это говорит? (Эта сказка имеет черты самой древней
сказки.)
- Вам понравился шакал?
- Перечитайте вторую часть сказки и расскажите, как ему удалось
спасти человека?
- Что вы можете сказать о шакале? (Умный, хитрый, благородный,
бескорыстный, справедливый.)
- Какая его черта связана с просто древними сказочными историями?
— определять вид
сказки и
обосновывать своё
мнение;
— определять
признаки волшебной
сказки и
обосновывать своё
мнение.
Регулятивные
умения:
— работать с текстом
сказки, используя
алгоритм;
— выполнять
самопроверку или
взаимопроверку
учебного задания
4.Работа с
текстом
после
чтения.
5. Оценка.
6.Д/з
(Хитрость.)
- А какое его качество доказывает, что он герой менее древней
сказки? (Бескорыстное стремление сделать доброе дело и
восстановить справедливость.)
- Вам знаком этот сюжет? На какую сказку похоже?
- Сравним две сказки. Чем они похожи? (Примерный ответ:
в этих сказках один из героев попадает в беду, а другой его
выручает;
за благородный поступок героя хотят съесть;
возникает спор;
герои обращаются за помощью к третьему лицу;
спор помогает разрешить хитрый и умный герой;
в конце сказки зло наказано, неблагодарный герой снова
попадает в ловушку.
- Какой вывод можно сделать? (Это бродячие истории. В сказках,
созданных разными народами, отражаются общие проблемы,
задаются одни и те же вопросы, осуждаются зло и
несправедливость. Ценятся великодушие и благородство.)
Рефлексия
Перед вами лежит прямоугольник . Разделите его способом сгибания на
2 равные части по горизонтали, а затем на столько частей, по сколько
героев в сказках, с которыми мы сегодня работали. (на 5). Запишите
парами героев сказок со схожими характерами из кубинской и индийской
сказок .
Сверьте свою таблицу с таблицей товарища по парте, таблицей соседа
сзади и впереди. Докажи свою точку зрения или согласись с товарищем.
Что мы доказали этой таблицей? (сказка «Хитрый шакал» бродячая
история )
Дайте полную характеристику сказки. Какова главная мысль сказки? Как
это может помочь в жизни?
(«Коврик настроений»:каждый ученик выбирает один из
предложенных ему цветных квадратов:
зелёный – ты всё понял, тебе всё удалось, всё
понравилось;
жёлтый – есть вопросы , на которые ты бы хотел найти
ответ;
красный – тебе было трудно.
Квадраты прикрепляются на доску в виде коврика.)
Оценка и отметки за работу на уроке.
Стр 89-95 выраз. чт., по желанию придумать бродячую сказку с
героями-животными Донского края с помощью таблицы, составленной
на уроке.
сравнивать сказки по
разным основаниям
и оформлять
результат в таблице;
Технологическая карта урока литературного чтения 3класс индийская народная сказка «Хитрый шакал»
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе
Тема урока: индийская народная сказка «Хитрый шакал».
Цель: Познакомить учащихся с индийской народной сказкой «Хитрый шакал».
Задачи
Регулятивные умения:
— выполнять учебное задание в соответствии с целью;
— работать с текстом сказки, используя алгоритм;
— ориентироваться в разных способах выполнения задания;
— выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания.
Коммуникативные умения:
— формулировать собственное мнение и позицию;
— излагать понятно для партнёра содержание произведения;
— взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;
— согласовывать позиции и находить общее решение;
— использовать речевые средства для представления результата деятельности.