Напоминание

Музыка как средство формирования здоровья школьников


Автор: Остапенко Марина Викторовна
Должность: Учитель музыки
Учебное заведение: МАОУ "Школа № 2 г. Благовещенска"
Населённый пункт: Амурская область, г. Благовещенск
Наименование материала: Исследовательская работа
Тема: Музыка как средство формирования здоровья школьников
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное автономное

общеобразовательное учреждение

"Школа № 2 города Благовещенска"

Научно-исследовательская работа

Музыка как средство формирования здоровья

школьников

учителя музыки

Остапенко Марины Викторовны

Цель работы:

Способствовать психическому и физическому здоровью детей,

адаптации их к современной жизни

Задачи:

- На основе диагностики здоровья учащихся скорректировать

уроки музыки для снятия напряжения;

- уроки музыки – уроки здоровья.

Обоснование проекта

«Музыка как средство формирования здоровья школьников»

В 2015 году мною был взят и разработан данный проект. Его главными

результатами за прошедший период были накопление банка данных, подбор

музыки для релаксации, разработки уроков с использованием данного

музыкального материала. Данная работа показала, что этот проект очень

перспективен и на последующую работу, так как главная его цель – это

содействие психическому и физическому здоровью детей, их социализации и

адаптации к современной жизни. Данный проект является составной частью

школьной программы "Здоровье". По существу, учитель музыки является

стихийным психотерапевтом, заменяющим при помощи музыкального

искусства

настроение

и

мироощущение

своих

учеников.

Мой

педагогический опыт показывает, что невозможно на сегодняшний день

завершить этот

проект,

потому

что он имеет хорошие показатели,

действующие на физическую и эмоциональную сферуучащихся как

в

учебном процессе, так и вне его. Задачи этого проекта выходят рамки одного

предмета и интегрируются со здоровым образом жизни, эмоциональной

устойчивостью детей, психической стабильностью учеников, которые всегда

были в группе риска по своим возрастным характеристикам (5-8 классы).

Кроме этого данная тема исследования позволила мне как учителю

расширить не только методические рамки урока, но и потребовала от меня

значительного самообразования, курсовой подготовки, постоянного изучения

данного вопроса. Эта тема будет проходить практическое применение и

расширение сферы познавательной деятельности до 2021года, так как музыка

становитсясредством

формирования

здоровья

школьников

благодаря

следующим, применяемым мною в педагогической деятельности приёмам и

методам:вокалотерапии,

фонопедическим

упражнениям,

ритмотерапии ,сказкотерапии, арттерапии, улыбкотерапии.

Поэтапный план научно-исследовательской работы учителя музыки

МБОУ "Школа № 2 г. Благовещенска" Остапенко Марины

Викторовны

1 Диагностический этап

Направление

работы

Цели работы

Формы работы

срок

и

Ожидаемые

результаты

1.Изучение

диагностики

состояния

здоровья

школьников

3-8

классов

Определить

основные

виды

заболеваний

учащихся на 3

года.

Тесное

сотрудничество

с

медицинским

работником

школы

Изучение

анализа

состояния

здоровья

учащихся на 3

года,

анализ

состояния

здоровья через

школьный

медицинский

кабинет

(медицинская

терминология),

социальную

службу школы,

результаты

ПМП.Изучение

литературы

о

необходимости

применения

метода

воздействия

музыкотерапии

на детей.

2016-

2017

Определить, какое

воздействие

(душевное,

психологическое)

оказывает

музыкотерапия на

физическое

здоровье

учащихся.

2.Составить

мониторинг

заболеваемости

учащихся

по

классам

Отследить

результаты

физического

здоровья

учеников

на

разных

этапах

обучения

Таблицы,

диаграммы

2016-

2017

Представить

визуально картину

заболеваемости по

классам

через

таблицы-

диаграммы

для

перехода

к

практическому

этапу.

3.Приглашение

врача

на

уроки

музыки. Уроки с

элементами

музыкальной

терапии.

4.Представить

работу

учителя-

предметника

по

заданной теме.

Определить

уровень

утомляемости

учащихся.

Показать

необходимость,

актуальность

применения

музыкотерапии

на уроках.

Тестирование,

индивидуальны

е

беседы,

анкетирование.

Беседа,

слушание,

подборка

музыкальных

произведений.

2017-

2018

2018-

2019

Дать возможность

медицинскому

работнику глубоко

проанализировать,

представить

картину работы с

детьми

учителя-

предметника.

Через общение с

учащимися

увидеть

заинтересованност

ь

в

улучшении

собственного

состояния

здоровья, так как

здоровый

образ

жизни

цель

нового поколения

(модно

быть

здоровым).

2 Подготовительный этап

1.Музыка

как

средство

формирования

здоровья

школьников

Изучение

специальной

литературы,

позволяющей

глубже

увидеть

проблему

времени

Теоретическое

изучение

опубликованно

го

материала

(журналы¸науч

ные

статьи,

специальная

литература)

2016

-

2017

Систематизироват

ь

данный

объемный

материал в целях

удобного

применения

на

практике.

2.У

истоков

прошлого: Древняя

Греция

первая

ступень в изучении

проблемы

Доказать,

что

«Музыка

могучий

источник

мысли…

Беседа, подача

нового

материала

неоценимая

помощь

в

2016

-

2017

Познакомить

с

историей Древнего

мира для общего

развития.

(В.А.Сухомлинс

кий)

изучении

гуманитарного

цикла.

3.Выступление на

городском МО по

теме

«Здоровьесберегаю

щие технологии на

уроках

музыки».

Выступление

на

педсовете,

на

родительском

собрании.

Придать

новое

качество

преподаванию

уроков музыки.

Доклады,

лекции, беседы

с

использование

м

компьютерных

технологий.

2017

Доказать

необходимость

данного опыта в

работе

учителя

музыки

школ

города

4.Распространение

опыта работы.

Масштабное

видение

проблемы.

Беседы, лекции

с

использование

м

образовательны

х технологий.

2016

Публикация

статьи в журнале

«Музыка

в

школе», участие в

городских,

областных,

российских

конкурсах.

3 Практический этап

1.Элементы

музыкотерапии на

уроках музыки

Внедрение

в

общую

программу

Д.Б.Кабалевског

о,

которая

является

основой

для

проведения

уроков

музыки,

новых

изменений

в

связи

с

собственной

темой.

Изучение

литературы,

позволяющей

грамотное

использование

материала

для

достижения

качественного

обучения.

2017

Повышение

уровня

педагогического

мастерства

2.Доступность

в

понимании

школьниками

данной проблемы

С

учетом

возрастных

особенностей

повышать

уровень

музыкальной

Наглядность,

анкетирование,

слушание

и

анализ

музыкальных

произведений,

2017

Умение

детей

ориентироваться

в

потоке музыкальной

информации,

применение

полученных знаний в

грамотности

учащихся

электронные

презентации

разработок

уроков,

фрагменты

видеоматериал

ов по темам.

жизни.

3.Разработки

уроков

с

использованием

элементов

музыкальной

терапии.

При

создании

учебно-

методических

разработок

добиться

систематизации

своего труда.

Учебно-

методическая

наглядность

(электронная

презентация,

диски),

разработка

дидактического

материала,

исследования.

2018

«Мастер-класс»

4 Итоговый этап

1.Музыка

как

средство

формирования

здоровья

школьников

Убедиться

в

правильности

выбранной темы

в

педагогической

деятельности,

росте мастерства

Анализ

результатов по

выбранным

показателям

2019

Положительная

динамика

физического

и

психического

здоровья

учащихся

в школе социальной

адаптации.

2.Музыка

и

здоровье.

Создать

благоприятную

социально-

психологическу

ю

адаптацию.

Влияние школы

на

здоровье

обучающихся.

Изучение

выводов

отечественных и

зарубежных

педиатров,

педагогов

и

психологов.

Беседа, обмен

информацией

с

учетом

возрастных

особенностей

учащихся.

2017

-

2020

Создать

для

себя

картину возрастной

физиологии,

психологии, охраны

здоровья

школьников.

3.Музыкотерапия –

один

из

методов

Проследить

обращение

к

Посещение

уроков,

2016

-

Убедиться,

что

музыкотерапия

сохранения

духовного,

психического

и

физического

здоровья

школьников.

музыкотерапии

на

других

предметах

(естественно-

географического

,

физико-

математического

циклов).

собеседование

с

учителями-

предметникам

и;

выработка

совместных

рекомендаций

по

проведению

бинарных

уроков

(музыка

и

литература,

музыка

и

история,

музыка

и

ИЗО).

2017

перспективное

направление,

используемое

во

многих

странах

в

лечебных

и

оздоровительных

целях.

4.Тестирование

эмоциональных

состояний

и

свойств личности.

Определить

вариативность

предпочтений

того или иного

музыкального

произведения.

Сравнение

эмоционально

й

памяти

каждого

ученика.

Таблицы.

2016

-

2017

Каждый

ученик

должен

самостоятельно

пройти

«школу

музыкальных

чувств»

(свой

духовный мир).

5.Изучение

теоретических

основ по проблеме

здоровья

школьников.

Изучение

статей

в

научных

журналах,

материалы

Интернета.

2015

-

2018

Составление

электронной

картотеки

научно-

педагогических

статей

по

теме

«Здоровьесберегаю

щие технологии на

уроках музыки».

Изучая материал по проблеме «Музыка как средство формирования здоровья

школьников», в журнале «Музыка в школе» № 3 – 2005 я нашла статью

Е.А.Лобанова

«Возможности

урока

как

средства

реализации

здоровьесберегающих

технологий».

Автор

отмечает,

что

постоянно

возрастающая по объему и усложняющаяся по содержанию научная

информация приходит в противоречие с недостаточной гибкостью учебных

планов, программ, что ведет к хронической перегрузке учащихся, падения

интереса к учению, ухудшению их здоровья.

Учитывая психологические особенности детей младшего школьного возраста

(неустойчивость

внимания,

необходимость

в

смене

эмоциональных

состояний, быструю утомляемость, стремление к сопереживанию в процессе

восприятия музыки), мне приходится применять разнообразные формы и

виды музыкальной деятельности, частого переключения внимания детей,

быстрой смены заданий, включения заданий, связанных с движением. Одним

из «методов активации неспецифической резистентности (неустойчивости)

организма» является вокалотерапия, когда после ее занятий дыхание

становится более экономным, от чего напрямую зависит работоспособность

человека. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений

обеспечивает и более качественное функционирование сердечно-сосудистой

системы,

поскольку

большая

нагрузка

приходится

на

диафрагму,

межреберные

мышцы,

мышцы

брюшного

пресса,

за

счет

которых

происходит массаж внутренних органов.

Большое внимание на уроках музыки уделяется воспитанию и развитию

детских голосов. Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Он

должен быть естественным и выразительным, без напряжения и крика.

А.И.Попов, основатель системы оздоровительного физвокализа, обратил

внимание на одну общую закономерность: обладатели сильного голоса, как

правило, имеют крепкое здоровье. Значит, если голос «ослаб или неприятен

окружающим», необходимо укреплять, тренировать голосовые мышцы.

На

протяжении

нескольких

лет

на

уроках

музыки

я

использую

фонопедические

упражнения

для

развития

показателей

певческого

голосообразования В.В.Емельянова. Среди всех упражнений я выделила

артикуляционную гимнастику и интонационно-фонетические упражнения. В

цикле артикуляционной гимнастики использую такие упражнения как

покусывание кончика языка, щелканье языком, «Щеточка», покусывание

нижней губы, вытягивание губ трубочкой вперед, рисование губами и т.д.

Интонационно-фонетические

упражнения

основаны

на

правильном

произношении и пропевании звуков. Упражнения дают по мере их

усложнения, что дает мне возможность следить за развитием голоса, его

правильной постановкой, а также за развитием музыкального слуха. Я не

ставлю на уроке задачу специально заниматься только постановкой голоса.

Когда ребенок поет своим голосом свободно и легко, то голос сам

естественно развивается и укрепляется. Особенно хорошо голосовые данные

развиваются в течение работы над протяжной песней, где распевы одного

слога или слова развивают дыхание. Поэтому пение как средство лечения

назначается детям с заболеваниями дыхательных путей.

Для

детей

младшего

школьного

возраста

жизненно

необходимы

двигательные паузы, так как ребенок еще не привык долго учиться. Для

снятия

напряжения

после

долгого

сидения

необходима

ритмическая

гимнастика.

Кратковременные

физические

упражнения

под

музыку

усиливают кровообращение

и создают благоприятные условия для

отдыха.На

своих

уроках

я

стараюсь

использовать

общеразвивающие

упражнения, которые выполняются в положении стоя и сидя. В них

задействованы все группы мышц – как шейного отдела, так и мышц ног и

спины. «Двигательные песенки» направлены на то, чтобы младший

школьник получил пользу для позвоночника и всех мышц. Например, дети

получают удовольствие, когда делают ритмические рисунки в танцевальном

ритме, машут руками, изображая полет бабочки, рисуют воображаемые

образы, хлопают в ладоши. Активизируя в целом организм детей, содействуя

выпрямлению и разгрузке позвоночника, музыкально-ритмические минутки

способствуют улучшению здоровья детей.

Уже в начальной школе начинается знакомство с произведениями «золотого

фонда» музыкальной культуры. Мы слушаем симфонии П.И. Чайковского,

В. Моцарта, оперы М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова. Используя

классическую музыку в целях музыкальной терапии, не следует забывать о

том, что она может занимать лишь небольшую часть урока в начальных

классах. Для того, чтобы музыка подействовала на ученика, его необходимо

специально к этому подготовить. Я предлагаю детям сесть в удобной позе,

расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки.Если возможно, к

музыкальному

произведению

стараюсь

подобрать

репродукции

произведений изобразительного искусства. Наблюдая за детьми, я вижу, что

взаимодействие

музыки

и

живописи

положительно

влияет

на

их

психоэмоциональное состояние. Музыка воспринимается образно.Программа

3-го класса знакомит нас с русским песенным фольклором. Использование

фольклора на уроках музыки предусматривает органичное сочетание

разнообразных видов деятельности. Работа проводится с учетом возрастных

особенностей младших школьников: их подвижности, впечатлительности,

образности мышления, интереса к учебной деятельности.В фольклоре есть

врачующее начало. Напевы народных песен рождались как естественные

проявления

психофизических

состояний

человека,

его

природных

физиологических возможностей. Благодаря естественности и органичности

народных попевок быстро налаживается координация голоса и слуха, а это

сказывается на точности интонирования. Традиционные детские песни

развивают у детей не только музыкальный слух и память, нои их легкие,

дыхание, голосовой аппарат.При знакомстве и исполнении народных песен я

обращаю внимание детей на их мелодичность, широту мелодии, распевы,

которые нужно петь, правильно взяв дыхание.Такие песни как «Ладушки»,

«Ручеек» на уроках пытаемся вместе с детьми инсценировать. Исполнение

сопровождается

характерными

движениями,

мимикой,

жестами.Эмоциональное, яркое пропевание и произношение народных

текстов

развивают

голос,

повышают

певческую

культуру.Элементы

движения, которые включаем в исполнение песни, способствуют общему

укреплению и развитию организма.

Сказкотерапия

своеобразный

способ

решения

детьми

своих

психологических

проблем.

Сказка

открывает

ребенку

перспективы

собственного роста, дарит надежду и мечты. Огромные возможности для

душевного здоровья младших школьников имеет музыкальная сказка. Мы

знакомимся со сказками М.Коваля «Волк и семеро козлят» , С Прокофьева

«Петя и волк», выбираем в классе действующих лиц и под музыку стараемся

очень точно, с помощью жестов и мимики, передать характер героев и

содержание

сказки.

Для

детей

такие

уроки

становятся

настоящим

праздником.

Считаю, что на уроке очень важны улыбка учителя и улыбка самого ребенка.

Если у педагога хорошее настроение, то ребенок на уроке старается, поет и

улыбается. За счет этого звук становится светлым, чистым и свободным.

В заключении хочу отметить, что музыкальная терапия вместе с арттерапией,

т.е. терапией

средствами изобразительного искусства,вокалотерапия,

ритмотерапия, сказкотерапия, улыбкотерапия может стать эффективным

методом лечения школьных неврозов, которые в наше время все больше

поражают учащихся как в процессе получения образования, так и в

современной жизни вообще.Любой процесс деятельности, в том числе и

учебный, имеет тенденцию принимать ритмическую форму. Она особенно

очевидна там, где имеется звуковое сопровождение, ритм сигналов,

следующих друг за другом. По ним мы можем судить и о равномерности

применяемой человеком энергии, и о пространственном однообразии его

движений.

Именно

таким

ритмическим

раздражителем

является

музыка.Музыка выступает и как средство для отвлечения от беспокоящих

человека мыслей, и как средство успокоения, и даже лечения. Большое

значение играет музыка как средство борьбы с переутомлением.

Психолог Рогов Е.И. в

«Настольной книге практического психолога в

образовании» утверждает, что сильное физиологическое воздействие на

организм производят только хорошо известные классические и народные

мелодии. Физиологическое воздействие музыки на человека основано на том,

что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью

«усвоения ритма». Музыка, как ритмический раздражитель, стимулирует

физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в

двигательной , так и в вегетативной сферах.Физиологические исследования

показывают, что вритмических движениях руководящая роль принадлежит

корковым динамическим стереотипам, но в них активное участие принимают

и подкорковые области центральной нервной системы. Это говорит о связи

ритма движений с органическими потребностями и эмоциональными

состояниями человека.Выявлено, что ритмы маршей, рассчитанных на то,

чтобы сопровождать войско в длительных походах, обычно чуть медленнее

ритма спокойной работы человеческого сердца. И при таком ритме музыки

действительно можно идти очень долго, не испытывая сильной усталости. В

то же время марши, звучащие во время парадных шествий, более энергичны,

их тем усиливают до 72 тактов в минуту. Это несколько превышает

нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии, поэтому

такие марши с ритмом

2/2, 4/4 оказывают бодрящее мобилизующее

воздействие.

В исследованиях также показано, что ритмы вальса 3/4

оказывают успокаивающее действие.Среди музыкальных инструментов

можно выделить лидеров по воздействию на состояние человека. Флейта

воздействует на головной мозг. Кларнет влияет на костную систему

организма, снимает зажимы в позвоночнике. Арфа гармонизирует работу

сердца, избавляет от аритмии. Орган – это король всех инструментов. Он

приводит человека в состояние гармонии. Наибольшее влияние оказывает

органная музыка.

При отборе музыкальных произведений необходимо также учитывать тот

факт, что мелодичные произведения вызывают немедленную ответную

реакцию

практически

у

всех

слушателей.Если

же

в

музыкальном

произведении нет единого четкого выдержанного ритма, то воспринимать его

во всей полноте могут лишь люди, получившие определенную музыкальную

подготовку. Рекомендуется ограничивать музыкальное воздействие на

учащихся в зависимости от силы нервной системы в спокойной

ситуации 20-30 минутами, а в условиях напряженной работы 10-15

минутами.

Начальный период учебной деятельности характеризуется пониженной

работоспособностью. В связи с этим в начале урока музыка может быть

темповой, громкой, что помогает войти в ритм учебной деятельности. К

концу урока, когда накапливается утомление, музыка должна быть бодрящей,

так как она предупреждает развитие утомления и способствует росту

эффективности

и

производительности

учебной

деятельности.Следует

отметить, что в начале недели (понедельник, вторник) музыка должна

звучать несколько громче, чем перед днями отдыха. В целом по громкости

музыка должна лишь создавать фон, превышая обычный шум в классе на 3-4

децибела.Способность музыки захватывать своим ритмическим строем,

активно стимулировать и регулировать движения человеческого тела делает

ее незаменимым компонентом всевозможных видов лечебной ритмики и

физкультуры.Для этих же целей может использоваться искусство танца,

тренирующего не только мышечную, но и сердечно-сосудистуюи нервную

системы. На Западе наиболее распространено использование танцетерапии

для создания лечебно-охранительного режима. При этом танец выступает в

роли

средства

бессловесного

общения

и

разрядки

эмоционального

напряжения.Как

показывают

наблюдения,

использование

танцетерапии

значительно повышает психоэмоциональный тонус учащихся.

Одним из наиболее выразительных средств воздействия музыки является

ритм. Чередование долгих и кратких звуков обычно вызывает выраженные

ассоциации с физическими движениями. Однако музыка вызывает не только

моторные ассоциации, но и целую гамму эмоционально-психологических

переживаний.Для того, чтобы вывести человека из того или иного

эмоционального состояния,

ему необходимо сначала дать послушать

мелодии, соответствующие его настроению, затем постепенно сменить

характер музыки в соответствии с желательной переменой.

На основании исследований можно утверждать, что наиболее сильный и

выраженный эффект дает однородная по своему характеру музыка. В

сложном произведении, передающем бурную смену настроений, его итоговое

воздействие

невозможно

предугадать.

В

связи

с

этим,

в

психопрофилактических

целях

не

следует

брать

объемных

произведенийцеликом. Лучше проводить тщательный целенаправленный

подбор музыкальных отрывков или произведений малых форм.Если человека

мучает меланхолия, навязчивая тревога, страх, то первой ему предлагают для

прослушивания грустную мелодию, которая звучит для него как голос

сострадания и сочувствия его невзгодам. Следующая мелодия должна

противостоять действию первой мелодии, как бы нейтрализуя ее. Это

светлая, воздушная мелодия, дающая утешение и вселяющая надежду.

Следующая мелодия, завершающая как бы этот комплекс, выбирается с

расчетом, чтобы звучание обладало наибольшей силой эмоционального

воздействия, чтобы оно породило у слушателя настроение, необходимое для

оздоровления его психического состояния. Это должна быть динамическая

музыка, вселяющая уверенность, мужество.

Для моделирования настроения рекомендуются следующие произведения:

- при переутомлении и нервном истощении («Утро» Грига, «Полонез»

Огинского);

- при угнетенном настроении («Аве Мария» Шуберта)

- при раздражимости («Сентиментальный вальс» Чайковского);

- при снижении сосредоточенности внимания («Времена года» Чайковского,

«Лунный свет» Дебюсси, «Грезы» Шумана).

Музыкальные произведения подбираются в соответствии с воздействием,

оказываемом нате или иные функции.

Мониторинг состояния здоровья учащихся

МБОУ "Школа № 2 г. Благовещенска" за 2015-2019 годы

№№ Заболевания

2015

2016

2017

1

Сердечно-сосудистые

29

23

20

2

Заболевания легких

10

8

6

3

Заболевания почек

17

15

14

4

ЛОР

31

25

18

5

Опорно-двигательный

аппарат

42

37

29

6

Нарушение зрения

35

28

22

7

Эндокринная система

14

11

9

8

Нервная система

32

25

21

9

Аллергия

и

кожные

заболевания

27

21

17

10

Заболевание крови

11

8

7

11

Желудочно-кишечные

33

28

19

Мониторинг

заболеваемости учащихся 7-х классов за 2016-2017 год

Группы здоровья

2016

2017

I

II

2%

51%

7%

64%

III

IV

V

45%

2%

0%

26%

2%

1%

0

10

20

30

40

50

60

70

2

7

51

64

45

26

2

2

0

1

I

II

II

I

I

V

V

I - здоровье

II – незначительные отклонения в здоровье

III – функциональные изменения в здоровье

IV – хронические болезни

V – инвалиды

Мониторинг

заболеваемости учащихся 4-х классов за 2016-2017год

Группы здоровья

2015

2016

2017

I

4%

9%

18%

II

III

IV

V

37%

59%

0%

0%

53%

38%

0%

0%

63%

19%

0%

0%

0

10

20

30

40

50

60

70

4

9

18

37

53

63

59

38

19

0

0

0

0

0

0

I

II

II

I

I

V

V

I - здоровье

II – незначительные отклонения в здоровье

III – функциональные изменения в здоровье

IV – хронические болезни

V - инвалиды

Мониторинг

заболеваемости учащихся 1-х классов за 2015-2016 год

Группы здоровья

2015

2016

2017

I

II

III

IV

V

8%

40%

52%

0%

0%

12%

51%

36%

0%

1%

14%

65%

21%

0%

0%

0

10

20

30

40

50

60

70

8

12

14

40

51

65

52

36

21

0

0

0

0

1

0

I

II

II

I

I

V

V

I - здоровье

II – незначительные отклонения в здоровье

III – функциональные изменения в здоровье

IV – хронические болезни

V - инвалиды

В анализе работы школы за 3 последних года дается подборка и анализ

показателей здоровья учащихся школы. Одной из первоочередных задач

школы является укрепление здоровья детей. Учащиеся школы активно

включились в городской марафон «Бегом за здоровьем», приняли участие в

конкурсах «Школа – зона некурения», «Класс, свободный от курения».

Классные

руководители

ведут

паспорта

здоровья

класса,

учитывают

состояние здоровья детей в учебно-воспитательной работе.

Состояние здоровья учащихся школы

Углубленный

медицинский

осмотр

декретированных

возрастов

(3.4,8

классы)

проводился

специалистами

поликлиники

2:

педиатром,

невропатологом,

окулистом,

стоматологом,

ортопедом.

Всего

было

обследовано:

3 класс – 51 человек – 97 %

4 класс – 71 человек – 96%

7 класс – 82 человек – 98 %

Осмотр показал, что среди патологии у учащихся на 1 месте – заболевание

опорно-двигательной системы ( 43 % ), на 2 месте – кариес ( 32 %), на 3

месте – патология зрения ( 20 %), на 4 месте – заболевание сердечно-

сосудистой системы ( 5 %).

Группы здоровья учащихся:

Всего обучаемых – 225 человек

классы

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа

3, 4, 8

14

131

80

0

0

Итого:

6,2%

58,2%

35,6%

0

0

График показывает, что количество здоровых детей – всего 6,2% от всех

осмотренных учащихся, имеют функциональные нарушения– 58,2% и имеют

хронические заболевания – 35,6%.Все это позволяет говорить о серьезных

проблемах в физическом здоровье учащихся, а также о будущих проблемах в

качественном

освоении

учебных

предметов

школьного

курса

обучения.Васпекте решения данных проблем будет занимать выполнение

школьной программы «Образование и здоровье». Учащимся в школе будет

предоставляться возможность получения образования через различные

формы образования:

- по семейной форме

- обучение на дому

- в форме экстерна

В образовательном процессе будут продолжаться использоваться составные

здоровьесберегающей педагогики: личностно-ориентированный подход в

обучении, соблюдение гигиенических норм, дозировка домашнего задания,

проведение

профилактических

мероприятий

по

предупреждению

заболеваний среди учащихся, работа клубов, кружков, спортивных секций.С

целью оздоровления детей, организации летнего отдыха и труда в летнее

время организовалась работа пришкольного лагеря. Обязательным стало

введение музыкального руководителя и спортивного организатора в его

работу

с

целью

проведения

музыкальной

терапии

и

спортивного

оздоровления.

Анализ показывает, что серьезных изменений требует и

организация питания школьников, недостаточно проводится витаминизация

третьих блюд. Кроме того, выводы школьного врача о патологии зубов

показывают необходимость создания стоматологического кабинета на базе

школы.

Задача музыкального руководителя – представить свою работу не как

отдельные уроки, а как совокупность работы школы и конкретного учителя,

используя методы и приемы преподавания музыки на современном этапе.

Подтверждением

актуальности

темы

школы

являются

выявленные

патологии

(отклонения)

у

учащихся.Единение

разных

методических

направлений

позволяет

добиться

эффективности

результатов

в

здоровьесберегающей

работе

с

учащимися

разных

возрастных

групп.Необходимость в музыкальной терапии продиктована временем. Мои

уроки

способствуют

стабильности

психологического

самочувствия

школьников разновозрастного барьера.

Из вышесказанного следует, что музыка становитсясредством формирования

здоровья

школьников

благодаря

следующим,

применяемым

мною

в

педагогической

деятельности,

приёмам

и

методам:вокалотерапии,

фонопедическим упражнениям, ритмотерапии ,сказкотерапии, арттерапии,

улыбкотерапии. Таким образом, согласно проведённому исследованию

можно сделать вывод, что только в сочетании и регулярном применении эти

методы позволяют сохранить здоровье обучаемых.

Пояснительная записка к мониторингу

результативности обученности в развитии на уроках

музыки.

Данный мониторинг результативности даёт ясное пркдставление

о качестве работы по программе Д.Б.Кабалевского (обновлённый

вариант программы разработан в соответствии с концепцией

Д.Б.Кабалевского,

реализуемой

на

основании

учебно-

методического комплекса Т.И.Науменко, В.В.Алеева).

Мною взяты 2015 - 2019 уч. годы, разный уровень подготовки

классов. Результаты мониторинга позволяют сделать выводы:

программа соответствует возрастным особенностям учащихся,

развивает и организовывает музыкальное воспитание, способствует

пониманию значимости музыкальных занятий в целом, развитие их

мышления и умения анализировать, делать обобщение. Основная

база программы является накоплением учениками музыкального

опыта, что позволяет вырабатывать навыки самовыражения в

музыке. Мною представлены классы, которые дали хорошие

результаты

в

процессе

обучения.

Знания,

полученные

на

протяжении занятий музыкой, расширяют художественный и

жизненный кругозор учащихся, а музыка всё больше и больше

раскрывает

перед

ними

свои

художественные

богатства

и

жизненную необходимость.



В раздел образования