Напоминание

Сказки зарубежных писателей. Х.-К. Андерсен "Стойкий оловянный солдатик"


Автор: Коровина Ирина Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия г. Навашино"
Населённый пункт: город Навашино, Нижегородская область
Наименование материала: Методическая разработка урока литературного чтения
Тема: Сказки зарубежных писателей. Х.-К. Андерсен "Стойкий оловянный солдатик"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок литературного чтения в 1 классе по программе «Начальная школа XXI века» Учебные пособия: 
Литературное чтение
: уроки слушания: 1 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений / авт.-сост. Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2012. 
Литературное чтение
: уроки слушания: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2012. 
Ефросинина Л.А.
Книгочей: словарь-справочник по литературному чтению: 1-4 классы: для младших школьников / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2012. Программная тема (раздел) Программное содержание (тема урока) № урока Характеристика деятельности учащихся 1 2 3 4
Ч и т а е м

с к а з к и ,

пословицы,

считалки
Литературное слушание Сказки зарубежных писателей. Х.-К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» 48  В о с п р и н и м а т ь н а с л у х худ ож е с т в е н н о е произведение (текст читает учитель), отвечать на вопросы по тексту.  Составлять модель обложки под руководством учителя.  Читать вслух первый абзац сказки, рассматривать иллюстрации и слушать соответствующие им отрывки (читает учитель)  Самостоятельно выполнять задания в тетради.
Планируемые результаты:

Предметные:  учить воспринимать сказочный текст, определять тему и жанр произведения;  правильно называть автора, название сказки;  рассказывать сказку по плану. Метапредметные: Регулятивные УУД  самостоятельно организовывать свое рабочее место;  определять цель учебной деятельности с помощью учителя;  осуществлять само- и взаимопроверку работ;  корректировать выполненные задания. Познавательные УУД  ориентироваться в учебнике;  объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием;  составлять модели, использовать готовые модели, дополнять и сравнивать модели обложек;  наблюдать и самостоятельно делать простые выводы. Коммуникативные УУД  оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых умений;  читать вслух и про себя текст учебника, словаря-справочника, понимать прочитанное; понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку.  слушать партнёра, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, группе.
Личностные:  эмоционально воспринимать художественное произведение и поступки литературных героев;  формировать понятие «добро» и «зло» через содержание сказки.
Характеристика ЗУН учащихся на момент урока
На момент проведения урока учащиеся знакомы с понятием «сказка», отличительными признаками данного жанра; умеют моделировать произведение; любят выполнять творческие работы по тексту; учатся работать в группах. Учащиеся первой группы (45%) имеют прочные знания по данной теме, умеют самостоятельно выявлять особенности текста, давать характеристику герою. Дети имеют высокий темп чтения, развитую речь, хорошо ориентироваться в тексте. Учащиеся второй (28%) группы имеют хорошие знания по теме, умеют выявлять особенности текста, давать характеристику герою, но необходима направляющая помощь в виде плана действий, наводящих вопросов. Дети имеют средний темп чтения, неплохо ориентируются в тексте. Учащиеся третьей (27%) группы слабо владеют знаниями по теме, выявляют особенности текста, дают характеристику герою только с помощью наводящих вопросов, помощи со стороны учителя. Темп чтения низкий, речь развита слабо, плохо ориентируются в тексте.
Тема урока:
Сказки зарубежных писателей. Х.-К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».
Тип урока:
Урок слушания.

Задачи урока:
 расширить круг чтения, вводя новые сказки зарубежных писателей;  учить сравнивать сказки Ш. Перро, В. Сутеева, Х.-К. Андерсена и народные сказки ;  учить выделять фамилию автора и заголовок, правильно называть произведение;  учить слушать и слышать художественный текст;  отрабатывать навык чтения (чтение слов, предложений и отрывков из изучаемого произведения);  учить рассказывать о героях и их поступках, высказывать свое отношение, пересказывать по плану  способствовать обогащению словарного запаса детей;
Формы организации учебной работы:
фронтальная, групповая.
Оборудование:
мультимедийная презентация; Книгочей: электронный словарь-справочник на СД 1-4 классы; выставка книг; листы для моделирования обложки, цветные карандаши; сигнальные карточки для рефлексии (кружки красного, желтого и зеленого цвета.
План урока
№ п/п Этапы урока хронометраж 1. Организация класса. 1 мин 2. Актуализация знаний учащихся. Проверка уровня начитанности и читательских умений. 3 мин 3. Работа с новым произведением. Слушание произведения. 10 мин 4. Проверка первичного восприятия. 2 мин 5. Моделирование обложки. 4 мин 6. Физкультминутка. 2 мин 7. Работа с произведением (анализ содержания, определение темы 5 мин
чтения). 8. Повторное слушание. 5 мин 9. Самостоятельная работа. 5 мин 10. Творческая работа в группах. 5 мин 11. Итог урока. Рефлексия. 3 мин
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Теоретическое обоснование I. Оргмомент. II. Проверка уровня начитанности и читательских умений. Выявление читательского опыта детей. - Сегодня мы поиграем в игру «Послушай и назови». Я буду читать, а вы должны отгадать, из какого произведения отрывок: «Задрожал Снеговик и … рассыпался. Остались на снегу только ведро, письмо и морковка». «… Вот опять старик ушел на работу, и кот ему хлеба понес. Лиса подкралась под окошко и тут же песенку запела. Три раза пропела, а петух все молчит…» «Ель растет перед дворцом, А под ней хрустальный дом; Белка в нем живет ручная, Да чудесница какая! Слушают и называют правильно произведение. Учитель предлагает детям от рывки из и зу ч е н н ы х произведений: а) В. Сутеев «Елка»; б) Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»; в) А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»; г) Ш. Перро « К р а с н а я шапочка».
Прием:
акцентное выслушивание
Познавательные

общеучебные УУД

III. Работа с новым произведением. 1. Слушание. Белка песенки поет Да орешки все грызет…» «Жила-была в одной деревне маленькая девочка, такая хорошенькая, что лучше ее и на свете не было. Мать любила ее без памяти, а бабушка – еще больше». - Сегодня я приготовила вам выставку книг. Подойдите, пожалуйста, ко мне, посмотрите внимательно на выставку. Кто хочет правильно назвать книгу? - Вы все правильно назвали автора и произведение, теперь прошу садиться. - Скажите, пожалуйста, как можно одним словом назвать эти книги? - Давайте с вами вспомним, какие бывают сказки? Все согласны с ответом? (учитель работает со схемой на доске) - Приведите примеры народных сказок. - А теперь приведите примеры авторских сказок. - Сегодня вы познакомитесь с новым произведением. Послушайте. Выходят к доске, внимательно рассматривают книги. Называют автора и название произведения. Возвращаются на свои места. Ответы детей: «сказки». Ответы детей: «сказки бывают авторские и народные». Дети приводят примеры русских народных, затем авторских сказок. Дети слушают аудиозапись сказки Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» в исполнении О. Табакова.
Познавательные

общеучебные УУД
Работа со схемой.
Познавательные

общеучебные УУД
, формирование действия сравнения
Прием:
знакомство с художественно- профессиональным исполнением (с помощью аудиозаписи),
2. Выявление первичного восприятия текста. 3.Работа со словарём – справочником «Книгочей» (электронное учебное пособие). Работа с интерактивной доской. 4. Моделирование обложки книги. - Понравилось ли вам это произведение? Чем? - Н а з о в и т е ж а н р п р о и з в е д е н и я . Докажите, что это сказка. - Может ли она относится к народным сказкам? Почему? Объясните. Читает учитель: «Литературны е (авторские) сказки писали русские и зарубежные писатели, используя сюжеты и образы народных сказок». - Приведите примеры. - Ребята, как вы думаете, что вы слушали? Самостоятельно определите жанр и тему. Покажите на модели. (Учитель работает на доске с ошибками.) - Кто скажет словами, что вы слушали? - Сравните свою модель с моделью на доске. У кого все правильно, поставьте +. Ответы детей. Ответы детей: «сказка». Ответы детей: «игрушки и животные разговаривают». Дети объясняют. Дети приводят примеры. Д е т и р а б о т а ю т с м о д е л я м и . Определяют жанр и рисуют условный знак. Ответы детей. эмоциональное и интонационное вслушивание в текст.
Познавательные

общеучебные УУД
, формирование умения делать умозаключения
Познавательные

общеучебные УУД
, формирование действия классификации
Познавательные

общеучебные УУД
, моделирование
Регулятивные УУД
, формирование действия
5. Игра с моделями. (Показывает образец.) - Что вас удивило? Какие ошибки вы заметили, исправьте. - А хотите узнать, кто написал эту сказку? - Эту сказку написал А н д е р с е н . (Показывает портрет.) Давайте все вме сте п р о и з н е с е м . Покажите на модели фамилию автора. Напишите печатными буквами слово «Андерсен». - Поставьте пальчик на фамилию автора, прочитаем – Андерсен. - А как вы думаете, какой заголовок у сказки? - Автор выбрал заголовок для сказки «Стойкий оловянный солдатик». - Покажите на модели заголовок. Напишите его печатными буквами. - А сейчас мы с вами поиграем с моделями. Покажите мне на своих моделях заголовок. Читаем хором «Стойкий оловянный солдатик». - А что я сейчас показываю? - Давайте хором прочитаем фамилию автора. Дети находят и исправляют ошибки в модели на доске. Предположения детей. Дети произносят фамилию автора. Пишут фамилию сказочника на своих моделях. Предположения детей. Дети пишут заголовок на своих моделях. Дети показывают заголовок. Читают вместе с учителем. Ответы детей. Дети читают вместе с учителем. контроля
Познавательные

общеучебные УУД
, моделирование
Познавательные

общеучебные УУД
, формирование умения делать умозаключения
IV. Закрепление 6. Физ-минутка 7. Работа с текстом и иллюстрациями. - А сейчас мы с вами немножко отдохнем.
Проведение:
Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. - Откройте страницу 122. Прочитайте. (Проверка навыка чтения молча.) - Ка к и м в ы п р ед с т а вля е т е с е б е оловянного солдатика? - Что случилось с солдатиком? - Какое путешествие он совершил? - Кто мешал солдатику? - Как заканчивается сказка? - какие чувства вызвала эта сказка? Дети читают 1 часть сказки про себя. Дети отвечают на вопросы учителя. Дети рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы учителя.
Метод
эмоциональной разрядки и физической разминки « Тряпичная кукла и солдат» (АМО)
Познавательные

общеучебные УУД
, формирование действия анализа и синтеза
пройденного. 1. Упражнения в чтении. 2. Работа в тетради. 3. Составление схематичного плана. - Внимательно рассмотрите иллюстрации в хрестоматии. Что там изображено? - Откройте страницу 129. Мы с вами поупражняемся в чтении. Кто хочет прочитать? (Проверка навыка чтения.) - Откройте тетрадь, найдите новое произведение в рабочей тетради. - Найдите первое задание и прочитайте его самостоятельно. Выполните задание самостоятельно. - Давайте проверим, как выполнили задание. (Проверка пр авильно сти выполнения задания в парах, учителем.) - Кто все сделал правильно, поставьте +. (Аналогично выполняются 2 и 3 задание). - Сейчас мы с вами составим план сказки. Давайте разделимся на группы. - Я буду читать отрывок сказки, а вы внимательно посмотрите на слайд и по ст араете сь подобрать гл а в н ы е (ключевые слова) к плану. На доске учитель из ответов детей составляет план: «игрушечный мир» - Дети читают по 1 предложению. Самостоятельная работа детей в тетрадях с последующей проверкой учителя. Дети внимательно слушают учителя, рассматривают слайды. Один ученик и з г р у п п ы д а е т о т в е т н а поставленный вопрос.
Познавательные

общеучебные УУД

Коммуникативные УУД,
работа в паре, предполагающая взаимоконтроль
Регулятивные УУД
формирование действия оценки
Коммуникативные УУД
, совместное выполнение заданий в паре или микрогруппе
V. Итог урока. Рефлексия. 1. Изготовление книжки- самоделки из работ учащихся. 2. Подведение итога урока. 3. Домашнее «путешествие» - «возвращение» - «конец». - Возьмите, пожалуйста, модели и подпишите их. Подойдите со своими моделями ко мне. - Посмотрите внимательно, подходит ли эта обложка для нашей новой книги? (Учитель демонст рирует м од е л ь обложки.) (Учитель складывает работы детей, помещает их в обложку и вместе с детьми заполняет первую страницу обложки, указывая жанр и тему, записывая фамилию автора и заглавие.) - Ребята, у нас получилась новая книга для нашей «Библиотеки развития класса». - Вернитесь на свои места. - С какими сказками работали на уроке? - Приведите примеры. -С какой сказкой вы познакомились сегодня? - Дома можно выполнить следующие задания:  Нарисовать иллюстрацию или Д е т и п од п и с ы ва ют м од е л и и подходят к учителю. Ответы детей: «не хватает фамилии автора и заголовка». Работают вместе с учителем. Ответы детей: «народными и авторскими». Ответы детей: «Стойкий оловянный солдатик» Андерсена. О т ве т ы де т е й : «н а родн ы е » и «авторские». Дети приводят свои примеры.
Познавательные

общеучебные УУД
, моделирование
Познавательные

общеучебные УУД
, формирование действия сравнения
Познавательные

общеучебные УУД

Познавательные

общеучебные УУД
, формирование действия классификация
В первом классе домашнее

задание (по желанию). 4. Рефлексия. понравившегося героя сказки;  Отгадать кроссворд. Давайте оценим сою работу на уроке с помощью метода «Светофор»: зеленый – сделал все, что смог; желтый – мог бы лучше; красный – не доволен, сделал не все. Дети оценивают свою работу на уроке.
задание не задается. Но в

данном классе для

расширения кругозора,

пополнения словарного

запаса можно дать

задание на выбор.

Регулятивные УУД
формирование действия оценки


В раздел образования