Автор: Бокова Лариса Аркадьевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МОБУ Гимназия №3 Населённый пункт: Республика Башкортостан, город Мелеуз Наименование материала: методическая разработка урока русского языка в 7 классе Тема: Анализ формулировки темы сочинения ГИА Раздел: среднее образование
УМК под ред. С. И. Львовой. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.
Урок русского языка
Тема: "Анализ формулировки темы сочинения ГИА"
Цели:
ознакомить обучающихся с содержанием задания части С2 Государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе;
повторить и систематизировать изученный в 7 классе материал по текстоведению ;
научить предтекстовому анализу высказывания на лингвистическую тему;
расширить круг знаний о жизни и творчестве А. С. Пушкина;
формировать культуру умственного труда и коммуникации обучающихся.
Задачи:
Развитие умения использовать полученные знания для решения возникающих проблем;
Знакомство с содержанием задания С2 Государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе;
Развитие умения предтекстового анализа высказывания на лингвистическую тему;
Развитие устной речи, умения аргументировать свою точку зрения;
Развитие навыков работы с текстом (использование приема ознакомительного, изучающего чтения);
Развитие внимания, логического мышления учащихся;
Расширение словарного запаса учащихся;
Развитие навыков самостоятельной работы, умения работать в малой группе, в коллективе;
Развитие навыков оценки выступления других учащихся;
Развитие навыков объективной самооценки;
Воспитание любви и интереса к родному языку.
Оборудование:
1.
Проектор
2.
Презентация к уроку
3.
Учебник
Перед урокомкласс предварительно делится на 6 групп
Ход урока
Этапы урока
Действия учителя
Действия учеников
I. Организационный
момент
Приветствует детей, проверяет готовность к уроку и отмечает
отсутствующих. Объясняет форму работы обучающихся в группах
на уроке.
Приветствуют учителя, проверяют свою
готовность к уроку. Настраиваются на урок.
II. Актуализация
знаний.
Повторение
изученного по теме
"Текстоведение"
Фронтальный опрос
- Что такое текст?
- Какими вопросами определяются тема и идея текста ?
- Одним из средств выражения авторского отношения к теме
текста является использование при его создании определенного типа
речи, имеющего свои композиционные особенности. Назовите
Отвечают на вопросы, опираясь на изученный
ранее материал.
- Текст (от лат. tekstum — ткань, сплетение,
соединение) — это речевое произведение,
характеризующееся структурной и смысловой
завершенностью. Чаще всего текст
представляет собой ряд предложений (частей),
связанных по смыслу и грамматически.
-
Тема текста определяется по вопросу: «О чем
говорится в тексте?»
Идея текста определяется по вопросам:
«Какова главная мысль текста?», «К чему
призывает автор?».
- Основными типами речи являются описание,
повествование и рассуждение.
основные типы речи.
- Какие стили речи вам известны?
- Какая речь считается выразительной?
- Чем достигается выразительность речи?
- Приведите примеры основных выразительных средств языка.
- Стили речи делятся на разговорный и
книжные: научный, официально-деловой,
публицистический, художественный.
- Выразительная речь - это речь, в
которой не только передаётся какая-
либо информация, но ярко, убедительно
выражаются мысли автора, его
чувства, переживания, оценка того, о
чём он пишет. Выразительная речь
эмоционально воздействует на
читателей и слушателей, "заражает" их
своим настроением, заставляет
почувствовать то, что переживает
автор.
- Выразительность речи достигается
всем арсеналом языковых средств:
фонетическими, лексическими,
словообразовательными,
грамматическими.
При ответе пользуются таблицей"Средства
выразительности речи" ( см. приложение)
III. Изучение нового
материала.
1. Постановка
проблемы.
Знакомит с содержанием задания С2 экзамена по русскому языку в 9
классе.
-
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
Александра Ивановича Горшкова «Выразительность – это свойство
сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать
особое внимание читателя, производить на него сильное
впечатление».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из
прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или
применяйте
цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле,
раскрывая
тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете
словами
Александра Ивановича Горшкова.
- Как вы думаете, с чего надо начать работу над сочинением?
Формулируется тема урока при помощи наводящих вопросов.
(Слайд №1)
" Анализ формулировки темы сочинения ГИА"
Слушают и следят по раздаточному материалу к
уроку.
Отвечают на вопросы.
Дают свои варианты ответа.
Формулируют цели урока.
- Надо понять, о чём говориться в
высказывании.
- Нужно проанализировать формулировку темы
сочинения.
Записывают тему урока " Анализ
формулировки темы сочинения ГИА"
2.
Постановка учебной
задачи.
Эвристическая беседа
- Почему необходимо проанализировать формулировку темы?
Отвечают на поставленные вопросы.
-
Чтобы понять основной круг вопросов, на
которые нужно ответить в сочинении.
Создание учебной
мотивации.
Тема сочинения представляет собой развёрнутое высказывание,
которое требует анализа его структуры и содержания.
Прежде всего нужно найти предмет речи и его признак.
Рассмотрим на конкретном примере.
(Слайд №2)
«Выразительность – это свойство сказанного или написанного
своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя,
производить на него сильное впечатление».
Александр Иванович
Горшков
- Найдите предмет речи в данном высказывании.
- О каком признаке ( функции) предмета речи сообщается?
(Слайд №3)
-
В каких стилях речи выразительность используется для того,
чтобы привлекать внимание и производить впечатление?
- Верно, получается, примеры для доказательства данного
утверждения будем брать из текста художественного или
публицистического стилей.
-
Ребята, вспомните, как называется оборот речи, в котором для
достижения большей художественной выразительности слово или
выражение употреблено в переносном значении?
-
Назовите тропы, которые вам уже встречались в художественных
произведениях.
- Понять, о чём надо писать. - Чтобы
определить основную мысль (идею) сочинения.
- Чтобы определить, какие аргументы
приводить в доказательство.
- Выразительность
- привлекать ...внимание, производить...
впечатление.
- Художественный и публицистический.
-
Троп - это оборот речи, в котором для
достижения большей художественной
выразительности слово или выражение
употреблено в переносном значении.
- Метафора, эпитет, гипербола, литота,
сравнение, метонимия, синекдоха,
олицетворение, перифраз, оксюморон.
3. Решение учебной
задачи.
Исследование
Найти примеры, подтверждающие высказывание Александра
Ивановича Горшкова нам поможет произведение поэта, написавшего
стихотворение "Что в имени тебе моем?"
(Слайд №4)
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальний,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я...
-
Узнали автора этих строк?
(Слайд № 5 )
- Верно, в этом году исполняется 215 лет со дня рождения великого
русского поэта.
(Слайд № 6 )
- Чем знаменательна эта дата в жизни Пушкина?
(Слайд № 7 )
(Слайд № 8 )
19 октября
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
- Найдите в данном отрывке художественно- изобразительные
Читают и слушают.
- Александр Сергеевич Пушкин.
- 19 октября 1811 года - День открытия
Императорского Лицея в Царском Селе
Находят и называют тропы ( метафора, эпитет,
гипербола, литота, сравнение, метонимия,
синекдоха, олицетворение, перифраз,
оксюморон) .
Работа в группах.
средства речи.
(Слайд № 9 )
И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его Лицея превратил.
- Найдите в данном отрывке художественно- изобразительные
средства речи.
(Слайд № 10 )
Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.
- Найдите в данном отрывке художественно- изобразительные
средства речи.
(Слайд № 11 )
Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты...
Опомнимся — но поздно! и уныло
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?
Читают.
Ищут примеры.
Обсуждают.
Рассказывают одноклассникам.
Самостоятельно оценивают правильность
ответа другой группы, аргументируя свою точку
зрения.
- Найдите в данном отрывке художественно- изобразительные
средства речи.
4. Вывод по теме
- Сделаем вывод , ответив на вопрос: зачем А.С. Пушкин использует
средства выразительности речи?
(Слайд № 12 )
Запишите вывод.
-Точно найденное, яркое, образное слово
способно воссоздать в воображении читателя
реальный предмет, вызвать искреннее
сопереживание, заставляет задуматься о
прочитанном.
IV. Домашнее задание.
Найдите в тексте по рассказу Юрия Нагибина "Зимний дуб"
примеры, которые подтверждают высказывание Александра
Ивановича Горшкова о выразительности речи.
Записывают домашнее задание.
V. Рефлексия
Подведение итогов
- Конечно, хочется , чтобы у каждого из нас были друзья, люди,
которых мы уважаем, ценим за их личностные качества. Чтобы вслед
Пушкину мы могли сказать:
(Слайд № 13 )
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
-Подведём итоги. Что нового вы узнали на уроке?
- С какими результатами пришла каждая группа "финишу"?
Выставление оценок за работу на уроке.
Поблагодарить за работу на уроке.
- Прежде, чем начать писать сочинение на
лингвистическую тему нужно понять, о чём
говориться в предлагаемом высказывании,
определить предмет речи и его признак.
Подобрать примеры из текста, которые
можно привести в качестве аргументов.
Обсуждают результативность работы на уроке .