Напоминание

Конспект урока в 5 классе по теме "Сказочная гжель"


Автор: Цыганова Татьяна Владимировна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №13"
Населённый пункт: город Нефтеюганск, Тюменская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект урока в 5 классе по теме "Сказочная гжель"
Раздел: среднее образование





Назад





Конспект урока в 5 классе

Тема урока:

«Сказочная гжель»

Цели урока:

1.
Познакомить учащихся с народным промыслом Гжель, особенностью его росписи.
2.
Научить выполнять некоторые элементы росписи.
3
.Развивать индивидуально – творческие способности учащихся.
4.
Воспитывать в детях чувство красоты. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.
5
. Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам гжельской росписи. Совершенствовать навыки работы с красками.
Задачи урока:
- формировать навыки работыв области художественной гжельской росписи. - учить создавать узоры на листах в форме народного изделия – поднос, чайник, блюдце, чашка, используя элементы гжельской росписи: цветы, листья, завитки, точки. - воспитывать интерес к истории своего народа, уважение к труду художника ДПИ, умение находить общий язык при работе в группе.
Материалы и оборудование:

Для учителя:
1. Таблица «Основные элементы Гжельской росписи»; 2. Изображения гжельских изделий; 3. Предметы народного прикладного искусства «Гжель» (тарелки,чашки, чайники ) выполненные в технике бумагопластики и расписанные под Гжель. 4. Круглые заготовки – трафареты (шаблоны посуды из бумаги) 5. Музыкальный ряд: народная музыка (фонограмма русских народных песен) 6. Презентация «Гжель»
Для обучающихся:
1. Трафареты посуды 2. Акварель синего цвета 3. Палитра 4. Круглая беличья кисть № 3 5. Плоская колонковая кисть № 4 6. Баночка с водой
План урока

1.
Организационная часть. Проверка готовности к уроку (5 мин.)
2
. Актуализация знаний (5 мин.)
3
. Теоретическая часть. Объяснение нового материала с демонстрацией гжельской росписи, презентаций. Объяснение последовательности росписи (10 мин.)
4.
Практическая работа. Самостоятельная роспись модели (20 мин.)
5.
Заключительная часть. Подведение итогов (5 мин)

Ход урока:

1.

Организационная часть

1.

Приветствие.
Добрый день! Пожалуйте гости дорогие, пожалуйте. Веселья вам да радости! Давно мы вас ждем – поджидаем, урок без вас не начинаем! У нас для каждого найдется и словечко, и местечко Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило? Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам? В тесноте – не в обиде.
Проверка готовности к уроку.
Здравствуйте, садитесь. Проверьте, пожалуйста, все ли материалы на месте? Ко всем ли пожаловала принцесса - кисточка со своими слугами – красками, подругой палитрой. Всё в порядке, все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?
Сообщение цели и темы урока
Что ж давайте по порядку: Загадаю вам загадку, кто быстрей ответ найдёт, тот первым тему нашего урока назовёт.
Загадка
Сине – голубые розы, листья, птицы, увидев вас впервые, каждый удивится. Чудо на фарфоре – синяя купель. Это называется просто роспись (Гжель)
2. Актуализация опорных знаний (5 мин.)
На прошлом уроке мы с вами познакомились с русскими народными промыслами. Ребята, скажите, пожалуйста, что такое промысел? (Это художественное ремесло, которое развивалось в разных городах и сёлах и передавалось из поколения в поколение). О каких народных промыслах мы с вами говорили на предыдущих уроках? (О Гжели, Хохломе, Городце, народных игрушках) Сегодня мы поговорим о том, что же такое народный промысел Гжель. Поговорим о гжельской росписи, и вы поработаете в творческой мастерской.
Учитель:
Сегодня у нас в гостях гжель Русская гжель, русское чудо. Посмотрите, чашки, чайники, фигурки людей, животных. Русское фарфоровое чудо! Что это за слово такое? Сегодня, ребята, наш урок посвящён «Сказочной гжели». Но расскажу я вам не сказку, а быль. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обжигали в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство своё показать, всех людей порадовать, да край свой прославить. Думали, думали и придумали! Нашли они в родной сторонушке глину белую-белую. Решили вылепить из неё посуду разную. Да такую, какой свет не видывал. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник, другой слепил
красивую вазу, а третий тарелочки чудесные. А расписывали мастера свою посуду синей краской разных оттенков. Цвет Гжели – белый фон и голубая роспись. Рисовали на посуде различные узоры: гжельские розы – цветы, листочки, завитки. Понравилась людям красивая посуда и стали называть её ласково «нежно – голубое чудо».
3. Объяснение нового материала.
Показ презентации «Гжель». (Обращаю внимание на особенности гжельской росписи) Посмотрите, какие красивые предметы создают мастера гжели. Какие же гжельские узоры своеобразные по цвету! Белые как снег, а узор голубовато – синий. Всего два цвета, а как красиво! Почти на всех из них присутствует сложный элемент росписи «гжельская роза», завиток в виде линий, цветок из дугообразных линий. Роспись производится от руки. Сюжеты: природа и времена года, сценки городской жизни, деревенский пейзаж, персонажи русских сказок. Лучшие образцы Гжельского народного творчества представлены в музеях нашей стране: в Санкт – Петербурге, Москве. Поливали из глины сделанные поделки белой эмалью и по сырой еще эмали расписывали синей краской. Затем обжигали в печах при высокой температуре, чтобы они прочными были.
Словарь:

Майолика
– это керамика, покрытая непрозрачной глазурью.
Керамика
– изделия из обожженной глины
Квасник
(с отверстием в центре)
Кумган
– сосуд, в котором подавали напитки на праздничный стол, S образный носик, кувшины похожие на птицу с округленным туловом плоским, с выгнутым носиком, ручкой-хвостом.
Изразец
– керамическая плитка (украшали печь)
Агашка
гж. Роза


Глазурь –
это тонкий стекловидный слой, которым покрывают изделие.


Керамос (греч.) - глина. Керамика – изделия из глины, полученные с помощью

обжига выше 800 градусов.
Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России – синее, синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Художество это требовало руки верной, глаза чувствительного ибо сделав и править уже было нельзя. Разрисовывали посуду травянистыми узорами да цветочными со птицами, да зверями причудливыми. В особенности хороши были древней формы сосуды –кувшины,
А
) кумганы и квасники. Похожи они на птицу с округлыми плоскими туловами на лапках- подставках с выгнутой шеей –носиком. Б) А у квасников тулово – как колесо. Квасников таких нигде больше таких не делали. В) А во кружка – «шутиха» «Напейся – не облейся» Г) изделия малой формы (игрушки –потешки) Перед вами таблица «Основные элементы гжельской росписи» Если набрать краску только на одну сторону кисти и широким круговым движением положить мазок на поверхность - получится мазок с переходом от тёмного к светлому. Такой приём росписи называют «мазок с тенями».

Физ. минутка «Гжельская роза»
Раз – два – спит цветок, три - раскрыли лепесток. Раз - сомкнулись, два - проснулись. Дружно к солнцу потянулись! По солнышку, по солнышку, дорожкой луговой. Иду по мягкой травушке, я летнею порой. (Хотьба на месте, взмахи руками) И любо мне, и весело, смотрю по сторонам, голубеньким и синеньким я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами).
4. Самостоятельная деятельность детей.
Звучит народная мелодия. Перед тем как начать практическую работу спрашиваю, что украшают гжельскими узорами (вазы, чашки, блюдца, чайные сервизы). А сейчас мы с вами тоже побываем в сказке и почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами. А теперь внимание! Сейчас у нас с вами очень важный этап работы: вы будете расписывать свои блюдца. Представьте, что вы гжельские мастера, которые должны проявить фантазию, воображение и придумать свой узор. Только сначала вспомним правила работы с кистью. 1. Кисточку держат под прямым углом к расписываемому предмету, зажав её тремя пальцами. 2. Не оставляйте кисточку в баночке с водой. 3. Не забывай прополоскать кисточку.
Учитель:

1.
Какой приём работы используют гжельские мастера? («мазок с тенями»). В чём особенность?
Ответ:
Одним движением кисти получаем мазок с оттенками. Вначале мазка на кисть нажимаем сильнее, а затем нажим уменьшаем, и в конце мазок сужается.
2.
А теперь давайте нарисуем любимый цветок гжельских мастеров. Скажите, что это за цветок? С чего начинаем его рисование?
Ответ:
с крупных деталей, например розы.
3.
Узор может состоять из одного цветка?
Ответ:
нет, нужно нарисовать ещё стебельки, листья.
4.
Как будет расположен узор?
Ответ
: в центре изделия.
5.
А зачем нужны бордюры?
Ответ:
чтобы оформить низ изделия, сделать его красочным и выразительным.
Работа с кистью
. Чтобы получить тёмный оттенок, нужно нажимать на кисть сильнее, чтобы светлый – слабее. Цвет постепенно ослабевает, переходя от синего к светлому, почти к белому, и сливается с фоном и как бы растворяется в нём. Каждый живописец работает индивидуально, имея свой стиль росписи. Узор всегда расположен в центре изделия. Концом кисти наносят штриховку, завитки.
Мазки лепестков и листьев наносят всей кистью. А теперь берём в руки волшебные кисточки и начинаем творить чудеса. В добрый путь, юные мастера Гжели! Обучающиеся украшают трафареты (чайник, сахарница, чашки) гжельской розой и декорирующими элементами. Каждая группа получает трафареты различной формы.
Стихи:
Вот они! Удивительно бледны! Мастера, скорей за дело, украшай посуду смело! Составляй такой узор, чтобы радовал он взор.
А чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, я включу вам музыку.

Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству. (Дети рисуют под музыку).

5.

Итог урока. Экспресс - выставка и анализ работ.
Заканчиваем работу. Мне очень интересно, что же у вас получилось? А теперь юные гжельские мастера ставим вашу посуду и украшаем полочку. Посмотрите, какая красивая посуда у вас получилась, как будто у настоящих гжельских мастеров, настоящее нежно – голубое чудо! У каждого получился свой, неповторимый узор. А какое блюдце больше понравилось вам и почему? (плавно и неотрывно). Производится анализ коллективных работ, при котором повторяются теоретические знания, полученные обучающимися на данном уроке.
1.
Ребята, скажите, с какой росписью вы сегодня познакомились?
2.
А как ласково называют эту роспись?
3.
Из какого материала мастера делали свои изделия?
4.
Какой цвет использовали для росписи изделий?
5.
Какие декорирующие элементы росписи применяли?
6.
Что можно расписать этой росписью?
Стих:
Чудо с синими цветами, голубыми лепестками, синими цветочками, нежными виточками.( дети выставляют свои работы и рассказывают стхи).
Молодцы ребята!
По работам видно, что вы очень старались. У вас красивые работы. Вам ребята я присваиваю звание «Народный мастер» Ваши работы будут стоять у нас в кабинете, и радовать все, кто приходит к нам в гости.
Выставляются оценки за работу на уроке.


Пословицы (на доске):
 Кистью писать – мастерство казать  На то и руки даны, чтобы даром не болтались.  Человек делом славен.  «Гжель – керамики русской колыбель».
Памятка:

1)
Соотношение частей и целого
2)
Форму предмета и элементы узора
3)
Симметрию
4)
Ассиметричное равновесие.
Этапы изготовления, изготовления глиняного изделия.
1. Заготовка глины. 2. Лепка. 3. Сушка. 4. Роспись. 5. Глазурь – это тонкий стекловидный слой, которым покрывают изделие. 6. Обжиг изделия.
Керамос (греч.) - глина. Керамика – изделия из глины, полученные с помощью

обжига выше 800 градусов.

1.
Цвет используется в гжельской росписи
(голубой )

2.
Так называют глиняные изделия, обожженные в печи
(керамика)

3.
Этот посёлок называют родиной русской керамики
(гжель)

4.
Именно они преобладают в росписи гжельской посуды
(цветы)

5.
Декоративный сосуд с кольцевидным туловом, изогнутым носиком, часто на ножках
(квасник)

6.
Это вид художественной техники, в которой используется живопись и наклеивание различных материалов
(коллаж)

7.
Он состоит из цветов
(букет)

8.
Это вид тонкой керамики
(фарфор)

9.
Сосуд похожий на квасник, но без сквозного отверстия в корпусе
( кумган )

Основы народного искусства
: основные элементы росписи, название, роза гжельская, листья и основы композиции.
Основные элементы росписи
: капельки, точки, штрихи. Этапы выполнения росписи: основы композиции, схема расположения узора


В раздел образования