Автор: Мустафина Венера Амировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Балтасинская гимназия" Балтасинского муниципального района
Населённый пункт: пгт Балтаси, Республика Татарстан
Наименование материала: Урок – раздумье
Тема: "От хорошего душа у него зацветает…"( по рассказу В.А.Осеевой "Бабка")
Раздел: среднее образование
Урок – раздумье «От хорошего душа у него зацветает…»
( по рассказу В.А.Осеевой «Бабка»)
Цель: умение анализировать текст и оценивать поступки героев, рассуждать, делать
выводы по рассказу В. Осеевой “Бабка”.
Задачи:
1.Развить умение выражать свои мысли точно и грамотно;
2.Воспитать уважительное отношение к своей семье, воспитывать чувство сопереживания
и сострадания к своим родным и близким.
Методы обучения: проблемно-поисковый, словесный.
Методические приемы: эвристическая беседа, прием «чужие туфли», прием-ассоциация,
прием «толстые и тонкие вопросы».
Педагогическая технология: развитие аналитического мышления.
Тип урока: урок внеклассного чтения, интегрированный, в форме свободной дискуссии
на морально-нравственную тематику, корректирующей эмоциональную сферу учащихся.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Используемые приёмы работы: чтение с остановками, свободная дискуссия,
Средства обучения: распечатанные тексты; сундук, предметы, обозначающие группы:
вязаные носки, варежки, безрукавка; мультимедийный проектор, экран, презентация.
Наблюдатели: родителя учащихся, учителя.
Методический комментарий к уроку литературы в 7 б классе.
Урок предназначен для учащихся 7 класса. Тема урока актуальна, так как эмоциональные
переживания в подростковом возрасте проявляются наиболее ярко. Именно в этом
возрасте закладываются основные общечеловеческие ценности: сочувствие, милосердие,
уважение к старшим, забота о слабых, немощных людях.
Рассказ действительно многому учит. В.Осеева показывает лицемерие родителей и
влияние их примера на поведение ребенка. Собственным примером родители, показывая
недоброжелательное отношение к старому человеку, могли воспитать и в сыне ,
отношение к ним в старости. Ведь, как известно, дети - зеркало родителей. И только
благодаря товарищу ситуация изменилась в лучшую сторону.
В рассказе прослеживаются отношения в семье, писательница дает нам понять, что
недопонимания в семье не должно быть.
Урок формирует нравственные ценности подростков и корректирует их эмоциональную
сферу. Проблемы в семье, ссоры всегда были и будут, но, прочитав этот рассказ, каждый
сделает для себя необходимые выводы.
В результате анализа текста дети приходят к выводу, что нельзя относиться к бабушкам,
дедушкам потребительски, нельзя быть ханжой, а нужно, наоборот, всячески помогать,
перенимать их мудрый жизненный опыт. Понимая, что всё вокруг имеет сердце, душу,
человек станет бережнее относиться к окружающему его живому и неживому миру.
Урок может быть проведёт в традиционной форме или в форме интегрированного урока с
привлечением учащихся разных классов (в данном случае 5-8 -ых классов) и их
родителей.
Ход урока:
I
. Этап мотивации. Вызов
- Добрый день, дорогие ребята, уважаемые родители учащихся, коллеги. Сегодня мы с
вами окажемся участниками теплого разговора, которого так иногда не хватает.
Поговорим о старших наших родителях: бабушках и дедушках.
II. Создание проблемной ситуации
Слайд 1.На фоне м/композиции «Одинокий пастух» учитель рассказывает притчу
«Старик и корзина»
- Давным-давно, в одной восточной стране, жила одна семья: отец, мать, маленький
сын и дедушка. Дедушка был очень старенький, и доставлял всем очень много хлопот,
куда больше, чем маленький ребенок.
То опрокинет на себя суп, то забудет закрыть калитку в огороде, и козы там все
вытопчут, то чуть дом не подожжет, стараясь развести огонь в очаге.
И вот жена кричит своему мужу:
— Мне это все уже страшно надоело! Этот старик уже из ума выжил! Посади его
сейчас же в корзину, отнеси подальше в лес, и оставь там!
Муж уже пошел было за корзиной, как сын сказал ему:
— Отец! Когда оставишь дедушку в лесу, то не забудь принести корзину обратно домой!
Учитель:
- Ребята , о чем пойдет сегодня наш разговор?
Предполагаемые ответы:
- О родителях, о наших бабушках, об отношениях в семье, о счастье, о дружбе.
Учитель:
- Да, конечно, о родителях наших, самых старших, о том, как несправедливы бываем мы
иногда к ним, как не ценим того, что имеем. А поможет нам в этом рассказ В.А.Осеевой
«Бабка».
- А как бы вы обозначили тему нашего разговора?
Предполагаемые ответы:
- Доброе отношение. Семья и я. Бережное отношение к родителям и их родителям.
Учитель:
- Да, вы правы. Собрав все ваши высказывания, обозначим тему словами, взятыми из
самого текста «От хорошего душа у него зацветает…»
Слайд 2./появляется тема урока «От хорошего душа у него зацветает…» ( по рассказу
В.А.Осеевой «Бабка»)/
-Ребята, а какую цель мы можем поставить? Что мы для себя должны разрешить сегодня?
-Оценить поступки Борьки, родителей для того, чтобы в будущем не делать подобных
ошибок.
III. Этап осмысления.
Учитель:
- Итак, ребята, на все вопросы мы постараемся ответить, разобраться в поступках, словах
героев, а поможет нам в этом писатель Валентина Осеева. Итак, В.Осеева родилась 28
апреля 1902 года в Киеве. В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже
поступила на актерский факультет Института им.Н.В.Лысенко в Киеве. Однако все
изменил переезд семьи в Москву, а затем в Солнечногорск.
В 21 год юная Валя Осеева, придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей,
поняла, что ее настоящее призвание воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала
воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. Работая
воспитательницей в детских учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят сказки,
сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми.
Рассказы детской писательницы стали своеобразным сводом моральных законов, которые
должны быть в основе отношений между людьми и нарушение которых недопустимо.
Разрешите зачитать начало рассказа «Бабка»:
«….Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом.
-Всю квартиру собой заполонила!..» – ворчал Борькин отец.
А мать робко возражала ему:
-Старый человек... Куда же ей деться?
-Зажилась на свете... – вздыхал отец. – В инвалидном доме ей место – вот где!»
Все в доме, не исключая и Борьки, смотрели на бабку как на совершенно лишнего
человека.»
Таким образом, из начала данного рассказа мы можем понять, кто являются основными
героями.
А теперь прошу обратить внимание на предмет, который занимает немаловажное место в
рассказе - это
Сундук
- О чем вам говорит данный предмет? Для чего он предназначен? Назовите свои
ассоциации, связанные с предназначением данного предмета.
Предполагаемые ответы:
- Для хранения вещей, одежды, платков, мыла, материи.
Учитель:
- Да, вы правы. Но никак не для сна. Правда, ведь?
/Открывается сундук, вынимаются предметы: один из представителей группы берет по
одному предмету:
Варежки Носки Безрукавка
БОРЬКА ЗЯТЬ ДОЧЬ
1.Прием «чужие туфли».
Учитель:
Первое, что вам предстоит: рассказать о себе, о своем месте в доме, о роде занятий.
Помните, что вам нужно говорить от лица того героя, чей предмет оказался вашей группе,
т.е. бабкой, Борькой, родителями.
Предполагаемые ответы:
Борька: - Я учусь в школе, всегда груб с бабушкой, называя ее бабкой. Учу ее буквам, но у
нее никак не получается запомнить, как пишется буква «Ш».
Дочь: - Я работаю, практически не занимаюсь домом, сыном, даю указания матери, уходя
на работу.
Зять: - Я работаю, груб, всегда недоволен тещей, потому что галоши мои всегда не на
месте, бабка моет и убирает, балует сына.
2.Прием «Толстые и тонкие вопросы»
Учитель:
- А сейчас нужно задать вопросы , обращенные к бабке, Борьке, родителям, отвечая от
имени этих героев строго по тексту.
Предполагаемые вопросы:
- Бабка, как ты могла терпеть? Почему все не бросила и не уехала?
- Бабка, удобно ли тебе было спать на сундуке?
- Для чего ты научиться читать и писать?
- Борька, почему же ты так неуважительно относился к своей бабушке?
- Борька, почему ты выбежал из дому, когда умерла твоя бабушка?
- Родители, что вас остановило не сдать бабку в престарелый дом?
- Дочь, как ты могла быть такой равнодушной к своей матери?
4. Подберите прилагательные, описывающие качества этих героев.
Предполагаемые ответы:
Доброжелательная, честная, трудолюбивая, заботливая, хозяйственная, рановстающая,
мудрая.
Учитель:
- В чем мудрость бабки?
Ученица зачитывает афоризмы из текста.
Слово учителя:
-После посещения товарища Борька стал уважительнее относиться к бабушке. Продолжал
учить ее грамоте, внимательно вглядывался в ее лицо, больше узнавал о ее жизни.
- Как Борька стал относиться к своим родителям?
Предполагаемые ответы:
Он стал делать замечания родителям, говоря, что они несправедливы к бабушке.
-Тот ли Борька перед нами, который был в начале рассказа?
Предполагаемые ответы:
- Не тот.
Лучшие качества бабушки, как зернышки, постепенно прорастают в душе
мальчика.
-А когда к Борьке пришло полное прозрение?
Предполагаемые ответы:
- После смерти бабушки.
Слово учителя: Умерла бабка перед майским праздником. Умерла одна, сидя в кресле с
вязаньем в руках: лежал на коленях недоконченный носок, на полу - клубок ниток. Ждала,
видно, Борьку. Стоял на столе готовый прибор. Но обедать Борька не стал. Он долго
глядел на мертвую бабку и вдруг опрометью бросился из комнаты. Бегал по улицам и
боялся вернуться домой. А когда осторожно открыл дверь, отец и мать были уже дома.
Бабка, наряженная, как для гостей, - в белой кофте с красными полосками, лежала на
столе.
-Почему Борька так расстроился, увидев содержимое заветной бабкиной шкатулки?
Предполагаемые ответы:
-В ней лежали связанные и сшитые бабкой вещи для родных. Все это было аккуратно
сложено и подписано с большой любовью.
«В нем были теплые варежки для Борьки, носки для зятя и безрукавка для дочери. За ними
следовала вышитая рубашка из старинного выцветшего шелка – тоже для Борьки. В
самом углу лежал пакетик с леденцами, перевязанный красной ленточкой. На пакетике
что- то было написано большими печатными буквами. Отец повертел его в руках,
прищурился и громко прочел:
– «Внуку моему Борюшке».
Учитель:
- Ребята, а когда человеку плохо на душе, куда он идет?
Предполагаемые ответы:
-К близким людям.
Учитель:
А куда идет Борька к дому или от дома?
Предполагаемые ответы:
-От дома вдоль чужого забора, растерянно смотрит на свой дом.
Учитель:
- Почему?
Предполагаемые ответы:
-Потому что родители не поняли Борьку, жалко бабку.
Учитель:
-Как вы понимаете одно из предложений заключительной части? Послушайте, я его
прочитаю.
“
Домой он пришёл поздно вечером; глаза у него распухли от слёз, к коленкам пристала
свежая глина”.
- Что автор хотел сказать нам этой строкой? Когда человек встаёт на колени со слезами на
глазах?
Предполагаемые ответы:
-Когда просит прощения.
Учитель:
-У кого просит прощение Борька?
Предполагаемые ответы:
-У бабки.
Учитель:
-Почему же всё равно так горько и больно Борьке?
Предполагаемые ответы:
Его прощение запоздалое; не получает прощения от бабки.
Учитель:
- А как вы думаете, любил ли Борька свою бабушку?
Предполагаемые ответы:
-Любил где-то глубоко в душе, живя с мыслью, что бабушка будет всегда и можно её
обижать и не спешить просить прощение.
«Домой он пришел поздно вечером; глаза у него распухли от слез, к коленкам пристала
свежая глина.
Бабкин пакетик он положил к себе под подушку и, закрывшись с головой одеялом,
подумал: «Не придет утром бабка!»
IV. Этап рефлексии.
Учитель:
-Как вы думаете, какие выводы сделал Борька после смерти бабушки?
Предполагаемые ответы:
- Нравственно вырос, сердечное прозрение, просветление мысли
Учитель:
-А если бы Борька не изменился, какая старость могла бы ожидать его родителей?
Предполагаемые ответы:
- Та же, что и у бабки.
Слово учителя:
IIV. Домашнее задание.
Написать письмо герою, в чьей группе сегодня работали.
Слово учителя: /Слайды 3-8/.
- Дорогие ребята, самая главная школа – это жизнь. Она многое прощает, где-то
наказывает, заставляя делать самому работу над ошибками, но самое главное нужно
помнить, оставаться чистым перед совей совестью, перед своими родителями, старшими
родителями.
И пусть место, называемое Домом для престарелых, никогда не станет для нас решением
проблем, касаемо наших родителей.
А я сегодня хочу поблагодарить В.Осееву за то, что она еще раз заставила нас всех
вспомнить наши корни, истоки. А мне вспомнить мою бабушку, милую , добрую,
всепрощающую, с ее морщинистыми, такими мягкими руками. Спасибо, тебе, абика, за
всё.