Напоминание

"От хорошего душа у него зацветает…"( по рассказу В.А.Осеевой "Бабка")


Автор: Мустафина Венера Амировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Балтасинская гимназия" Балтасинского муниципального района
Населённый пункт: пгт Балтаси, Республика Татарстан
Наименование материала: Урок – раздумье
Тема: "От хорошего душа у него зацветает…"( по рассказу В.А.Осеевой "Бабка")
Раздел: среднее образование





Назад




Урок – раздумье «От хорошего душа у него зацветает…»

( по рассказу В.А.Осеевой «Бабка»)

Цель: умение анализировать текст и оценивать поступки героев, рассуждать, делать

выводы по рассказу В. Осеевой “Бабка”.

Задачи:

1.Развить умение выражать свои мысли точно и грамотно;

2.Воспитать уважительное отношение к своей семье, воспитывать чувство сопереживания

и сострадания к своим родным и близким.

Методы обучения: проблемно-поисковый, словесный.

Методические приемы: эвристическая беседа, прием «чужие туфли», прием-ассоциация,

прием «толстые и тонкие вопросы».

Педагогическая технология: развитие аналитического мышления.

Тип урока: урок внеклассного чтения, интегрированный, в форме свободной дискуссии

на морально-нравственную тематику, корректирующей эмоциональную сферу учащихся.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Используемые приёмы работы: чтение с остановками, свободная дискуссия,

Средства обучения: распечатанные тексты; сундук, предметы, обозначающие группы:

вязаные носки, варежки, безрукавка; мультимедийный проектор, экран, презентация.

Наблюдатели: родителя учащихся, учителя.

Методический комментарий к уроку литературы в 7 б классе.

Урок предназначен для учащихся 7 класса. Тема урока актуальна, так как эмоциональные

переживания в подростковом возрасте проявляются наиболее ярко. Именно в этом

возрасте закладываются основные общечеловеческие ценности: сочувствие, милосердие,

уважение к старшим, забота о слабых, немощных людях.

Рассказ действительно многому учит. В.Осеева показывает лицемерие родителей и

влияние их примера на поведение ребенка. Собственным примером родители, показывая

недоброжелательное отношение к старому человеку, могли воспитать и в сыне ,

отношение к ним в старости. Ведь, как известно, дети - зеркало родителей. И только

благодаря товарищу ситуация изменилась в лучшую сторону.

В рассказе прослеживаются отношения в семье, писательница дает нам понять, что

недопонимания в семье не должно быть.

Урок формирует нравственные ценности подростков и корректирует их эмоциональную

сферу. Проблемы в семье, ссоры всегда были и будут, но, прочитав этот рассказ, каждый

сделает для себя необходимые выводы.

В результате анализа текста дети приходят к выводу, что нельзя относиться к бабушкам,

дедушкам потребительски, нельзя быть ханжой, а нужно, наоборот, всячески помогать,

перенимать их мудрый жизненный опыт. Понимая, что всё вокруг имеет сердце, душу,

человек станет бережнее относиться к окружающему его живому и неживому миру.

Урок может быть проведёт в традиционной форме или в форме интегрированного урока с

привлечением учащихся разных классов (в данном случае 5-8 -ых классов) и их

родителей.

Ход урока:

I

. Этап мотивации. Вызов

- Добрый день, дорогие ребята, уважаемые родители учащихся, коллеги. Сегодня мы с

вами окажемся участниками теплого разговора, которого так иногда не хватает.

Поговорим о старших наших родителях: бабушках и дедушках.

II. Создание проблемной ситуации

Слайд 1.На фоне м/композиции «Одинокий пастух» учитель рассказывает притчу

«Старик и корзина»

- Давным-давно, в одной восточной стране, жила одна семья: отец, мать, маленький

сын и дедушка. Дедушка был очень старенький, и доставлял всем очень много хлопот,

куда больше, чем маленький ребенок.

То опрокинет на себя суп, то забудет закрыть калитку в огороде, и козы там все

вытопчут, то чуть дом не подожжет, стараясь развести огонь в очаге.

И вот жена кричит своему мужу:

— Мне это все уже страшно надоело! Этот старик уже из ума выжил! Посади его

сейчас же в корзину, отнеси подальше в лес, и оставь там!

Муж уже пошел было за корзиной, как сын сказал ему:

— Отец! Когда оставишь дедушку в лесу, то не забудь принести корзину обратно домой!

Учитель:

- Ребята , о чем пойдет сегодня наш разговор?

Предполагаемые ответы:

- О родителях, о наших бабушках, об отношениях в семье, о счастье, о дружбе.

Учитель:

- Да, конечно, о родителях наших, самых старших, о том, как несправедливы бываем мы

иногда к ним, как не ценим того, что имеем. А поможет нам в этом рассказ В.А.Осеевой

«Бабка».

- А как бы вы обозначили тему нашего разговора?

Предполагаемые ответы:

- Доброе отношение. Семья и я. Бережное отношение к родителям и их родителям.

Учитель:

- Да, вы правы. Собрав все ваши высказывания, обозначим тему словами, взятыми из

самого текста «От хорошего душа у него зацветает…»

Слайд 2./появляется тема урока «От хорошего душа у него зацветает…» ( по рассказу

В.А.Осеевой «Бабка»)/

-Ребята, а какую цель мы можем поставить? Что мы для себя должны разрешить сегодня?

-Оценить поступки Борьки, родителей для того, чтобы в будущем не делать подобных

ошибок.

III. Этап осмысления.

Учитель:

- Итак, ребята, на все вопросы мы постараемся ответить, разобраться в поступках, словах

героев, а поможет нам в этом писатель Валентина Осеева. Итак, В.Осеева родилась 28

апреля 1902 года в Киеве. В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже

поступила на актерский факультет Института им.Н.В.Лысенко в Киеве. Однако все

изменил переезд семьи в Москву, а затем в Солнечногорск.

В 21 год юная Валя Осеева, придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей,

поняла, что ее настоящее призвание воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала

воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. Работая

воспитательницей в детских учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят сказки,

сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми.

Рассказы детской писательницы стали своеобразным сводом моральных законов, которые

должны быть в основе отношений между людьми и нарушение которых недопустимо.

Разрешите зачитать начало рассказа «Бабка»:

«….Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом.

-Всю квартиру собой заполонила!..» – ворчал Борькин отец.

А мать робко возражала ему:

-Старый человек... Куда же ей деться?

-Зажилась на свете... – вздыхал отец. – В инвалидном доме ей место – вот где!»

Все в доме, не исключая и Борьки, смотрели на бабку как на совершенно лишнего

человека.»

Таким образом, из начала данного рассказа мы можем понять, кто являются основными

героями.

А теперь прошу обратить внимание на предмет, который занимает немаловажное место в

рассказе - это

Сундук

- О чем вам говорит данный предмет? Для чего он предназначен? Назовите свои

ассоциации, связанные с предназначением данного предмета.

Предполагаемые ответы:

- Для хранения вещей, одежды, платков, мыла, материи.

Учитель:

- Да, вы правы. Но никак не для сна. Правда, ведь?

/Открывается сундук, вынимаются предметы: один из представителей группы берет по

одному предмету:

Варежки Носки Безрукавка

БОРЬКА ЗЯТЬ ДОЧЬ

1.Прием «чужие туфли».

Учитель:

Первое, что вам предстоит: рассказать о себе, о своем месте в доме, о роде занятий.

Помните, что вам нужно говорить от лица того героя, чей предмет оказался вашей группе,

т.е. бабкой, Борькой, родителями.

Предполагаемые ответы:

Борька: - Я учусь в школе, всегда груб с бабушкой, называя ее бабкой. Учу ее буквам, но у

нее никак не получается запомнить, как пишется буква «Ш».

Дочь: - Я работаю, практически не занимаюсь домом, сыном, даю указания матери, уходя

на работу.

Зять: - Я работаю, груб, всегда недоволен тещей, потому что галоши мои всегда не на

месте, бабка моет и убирает, балует сына.

2.Прием «Толстые и тонкие вопросы»

Учитель:

- А сейчас нужно задать вопросы , обращенные к бабке, Борьке, родителям, отвечая от

имени этих героев строго по тексту.

Предполагаемые вопросы:

- Бабка, как ты могла терпеть? Почему все не бросила и не уехала?

- Бабка, удобно ли тебе было спать на сундуке?

- Для чего ты научиться читать и писать?

- Борька, почему же ты так неуважительно относился к своей бабушке?

- Борька, почему ты выбежал из дому, когда умерла твоя бабушка?

- Родители, что вас остановило не сдать бабку в престарелый дом?

- Дочь, как ты могла быть такой равнодушной к своей матери?

4. Подберите прилагательные, описывающие качества этих героев.

Предполагаемые ответы:

Доброжелательная, честная, трудолюбивая, заботливая, хозяйственная, рановстающая,

мудрая.

Учитель:

- В чем мудрость бабки?

Ученица зачитывает афоризмы из текста.

Слово учителя:

-После посещения товарища Борька стал уважительнее относиться к бабушке. Продолжал

учить ее грамоте, внимательно вглядывался в ее лицо, больше узнавал о ее жизни.

- Как Борька стал относиться к своим родителям?

Предполагаемые ответы:

Он стал делать замечания родителям, говоря, что они несправедливы к бабушке.

-Тот ли Борька перед нами, который был в начале рассказа?

Предполагаемые ответы:

- Не тот.

Лучшие качества бабушки, как зернышки, постепенно прорастают в душе

мальчика.

-А когда к Борьке пришло полное прозрение?

Предполагаемые ответы:

- После смерти бабушки.

Слово учителя: Умерла бабка перед майским праздником. Умерла одна, сидя в кресле с

вязаньем в руках: лежал на коленях недоконченный носок, на полу - клубок ниток. Ждала,

видно, Борьку. Стоял на столе готовый прибор. Но обедать Борька не стал. Он долго

глядел на мертвую бабку и вдруг опрометью бросился из комнаты. Бегал по улицам и

боялся вернуться домой. А когда осторожно открыл дверь, отец и мать были уже дома.

Бабка, наряженная, как для гостей, - в белой кофте с красными полосками, лежала на

столе.

-Почему Борька так расстроился, увидев содержимое заветной бабкиной шкатулки?

Предполагаемые ответы:

-В ней лежали связанные и сшитые бабкой вещи для родных. Все это было аккуратно

сложено и подписано с большой любовью.

«В нем были теплые варежки для Борьки, носки для зятя и безрукавка для дочери. За ними

следовала вышитая рубашка из старинного выцветшего шелка – тоже для Борьки. В

самом углу лежал пакетик с леденцами, перевязанный красной ленточкой. На пакетике

что- то было написано большими печатными буквами. Отец повертел его в руках,

прищурился и громко прочел:

– «Внуку моему Борюшке».

Учитель:

- Ребята, а когда человеку плохо на душе, куда он идет?

Предполагаемые ответы:

-К близким людям.

Учитель:

А куда идет Борька к дому или от дома?

Предполагаемые ответы:

-От дома вдоль чужого забора, растерянно смотрит на свой дом.

Учитель:

- Почему?

Предполагаемые ответы:

-Потому что родители не поняли Борьку, жалко бабку.

Учитель:

-Как вы понимаете одно из предложений заключительной части? Послушайте, я его

прочитаю.

Домой он пришёл поздно вечером; глаза у него распухли от слёз, к коленкам пристала

свежая глина”.

- Что автор хотел сказать нам этой строкой? Когда человек встаёт на колени со слезами на

глазах?

Предполагаемые ответы:

-Когда просит прощения.

Учитель:

-У кого просит прощение Борька?

Предполагаемые ответы:

-У бабки.

Учитель:

-Почему же всё равно так горько и больно Борьке?

Предполагаемые ответы:

Его прощение запоздалое; не получает прощения от бабки.

Учитель:

- А как вы думаете, любил ли Борька свою бабушку?

Предполагаемые ответы:

-Любил где-то глубоко в душе, живя с мыслью, что бабушка будет всегда и можно её

обижать и не спешить просить прощение.

«Домой он пришел поздно вечером; глаза у него распухли от слез, к коленкам пристала

свежая глина.

Бабкин пакетик он положил к себе под подушку и, закрывшись с головой одеялом,

подумал: «Не придет утром бабка!»

IV. Этап рефлексии.

Учитель:

-Как вы думаете, какие выводы сделал Борька после смерти бабушки?

Предполагаемые ответы:

- Нравственно вырос, сердечное прозрение, просветление мысли

Учитель:

-А если бы Борька не изменился, какая старость могла бы ожидать его родителей?

Предполагаемые ответы:

- Та же, что и у бабки.

Слово учителя:

IIV. Домашнее задание.

Написать письмо герою, в чьей группе сегодня работали.

Слово учителя: /Слайды 3-8/.

- Дорогие ребята, самая главная школа – это жизнь. Она многое прощает, где-то

наказывает, заставляя делать самому работу над ошибками, но самое главное нужно

помнить, оставаться чистым перед совей совестью, перед своими родителями, старшими

родителями.

И пусть место, называемое Домом для престарелых, никогда не станет для нас решением

проблем, касаемо наших родителей.

А я сегодня хочу поблагодарить В.Осееву за то, что она еще раз заставила нас всех

вспомнить наши корни, истоки. А мне вспомнить мою бабушку, милую , добрую,

всепрощающую, с ее морщинистыми, такими мягкими руками. Спасибо, тебе, абика, за

всё.



В раздел образования